Автор: Воронина Наталья Евгеньевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №2
Населённый пункт: г. Анапа, Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Играем и анализируем" или "Как воспитать грамотного и думающего ученика-пианиста"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №2»
Методическая разработка
Играем и анализируем или
как воспитать грамотного и думающего ученика-пианиста.
Автор: Воронина Наталья Евгеньевна-
преподаватель по классу фортепиано.
г. Анапа- 2020г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.Младшие классы.
2.Средние классы.
3.Старшие классы.
4. Музыкальные термины.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Как воспитать грамотного и думающего ученика-пианиста? Эта тема
актуальна во все времена. Педагог должен не только развить навыки и
умения, расширить кругозор и привить любовь к прекрасному, но воспитать
ученика как личность.
Фортепиано
-
уникальный
инструмент,
он
обладает
огромными
возможностями и предоставляет широчайший простор для развития и
совершенствования
музыкальных
способностей
ребенка.
Фортепианная
культура за время своего существования выработала богатейший запас
средств
художественной
выразительности,
многообразие
приемов
исполнения и организации фактуры, действующих в комплексе. Именно
комплексное развитие всех средств выразительности необходимо для
углубленного понимания исполняемого произведения. Специфика игры на
фортепиано создает благодатную почву для развития учащегося. Исполняя
музыку, мы полностью вживаемся в ее содержание и образный строй,
выбираем нужный характер исполнения, темп, стилистические и жанровые
особенности, пытаемся разгадать замысел композитора. Все это обогащает
ученика
собственным
уникальным
опытом.
Именно
на
изучении
музыкального материала происходит соединение абстрактных понятий,
отвлеченных представлений с реальными музыкальными образами, это
способствует формированию музыканта как личности.
Фортепианное обучение отличается от других видов инструментального
обучения богатством литературы. Именно в фортепианной литературе
находит выражение каждая композиторская школа и исторический стиль.
Произведения для фортепиано- богатейший кладезь музыкальной культуры
человечества,
источник
радости
и
вдохновения
для
музыкантов.
В
фортепианной
литературе
скрыты
огромные
резервы
педагогических
возможностей. Грамотно и умело подобранный репертуар - важный фактор
воспитания юного пианиста. Индивидуальная направленность репертуара,
ознакомление с музыкой различных стилей и эпох, соответствие выбранным
задачам и целям обучения - все это благоприятно сказывается на целостном и
гармоничном развитии ученика. Это развитие базируется на стабильных
теоретических знаниях. Ученик должен четко представлять - что, как и для
чего он делает.
За годы обучения в музыкальной школе накапливается определенный багаж
теоретических знаний. Они нужны для грамотного и быстрого разбора
музыкального произведения, а затем и его осмысленного исполнения.
Для того, чтобы обнаружить у себя определенные знания, ученику
необходимо не только внимательно слушать объяснения преподавателя на
уроках, но и закреплять их дома.
Минимальный базовый теоретический набор учащегося музыкальной школы
содержится в «Правилах по специальности «Фортепиано». Теоретический
материал систематизирован, изложен максимально просто и четко.
«Правила по специальности» состоят из 4-х разделов: I – Младшие классы,
II – Средние классы, III – Старшие классы, IV – Музыкальные термины.
Опыт работы показывает, что знания необходимо проверять. Одной из форм
проверки может стать музыкальный коллоквиум. С учениками своего класса
я провожу его в конце учебного года. Коллоквиум – это собеседование
преподавателя
и
учащихся
с
целью
выявления
знаний
последних.
Коллоквиум проводится в игровой форме, включает в себя конкурсы и
викторины. Соревновательная атмосфера способствует лучшему усвоению
материала и желанию двигаться дальше.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
I. МЛАДШИЕ КЛАССЫ
1. Динамические оттенки
f – фо
́́́
рте – громко
f f – форти
́
ссимо – очень громко
m f – ме
́
ццо фо
́
рте – умеренно громко
p – пиа
́
но – тихо
p p – пиани
́
ссимо – очень тихо
m p – ме
́
ццо
́
пиа
́
но – умеренно тихо
– креще
́
ндо – постепенное усиление звука
– диминуэндо или декреще
́
ндо – постепенное
ослабление звука, постепенно затихая.
2.
Мажорный и минорный лад
Мажорный лад, в котором между I и III ступенями образуется 2
тона, что придает ладу светлую окраску.
Минорный лад – между I и III ступенями образуется 1
1
/
2
тона, что
придает ладу мягкую, затенённую окраску.
3.
Способы исполнения – штрихи
legato – связное исполнение мелодии.
non legato – не связно, отделяя один звук от другого.
staccato – отрывистое исполнение мелодии.
4. Различные виды акцентов
>
,
– ударение, акцент.
– теnу
́
то – мягкое подчеркивание
sf – сфорца
́
ндо – жесткий акцент, резкое ударение.
5. Знаки сокращения нотного письма
Вольта
– знак, указывающий на повторение.
При повторении
пропускаем и переходим на вторую.
1
1
2
То есть, вольта – это знак, указывающий на другое
окончание.
Реприза – – знак повторения
– знак, обозначающий игру на октаву выше или
ниже
Da capo al Fine – повторение сначала до слова – Fine.
6. Знаки удлинения длительностей.
Точка, справа от ноты, увеличивает ее длительность на половину.
Лига, соединяющая несколько нот одной высоты, объединяет их в одну
длительность.
– фермата – удлинение звука по желанию, в зависимости от
характера произведения.
7. Мелизмы
Мелизмы – это небольшие мелодические украшение к основному звуку.
Мелизмы обозначаются мелкими нотами или условными
знаками.
Форшлаг – вид мелизма, состоящий из одного или нескольких звуков.
Форшлаги бывают:
короткий – перечеркнутый,
долгий – неперечеркнутый.
Короткий форшлаг не входит счет. Исполняется за счет предыдущей
=
=
+
+
=
=
8
8
ноты.
Долгий форшлаг исполняется за счет длительности основной ноты,
обычно занимая ее половину, т.е. входит в счет.
Мордент – мелодическое украшение из 3-х звуков – основного,
соседнего вспомогательного и повторения основного.
Если мордент перечеркнут, играется соседний звук снизу. Если
неперечеркнутый – соседняя нота сверху.
Трель tr
– многократное быстрое чередование 2-х соседних
звуков. Общая длительность трели равна длительности
основной ноты.
8. Триоль. Затакт. Синкопа.
Триоль – ритмическая фигура из 3-х нот, равная по длительности и
времени звучания 2-м нотам такой же длительности.
Затакт – неполный такт, начинается со слабой доли и составляет с
последним тактом целый такт.
Синкопа – звук, взятый на слабой доле и выдержанный на следующей
сильной.
=
=
3
=
=
3
=
=
>
>
;
9. Мелодия. Аккомпанемент. Фраза. Цезура.
Мелодия – музыкальная мысль, записанная в одном голосе.
Аккомпанемент – музыкальное сопровождение, служит для окраски
мелодии.
Фраза – небольшая, относительно законченная часть мелодии, в
которой более или менее выражается музыкальная мысль.
Концы фраз обычно играются мягко.
Цезура – дыхание, еле заметный перерыв, отделяющий один отрезок
мелодии от другого. Цезура делит мелодию на фразы.
10. Музыкальные произведения крупной формы.
Сонатина – меньше по размерам сонаты. Отличается простотой
содержания, небольшой разработкой или без нее. Основана на
изложении и развитии 2-х тем – главной и побочной,
различных по характеру.
Основные разделы сонатной формы:
экспозиция
разработка
реприза
Примеры: сонатина Клименти, Кулау, Кабалевского
Рондо – в переводе – круг, – музыкальное произведение, в котором
главная тема – рефрен – чередуется с другими разнообразными темами –
эпизодами – и проводится главная тема не менее 3-х раз.
Вариации – произведение, состоящее из первоначального изложения
темы и нескольких ее повторений в измененном виде.
11. Полифонические произведения.
Полифония – (много-звук) – многоголосие, в котором одновременно
звучат несколько равноправных мелодий. Каждая из них имеет свое
выразительное самостоятельное значение.
Гомофония – одноголосие, в котором первый голос – мелодия –
главенствует, а остальные голоса играют роль сопровождения.
Канон – полифоническое произведение, в котором все голоса
исполняют одну и ту же мелодию, но вступают не одновременно, а один за
другим. Последующий голос вступает раньше, чем кончается предыдущий.
Фугетта – несложная фуга, 2-х, 3-х голосная, основана на проведении
темы во всех голосах.
Прелюдия – небольшая пьеса импровизационного характера, обычно
служит вступлением к следующей пьесе и связана с ней по содержанию.
«Прелюдия» в переводе с латинского – играть вступление.
12. Этюд. Гамма. Аккорд. Арпеджио. Ансамбль.
Этюд – пьеса, предназначенная для отрабатывания какого-либо
технического приема (гаммы, арпеджио), служит для развития техники.
Гамма – ряд звуков, расположенных по высоте вверх или вниз от
тоники до ее октавного повторения.
Аккорд – ряд звуков (не менее 3-х) различных по высоте и взятых
одновременно.
Арпеджио – звуки аккорда, взятые последовательно, один за другим.
Ансамбль – совместное исполнение музыкального произведения
несколькими участниками. Ему характерна стройность, согласованность.
13. Старинные танцы
Менуэт – старинный французский бальный танец, в умеренном темпе,
плавный, с поклонами и приседаниями.
Гавот – французский танец. Исполняется в умеренном темпе, изящно,
несколько жеманно. Размер 2-х дольный с затактом в 2/4.
Буррэ – старинный французский танец дровосеков. Исполняется
тяжело, шутливо, с прыжками. Затем распространился в придворном
быту, превратившись в подвижный веселый танец. Размер 2-х дольный с
затактом в 1/4.
Сарабанда – испанский танец. Исполняется медленно, торжественно,
размер 3-х дольный. Возник из похоронного обряда. Пишется в минорных
тональностях.
Полонез – польский танец. Характер торжественного блестящего
шествия. Размер 3/4.
14. Различные виды и жанры музыкальных произведений.
Марш – произведение в четком ритме, строго размеренном движении
в соответствии с шагом.
Мазурка – польский народный танец. Мелодия отличается четким
ритмом, частыми акцентами. Размер 3/4.
Полька – чешский народный танец. Живой, веселый. Размер 2/4.
Вальс – бальный танец, плавное кружение парами. Родина вальса –
Австрия. Размер 3/4.
Экосез – шотландский танец, исполняется под аккомпанемент
волынки.
Ария – музыкальное произведение для голоса с сопровождением.
Может быть самостоятельным произведением для фортепиано
певучего характера.
СРЕДНИЕ КЛАССЫ
15. Штрихи
Штрих – способ исполнения звуков.
Основные штрихи:
1.
legato – легато – связное исполнение звуков;
2.
non legato – нон легато – не связное исполнение, отделяя один звук
от другого;
3.
staccato – стаккато – отрывисто;
4.
portato – портато – способ исполнения между legato и staccato –
5.
glissando – глиссандо – способ скольжения от звука к звуку.
6.
16. Музыкальный синтаксис произведения.
Период – раздел произведения из 8 или 16 тактов. Иногда целое
музыкальное произведение, в котором выражается законченная
музыкальная мысль.
Период состоит из 2-х предложений. Первое предложение
заканчивается на доминанте (D), второе – на тонике (Т).
Предложение – составляет часть периода, наименьший отрезок
мелодии, завершенный кадансом.
Обычно предложение состоим из 2-х фраз. Объем предложения – от
4-х до 8-ми тактов.
Каданс – гармонический или мелодичный оборот, завершающий
отдельную фразу, предложение или произведение в целом.
Каденция – виртуозный пассаж или развернутый эпизод,
встречающийся в инструментальных концертах.
Кульминация – эпизод музыкального произведения, где достигается
наивысшие напряжение, наибольший накал эмоций.
17.
Мелизмы
Группетто – украшение состоящее из 4-х – 5-ти нот. Представляем
собой чередование основного звука с соседними верхним и нижним и
повторением основного звука. Обозначается знаком –
,
.
=
=
=
=
=
=
5
5
5
5
Знак, группетто, как перечеркнутый, так и не перечеркнутый
ставится либо над нотой, либо между нотами. В соответствии с этим
возможны варианты расшифровки:
Знак альтерации, если он над группетто – относится к верхнему
вспомогательному звуку, если под
– к нижнему звуку.
18. Музыкальная форма
Форма – построение музыкального произведения; совокупность
выразительных средств музыки (мелодия, ритм, гармония, структурное
строение и т.д.)
1.
Период
2.
Простая 2-х или 3-х частная форма
3.
Куплетная форма
4.
Вариационная форма.
5.
Рондо
6.
Сложная 2-х или 3-х частная форма
7.
Сонатная форма
8.
Полифоническая форма
19. Полифоническая форма.
Канон – музыкальная форма, в которой все голоса исполняют одну и
ту же мелодию, но каждый последующий голос начинает ее до окончания
предыдущего.
Инвенция – изобретение, выдумка (лат.). Небольшая 2-х или 3-х
частная пьеса в имитационном стиле. По строению приближается к фуге.
И.С. Бах писал инвенции своим ученикам как подготовительные упражнения
для фуг.
Имитация – подражание, повторение темы или мелодического
оборота вслед за другим голосом. Имитация служит основным приемом
полифонии.
Фуга – бег (лат.), форма музыкального произведения, основанная на
проведении темы во всех голосах по принципу имитации. Имеет
определенный тонально-гармонический план. Бывают 2-х, 3-х, 4-х, и реже 5-
ти голосные. Мелодия, сопровождающая тему называется
противосложением. Мелодия, которая проходит между темами,
называется интермедией.
20. Старинные танцы в полифонической форме.
Аллеманда – немецкий танец, известный в XVI века. Размер 4/4. Темп
умеренный. В XVII – XVIII веках входит в состав старинной сюиты.
Куранта – бегущая, текущая (фр.) французский придворный танец.
Жига – танец английских моряков, быстрый, стремительный. Размер
3/8, 6/8, 3/4.
Сарабанда – испанский танец. Исполняется медленно, торжественно,
размер 3-х дольный. Возник из похоронного обряда. Пишется в минорных
тональностях.
21. Крупная форма
Рондо – круг, музыкальная форма, основанная на многократном
чередовании главной темы с эпизодами различного содержания. Главная
тема называется рефреном (франц.), повторяющимся не менее 3-х раз и
чередующийся с эпизодами.
Рондо начинается и заканчивается рефреном, образуя замкнутый круг.
В форме рондо пишутся инструментальные пьесы, финалы сонат,
симфоний.
Вариации – произведение, состоящее из первоначального изложения
темы и нескольких ее повторений в измененном виде.
В форме вариаций пишутся самостоятельные произведения, отдельные
части сонатного цикла.
Соната – (итал.) – звучать. Произведение для одного или двух
инструментов. Состоит из 3-х, 4-х частей.
I часть – сонатное аллегро – музыкальная форма, основанная на
сопоставлении и развитии двух тем, контрастных по характеру – главной
и побочной.
Основные разделы сонатного аллегро:
− экспозиция;
− разработка;
− реприза.
В конце часто бывает кода, в начале иногда вступление. Идет в
быстром темпе – отсюда название – сонатное аллегро.
22. Различные виды музыкальных произведений
Токката – трогать, касаться. Виртуозная пьеса в быстром темпе и
четком ритме. Излагается короткими равными длительностями, с четкой
ударной техникой.
Скерцо – (лат.) шутка. Название различных острохарактерных пьес –
юмористических, фантастических.
Романс – музыкально-поэтическое произведение для голоса и
фортепиано. Существует и как самостоятельная пьеса для фортепиано
лирического характера.
СТАРШИЕ КЛАССЫ
23. Штрихи
Штрих – способ исполнения звуков.
Основные штрихи:
7.
legato – легато – связное исполнение звуков;
8.
non legato – нон легато – не связное исполнение, отделяя один звук
от другого;
9.
staccato – стаккато – отрывисто;
10.portato – портато – способ исполнения между legato и staccato –
11.glissando – глиссандо – способ скольжения от звука к звуку.
24. Мелизмы
Группетто – украшение состоящее из 4-х – 5-ти нот. Представляем
собой чередование основного звука с соседними верхним и нижним и
повторением основного звука. Обозначается знаком –
,
.
Знак, группетто, как перечеркнутый, так и не перечеркнутый
ставится либо над нотой, либо между нотами. В соответствии с этим
возможны варианты расшифровки:
=
=
=
=
=
=
5
5
5
5
Знак альтерации, если он над группетто – относится к верхнему
вспомогательному звуку, если под
– к нижнему звуку.
25. Музыкальные формы произведений
Период – раздел произведения или целое небольшое произведение в
котором выражается законченная музыкальная мысль.
Простая 2-х частная форма – состоит из 2-х периодов.
Простая 3-х частная форма – состоим из 3-х разделов. Первый и
третий – одинаковы (возможна изменения), а средний носит иной,
контрастный характер.
Куплетная форма – основана на многократном повторении напева.
Основная мелодия может сохраняться в том же виде, но каждый раз
меняющийся поэтический текст придает ей новые выразительные оттенки.
Сложная 2-х и 3-х частная форма – небольшие разделы строятся в
виде простых форм, состоящих из нескольких периодов.
Циклическая форма – последование целого ряда законченных
произведений, расположенных в определенном порядке и объединенных
одним замыслом.
Например: Бах «Французские сюиты», «Английские сюиты»
Чайковский «Времена года».
К циклической форме относятся: сюита, квартет, квинтет, соната,
симфония, концерт, опера, балет, кантата, оратория.
Свободная форма – произведения не укладывающиеся в рамки
определенных типов – прелюдии, фантазии и т.д.
Вариационная форма – произведение, состоящее из первоначального
изложения темы и нескольких ее повторений в измененном виде.
В форме вариаций пишутся самостоятельные произведения, отдельные
части сонатного цикла.
Рондо – круг, музыкальная форма, основанная на многократном
чередовании главной темы с эпизодами различного содержания. Главная
тема называется рефреном (франц.), повторяющимся не менее 3-х раз и
чередующийся с эпизодами.
Рондо начинается и заканчивается рефреном, образуя замкнутый круг.
В форме рондо пишутся инструментальные пьесы, финалы сонат,
симфоний.
26. Полифоническая форма
Фуга – (лат.) бег – многоголосное произведение, основанное на
имитации – изложении и развитии темы во всех голосах. Мелодия,
сопровождающая тему, называется противосложением.
По строению фуга делится на 3 основных раздела.
1-й раздел – экспозиция – показ тем. Темы проводятся во всех
голосах. Первое проведение темы – в основной тональности; второе – в
доминантовой, третье – в главной.
2-й раздел – разработка – строится более свободно, голоса вступают
в иной последовательности, тема развивается, проходим в разных голосах, в
различных тональностях, кроме главной.
Заключительный эпизод – реприза, в которой тема проходит в
главной тональности.
Эпизоды между проведениями темы в фуге называются интермедиями
(«интер» – «между»)
Старинная сюита – (франц.) – последовательность. Музыкальная
форма, состоящая из нескольких частей, объединенных общим замыслом.
Старинная танцевальная сюита состоит из 4-х танцев:
1.
Аллеманда – немецкий танец, серьезная, неторопливая,
характер музыки идет от приветственных сигналов трубачей,
звучавших при встрече князей, графов и герцогов.
2.
Куранта – (франц.) – бегущая, текущая. Довольно быстрый
французский придворный танец. Отличается сложными,
затейливыми фигурами и соответствующей им музыкой.
3.
Сарабанда – (sara banda – по-испански – святое шествие).
Медленный, величественный. Родился в Испании в возник из
торжественного траурного обряда.
4.
Жига – старинный танец английских моряков, быстрый,
веселый, непринужденный.
Все части сюиты писались в одной тональности.
Позднее, менялась сюита, и менялись тональности.
27. Крупная форма
Вариации – построены на развитии и видоизменении основной
музыкальной мысли – темы. Варьируются (видоизменяются) отдельные
мелодические обороты, ритм, размер, характер сопровождения, но
интонации мелодии сохраняются, как главные признаки данной темы.
Темой могут быть народные песни, самостоятельные мелодии,
отрывки из крупных сочинений.
В форме вариаций пишутся самостоятельные произведения и части
сонатного цикла.
Рондо – см. выше.
Соната – (итльян. sonare – звучать) один из важнейших жанров
классической музыки. Состоит из ярко контрастных частей, отличающихся
структурной законченностью. Обычно 3-х, 4-х частная.
I часть – сонатное аллегро – наиболее напряженная, в быстром
темпе.
II часть – сдержанная, сосредоточенная, лирическая, в медленном
темпе.
III или IV части – финал, быстрый; жизнеутверждающий характер,
отличный от I части.
Форма сонатного цикла определилась в творчестве Моцарта, Гайдна,
Бетховена.
Сонатное аллегро – I часть – форма, основанная на
противопоставлении и развитии 2-х тем – главной и побочной. Имеет 3
обязательных раздела:
1.
Экспозиция (показ) – в ней проходят – главная партия,
связующая, побочная и заключительная. Главная партия проходит
в основной тональности, побочная партия отлична по характеру
от главной, и проходит в доминантовой тональности.
2.
Разработка – столкновение и развитие тем, изложенных в
экспозиции. Темы звучат динамичнее, напряженнее, частая смена
тональностей. Разработка – центр сонатного аллегро.
3.
Реприза – повторение экспозиции, возвращение главной и
побочной темы. Обе темы, и главная, и побочная проходят в
основной тональности. Утверждается главная тональность.
Иногда после репризы бывает кода, а перед экспозицией –
вступление.
28. Модуляция. Секвенция. Транспозиция.
Модуляция – переход из одной тональности в другую и завершение в
ней музыкального построения. Признаками модуляции является изменение
тоники и появление новых знаков альтерации.
Секвенция – последовательное перемещение одно- или многоголосного
музыкального построения в восходящем или нисходящем направлении.
Транспозиция – перенос звуков мелодии на определенный интервал
вверх или вниз, тональность при этом меняется. Цель транспозиции –
облегчить чтение с листа, либо выбрать удобную тональность вокалисту.
29. Музыкальные жанры
Вокальные жанры связаны со словом, поэтическим текстом, звучанием
человеческого голоса. К старейшим вокальным жанрам относятся
различные песни.
Песня – наиболее простая форма вокальной музыки, объединяющая
поэтический образ с музыкой. Песни различаются по виду: лирические,
хороводные, колыбельные и т.д.
Романс – музыкально-поэтическое произведение для голоса с
фортепиано. Есть романс, как самостоятельная инструментальная пьеса
лирического характера.
Баллада – в средние века так назывались повествовательные песни о
подвигах.
Баллада достигла расцвета у композиторов – романистов, как
самостоятельная пьеса для фортепиано.
Ария – музыкальное произведение для голоса с сопровождением.
Может являться частью оперы, оратории, контакты. Существуют арии
как самостоятельные концертные пьесы для фортепьяно певучего
характера.
Оратория – подобно опере предназначена для концертного исполнения,
только без актерской игры. Музыкально-драматическое произведение для
певцов, хора и оркестра.
Кантата – раньше была сольной вокальной пьесой. Позднее
содержание расширилось, подобно оратории, только меньше размером, и
иногда без определенной сюжетной линии.
Опера – (итал. – труд, изделие) – произведение, соединяющее в себе
вокальную инструментальную музыку, драматургию, хореографию,
декорации. В основе оперы лежит либретто – литературное содержание.
31. Жанры инструментальной музыки.
В инструментальной музыке слова не участвуют. Различаются малые и
большие формы инструментальной музыке.
Малые формы инструментальной музыки.
Песня без слов – небольшая мелодическая пьеса лирического
характера. (Писали композиторы – романтики – Мендельсон, Шуман,
Чайковский).
Баркаролла – песня лодочника, пьеса лирического характера, нередко
подражающая всплеску волн. (Чайковский, Шопен, Рахманинов).
Ноктюрн – в переводе – ночная музыка. Получил развитие у
композитора Фильда, как фортепианная пьеса. Известны ноктюрны
Шопена, Глинки, Листа, Грига, Чайковского, Скрябина, Бородина.
Этюд – пьеса, предназначенная для отрабатывания какого-либо
технического приема (гаммы, арпеджио), служит для развития техники.
Кроме этюдов – упражнений, имеются концертные этюды. «Этюды –
картины» Рахманинова, «Симфонические этюды» Шумана.
Прелюдия – импровизировать перед выступлением. Затем становится
самостоятельной пьесой. Прелюдии очень различны по характеру: от
стремительно - быстрых, до медленно – певучих (Шопен, Рахманинов,
Скрябин и др.)
Экспромт – всегда готовый – небольшая фортепианная пьеса,
возникшая как бы внезапно. Стройные и законченные по форме экспромты
Шуберта, Шопена, Балакирева, Чайковского привлекают теплотой и
лиризмом.
Рапсодия - произведение свободной формы, построенное на смене
ярких контрастных эпизодов: лирических, эпических, героико-
драматических. Создателем рапсодии был Ф. Лист.
Элегия – (греч.) – жалобная песнь. Пьеса для фортепиано,
задумчивого, печального характера.
Тарантелла – итальянский народный танец. Родина – Торонто,
Италия. Размер 3/8, 6/8; быстрый, стремительный.
Большие формы инструментальной музыки.
Многие из больших музыкальных форм складываются из нескольких
частей и называются циклическими.
Цикл – последование целого ряда законченных произведений,
расположенных в определенном порядке и составляющих одно целое.
Например: Мусоргский «Картинки с выставки», Дебюсси «Детский
уголок», Чайковский «Времена года».
К циклической форме относятся концерт, сюита, квартет, трио.
Концерт – большое, весьма сложное виртуозное сочинение для
солирующего инструмента и симфонического оркестра. Концерт
представляет собой, как бы состязание оркестра с солистом. Исполнение
концерта требует от солиста высокого уровня мастерства, виртуозности.
Состоит из 3-х частей:
I часть – быстрая;
II часть – лирическая, медленная;
III часть – весьма быстрая.
После III части часто бывает каденция – соло исполнителя.
Симфония – произведение для симфонического оркестра, написанной в
сонатно-циклической форме. Иногда используется хор, певцы, солисты.
Симфония состоит из нескольких ярко-контрастных частей.
Каприччио – близко по жанру к сюите, инструментальная пьеса
виртуозного характера.
Трио – ансамбль из трех музыкантов исполнителей.
Квартет – ансамбль из 4-х музыкальных исполнителей
(инструменталистов или вокалистов).
Квинтет – ансамбль из 5-ти музыкальных исполнителей.
32. Педализация.
Применение педали обогащает выразительные возможности
фортепиано.
Использование правой педали - дает возможность продлить звук,
достичь полного, красочного звучания. Правая педаль, будучи нажатой,
задерживает все звуки, взятые на инструменте.
Поэтому, педализировать следует осторожно, избегая фальшивых
звуковых сочетаний. Нажимать педаль следует носком ноги, плавно и без
толчков. Правая педаль обозначается в нотах Ped или P, а снятие правой
педали – *.
При помощи левой педали приглушаются, уменьшаются сила звука.
Если правая педаль берется одновременно с нажатием клавишей на
клавиатуре, то такая педаль называется прямой.
Очень часто необходимо раньше взять звук, а затем – педаль. Такая
педаль называется запаздывающей.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ
1 класс
1.
Allegro – аллегро – скоро.
2.
Andante – анданте – не спеша, спокойно.
3.
Adagio – адажио – медленно.
4.
Moderato – модерато – умеренно.
2 класс
5.
Allegretto – аллегретто – довольно скоро, подвижно.
6.
Andantino – андантино – не скоро, не торопливо.
7.
ritenuto – ритенуто – замедляя.
8.
accelerando – аччелерандо – ускоряя.
9.
a tempo – а темпо – в прежнем темпе.
10. marcato – маркато – подчеркивая.
11. dolce – дольче – нежно.
12. espressivo – эспрессиво – выразительно.
13. meno mosso – мено моссо – менее подвижно.
14. piu mosso – пиу моссо – более подвижно.
15. sempre – семпре – всегда, постоянно.
16. poco a poco – поко а поко – мало по малу, постепенно.
3 класс
17. lento – ленто – медленно.
18. largo – лярго – широко, протяжно.
19. vivo – виво – живо.
20. presto – престо – быстро.
21. cantabile – кантабиле – певуче.
22. giocoso – джьокозо – шутливо.
23. leggero – леджьеро – легко, изящно.
24. molto – мольто – очень, много.
25. risoluto – ризолюто – решительно.
26. sostenuto – состенуто – сдержано.
4 класс
27. vivace – виваче – скоро, живо.
28. con moto – кон мото – с движением.
29. allergando – аллергандо – расширяя.
30. animando – анимандо – воодушевленно.
31. animato – анимато – душевно.
32. tempo primo – темпо примо – в первоначальном темпе.
33. mezzo voce – меццо воче – в пол голоса.
34. shcerzando – скерцандо – шутливо.
35. tranquillo – транкуилло – спокойно, безмятежно.
5 класс
36. subito – субито – внезапно, вдруг.
37. agitato – аджитато – взволнованно.
38. grave – гравэ – тяжело.
39. energico – энерджико – энергично.
40. calando – каляндо – затихая, замирая.
41. simile – симиле – подобно, также.
42. con anima – кон анима – с душой.
43. maestoso – маэстозо – величественно.
44. una corde – уна корде – на левую педаль.
45. tre corde – тре корде – без левой педали.
46. grazioso – грациозо – грациозно, изящно.
6-7 класс
47. pestissimo – престиссимо – очень быстро.
48. commodo – коммодо – удобно.
49. ritordando – ритордандо – опаздывая.
50. animando – анимандо – воодушевленно.
51. stringendo – стринжендо – тесня, сжимая.
52. stretto – стретто – сжато.
53. lis tesso tempo – лис тессо темпо – не меняя темпа.
54. appassionato – аппассионато – страстно.
55. secco – сэкко – сухо.
56. ad libitum – ад либитум – по желанию.
57. con fuoco – кон фуоко – с огнем.
58. con forza – кон форца – с силой.
59. pezante – пезанте – грузно.
60. semplise – семпличе – просто.
61. senza – сэнца – без.
62. veloce – велоче – быстро, ровно.
63. qusi – квази – как бы, подобно.
64. sotto – сотто – под.
65. rubato – рубато – свободно.
66. piu – пиу – более.
67. meno – мено – менее.
68. ma – ма – но.
69. con – кон – с.
70. e – е – и.
71. con brio – кон брио – с огнем.
72. parlando – парляндо – говорком.
73. assai – ассаи – весьма, достаточно.
74. morendo – морендо – замирая.
75. dolore – долоре – скорбно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
процессе
обучения
учащиеся
накапливают
определенные
знания,
приобретают необходимые навыки, находят новые формы работ. При
изучении каждого нового произведения возникают новые музыкальные,
звуковые и технические задачи. Без систематизированных теоретических
знаний, умения анализировать и структурировать изучаемое произведение,
решение этих задач будет затруднительно.
Эффективность
освоения
и
понимания
теоретического
материала
проверяется общим уровнем развития учащегося (зачеты, коллоквиумы,
конкурсы, викторины), уровнем технического развития (технические зачеты),
умением
точно
и
выразительно
передать
содержание
музыкальных
произведений (академические концерты).
Говоря о результативности применения данного материала, необходимо
учитывать общий уровень музыкального развития учащегося, его природные
данные, а также длительность и индивидуальность процесса обучения.
Удовлетворительным
показателем
можно
считать
стабильную
и
положительную динамику музыкального и личностного роста учащегося.
Следует
отметить,
что
процесс
накопления
теоретических
знаний,
планомерной и целенаправленной работы способствует:
- повышению интереса ребенка к учебной деятельности;
- способствует быстрому и грамотному изучению нового материала ;
- ускоряет процесс овладения сложными задачами;
- расширяет музыкальный кругозор;
- активизирует работу головного мозга.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев А. Методика обучения игры на фортепиано. – М.: Музыка, 1971
2. Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. –
Л.: Музыка, 1969
3. Ермакова О. Краткий музыкальный словарь. Р н Д.: Феникс 2018
4. Келдыш Ю. Музыкальная энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия,
1973
5. Крутяева Т. Словарь иностранных музыкальных терминов. – Л.: Музыка,
1988
6. Милич Б. Воспитание ученика – пианиста. – М.: Кифара, 2002
7. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: Терра, 1969
8. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М.: Музыка, 1982
9. Перельман Н. В классе рояля. – Л.: Музыка, 1970
10.Тимакин Е. Воспитание пианиста. – М.: Советский композитор, 1984