Напоминание

"Важность экологического воспитания в дошкольном возрасте"


Автор: Федосеева Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №29"
Населённый пункт: Пермский край, город Березники
Наименование материала: статья
Тема: "Важность экологического воспитания в дошкольном возрасте"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Важность экологического воспитания в дошкольном возрасте»
Федосеева Елена Александровна Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию экологического сознания, культуры природоиспользования. Эта работа начинается в детском саду - первом звене системы непрерывного образования. Изучение экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже в дошкольные годы так важны для воспитания развивающейся личности. Цель экологического воспитания детей – формирование начал экологической культуры, что позволит в дальнейшем, в соответствии с концепцией общего среднего экологического образования, успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Экологическое образование в условиях современного экологического кризиса должно решать главную задачу: формировать экологически ориентированное сознание по существу – новое видение мира. В настоящее время господствующей является такая точка зрения на природу как его собственность, отношение к природе как объекту воздействий, преобразований и использования. Экологически ориентированное сознание акцентирует единство, неотчужденность человека и природы. Развитие человека и природы понимается как совместная эволюция. Экологическое образование должно решать три основные задачи: 1. Формирование адекватных экологических представлений о взаимосвязях в природе; 2. Формирование системы умений и навыков экологически целесообразного поведения, взаимодействия с природой. 3. Развитие отношения к природе как нашему общему дому, переживание себе как части природы. Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно – правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на ее основе материальные богатства или духовные ценности.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано. Экологическое воспитание дошкольника выражается в гуманно – ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия. Именно в дошкольном возрасте необходимо преподавать основы экологии, т.к. в этот период ребенок очень эмоционален и просто поддается внушению взрослых. Он будет задавать массу вопросов о растениях и животных, а также удивляться всем красивейшим явлениям природы. Ребенок воспринимает животных как своих друзей, он сопереживает им и сочувствует. Именно эти прекрасные чувства должны развиваться. Осваивая экологические знания, ребенок узнает о своих собственных конституциональных особенностях, центральных звеньях пространственно – временной организации мира – телесности и конечности живых существ, о непреходящей ценности жизни. Это существенно совершенствует нравственную воспитанность, способствует духовному росту личности. Ребенок начинает ощущать свою видовую принадлежность и привязанность к матери, семье, этническому сообществу, определенному образу жизни. Через познания живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром. Освоение этих представлений в дошкольном детстве помогает личности утвердиться в мире, укрепляет уверенность в себе, дает возможность выразить себя в общении с окружающим. Важным аспектом экологического воспитания является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета неживого объекта, формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных
условий. Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке — зерна и вода, березе на участке — вода, а воробьям зимой — крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными спо собами функционирования в совершенно определенных условиях — это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного. взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними. Дети, воспитанные в традициях экологического воспитания, способны будут создать новое общество, в котором будут цветущие сады, зелёные парки, живописные деревни. Таким людям в голову не придёт бросить окурок, или вообще курить, ломать деревья и сливать в реки отходы нефтепродуктов. Они покажут пример, как нужно поступать нормальному человеку и не постесняются объяснить нарушителям, как делать не стоит. Ведь человек – не бездумный эксплуататор природы, а ответственный её хранитель. А воспитать экологически сознательную личность можно, сочетая возможности содружества детского сада и семейного воспитания. Литература 1. Авдеева Н.Н., Степанова Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие – Ярославль: Академия развития: 2003.- 112с. 2. «Мы». Программа экологического образования детей/Н.Н. Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб: «Детство-пресс», 2002 – 240с. 3. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128с. 4. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания/ Автор-сост. С.Н. Николаева. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. – 320с.


В раздел образования