Напоминание

методические рекомендации по проведению пальчиковых игр


Автор: Широкова Галина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №34
Населённый пункт: город Ревда, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: методические рекомендации по проведению пальчиковых игр
Раздел: дошкольное образование





Назад




1 Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГБПОУ СО «Ревдинский педагогический колледж»
Методические рекомендации

по проведению пальчиковых игр
2016
2 Составитель: Широкова Галина Александровна (воспитатель МАДОУ №34)
3
Пояснительная записка
Пальчиковые игры существуют очень давно и сопровождают нас в течение всей жизни. Работа с ними многообразна и эффективна, ведь эти игры решают целый ряд задач, стоящих перед педагогами, что делает их незаменимым средством развития и обучения. Для получения максимального эффекта пальчиковые игры должны быть постро- ены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев. Пальчиковые игры необходимо проводить регулярно. Не рекомендуется прово- дить их в холодной комнате, сразу после сна и сразу после еды. Средняя продолжи- тельность пальчиковой игры в младшей группе составляет 3-5 минут. Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр: − перед игрой с детьми необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отра- батывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготовить малышей к правильному выполнению упражнений, но и создаст необходимый эмоциональный настрой; − перед началом упражнений необходимо детям разогреть ладони лёгкими погла- живаниями до приятного ощущения тепла; − все упражнения необходимо выполнять в медленном темпе, от 3 до 5 раз, снача- ла правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе; − выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой; − при выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все паль- цы руки; − необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключе- нием с одного движения на другое; − нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрез- мерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость;
4 − все указания необходимо давать спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям нужно оказать помощь; − каждое занятие должно иметь своё название, длиться несколько минут и повто- ряться в течение дня 2 – 3 раза. − При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст ча- стично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст нужно разучить наизусть, чтобы дети произносили его целиком, соотнося слова с движением. − Выбрав два или три упражнения, необходимо постепенно заменять их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляются в репертуаре и возвращаются по желанию детей. − Нельзя ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: пока- зывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограни- чен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре. − Нельзя принуждать детей. Необходимо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменять игру. − Сначала, объясняя, как выполняется то или иное упражнение, надо показать позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. − Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей. − Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками. − Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди, или действуют поочередно, напоминают маленькие сказочки, например: "два толстых поросенка", и выполнить их сами могут только дети 4-5 лет, маленьким их должны показывать взрослые. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то, повышая, то, понижая голос, делая
5 паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе с взрослым или с его помощью. − Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке. Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно. Можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию. − Соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления - это и есть пальчиковые игры. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. В данном пособии предлагаются разнообразные пальчиковые игры - взрослый может выбрать наиболее подходящую по теме и содержанию игру для конкретного случая.
6
Пальчиковые игры

Разбудим каждый пальчик
Здравствуй, пальчик, Здравствуй, мальчик! С добрым утром, С ясным днём! Повторяя стихи, массируем снизу вверх каждый пальчик и, дойдя до кончика паль- ца, слегка его прищипываем
Пальчики
Ну-ка, братцы, за работу. Покажи свою охоту: Большаку дрова рубить, Печи все тебе топить, А тебе воду носить, А тебе обед варить, А тебе посуду мыть. А потом всем песни петь, Песни петь да плясать, Наших деток забавлять. Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с большого. Энергично шевелить всеми пальцами.
В гости
В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому: Указательный и средний, Безымянный и последний — Сам мизинчик-малышок. Постучался на порог. Вместе палчики — друзья, Друг без друга им нельзя. Выставляются вверх большие пальцы обеих рук. Показываем дом. Поочередно называемые пальцы соединя- ются с большими на обеих руках одновре- менно. Пальцы сжаты в кулак, вверх выставля- ются только мизинцы. Кулаки стучат друг о друга. Ритмичное сжимание пальцевв кулаки.
Домик
Раз, два, три, четыре, пять Вышли пальчики гулять Разжимание пальцев, по одному, начиная сбольшого. Ритмичное разжимание всех пальцевод- новременно.
7 Раз, два, три, четыре, пять, В домик спрятались опять. Сжимание по очереди широко расстав- ленных пальцев, начиная с мизинца. итмичное сжимание всех пальцев одно- временно.
Прогулка
Пошли пальчики гулять, А вторые — догонять, Третьи пальчики — бегом, А четвертые—пешком. Пятый пальчик поскакал И в конце пути упал. Пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двига- ются постолу. Ритмичные движения по столу указа- тельных пальцев. Движение средних пальцевв быстром темпе. Медленноедвижение безымянных пальцев поповерхности стола. Ритмичное касание поверхности стола мизинцами. Стук кулакамипо поверхности стола.
Тише, тише не шумите
Этот пальчик хочет спать Этот пальчик лег в кровать Этот пальчик чуть вздремнул Этот пальчик уж уснул Этот крепко-крепко спит Тише, тише, не шумите… Солнце красное взойдет, Утро ясное придет, Будут птицы щебетать, Будут пальчики вставать! Загнуть большой палец. Загнуть указательный палец. Загнуть средний палец. Загнуть безымянный палец. Загнуть мизинец. Погрозить пальцем. Разогнуть кулачек.
Гигиена

Умывание
Ай лады, лады, лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, И маме (папе, бабе) улыбаемся. Хлопаем в ладоши. Мотаем головой. Имитируем умывание. Смотрим в глазки.
8
Грязнули
Кто зубы не чистит, Не моется с мылом, Тот вырасти может Болезненным, хилым. Дружат с грязнулями Только грязнули, Которые сами В грязи утонули. У них вырастают Противные бяки, За ними гоняются Злые собаки. Грязнули боятся Воды и простуд А иногда и вообще не растут. Пальцы рук поочерёдно, начиная с указа- тельного, «здороваются» с большими пальцами Ладони ставятся одна над другой, изоб- ражая рост ребёнка. Пальцы рук соединены в замок. Движения, имитирующие пловца. Пальцы сжать в кулак, затем выпрямить, руки согнуть в локтях, ладони друг за дру- гом около носа. Руки вперёд, правая ладонь лежит на ле- вой ладони, пальцы чуть согнуть, каждый палец правой руки касается одноимённого пальца левой руки. Руки скрещены на груди, согнуться, вы- прямиться, поднять руки вверх.
Животные

Кошка и горшок с молоком
В кухне под столом Стоит крышка с молоком. К крынке кошка подошла, Сверху сливки попила Глубже сунулась в горшок: - Молочка напьюсь я впрок! Что случилось? Ой-ой-ой! Кошка крутит головой, Налакалась молочка - Не уйти ей из горшка! С головы горшок не слез. С ним и убежала в лес! Складываем большой и все остальные пальцы левой руки в кружок. «Идём» указательным и средним пальца- ми правой руки. Указательным пальцем делаем «лакаю- щие» движения в кружке, изображающем горшок. Засовываем палец глубже в кружок- горшок. Крутим головой. Пытаемся вытянуть палец из кружка. Топоча пальцами обеих рук по столу, показываем, как кошка убежала.
9
Дельфин
В море бурном, в море синем Быстро плавают дельфины Не пугает их волна, Рядом плещется она. Кисти рук на уровне лица, ладони вниз, пальцы переплетены, волнообразное дви- жение, начиная с правого плеча. Волнообразное движение руки, согнутой в локте, кисть на уровне плеча. Рука согнута в локте, на уровне лица, вол- нообразные движения кистью.
Зайцы
Скачет зайка косой Под высокой сосной. Под другою сосной Скачет зайка второй. «зайчик» правой рукой. «дерево» правой рукой. «дерево» левой рукой. «зайчик» левой рукой.
Козы
Идет коза рогатая, Идет коза бодатая. К ней другая спешит, Колокольчиком звенит. «коза» правой рукой. «коза» левой рукой. «колокольчик».
Птички
Птички полетели, Крыльями махали. На деревья сели, Вместе отдыхали. «птички». махи ладонями с широко расставленными пальцами. «деревья». «птички».
Кошка и собаки
Вышла кошечка вперед, К нам идет, хвостом играет, Ей навстречу из ворот Две собаки выбегают. «кошка» правой рукой. левой ладонью машем у основания правой кисти. «ворота». «собаки» обеими руками.
Козел
Вышел козел из новых сеней. Левая рука изображает козла: средний и безымянный пальцы согнуты, снизу их прижимает большой, мизинец и указа-
10 Нагнул шею: "Дай хлеба скорее!" Выставил "рога": "Дай пирога! Протянул копытце: "Дай воды напить- ся!" тельный палец выпрямлены. Правая рука сжимается в кулак, сгибает- ся в запястье. Правая рука сжата в кулак, средний палец вы прямлен. Правая рука складывается "лодочкой".
Улитка
Две улитки на дорожке, Вверх торчат смешные рожки. «улитки» обеими руками.
Мышка
Мышка зёрнышко нашла, И на мельницу снесла. Намолола там муки, Испекла всем пирожки: Мышонку – с капустой, Мышонку – с картошкой, Мышонку – с морковкой, Мышонку – с морошкой. Для большого толстячка – Аж четыре пирожка: С капустой, с картошкой, с морковкой, с морошкой. Показываем маленькое зернышко. Идут два пальчика. Трут ладошки. Показываем пирожки. Загибаем пальчики, начиная с мизинца. Покручиваем большой палец. Снова загибаем пальчики.
Кто во что обут?
Как у нашей кошки На ногах сапожки. Как у нашей свинки На ногах ботинки. Как у пса на лапках Голубые тапки. А козленок маленький Надевает валенки. Загибают по одному пальчику, начиная с больших. На обеих руках на каждое название обуви.
Петушок
Петушок, петушок, Соединить на руке указательный и боль-
11 Золотой гребешок, Масляна головушка, – () Шелкова бородушка, - () Что ты рано встаешь, Что ты звонко поешь, Деткам спать не даешь? – () шой палец. Сделать «замок» из пальцев. Погладить рукой по голове. Погладить рукой по подбородку. Закрыть глаза и сложить ладони под ще- ку.
Бараны
Так бодались два барана. На мосточке утром рано. Уступить не захотели. Вместе в речку полетели. Оба кулака бодаются. Хлопки на ударные слоги. Оба кулака бодаются. Ладони "уронить" на колени.
Дети

Топали
Мы топали, мы топали, До тополя дотопали, До тополя дотопали, Аж ножки все оттопали. Повернём ладошки вниз и медленно пой- дём. Ритмично «топаем» поочерёдно ла- дошками-ножками по столу или по коле- ням). Упражнение повторяется три раза в убыстряющемся темпе
Как живёшь?
Как живёшь? - Вот так! А плывёшь? - Вот так! Как бежишь? - Вот так! Вдаль глядишь? - Вот так! Машешь вслед? -Вот так! Ночью спишь? - Вот так!. А шалишь? - Вот так! Большие пальцы обеих рук – вверх, остальные собраны в кулак. Руками изображают движения пловца. Руки согнуть в локтях, движение вдоль туловища. Поочерёдно прикладывать ладони ко лбу. Энергичные движения кистями рук. Ладони под голову Кулачками обеих рук хлопнуть по наду- тым щёчкам
12
С добрым утром!
С добрым утром, глазки! Вы проснулись? С добрым утром, ушки! Вы проснулись? С добрым утром, ручки! Вы проснулись? С добрым утром, ножки! Вы проснулись? С добрым утром, солнце! Мы проснулись! Поглаживаем веки глаз. «Смотрим в бинокль» Поглаживаем ушки. Прикладываем ладонь к ушкам. Поглаживаем кисти рук. Хлопаем в ладоши. Поглаживаем ноги Притопываем. Руки раскрываются навстречу солнышку. Голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться.
Дружба
Дружат в нашей группе девочки и маль- чики. Мы с тобой подружим маленькие паль- чики. Раз, два, три, четыре, пять, Начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять. Мы закончили считать. альцы рук соединяются ритмично в «замок». Ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук. Поочередное касание одноименных паль- цев, начиная с мизинцев. уки вниз, встряхнуть кистями.
Человечки
Побежали вдоль реки Дети наперегонки. Движениеуказательных и средних пальцев по поверхностистола от себя краю. Повторить несколько раз.
Друзья
В нашей группе все друзья Самый младший - это я. Это Маша, Это Саша, Это Юра, Это Даша. Дети ритмично стучат кулачками по столу. Разжимают кулачки, начиная с мизинчи- ка.
Моя семья
Знаю я, что у меня Дома дружная семья: Это – мама, Поднимают руку ладонью к себе. В определенной последовательности заги- бают пальцы. Сначала безымянный.
13 Это – я, Это – бабушка моя, Это – папа, Это – дед. И у нас разлада нет. Затем мизинец. Указательный палец. Средний палец. Большой палец. Хлопают в ладоши.
Маме помогаем
Дружно маме помогаем – Пыль повсюду вытираем. Мы белье теперь стираем Полощем, отжимаем. Подметаем все кругом – И бегом за молоком. Маму вечером встречаем, Двери настежь открываем, Маму крепко обнимаем. Движения по тексту.
Маша
Маша варежку надела: «Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, В свой домишко не попал». Маша варежку сняла. «Поглядите-ка, нашла! Одеваем варежку. Спрятали пальчик. Сжать пальцы в кулачок. Все пальцы разжать, кроме большого. Разогнуть большой палец.
Обувь
Посчитаем в первый раз, Сколько обуви у нас. Туфли, тапочки, сапожки Для Наташки и Серёжки, Да ещё ботинки Для нашей Валентинки, А вот эти валенки Для малышки Галеньки. Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу. На каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого.
Доброе утро
Доброе утро, здравствуй, Иван! Доброе утро, здравствуй, Степан! Доброе утро, здравствуй, Сергей! Перекрещивают большие пальцы. Перекрещивают указательные пальцы. Перекрещивают средние пальцы.
14 Доброе утро, здравствуй, Матвей! Доброе утро, здравствуй, Никитушка! Перекрещивают безымянные пальцы. Перекрещивают мизинцы.
Предметы

Замок
На двери висит замок, Кто его открыть бы смог? Потянули, Покрутили. Постучали. И открыли. Ритмичные соединения пальцев рук в за- мок. Руки тянуться в стороны. Круговые движения пальцев от себя. Основания ладоней стучат друг о друга. Разомкнули пальцы
Дом и ворота
На поляне дом стоит Ну, а к дому путь закрыт. Мы ворота открываем, В этот домик приглашаем. Показываем дом. Показываем ворота. Ладони разворачиваются параллельно друг другу Показываем дом.
В домике
Стол стоит на толстой ножке, Рядом стульчик у окошка, Два бочонка под столом. Вот такой я видел дом. «стол» «стул» «бочонки» обеими руками «дом».
Много мебели в квартире
Много мебели в квартире Раз, два, три, четыре, Много мебели в квартире В шкаф повесим мы рубашку, А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. А потом мы с котом Посидели за столом, Чай с вареньем дружно пили. Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках. Сжимают и разжимают кулачки. Загибают пальчики на каждое название мебели. Попеременные хлопки ладонями и удары
15 Много мебели в квартире. кулачками по столу.
Овощи и фрукты

Засолка капусты
Мы капусту рубим, рубим, Мы морковку трем, трем, Мы капусту солим, солим, Мы капусту жмем, жмем. Резкие движения прямыми кистями рук вниз ивверх. Пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя. Движение пальцев, имитирующее посыпа- ние солью из щепотки. Интенсивное сжимание пальцев рук в ку- лаки. У Лариски – две редиски. У Алешки – две картошки. У Сережки-сорванца – два зеленых огур- ца. А у Вовки – две морковки. Да еще у Петьки две хвостатых редьки. По очереди разгибать пальчики. На базар ходили мы, Много груш там и хурмы, Есть лимоны, апельсины, Дыни, сливы, мандарины, Но купили мы арбуз – Это самый вкусный груз! Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каж- дую стихотворную строчку; При этом ладони не соприкасаются. Мизинцы, безымянные, средние, указательные, большие пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх.
Компот
Будем мы варить компот Фруктов нужно много. Вот. Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив положим, сахарок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ. Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «ме- шают». Загибают пальчики по одному, начиная с большого. Опять «варят» и «мешают»
16
Растения

Цветок
Вырос высокий цветок на поляне, Утром весенним раскрыл лепестки. Всем лепесткам красоту и питание Дружно дают под землей корешки. «цветок с закрытыми лепестками» развести пальцы рук ритмичные движения пальцами - вместе и врозь. «корни»
Дерево
Из-под серых влажных кочек Появился вдруг росточек. Крошкой не остался, Быстро вверх поднялся. Ветки появились, Листья распустились. Ветер завывает, Дерево качает. Поднимаем ладони, прижатые друг к дру- гу. Разводим руки в стороны и вверх, расто- пыриваем пальчики. Разворачиваем ладони наружу. Дуем на ладони. Качаем руками.
Сказочные персонажи

Весёлый гном
Жил да был весёлый гном С круглыми ушами. Он на сахарной горе Спал под воротами. Вдруг откуда ни возьмись великан явил- ся, съесть он гору захотел, только подавился! Ну а что ж весёлый гном? Так и спит глубоким сном! Показывают руки над головой, изображая колпачок. Описывают руками большие круги вокруг ушей Локти на столе, руки прямо, ладони сло- жены так, что образуется треуголь- ик.Пальцы изображают воро- таРукивысоко подняты над головой Подносят руки ко ртуДети смеютсяДети изображают спящего гнома.
Маша-хозяйка
Хлопки в ладоши. То правая, то левая рука
17 Наша-то Маша Сметлива была, Всем в избе работу Нынче задала: Плошечку собачка Моет языком, Мышка подбирает Крошки под столом. Кошка под окошком Когтями скребет, Курочка в сережках Вымела избушку, Избушку метет. Потрусила голичок. Лег голичок Под порог на бочок. ( сверху Большой палец правой руки оттопырен - "ухо", указательный согнут, остальные выпрямлены. "Собачка" наклоняется к "плошке" - округленной левой ладони, "мо- ет ее" (движения мизинца в сторону и об- ратно). Согнутые мизинец и указательный палец правой руки - "ушки", сомкнутые и про- гнутые средний, безымянный и большой - "мордочка". Пальцы правой руки собраны, как при фи- гуре "мышка", но пальцы, изображающие мордочку, не прогнуты, а округлены). Пальцы правой руки скребут ладонь левой. Правая ладонь "подметает" выпрямлен- ную левую. Энергичное встряхивание пальцев правой руки. Расслабленная правая рука ложится на стол или на колени. Сверху ее накрыва- ет левая рука.
Маленькие гномики
Жили были в домике Маленькие гномики: Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. Раз, два, три, четыре, пять, Стали гномики стирать: Токи – рубашки, Чики – носочки, Пики – платочки, Мики умница был, Лики – штанишки, Всем водичку носил. Дети сжимают и разжимают кулачки. Загибают пальчики, начиная с больших. Разгибают пальчики, начиная с мизинцев. Трут кулачки друг о друга. Загибают пальчики, начиная с больших.
Про бабку

18 Жила-была бабка, Да жила у речки. Захотелось бабке Искупаться в речке. И купила бабка Мыло и мочало. Эта сказка хороша, Начинай сначала. "Руки в боки". Разводим руки в стороны ладонями вниз, изображая речку. Снова "Руки в боки". Изображаем плавание брассом. "Руки в боки" Одна рука держит мочало, вторая намыли- вает.
Еда

Кисель
Бабушка кисель варила На горушечке. Для Андрюшечки. Летел, летел соколок. Через бабушкин порог. Вот он крыльями забил, Бабушкин кисель разлил. Вот и нету киселька В черепушечке у старушечки На горушечке. Бабка плачет: "Ай-ай-ай1" Не плачь, бабка, не рыдай! Чтоб ты стала весела Мы наварим киселя. Во-о-от столько! Правая рука "помешивает кисель". Кончики пальцев правой и левой руки со- единяются, руки расходятся углом. Ладонь правой руки ложится на грудь. Ладони скрещиваются, большие пальцы рук зацепляются друг за друга. Скрещенные ладони помахивают, как крылья. Руки несколько раз сильно ударяют по бо- кам, затем вытягиваются вперед и вниз, пальцы растопыриваются. Руки разво- дятся в стороны. Руки снова показывают горшок- черепушечку Руки вновь по горку. Руки "утирают". Указательный палец правой руки "грозит" Правая рука снова помешивает "кисель". Руки расходятся широко в стороны.
19
Семья
Как у нас семья Большая да веселая Два у лавки стоят, Два учиться хотят. Два Степана сметаны объедаются. Две Дашки у кашки питаются. Две Ульки в люльке качаются. Топают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно. Загибают большие пальцы. Загибают указательные пальцы. Загибают средние пальцы. Загибают безымянные пальцы. Загибают мизинцы.
Времена года

Зима
Раз, два, три, четыре, пять, Мы во двор пришли гулять. Бабу снежную лепили. Птичек крошками кормили. С горки мы потом катались. А еще в снегу валялись. Все в снегу домой пришли. Съели суп и спать легли. Загибать пальчики по одному. Шагают два пальчика. Имитировать лепку комков. Крошить хлебушек всеми пальчиками. Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки. Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной. Отряхивать ладошки. Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку.
Зимние забавы
Лепим мы из снега ком, Из комочков слепим дом. Звери будут в доме жить, Веселиться и дружить, Вместе домик сторожить Раз, два, три, четыре, пять, Мы с тобой снежок слепили. Круглый, крепкий, очень . И совсем-совсем не сладкий. Раз — подбросим. Два — поймаем). Три — уроним). И... сломаем. Дети сжимают и разжимают кисти рук. Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны. Хлопают в ладоши. Соединяют руки в «замок». Загибают пальчики. Дети "лепят". Показывают круг, сжимают ладони, гла- дят одной ладонью другую. Грозят пальчиком. "Подбрасывают". "Ловят". "Роняют". Топают.
20
Весна
Иди, весна, иди, красна, Принеси ржаной колосок, Овсяный снопок, Яблоки душистые, Груши золотистые, Большой урожай в наш край. «Кап, кап, кап» Кап, кап, кап – звенит капель. Приближается апрель. Снова солнце в небе улыбается, Снег растаял, ручейки звенят. И подснежник первый распускается. «шагают» пальчиками обеих рук по столу. Загибают по одному пальчику с мизинца. Ритмично, на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого. Соединять пальцы правой руки с большим. Соединять пальцы левой руки с большим. Ладони вверх, пальцы сложены лодочкой, запястья рук прижаты друг к другу; разъ- единять пальцы, постепенно отводя их друг от друга.
Весна
Стучат всё громче дятлы, Синички стали петь. Встаёт пораньше солнце, Чтоб землю нашу греть. Встаёт пораньше солнце, Чтоб землю нашу греть. Бегут ручьи под горку, Растаял весь снежок, А из под старой травки Уже глядит цветок... Раскрылся колокольчик В тени там, где сосна, Динь-динь, звенит тихонько, Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими. Ладони сомкнуты «ковшом», поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены. Движения повторяются. Выполняем руками волнообразные движе- ния (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладо- ни повёрнуты вниз). Ладони сомкнуты «ковшом». Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, по- лусогнуты (чашечка цветка) Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак. Пальцы постепенно разжимаются, сво- бодно расслаблены (чашечка колокольчи- ка). Качаем кистями рук в разные стороны,
21 Динь-динь, пришла весна. Динь-динь, звенит тихонько, Динь-динь, пришла весна. проговаривая «динь-динь».
Летом
Гляньте: радуга над нами, Над деревьями, Домами, И над морем, над волной, И немножко надо мной. Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение). Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты. Руки сложены над головой крышей. Нарисовать волну рукой. Дотронуться до головы.
В летнем саду
С ветки ягодки снимаю) И в лукошко собираю. Будет полное лукошко. Я попробую немножко. Я поем еще чуть-чуть. Легким будет к дому путь! Держим руку на уровне лица, пальцы расслаблены и сви- сают вниз. Поглаживайте другой рукой каждый палец от основания до самого конца, словно вы снимаете с него воображае- мую ягодку. Обе ладони складываете перед собой в виде чашечки. Одну сложенную ладонь накрываете другой сложенной ладонью. Из воображаемого лукошка двумя пальцами другой руки достаете ягодки и кладете их в рот. А теперь, ягодки достаете всеми пальцами, полной ла- дошкой и отправляете их в рот. Указательные и средние пальцы на обоих руках, имити- руя ножки, убегают далеко-далеко.
Осень
Осень, осень к нам пришла, Дождь и ветер принесла. Кап-кап-кап, кап-кап-кап, Дождь и ветер принесла. Пожелтел зеленый сад, Листья кружатся, летят. Шу-шу-шу, шу-шу-шу, Листья кружатся, летят. Песни птичек не слышны, Подождем их до весны. Чик-чирик, чик-чирик, Подождем их до весны. Стучим пальцем левой руки по ладони правой. Трем ладонью о ладонь. Кисти рук накрест, движения кистями рук вверх-вниз.
22
Осенью
Вышли пальчики гулять, Стали листья собирать, Красный листик, желтый листик, А потом давай считать 1, 2, 3, 4, 5. Сколько листиков собрали - 5. Движения по тексту.
12 месяцев
12 месяцев в году, я вам ребята назову: Круглый год, круглый год, Пальцы зажаты в кулак, вращаем кулачками Январь, февраль, и март идет, Поочередно соединяем на название каждого месяца большой палец с указательным, сред- ним, безымянным пальцем на правой руке А там апрель, а следом май, Соединяем большой палец с мизинцем правой руки, далее большой палец с указательным на левой руке Июнь, июль, нам август дай! Соединяем большой палец левой руки со сред- ним, безымянным и мизинцем на левой руке Сентябрь, октябрь, а дальше ноябрь Продолжаем с правой руки: поочередно соеди- няем большой палец с указательным, средним, безымянным пальцем на правой руке И не забудем добавить декабрь! Соединяем большой палец правой руки с мизин- цем на правой руке.
Месяцы в году
Зимние месяцы: декабрь, январь Руки расставлены в стороны, К ним не забудем добавить февраль имитируем падение снежинок Весне отдаем март, апрель, теплый май Руки подняты вверх над головой, изображаем легкий ветерок Для лета июнь, июль, август давай Руки перед собой, ладони прижаты друг к другу, имитируем движение «рыбка плывёт» А если к нам в гости осень придет, Имитируем сбор ягод в корзинку. Сентябрь, октябрь, ноябрь принесет!!!


В раздел образования