Автор: Нуртазинова Айгуль Аскаровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ "Орский машиностроительный колледж"
Населённый пункт: г. Орск Оренбургской обл.
Наименование материала: статья
Тема: " Особенности формирования графической грамотности"
Раздел: среднее профессиональное
«Особенности формирования графической грамотности»
Современное российское общество предъявляет огромные требования к
специалисту. От выпускников учреждений среднего профессионального
образования сегодня требуются умения организационно- управленческого
характера, планирование и организация работ, выбор оптимальных решений
в условиях нестандартных ситуаций и принятие ответственности за
избранное решение, умение общаться с подчиненными и коллегами. Кроме
того,
специалист
среднего
звена
должен
быть
инициативным,
конкурентоспособным, готовым к профессиональному росту, социальной и
профессиональной
мобильности.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
среднего
профессионального
образования
ориентирован на компетентностный подход к формированию выпускника
среднего
профессионального
образования.
Это
позволяет
подготовить
специалиста, способного быть востребованным профессиональной средой,
успешно адаптироваться в социальной жизни, быть полезным обществу и
государству. Обучение, основанное на компетенциях, по мнению многих
специалистов,
наиболее эффективно реализуется в форме модульных
программ.
В содержании профессионального образования именно модуль
как новая структурная единица занимает центральное место, поскольку
требования к результатам обучения формулируются как перечень видов
профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных
компетенций. Но нельзя говорить только о модульном обучении в СПО, есть
целый ряд дисциплин, направленных на формирование как общих, так и
профессиональных компетенций студентов.
«Инженерная графика» является дисциплиной профессионального
цикла и направлена на изучение техники черчения, основ начертательной
геометрии и проекционного черчения, машиностроительного, строительного
черчения,
правил
выполнения
чертежей
по
специальности,
а
также
приобретение
студентами
практических
навыков
выполнения
конструкторской
документации
в
соответствии
с
Государственными
стандартами единой системы конструкторской документации (ЕСКД).
Курс
«Инженерная
графика»
имеет
как
профессиональное,
так
образовательное значение. С одной стороны, задачей курса является
формирование у студентов знаний, умений, общих и профессиональных
компетенций,
необходимых
для
их
дальнейшей
профессиональной
деятельности: выработка способности представить по плоским изображениям
чертежа пространственную форму объекта, умение правильно понять и
успешно использовать в работе многочисленные условности чертежей.
Вместе с тем, курс способствует развитию познавательной деятельности,
выработке логического мышления, воспитанию аккуратности, стремления
довести начатое дело до конца.
Назначение
«Инженерной
графики»
в
системе
среднего
профессионального
образования
состоит
в
формировании
пространственного,
логического,
абстрактного
мышления,
творческих
качеств
личности,
наблюдательности,
внимания,
в
формировании
пространственного воображения и пространственных представлений, в
обеспечении политехнической и графической грамотности, в знакомстве с
началами проектирования и конструирования.
В нашем колледже дисциплина «Инженерная графика» изучается
студентами специальностей 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт
двигателей, систем и агрегатов автомобилей» (ТОР), 151901 «Технология
машиностроения» (ТМ),
15.02.15 «Технология металлообрабатывающего
производства» (ТМП), 150406 «Литейное производство черных и цветных
металлов»(ЛП).
В
стандартах
для
разных
специальностей
определены
требования
к
результатам изучения дисциплины
ТОР
ТМ, ТМП,ЛП
умения
Оформлять проектно-
конструкторскую,
технологическую и другую
документацию в соответствии с
действующей нормативной
базой;
Выполнять изображения,
разрезы и сечения на чертежах;
Выполнять деталирование
сборочного чертежа;
Решать графические задачи.
Выполнять графические изображения технологического
оборудования и технологических схем в ручной и
машинной графике;
Выполнять комплексные чертежи геометрических тел и
проекций точек, лежащих на поверхности в ручной и
машинной графике;
Выполнять чертежи технических деталей в ручной и
машинной графике;
Читать чертежи и схемы;
Оформлять технологическую и конструкторскую
документацию в соответствии с действующей
нормативно-технической документацией.
ТОР
ТМ ,ТМП,ЛП
знания
Основные правила построения
чертежа и схем;
Способы графического
представления пространственных
образов;
Возможности пакетов прикладных
программ компьютерной графике
в профессиональной
деятельности;
Основные положения
конструкторской,
технологической и другой
нормативной документации.
Законы, методы и приемы проекционного черчения;
Правила выполнения и чтения конструкторской и
технологической документации;
Правила
оформления
чертежей,
геометрические
построения и правила вычерчивания технических
деталей;
Способы
графического
представления
технологического
оборудования
и
выполнения
технологических схем;
Требования стандартов ЕСКД и ЕСТД к оформлению
и составлению чертежей и схем.
Есть отличия в результатах изучения, соответственно, есть различия и в
формируемых компетенциях.
На специальность «Техническое обслуживание и ремонт двигателей,
систем и агрегатов автомобилей» предусмотрено формирование пяти
профессиональных
компетенций:
Проводить
ремонт
различных
типов
двигателей в соответствии с технологической документацией; Проводить
ремонт трансмиссии, ходовой части и органов управления автомобилей в
соответствии с технологической документацией; Определять необходимость
модернизации
автотранспортного
средства;
Планировать
взаимозаменяемость узлов и агрегатов автотранспортного средства и
повышение их эксплуатационных свойств; Владеть методикой тюнинга
автомобиля.
На
специальность
«Технология
машиностроения»
и
«Технология
машиностроительного
производства»
предусмотрено
формирование
10
профессиональных
компетенций:
Использовать
конструкторскую
документацию при разработке технологических процессов изготовления
деталей; Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования;
Составлять
маршруты
изготовления
деталей
и
проектировать
технологические
операции;
Разрабатывать
и
внедрять
управляющие
программы обработки деталей; Использовать системы автоматизированного
проектирования технологических процессов обработки деталей; Планировать
и организовывать работу структурного подразделения; Руководить работой
структурного
подразделения;
Анализировать
процесс
и
результаты
деятельности подразделения;
Обеспечивать реализацию технологического
процесса по изготовлению деталей;
Проводить контроль соответствия
качества деталей требованиям технической документации.
На специальность «Литейное производство черных и цветных металлов»
формируем только одну профессиональную компетенцию: Оформлять и
читать конструкторскую и технологическую документацию.
Несмотря
на
различия,
в
содержании
Рабочих
программ
по
специальностям в разделах «Геометрическое черчение» и «Проекционное
черчение» есть совпадения. Так как, основы дисциплины студенты должны
знать независимо от специальностей. Существенные различия присутствуют
в разделе «Машиностроительное черчение», и вот в чем они заключается:
1.В наборы деталей для эскизирования преподаватели инженерной
графики подбирают детали по специальностям:
Для специальностей «Технология машиностроения»
и «Технология
машиностроительного производства» изучаются детали, обрабатываемые на
металлорежущих станках,
детализуются сборочные чертежи различных
приспособлений для металлообработки: Приспособление для фрезерования;
Приспособление для нарезки сегментных шпонок; Кондуктор; Ролик
поддерживающий; Призма раздвижная; Прижим гидравлический; Ролик
направляющий; Привод поршневой; Ролик упорный.
Для специальности
«Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов
автомобилей» изучаются детали из узлов автомобильной направленности,
для деталирования подобраны сборочные чертежи узлов, знание которых
могут пригодиться в будущей профессии: Тяга; Буфер; Тиски; Клапан
предохранительный; Насос шестеренный; Выключатель подачи топлива;
Инжектор. Для специальности «Литейное производство черных и цветных
металлов» - детали, полученные литьем, с последующей обработкой, чертежи
сборочных единиц, в которых многие детали литые: Вентиль; Клапан
пусковой; Кран сливной; Клапан перепускной; Устройство натяжное, и др.
2. В теме «Чертежи и схемы по специальности»: студенты
специальностей «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и
агрегатов
автомобилей»,
«Технология
машиностроения»,
«Технология
машиностроительного производства» выполняют чертежи кинематических
схем. Предварительно они изучают: Назначение и виды схем; Особенности
выполнения схем;
Условные обозначения в кинематических схемах.
А
студенты-литейщики
изучают
«Правила
графического
выполнения
элементов литейных форм и отливок»: Обозначение разъемов модели, формы
и положения отливки при заливке; Изображение припусков на механическую
обработку;
Изображение
и
обозначение
стержней;
Изображение
и
обозначение
отъемных
частей
модели;
Изображение
и
обозначение
литниковой
системы;
Изображение
и
обозначение
холодильников;
Изображение усадочных ребер, стяжек, проб для механических испытаний и
технологических приливов; Изображение жеребеек и обозначение мест
вывода газов из формы и стержней; Графическое обозначение элементов
литейных форм; Правила графического изображения отливок. После чего
студенты закрепляют изученный материал выполнением чертежа «Опока
литьевая».
Как преподаватель инженерной графики, я понимаю, что освоение
дисциплины
представляет
определенные
трудности
для
студентов:
сложность процесса формирования пространственного мышления и большие
затраты
по
времени
для
графического
оформления.
Для
успешного
преодоления этих проблем изучение теоретического материала идет в тесной
связи с выполнением обязательных и наиболее сложных графических работ
непосредственно на занятии. Подбор задач и упражнений носит как
профессиональную направленность, так и индивидуальный характер (там,
где это целесообразно), что позволяет развивать творческий потенциал
каждого студента. Студенты широко привлекаются к работе с учебной и
справочной литературой, учатся систематизировать пройденный материал.
Основная форма работы – практические занятия, которые способствуют
формированию требуемых стандартом компетенций. Примеры графических
работ разбираются в аудитории. Задания для каждой графической работы не
повторяются, они многовариантные. Текущий контроль качества знаний
осуществляется опросом,
тестами, проверкой упражнений в тетрадях и
графических работ. Ведется журнал учета домашних работ, учитывается
своевременность и правильность выполнения; журнал учета внеаудиторных
самостоятельных работ.
Промежуточный контроль реализуется через
графические контрольные работы.
Итоговой формой аттестации предусмотрен дифференцированный зачет.
Дифзачет проводится по теоретическим вопросам, за весь курс обучения, с
которыми студенты знакомы заранее (вывешиваю в методическом уголке).
Для проведения дифзачета разработаны «Контрольно-измерительные
материалы» для каждой специальности, составленные в соответствие с
ФГОС СПО и рабочей программой учебной дисциплины «Инженерная
графика» для студентов дневной формы обучения. Допуском к дифзачету
является
наличие
всего
объема
работ,
прошедших
предварительную
проверку преподавателем.
Хочется отметить, что в нашем колледже каждый год проводится
предметная неделя. Во время проведения недели проходят следующие
мероприятия: Олимпиада «Лучший знаток машиностроительного чертежа»;
Классный час «Решение занимательных задач»; Конкурс-соревнование
«Чертеж – язык техники»; Классный час-презентация «История развития
чертежа; Выпускаются стенгазеты и т.д. Принимают участие в этих
мероприятиях студенты первых, вторых и третьих курсов всех технических
специальностей.
Знания, умения и навыки, приобретенные в курсе «Инженерная
графика», необходимы студентам в дальнейшем для изучения специальных
дисциплин, таких как техническая механика, сопротивление материалов,
Профессиональные модули, широко используются в курсовом и дипломном
проектировании, а также в дальнейшей работе по специальности.
Конкурентоспособный специалист, на современном рынке труда - это
специалист, не только владеющий суммой знаний по профессии, но и
умеющий ориентироваться в конкретной профессиональной ситуации,
общаться
грамотно
и
на
разных
уровнях,
действовать
в
ситуации
неопределенности,
т.е.
обладать
профессиональными
и
общими
компетенциями.
Развиваясь
разносторонне,
молодой
специалист
обеспечивает себе не только соответствие запросам рынка труда, но и
повышает свою конкурентоспособность.
Развитие новых технологий постоянно предъявляют все более жесткие
требования к современному специалисту-технику. В стандартах третьего
поколения в результате изучения обязательной
части цикла
«Инженерная
графика» обучающийся должен освоить умения чертить не только в ручной,
но и в машинной графике. Чтобы сформировать данные умения у студентов,
необходимо научить их работать с чертежами и в специальных программах.
Для этого я тесно сотрудничаю с преподавателями компьютерной графики и
информационных технологий. Более 16 лет наш колледж работает в
программе КОМПАС. Студенты технических специальностей выполняют с
помощью
данного
программного
обеспечения
чертежи,
курсовые
и
дипломные работы.
Графическая грамотность необходима всем так же, как и умение,
правильно
говорить
и
писать.
Основам
этой
грамоты
обучают
в
фундаментальной науке «Инженерная графика», которая является одной из
составляющих
технического
образования.
Независимо
от
способа
выполнения
чертежа
–
ручного
или
автоматизированного
–
знание
инженерной
графики
является
фундаментом,
на
котором
базируется
техническое образование, техническое творчество и система создания
технической документации.