Автор: Людмила Павловна Азизова
Должность: старший методист
Учебное заведение: КГБПОУ "Зеленогорский техникум промышленных технологий и сервиса"
Населённый пункт: г. Зеленогорск Красноярского края
Наименование материала: Методические рекомендации по организации и проведению лабораторных и практических занятий (методическое пособие)
Тема: Методическое пособие
Раздел: среднее профессиональное
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
(МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ) В КРАЕВОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ЗЕЛЕНОГОРСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СЕРВИСА»
_____________________________________________________________________________________________________________
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И
ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
(МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ) В КРАЕВОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ
БЮДЖЕТНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ «ЗЕЛЕНОГОРСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ И СЕРВИСА»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
КГБПОУ «Зеленогорский
техникум промышленных
технологий и сервиса»
____________С.А.Родченко
«___»____________20___ г.
1.
Введение
В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении
среднего
профессионального
образования,
утверждённое
постановлением
Правительства Российской Федерации от 18.07.2008 г. № 543 к основным видам
учебных занятий наряду с другими отнесены лабораторные и практические
занятия. Они направлены на экспериментальное подтверждение теоретических
положений и формирование учебных и практических профессиональных умений,
составляют важную часть теоретической и практической подготовки.
Дисциплины, по которым планируются лабораторные и практические
занятия, их объём, определяются учебным планом образовательного учреждения.
Большинство
педагогов
правильно
понимают
цели
и
задачи
проведения
лабораторных и практических занятий, работают над совершенствованием
методики преподавания. Вместе с тем, отсутствие единых требований и единого
подхода к проведению данных занятий снижают уровень их проведения. Нет
чёткого
разграничения
понятия
лабораторного
и
практического
занятия.
Преподаватели
общепрофессиональных,
специальных
дисциплин
(профессиональных
модулей)
и
мастера
производственного
обучения,
не
имеющие педагогического образования, недостаточно знакомы с общей и частной
методиками преподавания. Конечно, таким педагогам рекомендовано пройти
профессиональную переподготовку по направлению «Образование и педагогика»
не менее 250 часов.
КГБПОУ «Зеленогорский техникум промышленных технологий и сервиса»
(далее–Учреждение)
находится
в
стадии
осуществления
преемственности
подготовки
кадров,
координации
действий
между
уровнями
среднего
профессионального образования: подготовки специалистов среднего звена и
подготовки квалифицированных рабочих, служащих, поэтому важно выработать
единый подход к методике проведения лабораторных и практических занятий.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
(МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ) В КРАЕВОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ЗЕЛЕНОГОРСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СЕРВИСА»
_____________________________________________________________________________________________________________
В методических рекомендациях:
-
даны понятия лабораторным и практическим занятиям, рассмотрены их
основные дидактические цели, формируемые умения и навыки, содержание;
- раскрыта структура проведения лабораторного (практического) занятия.
В приложении 1 дана структура плана проведения занятия педагогом.
В приложениях 2 и 3 определены требования к оформлению
обучающимися лабораторных и практических занятий и к содержанию отчётов.
В приложении 4 даны методические указания по составлению
инструкционных карт.
Материалы данных методических рекомендаций могут быть использованы
педагогами
для
совершенствования
своего
педагогического
мастерства,
администрацией Учреждения – для руководства по контролю за организацией и
проведением лабораторных и практических занятий.
2.
Общие положения
2.1. Настоящие методические рекомендации по организации и проведению
лабораторных и практических занятий (методическое пособие) в краевом
государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении
«Зеленогорский техникум промышленных технологий и сервиса» (в далее -
Положение), разработаны в соответствии с:
- Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012
г. № 273-ФЗ;
- приказом Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и
осуществлении образовательной деятельности по образовательным программам
среднего профессионального образования» от 14.06.2013 г. № 464;
- рекомендаций по планированию, организации и проведению лабораторных
работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего
профессионального образования. Приложение к письму Минобробразования
России от 05.04.99 № 16-52-58 ин/ 16-13;
-
типовым
положением
об
образовательном
учреждении
среднего
профессионального образования, утверждённое постановлением Правительства
Российской Федерации от 18.07.2008 г. № 543;
- приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об
утверждении
профессионального
стандарта
«Педагог
профессионального
обучения,
профессионального
образования
и
дополнительного
профессионального образования» от 08.09.2015 г. № 608 н, введённого в действие
с 01.01.2017 г.;
- Уставом Учреждения.
2.2. Методические рекомендации являются методическим пособием -
основным организационно-нормативным документом, регламентирующим работу
педагогов техникума по организации и проведению лабораторных и практических
занятий.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
(МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ) В КРАЕВОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ЗЕЛЕНОГОРСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СЕРВИСА»
_____________________________________________________________________________________________________________
2.3. В методическом пособии с целью подхода к организации и проведению
лабораторных и практических занятий в методическом пособии представлены:
- структура проведения лабораторного (практического) занятия,
- структура плана проведения занятия преподавателем;
- определены требования к оформлению обучающимися лабораторных и
практических занятий и к содержанию отчётов;
- даны методические указания по составлению инструкционных карт.
2.4.
Методические
рекомендации
служат
источником
сведений
для
педагогических
работников
и
обучающихся
среднего
профессионального
образования.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
(МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ) В КРАЕВОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ЗЕЛЕНОГОРСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СЕРВИСА»
_____________________________________________________________________________________________________________
3.
Методика организации и проведения лабораторных занятий
Лабораторные занятия – это форма организации учебного процесса, когда
обучающиеся
по
заданию
и
под
руководством
своего
преподавателя
самостоятельно проводят опыты, измерения, элементарные исследования на
основе специально разработанных заданий в условиях лаборатории.
Дидактические цели лабораторных занятий:
- овладение техникой эксперимента;
- формирование умений решать практические задачи путём постановки опыта;
- экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений,
экспериментальная проверка формул, расчётов.
Формируемые умения и навыки (деятельность обучающихся):
-
наблюдать,
сравнивать,
сопоставлять,
анализировать,
делать
выводы
и
обобщения;
- самостоятельно вести исследования;
- пользоваться различными приёмами измерений, оформлять результат в виде
таблиц, схем, графиков;
- получать профессиональные умения и навыки обращаться с различными
приборами, аппаратурой, установками и другими техническими средствами при
проведении опытов.
Содержание лабораторного занятия
определяется перечнем
профессиональных умений по конкретной дисциплине (профессиональному
модулю),
характеристикой
профессиональной
деятельности
выпускников,
требованиями
к
результатам
освоения
основной
профессиональной
образовательной программы:
- установление и изучение свойств вещества, его качественных характеристик,
количественных зависимостей;
- наблюдение и изучение явлений и процессов, поиск закономерностей;
- изучение устройства и работы приборов, аппаратов, иного оборудования, их
испытание, снятие характеристик;
- экспериментальная проверка расчётов, формул;
- получение новых веществ, материалов, образцов, исследование их свойств.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
(МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ) В КРАЕВОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ЗЕЛЕНОГОРСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СЕРВИСА»
_____________________________________________________________________________________________________________
4.
Методика организации и проведения практических занятий
Практическое занятие
– это форма организации учебного процесса,
направленная на выработку у обучающихся практических умений и навыков для
изучения последующих дисциплин (профессиональных модулей) и для решения
профессиональных задач.
Дидактические цели практических занятий:
-
формирование
умений
и
навыков
(аналитических,
проектировочных,
конструктивных),
необходимых
для
изучения
последующих
дисциплин
(профессиональных модулей) и для будущей профессиональной деятельности.
Формируемые умения и навыки (деятельность обучающихся):
- пользоваться измерительными приборами, аппаратурой, инструментами;
- работать с нормативными документами и инструктивными материалами,
справочниками;
- составлять техническую документацию;
- выполнять чертежи, схемы, таблицы;
- решать задачи и упражнения различного рода;
- выполнять вычисления;
- определять характеристики различных веществ, предметов, явлений;
- формировать интеллектуальные умения: аналитические, проектировочные,
конструктивные,
связанные
с
необходимостью
анализировать
процессы,
состояния, явления, иное; проектировать на основе анализа свою деятельность,
намечать конкретные пути решения практических задач, конструировать по
заданному
алгоритму,
диагностировать
процессы,
анализировать
производственные ситуации, разрабатывать технологию эксперимента, иное.
При формировании умений и навыков в процессе практических занятий
обобщаются,
систематизируются,
углубляются
и
конкретизируются
теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать
теоретические знания на практике.
Содержание практического занятия
определяется перечнем
профессиональных умений по конкретной дисциплине (профессиональному
модулю),
характеристикой
профессиональной
деятельности
выпускников,
требованиями
к
результатам
освоения
основной
профессиональной
образовательной программы:
-
изучение
нормативных
документов
и
справочных
материалов,
анализ
производственной документации, выполнение заданий с их использованием;
- анализ производственной ситуации, решение конкретных производственных,
экономических и других заданий, принятие управленческих решений;
- решение задач различного рода, расчёт и анализ различных показателей,
составление и анализ формул, уравнений, реакций, обработка результатов
многократных измерений;
-
изучение
устройства
машин,
приборов,
инструментов,
аппаратов,
измерительных механизмов, функциональных схем;
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
(МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ) В КРАЕВОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ЗЕЛЕНОГОРСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СЕРВИСА»
_____________________________________________________________________________________________________________
- ознакомление с технологическим процессом, разработка технологической
документации;
- упражнения в работе на различных машинах, аппаратах, приспособлениях, с
измерительными инструментами; подготовка к работе и обслуживанию техники;
- конструирование (сборка) по заданной схеме; сборка, монтаж и демонтаж
механизмов, изготовление моделей заготовок;
- диагностика качества различных веществ, изделий.
Методика обучения решению практических заданий:
1.
Полное и чёткое выяснение условия.
2.
Уточнение знаний и практического опыта, на основе которых может быть
решена задача.
3.
Составление плана решения.
Примерная схема решения практического задания (задачи):
1.
Что
дано
(сущность
анализируемого
действия,
процесса,
явления,
поступка).
2.
Что известно и в какой степени известное может помочь решению
поставленной задачи.
3.
Гипотезы решения.
4.
Методы решения.
5.
Способы предупреждения ошибок.
6.
Заполнение таблиц (при необходимости).
7.
Выводы и предложения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
(МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ) В КРАЕВОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ЗЕЛЕНОГОРСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СЕРВИСА»
_____________________________________________________________________________________________________________
5.
Структура проведения лабораторного или практического
занятия
Педагогическое руководство:
- чёткая постановка познавательной задачи;
-
инструктаж
к
работе
(осмысление
обучающимися
сущности
задания,
последовательности его выполнения);
- проверка теоретической и практической готовности обучающихся к занятию;
- выделение возможных затруднений в процессе работы;
- установка обучающимся на самоконтроль;
- наблюдение за действиями обучающихся, регулирование темпа работы, помощь
при необходимости, коррекция действий, проверка промежуточных результатов.
Содержание лабораторных и практических занятий является принципиально
различными, но методика их проведения в значительной мере близка.
Структура проведения сводится к следующему:
1.
Вводная часть:
- организационный момент;
- мотивация учебной деятельности;
- сообщение темы, постановка целей;
- повторение теоретических знаний, необходимых для работы с оборудованием,
осуществления эксперимента или другой практической деятельности;
- выдача задания;
- определение алгоритма проведения эксперимента или иной практической
деятельности;
- инструктаж по технике безопасности по теме лабораторной или практической
задачи;
- ознакомление со способами фиксации полученных результатов;
- допуск к выполнению работы.
2. Самостоятельная работа обучающегося (подгруппы обучающихся):
- определение путей решения поставленной задачи;
- выработка последовательности выполнения необходимых действий;
- проведение эксперимента (выполнение заданий, задач, упражнений);
- составление отчёта;
- обобщение и систематизация полученных результатов (таблицы, графики,
схемы, иное).
3. Заключительная часть:
- подведение итогов занятия: анализ хода выполнения и результатов работы
обучающегося (подгруппы обучающихся), выявление возможных ошибок и
определение причин их возникновения;
- защита выполненной работы.
Рекомендуемый учебно-методический комплекс учебных дисциплин
(профессиональных
модулей)
в
части
планирования
и
организации
практической подготовки обучающихся:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
(МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ) В КРАЕВОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ЗЕЛЕНОГОРСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СЕРВИСА»
_____________________________________________________________________________________________________________
- перечень лабораторных и практических занятий в соответствии с рабочей
программой учебной дисциплины (профессионального модуля);
-
методические
указания,
инструкционные
карты,
для
обучающихся
по
выполнению лабораторных работ;
-
методические
указания,
инструкционные
карты,
для
обучающихся
по
выполнению практических работ;
-
методические
разработки
по
планированию
и
методикам
проведения
лабораторных и практических занятий;
- образцы оформления лабораторных работ и практических заданий.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
(МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ) В КРАЕВОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ЗЕЛЕНОГОРСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СЕРВИСА»
_____________________________________________________________________________________________________________
Приложение 1
Структура плана проведения занятия педагогом
План проведения лабораторного занятия № _______
Профессия/специальность________________________________________________
Дисциплина/ПМ ________________________________________________________
Тема лабораторной работы _______________________________________________
______________________________________________________________________
Тип занятия ___________________________________________________________
Цель _________________________________________________________________
Формируемые компетенции ______________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Форма организации лабораторного занятия: фронтальная, групповая,
индивидуальная ________________________________________________________
Материально-техническое оснащение _____________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Ход занятия
Структурные элементы занятия:
1.
Организационный момент
2.
Мотивация. Инструктаж о ходе самостоятельной работы (осмысление
сущности задания, последовательности выполнения).
3.
Повторение необходимых теоретических знаний по данной теме. Допуск к
выполнению лабораторного задания.
4.
Инструктаж по технике безопасности выполнения лабораторного задания.
5.
Организация и управление деятельностью обучающихся.
6.
Контроль за выполнением работы и оформление отчёта о выполненной
работе.
7.
Подведение итогов и оценка работы обучающихся.
8.
Задание на дом.
Перечень вопросов для повторения необходимых теоретических знаний
1.
_________________________________________________________________
2.
_________________________________________________________________
3.
_________________________________________________________________
4.
_________________________________________________________________
Перечень теоретических и практических навыков для отработки
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Оформление документации, контроль _____________________________________
Преподаватель/мастер ________________ /_________________/
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
(МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ) В КРАЕВОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ЗЕЛЕНОГОРСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СЕРВИСА»
_____________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Оформление обучающимся (подгруппой обучающихся) лабораторного занятия
Лабораторное занятие № ___
Тема занятия ___________________________________________________________
Цель занятия ___________________________________________________________
______________________________________________________________________
Перед началом занятия необходимо знать __________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
После окончания занятия необходимо уметь ________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Оборудование _________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
План выполнения задания:
1.
_________________________________________________________________
2.
_________________________________________________________________
3.
_________________________________________________________________
4.
_________________________________________________________________
5.
_________________________________________________________________
6.
_________________________________________________________________
7.
_________________________________________________________________
Содержание отчёта
1.
Приборы. Оборудование, инструменты, материалы, иное.
2.
Схемы.
3.
Таблицы, графики, формулы, иное.
4.
Вывод, анализ результатов лабораторного занятия.
5.
Ответы на контрольные вопросы.
Оценка ____________________________________
Преподаватель ____________________ /________________/
.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
(МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ) В КРАЕВОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ЗЕЛЕНОГОРСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СЕРВИСА»
_____________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3
Оформление обучающимся (подгруппой обучающихся) практического занятия
Практическое занятие № _____
Тема занятия ___________________________________________________________
Цель занятия ___________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Перед началом занятия необходимо знать __________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
После окончания занятия необходимо уметь ________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Оборудование, дидактическое обеспечение _________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Постановка задачи ______________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Исходные данные _______________________________________________________
_______________________________________________________________________
Выполнение задания ____________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Анализ результатов практического занятия, вывод ___________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Ответы на контрольные вопросы __________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Оценка ____________________________________
Преподаватель ____________________ /________________/
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
(МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ) В КРАЕВОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ЗЕЛЕНОГОРСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СЕРВИСА»
_____________________________________________________________________________________________________________
Приложение 4
Рекомендации по составлению методических указаний
или инструкционных карт
Тема занятий ___________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Цель выполнения задания ________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Необходимо знать ______________________________________________________
_______________________________________________________________________
Необходимо уметь ______________________________________________________
_______________________________________________________________________
Оборудование, приборы, инструмент, материалы, дидактическое обеспечение ___
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Основные теоретические положения
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Ход выполнения задания, методические указания
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Дополнительные задания (при необходимости) ______________________________
_______________________________________________________________________
Содержание отчёта
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Контрольные вопросы
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Литература
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
(МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ) В КРАЕВОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ЗЕЛЕНОГОРСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СЕРВИСА»
_____________________________________________________________________________________________________________
Список используемых источников
1.
Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость.
Деятельность, обратная связь, Идеальность: пособие для учителя/ А.А.Гин.
– 4-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2002.
2.
Кукушкин В.С. Теория и методика обучения/ В.С.Кукушкин. – Ростов н/Д.:
Феникс, 2005.
3.
Морева Н.А. педагогика среднего профессионального образования: в 2 т/
Н.А.Морева. - М.: Академия, 2008.
4.
Решетова З.А. Формирование системного мышления в учебном процессе/
З.А.Решетова. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002.
5.
Семушина Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных
учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф.
образования/Л.Г.Семушина, Н.Г.Ярошенко. – М.: Мастерство, 2001.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
(МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ) В КРАЕВОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ЗЕЛЕНОГОРСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СЕРВИСА»
_____________________________________________________________________________________________________________
Министерство образования и науки РФ
Министерство образования Красноярского края
Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Зеленогорский техникум промышленных технологий и сервиса
”
Методические рекомендации по
организации и проведению
лабораторных и практических занятий
(методическое пособие)
в Учреждении
Разработала:
Азизова Л.П.,
старший методист
г. Зеленогорск, 2020
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
(МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ) В КРАЕВОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ЗЕЛЕНОГОРСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СЕРВИСА»
_____________________________________________________________________________________________________________