Автор: Белова Людмила Николаевна
Должность: преподаватель литература
Учебное заведение: ГАПОУ КО Калужский технический колледж
Населённый пункт: Калужская область, город Калуга
Наименование материала: Статья
Тема: РОЛЬ ПЕДАГОГА И БИБЛИОТЕКАРЯ В РАЗВИТИИ ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ К КЛАССИЧЕСКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ЧТЕНИЮ
Раздел: среднее профессиональное
РОЛЬ ПЕДАГОГА И БИБЛИОТЕКАРЯ В РАЗВИТИИ ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ К
КЛАССИЧЕСКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ЧТЕНИЮ.
Белова Л.Н., преподаватель,
ГАПОУ КО ”Калужский технический
колледж”, г. Калуга
Вот уже много лет и педагоги, и родители сетуют на то, что современные дети мало читают,
Действительно, кризис чтения во всем мире достиг угрожающего размаха, и наша страна, к
сожалению, не стала исключением.
Любовь к чтению, привитая с детства, сопровождает человека на протяжении всей жизни. И
время, потраченное на чтение, непременно окупится с лихвой, потому что книга учит человека
мыслить категориями высшего порядка, адекватно оценивать ситуацию и свою роль в жизни, книга
учит человека думать и принимать решения, способствует формированию собственного, уникального
философского взгляда на мир. Для того, чтобы научить ребенка любить книги, недостаточно благих
намерений и родительских нравоучений. В первую очередь важно, чтобы мы, взрослые, сами любили
читать. Дети, которые регулярно видят в руках у близких книги, рано или поздно заинтересуются ими
безо всяких понуканий. Но часто мне в своей работе приходится сталкиваться с обучающимися,
которые не любят читать и читают очень мало. И вся дальнейшая работа по привитию любви к
чтению ложится на плечи преподавателя литературы в силу того огромного образовательного и
воспитательного значения, какое имеет наша художественная литература. Являясь, по справедливому
определению Чернышевского, «учебником жизни», литература, «насыщая идеи плотью и кровью, …
даёт им большую наглядность, большую убедительность , чем философия или наука» (М. Горький).
Вот эта-то образность, составляющая специфику художественной литературы как одного из видов
искусства, и является мощным средством огромного влияния, которое оказывает литература на
человека: на его чувство, ум и волю. Жизненная конкретность и убедительность образов
художественной литературы, картины человеческой жизни, труда и борьбы, раскрываемые
художником слова, и обусловливают мощное воздействие литературы на читателей. Поэтому
изучение художественной литературы в колледже должно быть так поставлено и проведено, чтобы
оно явилось могучим средством идейно-политического и морального воспитания учащихся,
фактором расширения и углубления их умственного кругозора и эстетического развития. В начале
каждого учебного года на первом занятии в группе я объясняю роль литературы для обучающихся,
говорю, что им предстоит жить в эпоху торжества новых технологий, новых неожиданных и смелых
научных открытий. Именно поэтому очень важно уметь сохранить духовную культуру минувшего, не
растерять бесценный творческий опыт предшествующих поколений. Вам предстоит узнать о судьбе
замечательных русских писателей и поэтов, драматургов и публицистов; перед вами предстанут их
произведения, вы услышите живой голос и войдете в их творческий мир; узнаете, как земля
Калужская вдохновляла их.
НА своих уроках я знакомлю своих учеников с высказываниями известных писателей о
книге, о литературе вообще. Например, А.М. Горький рассказывает, сколько радости давала ему
художественная литература, как она раскрывала ему глаза на мир: «Точно какие-то дивные птицы
сказок, книги... пели о том, как многообразна и богата жизнь, как дерзок человек в своём стремление
к добру и красоте…»
«Поэты,- говорит Чернышевский,- руководители людей к благодарному понятию о жизни и к
благородному образу чувств: читая их произведения, мы приучаемся отвращаться от всего пошлого и
дурного, понимать очаровательность всего доброго и прекрасного, любить все благородное; читая их,
мы сами делаемся лучше, добрее, благороднее».
Итак, во-первых, литература – это <<учебник жизни>>, как назвал её Чернышевский.
Литература обогащает наши знания о жизни.
Во-вторых, она воспитывает людей, является руководителем человека в жизни, прививая ему
высокие и благородные понятия, чувства, стремление к труду, к борьбе за свободу и счастье народа.
В то же время, являясь одним из видов искусства – искусством слова, литература развивает в
человеке чувство прекрасного, учит
его видеть и понимать красоту самой жизни и красоту
художественного слова, литературных образов, картин жизни, которые создаёт писатель.
Большое
внимание в
своей работе уделяю
индивидуальному подходу к личности
обучающихся.
Использую диагностические методики и дидактические материалы для
определения уровня развития учащихся; анализирую результаты своей деятельности и
прогнозирую дальнейшую работу по привитию любви к чтению у слабоуспевающих
учащихся. На уроках веду дифференцированную работу, предлагая разноуровневые задания
не только во время занятий, но и дома. Приведу пример домашних заданий.
Первый уровень – обязательный минимум (абсолютно понятно и посильно любому
ученику).
Второй уровень – тренировочный (выполняют ученики, которые желают хорошо
знать предмет и без особой трудности осваивают программу).
Третий уровень – творческое задание
(выполняется добровольно, стимулируется
высокой оценкой).
Задание массивом – из большого количества заданий ученик сам выбирает любое, но
не менее заранее оговоренного обязательного минимума.
Особое задание – для «особых» учащихся.
Идеальное задание –преподаватель ничего не задает, а предлагает учащимся самим
выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию.
Для привития интереса к своему предмету провожу совместно с преподавателем
истории бинарные уроки.
Ведь литература появляется в связи с распространением христианства и
появлением славянских переводов греческих богослужебных книг и толкований на Священное
Писание. Русская классическая литература сформировала то, что во всем мире известно как “великая
русская душа”. Однако духовные силы великие русские писатели черпали из богатейшего источника
литературы Древней Руси, насчитывающей семь веков существования (XI-XVII вв.). Приобщение
обучающихся к великим текстам будет способствовать не только литературному образованию, но и
образованию души.
Вместе с тем, новые стандарты общего среднего образования предъявляют требования к
формированию социально – культурных компетенций. В частности, одной из компетенций является
развитие читательских интересов учащихся.
Отсюда возникла необходимость поиска эффективных путей формирования социально –
культурных компетенций учащихся на основе читательской среды в условиях СПО.
Почему сегодня надо уделять внимание проблеме чтения? В век кино и телевиденья
происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. В
приобщении подростка к печатному слову много зависит от взрослого, в том числе от педагога.
Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать, должно
быть, интересно. А. Н. Толстой.
Учитывая актуальность рассматриваемой проблемы, мною была поставлена следующая цель
– формировать и развивать, совершенствовать интерес к чтению, читательскую самостоятельность у
учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.
Работу по формированию читательского интереса я осуществляю через уроки литературного
чтения, сотрудничество с библиотекой, клуб семейного чтения, литературные праздники, участие в
различных конкурсах.
Направления работы: Форма работы:
- основы библиографических знаний; - защита проектов чтения семьи;
- занятия в читальном зале; - составление планов чтения;
- чтение вслух; - выставка рисунков, сочинений;
- совместная творческая работа; - смотр видеофильмов;
- работа с информационной сетью; - урок Памяти;
- совместные занятия с родителями. - книга нашего детства;
- любимая книга семьи;
- наша домашняя библиотека.
Воспитать у читателей любовь к литературе, сформировать оценочные суждения о
прочитанном, вызвать интерес к новинкам литературы – вот те основные задачи, которые мы
поставили в ходе своей работы. Работая в тесном контакте с заведующей библиотекой проводим
презентации прочитанных книг, встречи с интересными людьми, обсуждения, интеллектуальные
игры, читательские конференции. К 70-летию великой Победы организовали конкурс чтецов,
сочинений, цикл лекций под общим названием «Мы помним Ваши имена», собирали материалы о
ветеранах войны, работали над проектом «Детство, опалённое войной».
Привить учащимся потребность в устных и письменных выступлениях, дать необходимые
навыки в этом увлекательном и нужном деле – одна из актуальных задач преподавателя русского
языка и литературы. В свободное от занятий время руковожу кружком «Юные журналисты». Занятия
проводятся один раз в неделю, таким образом с детьми рассматриваются 32 темы.
1.
Введение. Что такое проектная деятельность?
2.
Вилы проекта.
3.
Творческие проекты.
4.
Медиаинформационные жанры.
5.
Роды литературы.
6.
Жанры литературы.
7.
Газетные жанры.
8.
Кино, телевиденье.
9.
Заметка в газету информационного характера.
10.
Анализ заметок.
11.
Работа с газетой «Машинка».
12.
Заметка в газету на тему дискуссионного характера.
13.
Заметка с выводами и предложениями.
14.
Обсуждение.
15.
Дискуссия.
16.
Очерк.
17.
Написание очерка.
18.
Репортаж.
19.
Коллективная работа «Репортаж с места события».
20.
Интервью.
21.
Интервью с с ветеранами Великой Отечественной войны.
22.
Выпуск газеты.
23.
Творческий проект.
24.
Защита проекта.
25.
Редактирование текста.
26.
Индивидуальная работа по редактированию текстов.
27.
Читательский отзыв.
28.
Читательская конференция «Нужно ли бороться с хамством».
29.
Публицистическое выступление.
30.
Конкурс ораторов.
31.
Зачётная работа по группам. Защита проектов.
32.
Обобщение. Итоги работы.
Важность и значимость такой работы очевидна. Каждому преподавателю хочется иметь в
группе думающих, отзывчивых, внимательных друг к другу и к окружающим учеников. Я
решаю эту проблему через предложенную мной систему работы. Уроки литературного чтения,
занятия в библиотеке, внеклассные мероприятия помогают учащимся узнавать самих себя,
окружающий мир, учат общению с книгой: читать – думать, читать – чувствовать, читать –
жить.
В заключение хотелось бы вспомнить справедливые слова В.А. Сухомлинского, который
утверждал: «Атмосфера любви к книге, уважение к книге, благоговения перед книгой – в этом
заключается сущность школы и педагогического труда. В школе может быть все, но если нет
книги или книгу не любят и равнодушны к ней, это еще не школа…».
Целью внеурочной деятельности стало формирование активного читателя, владеющего
прочными навыками чтения, подготовленного к самостоятельному использованию книги в
дальнейшем обучении и обладающего высоким уровнем интереса к чтению. Такая система
работы помогла моим ученикам полюбить книгу.
Ежегодно мои обучающиеся участвуют в региональных олимпиадах по литературе, занимая
призовые места, также учащиеся нашего колледжа являются победителями и призёрами областного
конкурса чтецов «Я вхожу в мир искусства».
Надеюсь, что мой опыт как преподавателя русского языка и литературы, классного
руководителя по формированию и развитию читательского интереса учащихся будет полезен и
другим преподавателям.
Литература
1.Айзермаг Л.С. Уроки литературы как диалог // Литература в школе.2018. № 4
2. Воспитание творческого читателя: проблемы внеклассной и внешкольной работы по
литературе: Книга для учителя/ Под ред. С.В.Михалкова, Т.Д Полозовой. М.:Посвещение.2017.
3. Полушина Л.И. Организация внеклассной деятельности в условиях внедрения ФГОС. 2019.
4. Научно-методический журнал «Методист» №3 2018г