Напоминание

" Особенности формирования графической грамотности"


Автор: Нуртазинова Айгуль Аскаровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ "Орский машиностроительный колледж"
Населённый пункт: г. Орск Оренбургской обл.
Наименование материала: статья
Тема: " Особенности формирования графической грамотности"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Особенности формирования графической грамотности»

Современное российское общество предъявляет огромные требования к

специалисту. От выпускников учреждений среднего профессионального

образования сегодня требуются умения организационно- управленческого

характера, планирование и организация работ, выбор оптимальных решений

в условиях нестандартных ситуаций и принятие ответственности за

избранное решение, умение общаться с подчиненными и коллегами. Кроме

того,

специалист

среднего

звена

должен

быть

инициативным,

конкурентоспособным, готовым к профессиональному росту, социальной и

профессиональной

мобильности.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

среднего

профессионального

образования

ориентирован на компетентностный подход к формированию выпускника

среднего

профессионального

образования.

Это

позволяет

подготовить

специалиста, способного быть востребованным профессиональной средой,

успешно адаптироваться в социальной жизни, быть полезным обществу и

государству. Обучение, основанное на компетенциях, по мнению многих

специалистов,

наиболее эффективно реализуется в форме модульных

программ.

В содержании профессионального образования именно модуль

как новая структурная единица занимает центральное место, поскольку

требования к результатам обучения формулируются как перечень видов

профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных

компетенций. Но нельзя говорить только о модульном обучении в СПО, есть

целый ряд дисциплин, направленных на формирование как общих, так и

профессиональных компетенций студентов.

«Инженерная графика» является дисциплиной профессионального

цикла и направлена на изучение техники черчения, основ начертательной

геометрии и проекционного черчения, машиностроительного, строительного

черчения,

правил

выполнения

чертежей

по

специальности,

а

также

приобретение

студентами

практических

навыков

выполнения

конструкторской

документации

в

соответствии

с

Государственными

стандартами единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

Курс

«Инженерная

графика»

имеет

как

профессиональное,

так

образовательное значение. С одной стороны, задачей курса является

формирование у студентов знаний, умений, общих и профессиональных

компетенций,

необходимых

для

их

дальнейшей

профессиональной

деятельности: выработка способности представить по плоским изображениям

чертежа пространственную форму объекта, умение правильно понять и

успешно использовать в работе многочисленные условности чертежей.

Вместе с тем, курс способствует развитию познавательной деятельности,

выработке логического мышления, воспитанию аккуратности, стремления

довести начатое дело до конца.

Назначение

«Инженерной

графики»

в

системе

среднего

профессионального

образования

состоит

в

формировании

пространственного,

логического,

абстрактного

мышления,

творческих

качеств

личности,

наблюдательности,

внимания,

в

формировании

пространственного воображения и пространственных представлений, в

обеспечении политехнической и графической грамотности, в знакомстве с

началами проектирования и конструирования.

В нашем колледже дисциплина «Инженерная графика» изучается

студентами специальностей 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт

двигателей, систем и агрегатов автомобилей» (ТОР), 151901 «Технология

машиностроения» (ТМ),

15.02.15 «Технология металлообрабатывающего

производства» (ТМП), 150406 «Литейное производство черных и цветных

металлов»(ЛП).

В

стандартах

для

разных

специальностей

определены

требования

к

результатам изучения дисциплины

ТОР

ТМ, ТМП,ЛП

умения

Оформлять проектно-

конструкторскую,

технологическую и другую

документацию в соответствии с

действующей нормативной

базой;

Выполнять изображения,

разрезы и сечения на чертежах;

Выполнять деталирование

сборочного чертежа;

Решать графические задачи.

Выполнять графические изображения технологического

оборудования и технологических схем в ручной и

машинной графике;

Выполнять комплексные чертежи геометрических тел и

проекций точек, лежащих на поверхности в ручной и

машинной графике;

Выполнять чертежи технических деталей в ручной и

машинной графике;

Читать чертежи и схемы;

Оформлять технологическую и конструкторскую

документацию в соответствии с действующей

нормативно-технической документацией.

ТОР

ТМ ,ТМП,ЛП

знания

Основные правила построения

чертежа и схем;

Способы графического

представления пространственных

образов;

Возможности пакетов прикладных

программ компьютерной графике

в профессиональной

деятельности;

Основные положения

конструкторской,

технологической и другой

нормативной документации.

Законы, методы и приемы проекционного черчения;

Правила выполнения и чтения конструкторской и

технологической документации;

Правила

оформления

чертежей,

геометрические

построения и правила вычерчивания технических

деталей;

Способы

графического

представления

технологического

оборудования

и

выполнения

технологических схем;

Требования стандартов ЕСКД и ЕСТД к оформлению

и составлению чертежей и схем.

Есть отличия в результатах изучения, соответственно, есть различия и в

формируемых компетенциях.

На специальность «Техническое обслуживание и ремонт двигателей,

систем и агрегатов автомобилей» предусмотрено формирование пяти

профессиональных

компетенций:

Проводить

ремонт

различных

типов

двигателей в соответствии с технологической документацией; Проводить

ремонт трансмиссии, ходовой части и органов управления автомобилей в

соответствии с технологической документацией; Определять необходимость

модернизации

автотранспортного

средства;

Планировать

взаимозаменяемость узлов и агрегатов автотранспортного средства и

повышение их эксплуатационных свойств; Владеть методикой тюнинга

автомобиля.

На

специальность

«Технология

машиностроения»

и

«Технология

машиностроительного

производства»

предусмотрено

формирование

10

профессиональных

компетенций:

Использовать

конструкторскую

документацию при разработке технологических процессов изготовления

деталей; Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования;

Составлять

маршруты

изготовления

деталей

и

проектировать

технологические

операции;

Разрабатывать

и

внедрять

управляющие

программы обработки деталей; Использовать системы автоматизированного

проектирования технологических процессов обработки деталей; Планировать

и организовывать работу структурного подразделения; Руководить работой

структурного

подразделения;

Анализировать

процесс

и

результаты

деятельности подразделения;

Обеспечивать реализацию технологического

процесса по изготовлению деталей;

Проводить контроль соответствия

качества деталей требованиям технической документации.

На специальность «Литейное производство черных и цветных металлов»

формируем только одну профессиональную компетенцию: Оформлять и

читать конструкторскую и технологическую документацию.

Несмотря

на

различия,

в

содержании

Рабочих

программ

по

специальностям в разделах «Геометрическое черчение» и «Проекционное

черчение» есть совпадения. Так как, основы дисциплины студенты должны

знать независимо от специальностей. Существенные различия присутствуют

в разделе «Машиностроительное черчение», и вот в чем они заключается:

1.В наборы деталей для эскизирования преподаватели инженерной

графики подбирают детали по специальностям:

Для специальностей «Технология машиностроения»

и «Технология

машиностроительного производства» изучаются детали, обрабатываемые на

металлорежущих станках,

детализуются сборочные чертежи различных

приспособлений для металлообработки: Приспособление для фрезерования;

Приспособление для нарезки сегментных шпонок; Кондуктор; Ролик

поддерживающий; Призма раздвижная; Прижим гидравлический; Ролик

направляющий; Привод поршневой; Ролик упорный.

Для специальности

«Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов

автомобилей» изучаются детали из узлов автомобильной направленности,

для деталирования подобраны сборочные чертежи узлов, знание которых

могут пригодиться в будущей профессии: Тяга; Буфер; Тиски; Клапан

предохранительный; Насос шестеренный; Выключатель подачи топлива;

Инжектор. Для специальности «Литейное производство черных и цветных

металлов» - детали, полученные литьем, с последующей обработкой, чертежи

сборочных единиц, в которых многие детали литые: Вентиль; Клапан

пусковой; Кран сливной; Клапан перепускной; Устройство натяжное, и др.

2. В теме «Чертежи и схемы по специальности»: студенты

специальностей «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и

агрегатов

автомобилей»,

«Технология

машиностроения»,

«Технология

машиностроительного производства» выполняют чертежи кинематических

схем. Предварительно они изучают: Назначение и виды схем; Особенности

выполнения схем;

Условные обозначения в кинематических схемах.

А

студенты-литейщики

изучают

«Правила

графического

выполнения

элементов литейных форм и отливок»: Обозначение разъемов модели, формы

и положения отливки при заливке; Изображение припусков на механическую

обработку;

Изображение

и

обозначение

стержней;

Изображение

и

обозначение

отъемных

частей

модели;

Изображение

и

обозначение

литниковой

системы;

Изображение

и

обозначение

холодильников;

Изображение усадочных ребер, стяжек, проб для механических испытаний и

технологических приливов; Изображение жеребеек и обозначение мест

вывода газов из формы и стержней; Графическое обозначение элементов

литейных форм; Правила графического изображения отливок. После чего

студенты закрепляют изученный материал выполнением чертежа «Опока

литьевая».

Как преподаватель инженерной графики, я понимаю, что освоение

дисциплины

представляет

определенные

трудности

для

студентов:

сложность процесса формирования пространственного мышления и большие

затраты

по

времени

для

графического

оформления.

Для

успешного

преодоления этих проблем изучение теоретического материала идет в тесной

связи с выполнением обязательных и наиболее сложных графических работ

непосредственно на занятии. Подбор задач и упражнений носит как

профессиональную направленность, так и индивидуальный характер (там,

где это целесообразно), что позволяет развивать творческий потенциал

каждого студента. Студенты широко привлекаются к работе с учебной и

справочной литературой, учатся систематизировать пройденный материал.

Основная форма работы – практические занятия, которые способствуют

формированию требуемых стандартом компетенций. Примеры графических

работ разбираются в аудитории. Задания для каждой графической работы не

повторяются, они многовариантные. Текущий контроль качества знаний

осуществляется опросом,

тестами, проверкой упражнений в тетрадях и

графических работ. Ведется журнал учета домашних работ, учитывается

своевременность и правильность выполнения; журнал учета внеаудиторных

самостоятельных работ.

Промежуточный контроль реализуется через

графические контрольные работы.

Итоговой формой аттестации предусмотрен дифференцированный зачет.

Дифзачет проводится по теоретическим вопросам, за весь курс обучения, с

которыми студенты знакомы заранее (вывешиваю в методическом уголке).

Для проведения дифзачета разработаны «Контрольно-измерительные

материалы» для каждой специальности, составленные в соответствие с

ФГОС СПО и рабочей программой учебной дисциплины «Инженерная

графика» для студентов дневной формы обучения. Допуском к дифзачету

является

наличие

всего

объема

работ,

прошедших

предварительную

проверку преподавателем.

Хочется отметить, что в нашем колледже каждый год проводится

предметная неделя. Во время проведения недели проходят следующие

мероприятия: Олимпиада «Лучший знаток машиностроительного чертежа»;

Классный час «Решение занимательных задач»; Конкурс-соревнование

«Чертеж – язык техники»; Классный час-презентация «История развития

чертежа; Выпускаются стенгазеты и т.д. Принимают участие в этих

мероприятиях студенты первых, вторых и третьих курсов всех технических

специальностей.

Знания, умения и навыки, приобретенные в курсе «Инженерная

графика», необходимы студентам в дальнейшем для изучения специальных

дисциплин, таких как техническая механика, сопротивление материалов,

Профессиональные модули, широко используются в курсовом и дипломном

проектировании, а также в дальнейшей работе по специальности.

Конкурентоспособный специалист, на современном рынке труда - это

специалист, не только владеющий суммой знаний по профессии, но и

умеющий ориентироваться в конкретной профессиональной ситуации,

общаться

грамотно

и

на

разных

уровнях,

действовать

в

ситуации

неопределенности,

т.е.

обладать

профессиональными

и

общими

компетенциями.

Развиваясь

разносторонне,

молодой

специалист

обеспечивает себе не только соответствие запросам рынка труда, но и

повышает свою конкурентоспособность.

Развитие новых технологий постоянно предъявляют все более жесткие

требования к современному специалисту-технику. В стандартах третьего

поколения в результате изучения обязательной

части цикла

«Инженерная

графика» обучающийся должен освоить умения чертить не только в ручной,

но и в машинной графике. Чтобы сформировать данные умения у студентов,

необходимо научить их работать с чертежами и в специальных программах.

Для этого я тесно сотрудничаю с преподавателями компьютерной графики и

информационных технологий. Более 16 лет наш колледж работает в

программе КОМПАС. Студенты технических специальностей выполняют с

помощью

данного

программного

обеспечения

чертежи,

курсовые

и

дипломные работы.

Графическая грамотность необходима всем так же, как и умение,

правильно

говорить

и

писать.

Основам

этой

грамоты

обучают

в

фундаментальной науке «Инженерная графика», которая является одной из

составляющих

технического

образования.

Независимо

от

способа

выполнения

чертежа

ручного

или

автоматизированного

знание

инженерной

графики

является

фундаментом,

на

котором

базируется

техническое образование, техническое творчество и система создания

технической документации.



В раздел образования