Автор: Скрябина Саргылана Михайловна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СПЛ
Населённый пункт: г.Якутск
Наименование материала: Технологическая карта
Тема: Числа 11 до 20. Нумерация (4ч)
Раздел: начальное образование
1 класс
МАТЕМАТИКА
Технологическая карта № 5
Числа 11 до 20. Нумерация (4 часа)
Цель изучения темы: Научить способам образования двузначных чисел,
уметь называть, писать, сравнивать числа и раскладывать их по составу,
считать в прямом и обратном порядке.
Образование чисел второго десятка, нумерационные случаи.
Одиннадцать, двенадцать (и т. д. до двадцати); двузначные числа, десятки,
единицы.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ
Личностные: осознание «количественности» мира.
Регулятивные:освоение
способов
установления
количественных
взаимосвязей между объектами.
Познавательные:
осмысление математических понятий на предметно-
конкретном уровне.
Коммуникативные:
формирование умения отвечать на поставленный
вопрос.
Знать названия и последовательность чисел при счёте.
Считать в прямом и обратном порядке.
Читать, записывать, сравнивать числа.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ
Блок 1. Образование чисел второго десятка
Блок 2 Двузначные числа от 10 до 20
Блок 3. Диагностика качества учебно-познавательной деятельности
Термины и понятия (глоссарий) по теме: «Числа от 11 до 20. Нумерация».
Двузначные числа от 10 до 20
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Межпредметные связи: Окружающий мир. Литературное чтение
(аналитико-синтетические умения; умение устанавливать взаимосвязи между
объектами).
Ресурсы : Учебник «Математика», ч. 2.
Рабочая тетрадь, № 2.
Методическое пособие.
Наглядный и раздаточный материал.
УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ
I этап. Самоопределение к деятельности
Ситуативное задание
Ээчэ и Бээчэ любят разгадывать ребусы. Поможем им отгадать в числах 10, 4,
18, 1 зашифрованное слово. (Зашифрованное слово — игра.)
Что надо знать и уметь? (Надо знать алфавит и счёт до 33.)
В какие игры вы играете с друзьями?
II этап. Учебно-познавательная деятельность
Блок 1. Образование чисел второго десятка
Задание 1 (З)
Наблюдение (счёты, счётные палочки).
Учебник, ч. 2, с. 58, № 1, 2.
Практическая работа у доски и на партах.
Задание 2 (П)
Учебник, ч. 2, с. 58—59, № 3, 6 (коллективная работа).
Объясните, что вы видите. Заполните пропуски.
Задание 3 (У)
Учебник, ч. 2, с. 58, № 4.
Ответьте, сколько десятков и единиц в числах 14, 18, 20. Подчеркните
десятки одной чертей, а единицы двумя.
Рабочая тетрадь № 2, с. 62, № 1.
Диагностика освоения I блока:
Уроки повторения и самоконтроля.
Учебник, ч. 2, с. 62, № 1—4.
Учебник, ч. 2, с. 63, № 6.
Блок 2. Двузначные числа от 10 до 20
Задание 1 (З)
Наблюдение.
Найдите лишнее число. (На доске ряд чисел от 0 до 10.) (Число 10 —
лишнее.)
Учебник, ч. 2, с. 60.
равно одиннадцать. И т. д. до 20.
Запись: 10 + 1 = 11
10 + 2 = 12 ...
Чтение чисел от 11 до 20 в прямом и обратном порядке.
Задание 2 (П)
Учебник, ч. 2, с. 61, № 2.
Что обозначает каждая цифра в записи чисел?
Задание 3 (У)
Учебник, ч. 2, с. 61, № 3, 6 *.
Запишите числа. Прочтите их. Сравните числа. Чтение правила.
Рассматривание таблицы. Проговаривание: Десять да ещё один
Диагностика освоения II блока:
Рабочая тетрадь № 2, с. 65, № 7.
Рабочая тетрадь № 2, с. 66, № 1.
Рабочая тетрадь № 2, с. 67, № 4, 7.
Блок 3. Диагностика качества учебно-познавательной деятельности
Запишите числа, в которых 1 десяток 6 единиц, 1 десяток 2 единицы, 2
десятка.
Рабочая тетрадь № 2, с. 66, № 2; с. 64, № 1 — 3, 5.
Самоорганизация в деятельности
Подготовьтесь к выполнению задания; выполните, представьте и оцените
свою работу.
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Поможем Ээче и Бээче
Отгадаем в числах 10, 4, 18, 1 зашифрованное слово.
Что надо знать и уметь?
Репродуктивное задание (по образцу)
Десятая буква в алфавите — это и, значит, первая буква в слове — И...
Рассуждая так же, найдите остальные буквы.
Импровизационное задание
Придумайте своё слово и зашифруйте его.
Эвристическое задание
Придумайте свои математические ребусы. (Например: 100 Л — стол; Р 1 А
— родина, ВИ 3 НА — витрина.) (Варианты выполнения: малые группы.)
IV этап. Рефлексивная деятельность
Задание 1 (самоанализ)
Закончите предложение:
Мне важно (не важно) знать двузначные числа, потому что______________
Для того, чтобы правильно считать, надо знать_____________,
уметь_____________
Задание 2 (самооценка)
Я очень(не очень) довольна (доволен) проведенным(и) уроком (уроками),
потому что______________
Я оцениваю свою работу по теме на____________________ (отлично,
хорошо, удовлетворительно), потому что_______________________________
1 класс
МАТЕМАТИКА
Технологическая карта № 5
Тема «Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание»
Цель изучения темы: Научить способам сложения и вычитания
однозначных и двузначных чисел без перехода и с переходом через десяток,
ввести в активный словарь понятие «дециметр» и учить пользоваться им при
измерении предметов.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ
Складывать и вычитать двузначные числа без перехода через десяток.
Складывать и вычитать числа с переходом через десяток.
Выполнять преобразования с величинами длины «дециметр» и «сантиметр».
Правильно употреблять в речи математические понятия.
Метапредметные умения:
Личностные: осознание математических составляющих окружающего мира.
Регулятивные: освоение способов вычисления и установления взаимосвязи
между предметами.
Познавательные: осмысление математических действий и величин.
Коммуникативные: умение отвечать на поставленный вопрос, формировать
умения работать в парах и малых
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ
Блок 1. 1. Дециметр
Блок 2 Сложение и вычитание без перехода через десяток
Блок 3. Сложение с переходом через десяток
Блок 4. Вычитание чисел с переходом через десяток
Термины и понятия (глоссарий) по теме: Дециметр «Числа от 11 до 20.
Сложение и вычитание»
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Межпредметные связи : Окружающий мир. Литературное чтение (аналитико-
синтетические умения; умение устанавливать взаимосвязи между
объектами).
Ресурсы : Учебник «Математика», ч. 2.
Рабочая тетрадь, № 2.
Методическое пособие.
Наглядный и раздаточный материал.
УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ
I этап. Самоопределение к деятельности
Ситуативное задание
Проблемная ситуация
На ёлку к Нюргуну пришли 4 друга, 5 родственников, 3 соседа. На столе
стояли вазы с 10 мандаринами и 10 апельсинами, 12 пирожных, 10 стаканов
сока, 9 шоколадок. Гости удивлённо переглядывались.
Почему гости удивлённо переглядывались? Сможем ли мы помочь Ване
исправить ситуацию? Что для этого надо знать и уметь? (Уметь считать до
20, складывать и вычитать числа второго десятка.)
II этап. Учебно-познавательная деятельность
Блок 1. . 1. Дециметр
Задание 1 (З)
1.Отрезок в 50 см измерить с помощью двух мерок — в 1 см и в 10 см.
Какой меркой пользоваться было удобней? (Второй.) Есть новая величина —
дециметр.
2.Начертите в тетради отрезок в 10 см. Запишите и запомните данное
равенство: 10 см = 1 дм.
3.Измерим в дециметрах окружающие предметы (или их части), например
учебник, парту, доску. Сначала на глаз, а потом проверим результат
измерения линейкой.
Учебник, ч. 2, с. 64.
Чтение правила.
Найдите на линейке дециметр. Запишите длину своей линейки в дм и см 15
см = 1 дм, 5 см.
Задание 2 (П)
Учебник, ч. 2, с. 64, № 1, 3 *.
Объясните, как рассуждали.
Задание 3 (У)
Учебник, ч. 2, с. 65, № 6.
Измерьте длину отрезков в дм и см.
Учебник, ч. 2, с. 66, № 1.
Диагностика освоения I блока:
Начертите отрезок длиной 1 дм 2 см.
Рабочая тетрадь № 2, с. 68, № 2, 3.
Блок 2. Сложение и вычитание без перехода через десяток
Задание 1 (ЗП)
Запишите числовое выражение: к 1 десятку прибавить 7 единиц (10 + 7 = 17).
Составьте к этому выражению все равенства. (7 + 10 = 17, 17 – 10 = 7, 17 – –
7 = 10.)
Найдите обратные выражения (со знаком «минус»).
Учебник, ч. 2, с. 62, № 5.
Объясните, как считали.
Придумайте свои примеры. (10 + 4, 14 – 4, 14 – 10.)
Задание 2 (У)
Учебник, ч. 2, с. 63, № 1, 4.
Заполните пропуски.
Задание 1 (ЗП)
Учебник, ч. 2, с. 67, № 1.
Подчеркните одной чертой единицы, двумя чертами десятки.
Разложите эти числа на сумму разрядных слагаемых. (12 = 10 + 2.)
Наблюдение.
Учебник, ч. 2, с. 67, № 2.
Объясните решение по рисунку.
3 + 5 7 – 3
13 + 5 17 – 3
Учебник, ч. 2, с. 67, № 3 (1, 3'й столбики).
Объясните решение.
Задание 2 (У)
Учебник, ч. 2, с. 67, № 3 (2, 4'й столбики).
Продолжите решение самостоятельно; объясните, как решали.
Учебник, ч. 2, с. 67, № 4—6.
Устное чтение. Решение задач самостоятельно.
Учебник, ч. 2, с. 70, № 6.
Проговаривание решений. (Удобнее прибавить единицы к единицам и плюс
оставшиеся десятки.
Уроки повторения и самоконтроля (5 часов).
Учебник, ч. 2, с. 69—75.
Рабочая тетрадь № 2, с. 70—79.
Контрольная работа № 6 (Методическое пособие, с. 75).
Диагностика освоения II блока:
Рабочая тетрадь № 2, с. 64, № 2; с. 66, № 2.
Рабочая тетрадь № 2, с. 70, № 1—3.
Решите удобным способом:
12 + 2 14 – 3
15 + 3 13 – 3
17 + 2 19 – 6
Блок 3. Сложение с переходом через десяток
Задание 1 (З)
Можно ли утверждать, что к числу 10 легче прибавлять?
Дополните до 10 (по образцу).
Учебник, ч. 2, с. 76, № 3; с. 75, № 1.
Уменьшите до 10 каждое число: 14, 16, 12, 18. (14 – 4 = 10...)
На доске девять жёлтых и два красных круга.
Сколько всего фигур?
Составьте числовое выражение: 9 + 2. Как считали? Как удобнее? (Нужно
добавить до 10 и плюс оставшиеся единицы: 9 + 1 + 1 = 11 (к.)
Учебник, ч. 2, с. 76, № 2.
Чтение правила.
Учебник, ч. 2, с. 76, № 4.
Алгоритм.
Приведите свои примеры, решая по алгоритму.
Задание 2 (П)
Учебник, ч. 2, с. 76, № 5.
Объясните по образцу.
Задание 3 (У)
Учебник, ч. 2, с. 77, № 6 *.
Рабочая тетрадь № 2, с. 80, № 1.
Восстановите записи.
Уроки закрепления и самоконтроля.
Таблица сложения до 20 (7 часов).
Учебник, ч. 2, с. 77—87.
Рабочая тетрадь № 2, с. 81—87.
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
На ёлку к Нюргуну пришли 4 друга, 5 родственников, 3 соседа. На столе
стояли вазы с 10 мандаринами и 10 апельсинами, 10 пирожных, 10 стаканов
сока, 9 шоколадок. Гости удивлённо переглядывались.
Почему? Сможем мы помочь Ване? Что для этого надо знать и уметь?
(Нужно уметь считать до 20, находить сумму чисел второго десятка.)
Выберите любой вариант выполнения.
Импровизационное задание
Накройте стол для гостей, который будет отличаться от образца.
Эвристическое задание
Представьте, что гости пришли к вам. Подготовьтесь к их встрече.
Самоорганизация в деятельности
Подготовьтесь к выполнению задания; выполните, представьте и оценить
свою работу.
IV этап. Рефлексивная деятельность
Задание 1 (самоанализ)
Закончите предложение:
Что я понял?
Чему научился?
Мне важно было научиться , потому что______________
Для того, чтобы правильно считать, надо знать_____________,
_____________
Задание 2 (самооценка)
Я очень(не очень) довольна (доволен) своей работой на уроке, потому
что______________
Я оцениваю свою работу по теме на____________________ (отлично,
хорошо, удовлетворительно), потому что_______________________________