Автор: Филиппова Лидия Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ РОЦ № 76
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Хлеб-всему голова
Раздел: начальное образование
ХЛЕБ - ВСЕМУ ГОЛОВА.
Возраст детей: 7-8 лет.
Актуальность темы: Хлеб – это продукт человеческого труда, символ
благополучия и достатка. Ему отводится самое главное место на столе.
Ценность его ничем нельзя измерить. Многие дети не знают о труде людей,
выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно.
Форма проведения: интерактивное занятие
Цель занятия: Воспитание у детей бережного отношения к хлебу;
уважение
к людям труда (хлеборобам, хлебопекам); формирование у учащихся
нравственных ценностных ориентаций;
расширение знаний об окружающем
мире.
Задачи:
- прививать навыки экономного и бережного отношения к хлебу и уважение
к труду взрослых;
- воспитывать уважение к культуре и традициям русского народа;
- расширить имеющиеся у детей словарный запас, знания об окружающем
мире;
-способствовать созданию эмоционально-комфортной среды для
самостоятельного проявления творческой активности и социализации детей
ОВЗ.
Материалы: Презентация «Выращивание хлеба», хлебобулочные изделия,
плакаты с поговорками и пословицами о хлебе.
Ход занятия.
Воспитатель: Добрый день, ребята. Добрый день, дорогие гости. Ребята, я
сейчас загадаю загадку, отгадав вы узнаете, о чем сегодня будем говорить.
«Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет». (Хлеб)
Воспитатель: Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам
догадаться, что это хлеб? (Мягкий, пышный, душистый, черный, белый,
бывает подгорелый).
Воспитатель: Верно, молодцы! Мы уже много говорили о хлебе: знаем, из
чего делают хлеб. Знаем, что хлеб очень полезный и вкусный. Сегодня мы
еще узнаем много интересного о нем.
Воспитатель с детьми обсуждает ранее прочитанный рассказ М. Глинской
«Хлеб».
Воспитатель: Ребята, а какой рассказ о хлебе мы читали? (« Хлеб»)
Какой хлеб дала мама Грише? (Вкусный, душистый, с блестящей корочкой)
Как поступил Гриша, когда его позвали играть? (Бросил хлеб на землю).
Правильно Гриша поступил? (Нет)
Почему не правильно? (Хлеб надо беречь, в нем работа многих людей).
Как Гриша исправил ошибку? ( Отдал хлеб жеребенку).
Ребята, как нужно обращаться с хлебом? (Бережно, не крошить хлеб за
столом, никогда не выбрасывать. Брать столько хлеба, сколько можешь
съесть).
Вам даже трудно представить, но во время Великой Отечественной войны,
люди жили впроголодь, собирали с полей каждый колосок. Во время
блокады Ленинграда из-за голода умирали очень много людей. Рабочие в
день получали 250 г хлеба, а дети- 125 г. Больше ничего не было из еды,
представьте, как они ценили каждую крошку. И хлеб был не совсем такой,
какой мы привыкли кушать. В него добавляли семена дикорастущих
растений, муку из ветвей сосны и березы. (воспитатель демонстрирует
кусочки хлеба весом 250 и 125 г.)
«Хлеб - дар божий», говорит русский народ о хлебе и с почтительностью
относится к этому дару. «Худ обед - коли хлеба нет», «Хлеба ни куска, так и в
тереме тоска, а хлеба каравай - так и под елью рай». Этими и другими
пословицами человек определил роль хлеба в своей жизни.
Наши бабушки
очень трепетно благоговением относились к выпечке хлеба. Этот процесс
считался таинством и был действительно сложным делом. Перед замесом
хозяйка обязательно молилась и подходила к процессу вымешивания теста в
хорошем расположении духа, напевая душевные песни, а перед тем, как
отправить каравай в печку, над ним делали крест. Даже в настоящее время в
христианских храмах прихожан причащают вином и хлебом, молодоженов
встречают на пороге дома родители с хлебом и солью.
Игра: образование родственных слов к слову «хлеб».
- Назови хлеб ласково (Хлебушек)
- Крошки хлеба какие? (хлебные)
- Квас из хлеба как называется? (хлебный)
- Прибор для резки хлеба? (хлеборезка)
- Посуда для хлеба? (хлебница)
- Кто выращивает хлеб? (Хлебороб)
- Кто печет хлеб? (хлебопек)
Где выпекают хлеб? (хлебозавод)
- Как называются изделия из теста? (хлебобулочные).
Молодцы! Вы хорошо играли.
Воспитатель: Давайте сейчас отправимся в путешествие и вспомним, откуда
хлеб попадает к нам на стол. (Презентация на тему: Выращивание хлеба.)
Перед детьми картина «На поле».
Воспитатель: Куда мы пришли? (На поле).
Что видим там? (Трактор пашет землю)
Для чего он это делает? (Чтобы земля была мягкая, пушистая, чтобы зернам
было уютно)
После вспашки что делают? (Демонстрация картины, где люди сеют зерно).
А что нужно для того, чтобы зерна проросли? (Солнце, вода, удобрения).
- Солнышко согрело зерна, дождик полил, люди удобрили поле, и наши
зерна превратились во что? В колосья. (Дети рассматривают картину).
- Что на этой картине изображено? ( Комбайн убирает пшеницу).
-А что делают с зернами? (Измельчают и делают муку).
- А для чего нам нужна мука? (Замешивают тесто и пекут хлеб).
Психогимнастика
Воспитатель: Представьте, что мы в поле. Вы маленькие зернышки и я сажаю
вас в землю (присядьте). Пригрело солнышко, полил дождь. Зернышки
росли, росли и стали большими колосками. Колоски тянутся к солнцу.
(медленно поднимайте руки). Выросли замечательные колоски (улыбнитесь
друг другу).
Воспитатель с детьми уточняет знания о хлебобулочных изделиях.
- Что можно печь из муки? (Дети перечисляют).
Дети подходят к столу, где лежат хлебобулочные изделия. Какие изделия
есть на нашем столе? (дети перечисляют). А давайте проверим, сумеете ли
вы отгадать их по вкусу с завязанными глазами? Дети угадывают
хлебобулочные изделия по вкусу.
Молодцы ребята, вы правильно угадали по вкусу все хлебобулочные
изделия.
Хлебу посвящено много праздников: 16 октября- Всемирный день Хлеба. 18
февраля на Руси отмечался Агафьин день. В России отмечают еще и Третий
Спас, 29 августа. В народе этот праздник называется Хлебным или Ореховым
спасом, который символизирует завершение жатвы. В этот день выпекали
хлеб из пшеницы нового урожая, освещали и ели всей семьей.
Много труда надо приложить людям, чтобы в каждом доме был хлеб.
Поэтому как мы должны относиться к хлебу? (ответы детей).
Воспитатель уточняет:
-Что значит бережно?
Куда деть крошки?
«Ветер спросил, пролетая:
- Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
- Золотые руки растят!»
- Что за золотые руки? (Ответы детей)
Рефлексия.
-Ребята, понравилось наше занятие?
-Что нового узнали?
-Какие выводы для себя сделали?
Спасибо ребята, что помогли мне подготовить и провести мероприятие,
хорошо вы сегодня поработали. Занятие окончено. А теперь чаепитие. Звучит
песня про хлеб.