Автор: Нина Ивановна Холодова
Должность: преподаватель профессиональных дисциплин
Учебное заведение: ОГБПОУ УСК ОПО
Населённый пункт: Новоульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Применение игровых технологий в профессиональном обучении обучающихся с ОВЗ
Раздел: среднее профессиональное
Областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
Ульяновский строительный колледж
Авторская работа
по теме:
«Применение игровых технологий в профессиональном
обучении обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья».
Выполнила преподаватель
профессиональных дисциплин
Холодова Нина Ивановна
Новольяновск 2020
1
Оглавление
Стр.
I.Теоретическая часть
1.1.Игра как метод обучения 6
1.2.Игра как средство формирования творческого потенциала будущих
специалистов 10
1.3.Разновидности игр, применяемых в педагогических технология 15
II. Практическая часть 21
2.1Методическая разработка учебного занятия
с применением игровых технологий
Заключение 36
Используемая литература 37
2
Введение
В ФГОС СПО нового поколения отмечается, что «…образовательное
учебное
заведение
должно
предусматривать
в
целях
реализации
компетентностного
подхода
использование
в
образовательном
процессе
активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций,
деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных
тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для
формирования
и
развития
общих
и
профессиональных
компетенций
обучающихся».
Получение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых
условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в
жизни
общества,
эффективной
самореализации
в
различных
видах
профессиональной и социальной деятельности.
Важным компонентом в их
обучении
является
создание
условий
для
адаптации
обучающихся
с
ограниченными возможностями здоровья в учебной группе,
организация
учебных занятий, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием
интерактивных
форм
деятельности,
организация
внеклассной
работы,
направленной на раскрытие творческого потенциала каждого обучающегося,
реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни группы,
образовательного учреждения, а также использование адекватных возможностям
обучающихся способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и
внеучебной деятельности.
Применение игровых технологий в профессиональном обучении детей с
ограниченными возможностями здоровья дает возможность включать
в
образовательный процесс
коррекционно-развивающие игры и упражнения,
создавать благоприятную атмосферу, положительные эмоциональные ситуации,
комфортность, раскрепощенность на уроке, работать в команде, работать в форме
соревнования.
3
Учить играя,- оспаривать эту заповедь не станет никто. Обучающиеся с
удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в
условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть
быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания,
соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под
влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней.
Используемые
мной
способы
развития
познавательного
интереса
у
обучающихся
в
процессе
обучения
направлены
на
коррекцию уровня
интеллектуального и личностно-профессионального развития, воспитанности,
обучаемости, профессиональной мотивации, профессиональной мобильности,
адаптации к новым условиям, межличностных отношений.
Игровые
технологии
формируют
у
обучающихся
профессиональные
компетенции и такие личностные компетенции как: отношение с окружающими,
речь,
установление
контакта,
неконфликтность,
уравновешенность,
стрессоустойчивость, самоконтроль, способность регулировать свое поведение,
уверенность в себе, умение убеждать, умение управлять своим временем.
Результаты
мониторингов
качества
знаний
и
успеваемости,
психологического тестирования, анкетирования обучающихся позволяют
отследить изменения в развитии их профессиональных и личностных качеств,
определить
учебную мотивацию, зону ближайшего развития, наметить пути,
способы коррекции и развития общеучебных знаний и практических навыков,
мотивации
к
получению
знаний,
познавательной
активности,
самостоятельности
студентов,
профессиональной
направленности
и
профессионально
значимых
качеств,
учитывая
прогностический
элемент
подготовки подрастающего поколения к дальнейшей самостоятельной жизни.
4
I.Теоретическая часть
1.1.Игра как метод обучения
Игра является одним из действенных методов активизации познавательной
деятельности студентов.
Игра – это интерактивный метод, который позволяет обучаться на
собственном опыте путем специально организованного и регулируемого
«проживания» жизненных и профессиональных ситуаций.
Значение игры
невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями,
феномен игры заключается в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она
способна перерасти в процесс обучения и воспитания, в творчество, в процесс
познания, приобретения навыков.
Понятие
"игровые
педагогические
технологии"
включает
достаточно
обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в
форме различных педагогических игр.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий
происходит по следующим основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой
задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства;
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который
переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым
результатом.
Игра - школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих
отношений. Но от обычных учебных заведений она отличается тем, что человек,
обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учится. В обычном
обучении нетрудно указать источник знаний. Это - преподаватель - лицо
обучающее. Процесс обучения может вестись в форме монолога (преподаватель
объясняет, обучающий слушает) и в форме диалога (либо обучающий задает
5
вопрос преподавателю, если он чего-то не понял и в состоянии свое понимание
зафиксировать, либо преподаватель опрашивает обучающих с целью контроля). В
игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс
обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в
результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво.
Игра большей частью добровольна и желанна.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание
элементов игры и учение во многом зависят от понимания преподавателем
функций игровых технологий. Функция игры - ее разнообразная полезность. У
каждого вида игры своя полезность. Игра выполняет следующие функции:
-развлекательную,
-коммуникативную,
-функцию самореализации,
-межнациональной коммуникации.
В структуру игры как деятельности входят: целеполагание, планирование,
реализация цели, анализ результатов. Игровая деятельность используется в
следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы
профессионального модуля;
- как элементы более обширной технологии;
- в качестве урока или его части;
- как технологии внеаудиторной самостоятельной работы.
Основные принципы организации игры:
отсутствие принуждения любой формы при вовлечении обучающихся
в игру;
принцип развития игровой динамики;
принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных
чувств обучающихся);
6
принцип
взаимосвязи
игровой
и
неигровой
деятельности;
для
преподавателей важен перенос основного смысла игровых действий в реальный
жизненный опыт обучающихся;
принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам;
логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением
разнообразного содержания игровых заданий и правил.:
от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания - к игровой
инициативе, от локальных игр - к играм-комплексам, от возрастных игр - к
безвозрастным, "вечным".
Безусловно
одно
-
воспитательная,
образовательная
ценность
интеллектуальных игр зависит от участия в них преподавателей.
Перед преподавателем стоят задачи:
опираться на достижения предыдущего возраста;
стремиться мобилизовать потенциальные возможности конкретного
возраста;
подготовить
"почву"
для
последующего
возраста,
т.
е.
ориентироваться не только на наличный уровень, но и на зону ближайшего
развития мотивов к профессиональному обучению.
Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил.
Предварительная подготовка: необходимо обсудить круг вопросов и форму
проведения,
должны
быть
заранее
распределены
роли,
это
стимулирует
познавательную деятельность обучающихся.
Обязательные атрибуты игры: ноутбук, проектор,
экран, карточки с
заданиями, презентация, листы бумаги, маркеры, ручки, оформление кабинета ,
соответствующая
перестановка
мебели,
что
создает
новизну
эффект
неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.
Обязательная констатация результата игры, компетентное жюри.
Обязательны игровые моменты необучающего характера (спеть серенаду,
прочитать стихи, игра со зрителями т. п.) для переключения внимания и снятия
напряжения.
7
Главное - уважение к личности обучающегося, не убить интерес к работе, а
стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих
силах.
Конфуций писал: "Учитель и ученик растут вместе". Игровые формы
уроков позволяют расти как обучающимся, так и педагогу.
8
1.2.Игра как средство формирования творческого потенциала
будущих специалистов
Развитие творческого потенциала обучаемых можно отнести к одной из
наиболее актуальных задач педагогики. Л.С. Выготский формулировал эту
задачу так: «Жизнь - это система творчества, постоянного напряжения и
преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения».
Важной педагогической задачей образовательной системы является поддержка и
развитие интеллектуально-творческого потенциала обучающихся. Подготовить
будущих рабочих и специалистов к развитию творческих способностей – это
значит
избежать
трафаретности
и
ремесленничества
в
их
будущей
самостоятельной
деятельности,
способствовать
развитию
собственной
креативности обучающихся.
Своевременное
выявление
и
создание
условий
для
стимулирования
обучающихся
к
различным
видам
деятельности,
поддержка
одаренных
обучающихся являются важнейшей задачей. Чёткая и продуманная организация
образовательного процесса оказывает на них существенное воспитательное
влияние, способствует формированию творческого потенциала будущих рабочих
и специалистов.
Важным условием развития творческих способностей является содержание
программного материала, демонстрирующего различные аспекты человеческой
индивидуальности.
В
образовательный
процесс,
включены
диалогические,
дискуссионные формы работы, содействующие раскрытию индивидуальности,
формированию профессиональных навыков личности, расширению арсенала
мыслительной техники, богатству эмоционально-чувствительного мира.
На сегодняшний день задача формирования готовности обучающихся к
развитию творческих способностей является актуальной для преподавателей и
мастеров производственного обучения и осознается значимым компонентом их
профессиональной
компетентности.
Приоритетным
направлением
работы
преподавателей и мастеров производственного обучения является создание
9
условий для саморазвития и самореализации учащихся, раскрытия их творческого
потенциала, обеспечивающего способность принимать нестандартные решения,
созидательную деятельность, успешное продвижение в профессиональной и иной
сфере деятельности.
Организация
профессионального
обучения
базируется
на
основных
принципах обучения:
обучение на уровне требований передовой техники производства;
обучение на основе производительного труда;
наглядность обучения;
систематичность и последовательность в обучении;
доступность
и
посильность
обучения,
учет
возрастных
и
индивидуальных особенностей обучаемых;
прочность усвоения знаний и навыков.
В условиях рыночной экономики необходимы специалисты, мобильно
реагирующие на освоение новых технологий, быстро адаптирующиеся в условиях
производства, способные проявлять инициативу. В связи с этим возрастает
значение использования в практическом обучении форм и методов деятельности
обучающихся,
позволяющих
формировать
творческое,
профессиональное
мышление, возможность самостоятельного применения знаний. Личностно
ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и
методов
организации
учебной
деятельности,
позволяющих
раскрывать
субъектный опыт обучающихся.
При этом перед педагогом встают новые задачи:
создание атмосферы заинтересованности каждого обучаемого в
работе группы;
стимулирование
обучаемых
к
высказываниям,
использованию
различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить
неправильный ответ;
10
использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего
обучающемуся выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного
содержания;
оценка
деятельности
обучающегося
не
только
по
конечному
результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;
поощрение стремления обучаемых находить свой способ решения
задачи, анализировать способы работы других обучающихся в ходе обучения,
выбирать и осваивать наиболее рациональные;
создание
педагогических
ситуаций
общения
на
занятиях
производственного
и
теоретического
обучения,
позволяющих
каждому
обучающемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в
способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения
обучаемых.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и
ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность
обучаемых.
При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую
задачу, производственное и теоретическое обучение подчиняется правилам игры,
учебный материал используется как средство для игры.
Большинству игр присущи четыре главные черты:
1.
Свободная развивающая деятельность;
2.
Творческий, очень активный характер этой деятельности;
3.
Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество,
состязательность, конкуренция;
4.
Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры,
логическую и временную последовательность ее развития.
Значение
игры
невозможно
исчерпать
и
оценить.
Игра,
являясь
развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество, в модель
типа человеческих отношений и проявлений в труде.
11
Пробуждение интереса к профессии под влиянием профессионального
обучения составляют одну из важнейших предпосылок развития творческого
потенциала обучающихся, их профессиональной направленности.
Профессиональное обучение готовит специалиста к труду в заранее
избранной им сфере деятельности и потому в первую очередь должно отвечать ее
специфике. Главное в профессиональном образовании не объем усваиваемой
информации, а умение творчески ее использовать, находить, усваивать и
применять в практической деятельности. Недаром говорят: «Творчество доступно
любому человеку, каким бы делом он не занимался» (Л. Графова).
Наиболее эффективной формой проведения учебных занятий является
применение игровых технологий, компьютерные технологии, которые позволяют
формировать творческую активность обучающихся, умение работать в группах,
способствуют развитию технологического мышления.
Для достижения наилучшего результата используется технология деловой
игры, во время которой обучающиеся не только воспринимают новый материал,
но
и
успешно
закрепляют
полученные
знания.
Включение
игры
в
профессиональном
обучении
создаёт
объективные
предпосылки
для
концентрации
внимания,
стимулирования
познавательной
активности,
совершенствования творческих способностей. Правильно организованная игра
обеспечивает преобладание проблемных методов, поскольку делает возможным
более полный учет индивидуальных особенностей обучающихся, повышает
управляемость учебного процесса. Для приближения деятельности обучающихся
к реальным профессиональным условиям я использую дидактические игры.
Например, на занятиях учебной практики по профессиям « Маляр строительный»
игра является иллюстрацией деятельности будущих рабочих и специалистов.
Между обучающимися группы распределяются различные роли (прораб, мастер,
рабочий, заказчик работ и т.д.).
Мастер п/о
совместно с обучающимися
выступает в роли автора, который распределяет роли, ставит задачи. В конце
урока демонстрируются лучшие работы, указываются типичные ошибки, пути
устранения, выставляются оценки.
12
Кроме профессионально важных качеств будущего специалиста, огромное
значение имеет развитие творческих способностей человека, которые и позволят
выпускникам
стать
конкурентно-способными,
быстро
адаптироваться
к
изменившимся экономическим условиям.
1.3.Разновидности игр, применяемые в педагогических технологиях.
Среди множества классификаций педагогической игры выделяются две
классификации: по характеру педагогического процесса и по игровой методике.
По характеру педагогического процесса выделяют четыре группы игр:
- обучающие, треннинговые, контролирующие и обобщающие игры;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные.
По игровой методике игры делятся на имитационные и неимитационные.
Если при проведении игры моделируется изучаемый процесс, реальность
происходящего явления или события, то такие обучающие игры относятся к
группе имитационных игр.
К неимитационным играм относятся настольные игры: ребусы,
кроссворды, шарады, лото, домино, игровые кубики и игры-состязания:
викторины, олимпиады, уроки-КВН, конкурсы и т.д.
К имитационным играм обычно относят ролевые, деловые (особенно
учебные), театрализованные игры, игровое проектирование, анализ конкретных
ситуаций. Методика подготовки и проведения игр обычно состоит из следующих
этапов: подготовительный, игровой, заключительный, анализ результатов.
Наиболее часто встречаемыми в педагогической практике являются игры:
деловые;
организационно-деятельностные;
инновационные игры.
Деловая игра (ДИ) представляет собой форму воссоздания предметного и
социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста,
13
моделирования
таких
систем
отношений,
которые
характерны
для
этой
деятельности как целого.
В деловых играх моделируются жизненные ситуации и отношения, в
рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой
проблемы и имитируется его реализация на практике.
С помощью знаковых средств (язык, речь, графики, таблицы, документы) в
деловой
игре
воспроизводится
профессиональная
обстановка,
сходная
по
основным сущностным характеристикам с реальной. Вместе с тем в деловой игре
воспроизводятся лишь типичные, обобщенные ситуации в сжатом масштабе
времени.
Деловая
игра
воссоздает
предметный
контекст-обстановку
будущей
профессиональной деятельности (условной практики) и социальный контекст, в
котором обучающийся взаимодействует с представителями других ролевых
позиций.
Таким
образом,
в
деловой
игре
реализуется
целостная
форма
коллективной учебной деятельности на целостном же объекте - на модели
условий и диалектики производства, профессиональной деятельности.
В
деловой
игре
обучающийся
выполняет
квазипрофессиональную
деятельность, сочетающую в себе учебный и профессиональный элементы.
Знания и умения усваиваются им не абстрактно, а в контексте профессии,
накладываясь на канву профессионального труда.
В контекстном обучении знания усваиваются не впрок, для будущего, а
обеспечивают игровые действия обучающегося в реальном процессе деловой
игры.
Одновременно
обучаемый
наряду
с
профессиональными
знаниями
приобретает специальную компетенцию - навыки специального взаимодействия и
управления людьми, коллегиальность, умение руководить и подчиняться,
следовательно,
ДИ
воспитывает
личностные
качества,
ускоряет
процесс
социализации.
Но эта "серьезная" профессиональная деятельность реализуется в игровой
(частично азартной) форме, что позволяет обучаемым интеллектуально и
эмоционально "раскрепоститься", проявлять творческую инициативу.
14
Моделируя или имитируя условия и динамику производства, действия и
отношения специалистов, ДИ служит средством актуализации, применения и
закрепления знаний и средством развития практического мышления.
Этот эффект достигается через взаимодействие участников игры в заданной
конкретной ситуации или системе производственных ситуаций.
В процессе игры осваиваются:
нормы профессиональных действий;
нормы
социальных
действий,
т.е.
отношений
в
коллективе
производственников.
При
этом
каждый
ее
участник
находится
в
активной
позиции,
взаимодействует с партнерами, соотнося свои интересы с партнерскими и, таким
образом, через взаимодействие с коллективом познавая себя.
Организационно-деятельностные
игры
(ОДИ)
как
особая
форма
организации
и
метод
стимулирования
коллективной
мыследеятельности,
нацеленной на решение проблем, возникли давно и широко распространились как
в сфере решения творческих задач, так и в интеллектуальных системах
управления.
Форма организационно-деятельностной игры – одна из ключевых форм,
используемых в учебно-образовательном процессе на экспериментальных и
инновационных площадках сети мыследеятельностной педагогики. Основу игр в
образовании составляют процессы работы с мыследеятельностью, то есть со всей
совокупностью процессов мышления, действия, коммуникации, понимания,
рефлексии. В игре действуют законы «здесь и теперь» – ситуация разворачивается
и решающими оказываются действия обучающегося, его воля и цели, его
мышление, а не нахватанная информация.
Сущность ОДИ в том, что эта игра представляет собой комплекс
взаимосвязанных
методик
или
техник
(мыслительно-интеллектуальных,
социально-психологических и др.), обеспечивающих логически обоснованную
смену различных видов коллективной, групповой, микрогрупповой деятельности,
15
нацеленных на создание "продукта игры" - текста, содержащего решение
поставленной или даже сформулированной в ходе самой игры проблемы.
Решение проблемы и составляет предмет этой игры.
В отличии от деловой игры, целью которой является решение актуальной
практической задачи, цель организационно-деятельностные игры - решение
теоретической или практической проблемы, заданной в рамках конкретной
ситуации. В ситуации отражаются как проблемы, так и задачи. Проблема для
своего разрешения требует построения гипотезы или теоретической концепции,
которые преобразуют проблему в задачу. Задача же - это ситуация, в которой надо
найти определенный порядок действий (алгоритм) для достижения цели, а
разработка этого алгоритма требует от участников определенных умений
(интеллектуальный, коммуникативных и организационных).
Проблемная форма организации деятельности, коммуникации, рефлексии и
процессов мыследеятельности участников оргдеятельностной игры означает, что
игроки помещены в условия, когда они не знают, что и как делать, какие они
должны
выработать
и
применить
способы
деятельности,
коммуникации,
мышления,
рефлексии,
то
есть
находятся
в
условиях
максимальной
неопределенности.
Примерами
таких
проблемных
ситуаций
является
трудоустройство молодых специалистов в условиях кризиса и общего спада
экономики, продвижение разного рода научных проектов, изменение своего
семейного положения и т.п. Что делать в такой проблемной ситуации, с чего
начать, к кому обратиться, что расценивать успехом или неудачей остается
неясным и неопределенным.
Каждая организационно-деятельностная игра, как правило, проводится в
течении пяти дней и делится на этапы:
1) самоопределения и выработки концепции заказа;
2) анализа проблемы или проблемной ситуации;
3) определения системы ценностей и целей деятельности;
4) определение условий и выбор средств осуществления деятельности;
5) построения проекта (алгоритма) деятельности.
16
Каждый
этап
по
своей
организации
и
проведению
предполагает
чередование сессий и собственно групповой (командной) работы. Это задает
ротационный характер игры. В ходе сессии участники и ведущие собираются
вместе. Игроки получают соответствующие установки и задания от ведущих.
Первая сессия также предполагает процесс группообразования или разбивки на
команды. Каждая команда состоит из 4-12 игроков, которые будут тесно
контактировать, дискутировать друг с другом в процессе создания группового
продукта.
Конструирование группового продукта - цель групповой работы, его
презентация другим командам, публичная защита проектов - цель сессии. Каждый
этап включает в себя 1-3 сессии и 1-3 групповые работы.
В ходе групповой работы команда взаимодействует со своим тренером из
числа игротехников. Последний реализует в отношении игроков следующие
действия:
организует процедуру знакомства членов команды и распределения
обязанностей между ними.
активизирует
процессы
мыследеятельности
и
коммуникации
участников посредством использования приемов брейнсторминга, групповой
дискуссии, эмоциональной и информационной поддержки игроков
управляет процессами групповой динамики
способствует поддержанию деловой атмосферы и веры участников
игры в успех их работы. Вместе с тем тренер не принимает непосредственного
участия в создании группового продукта.
Групповая работа ведется по регламенту и занимает в среднем 45-90 минут,
по истечении которых команды собираются на сессию. Здесь в ходе презентации
и обсуждения проектов организуется общая групповая дискуссия, целью которой
является оценка представленных продуктов групповой работы, нахождение в них
сильных
и
слабых
сторон,
постановке
задач
на
последующую
работу.
Продолжительность сессионной работы трудно спланировать заранее. Можно
лишь говорить об ограничении времени, отводимого командам на презентацию
17
продуктов своей деятельности (в среднем на одно выступление команде
отводится от 12-15 до 20-25 минут). Ответы на вопросы и замечания занимают
приблизительно столько же времени, но дискуссия может и затянуться, приняв
характер противостояния отдельных команд. Особенно часто это происходит в
случаях получения различными командами аналогичных заданий. Если же разные
команды параллельно решают разные задачи, полемика может быть сведена к
минимуму, а обсуждение продуктов групповой работы имеет своей целью лишь
осознание членами команд того, что они сделали, и что им еще предстоит сделать
далее. Наконец подведение итогов сессии и формулировка задач командам для
следующей групповой работы занимает еще 5-10 минут.
Последняя сессия организационно-деятельностной игры направлена на
слияние продуктов групповой деятельности, то есть наработку общего проекта
(алгоритма) деятельности, который при этом приобретает черты некоторой
универсальности.
Обучающим
или
дидактическим
моментом
организационно-
деятельностной игры выступает завершающая рефлексия.
Игровые технологии стимулируют познавательный интерес, ведь любая
учебная игра толкает на поиск ответа, ситуация успеха создаёт благоприятную
атмосферу, а результат в игре команды будет зависеть от всех участников.
Использование деловых игр в учебно-воспитательном процессе позволяет
сформировать у обучающихся:
умение находить пути решения, выработать
общую точку зрения; стремление понять и прислушаться к точке зрения других;
умение различать эмоциональное состояние соучастников и использовать это в
ходе общения; профессиональные умения в общении, интересы, позиции,
психологические качества.
Игровые
технологии
формируют
у
обучающихся
профессиональные
компетенции и такие личностные компетенции как: отношение с окружающими,
речь,
установление
контакта,
неконфликтность,
уравновешенность,
стрессоустойчивость, самоконтроль, способность регулировать свое поведение,
18
уверенность в себе, лабильность, умение убеждать, умение управлять своим
временем.
II. Практическое обоснование
Современным
обществом
востребован
человек,
способный
быстро
реагировать на изменяющиеся условия социума, осуществлять коммуникативную
деятельность, быть востребованным, профессионально-мобильным специалистом,
обладающим качеством профессиональной подготовки, адекватной требованиям
работодателей.
Использование методов игровых технологий позволяет обучающимся
видеть практическую пользу от овладения своей профессией, следствием чего
является повышение интереса к учебному процессу, исследовательской работе в
процессе “добывания знаний” и их сознательного
применения в различных
практических ситуациях, а значит, способствует возрастанию профессиональной
компетенции обучающихся, развитию их общеучебных знаний и
высокой
мотивированности.
В своей практике игровые ситуации применяю на таких уроках, как уроки-
КВН,
уроки-презентации
профессии,
урок
игра
«звездный
час»,
«урок-
конференция», «урок-диспут», «мозговая атака», урок «поле-чудес», урок
«путешествие», «интеллектуальный марафон» и т.д. Часто на уроках использую
деловые (производственные) игры; решения производственно-технических задач;
даю задания творческого характера. Тема игры сообщается обучающимся
предварительно, чтобы они могли соответствующим образом подготовиться.
Бригады
формирую
по
желанию
самих
обучающихся.
Во
главе
бригад
назначаются наиболее успевающие ребята, имеющие авторитет в группе.
Применительно
к
малярным
работам
я
использовала
в
качества
игры
производственную ситуацию по выполнения обучающихся производственного
задания (оклеивание поверхностей), распределяя ребят на бригады. Обе бригады
осуществляли оклеивание поверхностей. После выполнения работ бригадиры
определяли качество оклеенной поверхности, осуществляли функции ОТК. Затем
19
бригады решали электронный кроссворд на тему: «Дефекты обойных работ». На
основании обсуждения всех видов работ обучающиеся обеих бригад получали
оценки.
Использование деловых игр в учебно-воспитательном процессе позволяет
создать условия для формирования у обучающихся:
-умений находить пути решения, выработать общую точку зрения;
-стремление понять и прислушаться к точке зрения других;
- умений различать эмоциональное состояние соучастников и использовать
это в ходе общения;
-профессиональных
умений
в
общении,
интересы,
позиции,
психологические качества.
Игровые занятия
индивидуализируют
процесс обучения,
что даёт
возможность
каждому
участнику
демонстрировать
свой
собственный
потенциал, при этом расширяется интерес к выбранной профессии, что
позволяет наилучшим образом адаптироваться к ней в реальной практике.
На
занятиях,
где
проводится
игра,
отмечается
высокая
активизация
деятельности
учащихся.
Соревновательность
в
работе,
возможность
посовещаться, реализовать и восполнить острый дефицит времени - все эти
игровые
элементы
активизируют
учебную
деятельность
обучающихся,
формируют интерес к изучаемому материалу. Игры предполагают проблемный
характер обучения, так как возникают вопросы, на которые нужно дать ответ,
ситуации, в которых необходимо найти пути решения, что в итоге приводит к
творческому поиску. Роль педагога при этом тоже меняется. Он превращается в
руководителя познавательной деятельности обучающегося, всегда готового
прийти на помощь в случае необходимости, чтобы вместе добиться нужного
результата. Обучающийся становится не объектом, а активным субъектом
обучения, на таких уроках повышается мотивация к обучению, проявляется
интерес к предмету. В процессе решения проблемы обучающимися стараюсь
своевременно выявлять и устранять обстоятельства, которые тормозят ход
мыслительной
деятельности,
не
оказывая
на
развитие
обучающихся
20
благоприятного
воздействия.
Как
педагог,
стараюсь увлечь
обучающихся
проблемой и процессом ее исследования, используя мотивы самореализации,
соревнования, создаю максимум положительных эмоций (радость, удивление,
симпатия, успех). На занятиях проявляю терпимость к ошибкам обучающихся,
допускаемых ими при попытках найти собственное решение, а также к неумению
сформулировать, обосновать и (или) защитить свою позицию.
При работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья,
будучи априори авторитетным в их глазах, педагог может повысить их учебную
активность, если будет культивировать и подчеркивать их значимость, создавать
условия для формирования у обучающихся веру в себя, уверенность в своих
силах. Для развития творческого подхода педагогу следует не допускать
формирования
конформного
мышления,
то
есть
ориентации
на
мнение
большинства, поощрять к рискованному поведению и проявление интуиции
учеником, стимулировать стремление к самостоятельному выбору целей, задач и
средств их решения в сочетании с ответственностью за принятые решения.
Это способствует развитию социально - коммуникативных особенностей
личности, обогащению знаний создает максимально благоприятные условия для
раскрытия
и
проявления
творческих
способностей
,
выявляет
его
индивидуальность, повышает профессиональные знания обучающегося, а так же,
профессиональную компетентность самого педагога.
На своих уроках игровые ситуации включаю на всех этапах учебного
занятия, стараюсь привлекать обучающихся к анализу противоречивых явлений,
фактов, стимулирую их и к выдвижению предположений, обосновываю вместе с
ними выводы, доказательства. Учитывая, что обучающийся является основным
субъектом процесса обучения, перед педагогом встает задача созданияусловий
для формирования у обучающихся положительной настроенности к учению и
развития внутренних мотивов познавательной активности. Посмотреть на все их
глазами и соотнести то, чего им хочется с тем, что им необходимо завтра.
Следовательно,
нужно
вызвать
у
обучающихся
положительное
эмоциональное переживание, непосредственно связанное со стремлением к
21
познавательной деятельности.
Каким
же образом привести
в действие
внутренние стимулы познавательной активности обучающихся и вызвать у них
потребность в овладении знаниями?
Во многом этому способствуют дидактические игры, которые активизируют
психологические процессы деятельности учащихся: восприятие, внимание,
коммуникативность. На уроках я использую наиболее простые по подготовке и
содержанию
игры-упражнения,
но
роль
их
огромна.
Они
способствуют
формированию и развитию познавательных способностей. К таким играм-
упражнениям
относятся
кроссворды,
головоломки,
чайнворды,
ребусы,
анаграммы,
используются
при
закреплении,
проверки
качества
знаний,
приобретенных навыков, являются важной ступенькой в работе мыслительной
деятельности обучающихся.
При такой организации работы важнее всего уметь создать противоречия
между знанием и незнанием, проблемную ситуацию, с помощью которой можно
эффективно управлять вниманием обучающихся и активизировать их учебно-
познавательную деятельность. Что может быть яснее вопроса, заданного самому
себе, и значительнее, когда он волнует всех? Спрашивая – становишься
личностью. Воспитывать – не значит сокращать или упрощать образование, а
всему искать вариант и меру возрастной потребности, готовя обучающихся к
взрослой, самостоятельной жизни.
22
Областное государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Ульяновский строительный колледж
Методическая разработка урока
МДК 03.01 «Технология малярных работ»
Тема урока: «Технология оклеивания поверхности стен виниловыми обоями»
Преподаватель профессиональных дисциплин
Холодова Н.И.
23
г..Новоульяновск 2020
Оглавление
Введение 3
1.
Пояснительная записка 4
2.
Основная часть 5
3.
Приложения 12
24
Введение
МДК 01.01 Технология малярных работ относится к профессиональному циклу,
устанавливающему основные базовые знания, умения и навыки в области
отделки поверхности стен.
Целью изучения МДК является: - овладение конкретными знаниями отделки
поверхности малярными составами , обоями, необходимыми для применения в
практической деятельности, для изучения смежных дисциплин и продолжения
образования;
интеллектуального развитие студентов, формирование качеств логики и
мышления, характерных для профессиональной деятельности и необходимых для
повседневной жизни.
25
Пояснительная записка
Характеристика учебной группы
Открытый урок по МДК 01.01 «Технология малярных работ» проводится в группе
по профессии 13450 Маляр строительный, 2 курс.
Обучающиеся группы в основном с низким уровнем развития логического
мышления, слабыми навыками самостоятельной работы, низким восприятием
изучаемого материала.
Характеристика темы
В рабочей программе тема «Технология оклеивания поверхности стен
виниловыми обоями» входит в раздел
3 «Производство обойных работ» МДК
01.01 «Технология малярных работ». В этой теме обобщаются и
систематизируются знания по подготовке поверхности под оклеивание обоями,
изучаются технологические процессы оклеивания поверхности виниловыми
обоями.
Образовательными целями урока являются:
Изучение алгоритма оклеивания поверхности стен виниловыми обоями
Систематизация знаний по подготовке поверхности и применяемых
материалов к работе.
Рекомендации по изучению учебного материала.
Урок рекомендуется начать стихами:
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Предлагаю вам я тему.
С помощью создания проблемной ситуации преподаватель побуждает
обучающихся к активному восприятию материала.
Чтобы усилить познавательный интерес к теме, вызвать чувство гордости к
своей профессии, преподаватель проводит беседу о значении обойных работ, что
обои являются одним из основных материалом при отделке поверхности стен.
Цели урока:
Обучающая:
Обобщить и систематизировать знания по теме подготовительные работы при
подготовке поверхности под оклеивание обоями, о методах и приемах расчёта
потребности
материала
при
выполнении
технологических
операций,
используемом ручном инструменте. Углубить и закрепить знания по технологии
оклеивания поверхности стен обоями.
Формирование профессиональных компетенций
ПК.3.1 Выполнять подготовительные работы при производстве малярных работ.
26
ПК 3.3. Оклеивать поверхности различными материалами.
Развивающая:
Выработать навыки и умения использования полученных знаний на практике.
Научить учащихся рационально организовывать, планировать свой труд,
находить пути совершенствования операций, приемов и навыков. Формировать
исследовательские умения, практические навыки.
Формирование общих компетенций:
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения, определенных руководителем.
ОК 3
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность
за результаты своей работы.
ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
ОК
5
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
Воспитательная:
Сформировать нравственные, поведенческие качества, ответственное отношение к
труду, творческий подход к решению познавательных и практических задач.
Сформировать
у
учащихся
стремление
к
постоянному
развитию
профессиональных качеств и способностей. Сформировать способность адекватно
оценивать результаты своего труда и труда товарищей. Воспитать чувство
коллективизма и взаимопомощи.
Формирование общих компетенций:
ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
клиентами.
Методическая цель:
организация обучения с помощью электронных
образовательных ресурсов; расширение представлений о технологии обойных
работ.
Методическое обеспечение урока:
- компьютер;
- компьютерные программы;
- дидактические карточки (приложение № 1);
- презентация «Технология оклеивания поверхности стен виниловыми обоями» ;
(приложение № 2)
- плакаты по технологии малярных работ;
Метод: лекция – диалог с применением ИКТ;
Межпредметные
связи:
материаловедение,
учебная и производственная
практики.
Раздаточный материал: учебные элементы, дидактические карточки по новой
изученной теме;
Структура урока.
27
Тема Технология оклеивания поверхности стен виниловыми обоями.
1.
Организационный момент
2.
Актуализация опорных знаний.
3.
Первичное изучение нового материала
4.
Закрепление изученного материала.
5.
Домашнее задание.
6.
Подведение итогов занятия, выставление оценок.
7.
Рефлексия (приложение № 3)
Ход урока:
1.
Организационный этап (2 мин.).
Цель этапа: развитие ученического самоуправления. Быстрое включение
студентов в рабочий ритм. Сообщение темы и целей занятия.
Воспитание
ответственности за порученное дело.
Деятельность преподавателя: Преподаватель приветствует обучающихся, читает
четверостишье создаёт благоприятную обстановку для плодотворной работы на
уроке.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Предлагаю вам я тему.
Сообщает тему урока «Технология оклеивания поверхности стен
виниловыми обоями»
Деятельность обучающихся:
Включаются во взаимодействие с преподавателем и между собой. Фокусирует
внимание на предстоящей работе на уроке. Записывает дату и тему урока в
тетрадь
2.
Актуализация опорных знаний (6 мин.).
Цель этапа: актуализация опорных знаний, умений и мотивационных состояний.
Деятельность преподавателя:
Моделирование проблемных ситуаций и опрос по пройденному материалу.
-выдача дидактических карточек (приложение № 1)
Деятельность обучаюшихся:
-работа по дидактическим карточкам
Обобщение ответов обучающихся и переход к восприятию нового материала.
Логическая связь выстраивается в процессе фронтальной беседы с
обучающимися
1.
Какие инструменты применяются для подготовки поверхности ?
2.
Какие инструменты применяют при выполнении обойных работ?
3.
Перечислите технологические операции по подготовке поверхности под
оклеивание поверхности стен обоями.
28
4.
Назначение операций огрунтовка и шпатлевание?
5.
Техника нанесения грунтовки валиком.
6.
Какова зависимость между углом наклона шпателя к поверхности
и толщиной наносимого шпатлёвочного слоя?
7.
Классификация обоев по материалу
Деятельность обучающихся:
Отвечают на поставленные вопросы.
3. Первичное изучение нового материала (20 мин.)
Цель этапа: изложение нового материала.
Деятельность преподавателя:
Объясняет новый материал, с демонстрацией слайдов, (приложение 2) показом
видеофильмов, приводит примеры использования полученных знаний и умений.
Озвучивает проблему для самостоятельного решения.
Нет фантазии заказчиков предела
Только как всё будет выглядеть на деле?
Чтоб с оклейкой нам не сесть в большую лужу
Нужен профессионал, маляр нам нужен.
Чтобы было гармонично и приятно,
Чтобы всё располагалось аккуратно
Иль с порога поражало вас безмерно.
Мы сегодня алгоритм разберём примерно.
Алгоритм оклеивания поверхности стен обоями
1 расчёт необходимого количества рулонов обоев
2 выбор обоев
3 разметка поверхности
4 нарезка обоев на полотнища
5 приготовление клея
6 нанесения клеящего состав на поверхность обоев
7 нанесения клеящего состав на поверхность стен
8 наклеивание первого полотнища (удаление излишков обоев у плинтуса, и верха
стен)
9 наклеивание последующих полотнищ(удаление излишков обоев у плинтуса, и
верха стен)
1 расчёт необходимого количества рулонов обоев
а = 3 м
в = 6 м
h= 2,5м
Soк =2,25 м
2
Sд = 1,8 м
2
Обои 0,53м*10м
29
Найти необходимое количество рулонов Р
а) находим площадь поверхности стен
Sc= (3+6)*2*2,5= 45м
2
б)находим
площадь оклеиваемой поверхности
So= Sc –(Soк+ Sд)=45-(2,25+1,8) = 40,95 м2 = 41 м
2
в)находим площадь рулона
Soб= 0,53*10=5,3 м
2
г)находим необходимое количество рулонов
Р = So: Soб=41:5,3=7,73 =8 рулонов обоев
где а- ширина помещения, в- длина помещения, h –высота помещения, Soк –
площадь одного окна, Sд – площадь двери, Sс – общая площадь поверхности стен,
So – площадь оклеиваемой поверхности, Soб – площадь 1 рулона, Р –количество
рулонов.
2 выбор обоев
Параметры выбора обоев
артикул полученных обоев соответствует заказанному;
на рулонах отсутствуют следы повреждения;
номер партии (batch) и оттенка (shade) одинаков на всех рулонах одного
артикула— по качеству (фактура, возможные непрокрасы и дефекты
нанесения рисунка;
кромки должны быть ровно обрезаны; не должно быть посторонних
вкраплений и пятен),
по фактическому оттенку (обои одного артикула из одной партии должны
быть одинаковыми)
по точности стыковки рисунка (совмещать каждую следующую полосу
нужно с предыдущей, уже отрезанной).
3 разметка поверхности
Установка верхней границы обоев. Измеряем расстояние от угла стены или окна
(в ширину обоев),
с потолка с помощью уровня или отвеса наносим
вертикальную линию. С помощью отвеса определяют строго вертикальную
линию, по которой должно быть выровнено первое полотнище
4 нарезка обоев на полотнища
Полотнища обоев нарезаются таким образом, чтобы их длина была равна
расстоянию от верхней части плинтуса до отбитой нами наверху стены линии,
ограничивающей верхний край обоев, плюс 10 см на запас. При этом
горизонтальный рисунок на полотнищах должен полностью совпадать.
5 приготовление клея
В ёмкость необходимо налить количество воды указанное на упаковке.
Помешивая воду круговыми движениями, тонкой струйкой всыпать клей. Дать
настояться и развести для нужной густоты
Клей подбирают в соответствии с обоями
6 нанесения клеящего состав на поверхность обоев
30
На подготовленные к оклейке полосы обоев валиком или щёткой равномерно
наносим клей. Наносим от середины до краев обоев так, чтобы на листе обоев не
оставались бы пятна от клея. Затем обои складываем для набухания в «конверт»
Приблизительное время пропитывания обоев.
*
Тонкие бумажные
5 мин
*
Плотные бумажные 7-8 мин
*
Виниловые 8-10 мин
*
Текстильные 10 мин
7 нанесения клеящего состав на поверхность стен
Клей наносится на поверхность стены валиком, кистью равномерно распределяя
его по поверхности
8 наклеивание первого полотнища
Промазанное клеем полотно выравнивают по вертикальной линии, прижимают к
стене и приглаживают шпателями, роликами , щётками следят за тем, чтобы на
нем не было складок, морщин, пузырей и плохо приклеенных кромок. Приложите
первое полотно, держите его за два угла и приложите к верхней части стены.
Выровняйте край полотна по длине контрольной линии. Разгладьте верхнюю
часть полотна, затем разверните вторую часть.
9 наклеивание последующих полотнищ
Промазанное клеем полотно выравнивают по вертикальной линии, прижимают к
стене и приглаживают шпателями, роликами , щётками следят за тем, чтобы на
нем не было складок, морщин, пузырей и плохо приклеенных кромок. Приложите
первое полотно, держите его за два угла и приложите к верхней части стены.
Выровняйте край полотна по длине контрольной линии. Разгладьте верхнюю
часть полотна, затем разверните вторую часть.
Таблица 1. Показатели качества поверхностей, оклеенных обоями
Показатели
Отлично
Хорошо
Брак
Расположение швов
В сторону света
Против света
Просветы между
соседними полотнищами
Не допускаются
Более 0,5 мм
Складки, вздутия, пузыри
и отставшие места,
повреждение рисунка,
пятна клейстера
Не допускаются
Имеются
31
Неточное совпадение
рисунка и цветовых
тонов соседних
полотнищ
Не допускаются
Малозаметные
несовпадения
в одном- двух
случаях (не
более 0,5 мм)
Резко заметные
несовпадения
Перекос полотнищ
(отклонения по
вертикали)
Не допускаются
Не более 2мм
на каждый
метр высоты
Заметный на глаз
перекос ( более 5мм на
1м высоты)
Пропуски, наклейки
Не допускаются
Имеются
Места соединения
отдельных полотнищ при
наклеивании впритык
Малозаметны с расстояния 3 м
Заметны
трансляция презентации.
Технология оклеивания поверхности стен виниловыми обоями
Деятельность
обучающихся:
Слушают
преподавателя
и
одновременно
просматривают слайды презентации и видеофильм, конспектирование алгоритма
оклеивания поверхности стен виниловыми обоями, и расчёта необходимого
количества рулонов обоев, участие в диалоге.
4.Закрепление изученного материала (10 мин.).
Цель этапа: систематизация и обобщение знаний; проверка объема и глубины
полученных знаний.
Деятельность преподавателя:
Акцентирует внимание на основных положениях новой темы. Формулирует
практико-ориентированные вопросы, раздаёт задания каждому студенту.
1.
Каким способом наносят клей на полотнища обоев?
2.
Как выполнить разметку поверхности стен под первое полотнище?
3.
Алгоритм наклеивания обоев
4.
Технология приготовление клея
5.
Как правильно раскраивают рулон обоев на полотнища
6.
Расчёт количества рулонов обоев
7.
Какие требования предъявляют к оклеенным поверхностям
8.
Последовательность нанесение клея на поверхности стен
Деятельность обучающихся:
Отвечают
на
вопросы
преподавателя,
самостоятельно
производят
расчёт
количества рулонов обоев, работают с тестовыми заданиями (Приложение2)
Метод – совместная работа преподавателя и обучающихся с опорой на
наглядные пособия.
5.Домашнее задание (3 мин.)
32
Цель этапа: закрепление полученных знаний на занятии. Самостоятельная работа
с учебником Н.Н. Завражин стр.198-205 , учебными элементами. Аудиторная
самостоятельная работа с электронными образовательными ресурсами по данной
теме.
6. Подведение итогов занятия, выставление оценок (4 мин).
Цель этапа: выяснение усвоения полученных знаний на данном занятии;
оценивание работы группы в целом и отдельных студентов.
Рефлексия (приложение 3)
Деятельность преподавателя:
Подводит
итоги, выставляет оценки. Мобилизует студентов на рефлексию
результатов проведения занятий
Деятельность обучающихся:
Заполняют карточки рефлексии и сдают преподавателю
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тест 1. Допишите недостающие операции алгоритма оклеивания поверхности
виниловыми обоями
33
Тест № 2
1.
Рассчитать необходимое количество рулонов обоев для комнаты с
размерами
а = 4 м , в = 6 м, h= 3м
2
Soк =2,25 м
2
Sд = 1,8 м
2
Обои 0,53м*10м
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Презентация
34
Тема урока
«Оклеивание поверхностей
виниловыми обоями»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
35
1
Хочу научиться
применять
2
Понял
3
Заинтересовался
4
Прослушал
Заключение.
Нельзя человека научить
На всю жизнь
36
Его надо научить учиться
Всю жизнь
Основной целью профессионального образования на современном этапе
развития
является
подготовка
высококвалифицированного
специалиста,
конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно
владеющего своей профессией, готового к постоянному профессиональному
росту, социальной и профессиональной мобильности. Особые трудности в этом
испытывают
дети-сироты,
обучающиеся
с
ограниченными
возможностями
здоровья. Восстановление утраченных или несформированных социальных
навыков, моральных установок, повышение мотивации к обучению, обеспечение
предпосылок для профессиональной и социальной адаптации выпускника – это
основная задача педагога. Современное учебное занятие – это урок, дающий
высокий
развивающий
эффект,
потому
что
настоящее
профессиональное
образование – это собственно и есть развитие человека. Только творческий
подход преподавателя к уроку может вызвать у
об
уча
ю
щихся живой интерес к
теме, предмету, помочь им активно участвовать в учебном процессе.
Использование игровых методов в обучении формирует у обучающихся такие
необходимые для становления учебной деятельности качества, как общее
положительное
отношение
к
учебе;
желание
постоянно
расширять
свои
возможности и способности, «строить» себя в сотворчестве с педагогом и
одногруппниками, осознание способов, самоконтроля и самооценки. Выпускник
современного
профессионального
учебного
заведения,
для
того
чтобы
адаптироваться
в
окружающей
действительности,
жить
и
трудиться
в
информационном
обществе,
должен
обладать
определенными
свойствами
личности - современным научным мировоззрением;
- целостным миропониманием;
- навыками самообразования
;- иметь активную жизненную позицию.
Используемая литература.
37
1.
Беляева, А.П. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся
в профессионально-технических учебных заведениях / А.П. Беляева, Д.А,
Ставрова. - М.: Высшая школа, 1983. - 30с.
2.
Решетова, З.А. Психологические основы профессионального обучения / 3.A.
Решетова. - М.: Изд-во МГУ, 1985.-204 с.
3.
Скакун, В. А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в
средних ПТУ / В.А. Скакун. - М.: Высшая школа, 1987. - 272 с.
4.
Батышев, С.Я. Реформа профессиональной школы. Опыт, поиск, задачи,
пути развития / С.Я. Батышев. - М.: Высшая школа, 1987. - 340 с.
5.
Никитина, Н.Н. Современные педагогические теории и технологии:
Методические рекомендации.- Ульяновск: ИПК ПРО, 1999.- 36 с.
6.
Сычугова, О.А.. Профессиональная реабилитация сирот и инвалидов в
профессиональном училище. Опыт экспериментального исследования.
Серия «Федеральная программа развития образования». – М: Изд. Дом
«Новый учебник», 2003. – 80 с.
7.
Нагимова, Н.И. Теория и практика применения личностно-
ориентированных технологий обучения. Методические рекомендации. –
Ульяновск: НМЦ ПО, 2002. – 44 с.
8.
Педагогические инновации в учреждениях профессионального образования.
Материалы подготовлены под общей редакцией Фахретдиновой М.А.. –
Ульяновск: НМЦ ПО, 2005 – 36 с.
9.
Современный урок: спецификация проектирования в учреждениях
начального и среднего профессионального образования: методические
рекомендации/под ред. М.А.Фахретдиновой, Н.И.Нагимовой – Ульяновск:
УИПК ПРО, 2008. – 30 с.
38
39