"Важность экологического воспитания в дошкольном возрасте"
Автор: Федосеева Елена Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №29" Населённый пункт: Пермский край, город Березники Наименование материала: статья Тема: "Важность экологического воспитания в дошкольном возрасте" Раздел: дошкольное образование
«Важность экологического воспитания в дошкольном возрасте»
Федосеева Елена Александровна
Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого.
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной
просветительской
работы
по
формированию
экологического
сознания,
культуры
природоиспользования. Эта работа начинается в детском саду - первом звене системы
непрерывного
образования.
Изучение
экологического
сознания
и
установление
закономерностей
его
формирования
уже
в
дошкольные
годы
так
важны
для
воспитания развивающейся личности.
Цель
экологического
воспитания
детей
–
формирование
начал
экологической
культуры, что позволит в дальнейшем, в соответствии с концепцией общего среднего
экологического
образования,
успешно
усваивать
в
совокупности
практический
и
духовный
опыт
взаимодействия
человека
с
природой,
который
обеспечит
его
выживание и развитие.
Экологическое образование в условиях современного экологического кризиса должно
решать главную задачу: формировать экологически ориентированное сознание по
существу – новое видение мира. В настоящее время господствующей является такая
точка зрения на природу как его собственность, отношение к природе как объекту
воздействий,
преобразований
и
использования.
Экологически
ориентированное
сознание
акцентирует
единство,
неотчужденность
человека
и
природы.
Развитие
человека и природы понимается как совместная эволюция.
Экологическое образование должно решать три основные задачи:
1.
Формирование
адекватных
экологических
представлений
о
взаимосвязях
в
природе;
2.
Формирование
системы
умений
и
навыков
экологически
целесообразного
поведения, взаимодействия с природой.
3.
Развитие отношения к природе как нашему общему дому, переживание себе как
части природы.
Формирование
начал
экологической
культуры
–
это
становление
осознанно
–
правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к
людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на ее основе
материальные богатства или духовные ценности.
Дошкольное
детство
–
начальный
этап
формирования
личности
человека,
его
ценностной
ориентации
в
окружающем
мире.
В
этот
период
закладывается
позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим
людям. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у детей
понимания того, что все в природе взаимосвязано.
Экологическое
воспитание
дошкольника
выражается
в
гуманно
–
ценностном
отношении к природе, основными проявлениями которого служат доброжелательность
к
живым
существам,
эмоциональная
отзывчивость
на
их
состояние;
интерес
к
природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие,
учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом,
создавать необходимые для жизни условия.
Именно в дошкольном возрасте необходимо преподавать основы экологии, т.к. в этот
период ребенок очень эмоционален и просто поддается внушению взрослых. Он будет
задавать
массу
вопросов
о
растениях
и
животных,
а
также
удивляться
всем
красивейшим явлениям природы. Ребенок воспринимает животных как своих друзей,
он
сопереживает
им
и
сочувствует.
Именно
эти
прекрасные
чувства
должны
развиваться.
Осваивая
экологические
знания,
ребенок
узнает
о
своих
собственных
конституциональных
особенностях,
центральных
звеньях
пространственно
–
временной
организации
мира
–
телесности
и
конечности
живых
существ,
о
непреходящей
ценности
жизни.
Это
существенно
совершенствует
нравственную
воспитанность, способствует духовному росту личности. Ребенок начинает ощущать
свою
видовую
принадлежность
и
привязанность
к
матери,
семье,
этническому
сообществу, определенному образу жизни.
Через познания живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие
природы,
формируется
этика
взаимодействия
человека
с
миром.
Освоение
этих
представлений
в
дошкольном
детстве
помогает
личности
утвердиться
в
мире,
укрепляет
уверенность
в
себе,
дает
возможность
выразить
себя
в
общении
с
окружающим.
Важным
аспектом
экологического
воспитания
является
формирование
понимания
детьми
специфики
живого
объекта,
его
принципиального
отличия
от
предмета
неживого объекта, формирования элементарных умений правильного взаимодействия
с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных
условий. Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не
поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке — зерна и вода, березе на
участке — вода, а воробьям зимой — крошки хлеба. Ознакомление с объектами
природы,
их
частями,
основными
свойствами,
наглядными
спо собами
функционирования в совершенно определенных условиях — это и есть формирование
первоначальных
экологических
представлений,
которые
являются
основой
правильного отношения к живым существам, правильного. взаимодействия с ними.
Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения
объектов природы и возможности действовать с ними.
Дети, воспитанные в традициях экологического воспитания, способны будут
создать новое общество, в котором будут цветущие сады, зелёные парки, живописные
деревни. Таким людям в голову не придёт бросить окурок, или вообще курить, ломать
деревья и сливать в реки отходы нефтепродуктов. Они покажут пример, как нужно
поступать нормальному человеку и не постесняются объяснить нарушителям, как
делать не стоит. Ведь человек – не бездумный эксплуататор природы, а ответственный
её
хранитель.
А
воспитать
экологически
сознательную
личность
можно,
сочетая
возможности содружества детского сада и семейного воспитания.
Литература
1.
Авдеева
Н.Н.,
Степанова
Жизнь
вокруг
нас.
Экологическое
воспитание
дошкольников:
Учебно-методическое
пособие
–
Ярославль:
Академия
развития: 2003.- 112с.
2.
«Мы». Программа экологического образования детей/Н.Н. Кондратьева и др. –
2-е изд., испр. и доп. – СПб: «Детство-пресс», 2002 – 240с.
3.
Николаева
С.Н.
Юный
эколог:
Программа
экологического
воспитания
дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128с.
4.
Экологическое
воспитание
дошкольников:
Пособие
для
специалистов
дошкольного воспитания/ Автор-сост. С.Н. Николаева. – М.: ООО «Фирма
«Издательство АСТ», 1998. – 320с.