Автор: Швецова Нина Андреевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУДО
Населённый пункт: п. Майкор, Юсьвинского района,Пермского края
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Краеведческий аспект в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения
Раздел: дополнительное образование
Швецова Н.А. педагог дополнительного
образования МБОУДО «ЦДО «Созвездие»,филиал «ЦДО»Горизонт».
Заведующая музеем Трудовой и Боевой славы
п. Майкор
Краеведческий аспект в учебно-воспитательном процессе
образовательного
учреждения
Глубокие преобразовательные процессы, которые идут в нашем обществе, экономике,
науке, культуре, не могут не затронуть и педагогику. Одним из таких моментов является
изменение взглядов на краеведение, его влияние на общество, его место в образовании.
Сегодня краеведение вынесено в отдельную науку, которая помогает учителю и классному
руководителю воспитывать достойного гражданина нашей страны.
Многолетний опыт работы в школе и заведование музеем Трудовой и Боевой славы в
нашем поселке в течение 27 лет позволили мне разработать и реализовать свою программу
по нравственному воспитанию детей и молодежи.
Сегодня у подрастающего поколения возрождается интерес к истории родного края,
многие начали восстанавливать свою родословную, многие семьи ищут имена тех, кого в
недалеком прошлом старались забыть. В историях
семейных династий
все меньше
становится «белых пятен», связанных с периодом репрессий и гражданской войны.
Но есть еще проблемы, которые подрастающее поколение не может не заметить: с лица
земли навсегда исчезли маленькие деревушки, поменяли свои названия города и села, здания
церквей много десятилетий служили не по назначению. В течение всего периода Советской
власти
прославлялись
подвиги
Красной
Армии,
и
незаслуженно
в
черном
цвете
представлялось «белое» движение. В братских могилах покоятся тела красногвардейцев, а
где захоронены белогвардейцы чаще всего никто не помнит или не знает.
Справедливости ради следует заметить, что над вышеуказанными проблемами сейчас
работают многие школы и учреждения дополнительного образования. Это видно из
многочисленных публикаций в научно-популярных и научно-методических журналах,
газетах. Совершая экскурсии со школьниками
по краю и стране, можно с радостью
заметить, что в стране продолжается волонтерское движение, реставрируются памятники
культуры, останки воинов предаются земле по христианским обычаям, восстанавливается
историческая справедливость.
Нельзя сказать, что мной открыто что–то новое, уникальное. Моя работа - это вклад в
социальное развитие
своего поселка, в пропагандистскую работу среди населения, в
изучение истории родного края, сохранение традиций.
Своим
коллегам
учителям,
работникам
дополнительного
образования,
классным
руководителям
я предлагаю свою программу духовно-нравственного и военно-
патриотического воспитания школьников.
I глава
ПРОГРАММА
Пояснительная записка
Настоящая программа
разработана для учащихся 1-11 классов. Целью программы
является
воспитание
нравственных качеств детей
средствами своего предмета,
организацией внеклассной работы и дополнительными занятиями в кружках при ДДТ,
вовлечением в деятельность музея.
Задачи курса:
-изучение основ православной религии;
-изучение православной культуры, морали;
-организация учебно-исследовательской работы;
-развитие творческих способностей у детей;
-развитие познавательного интереса к прошлому и настоящему нашего края;
-приобщение учащихся к поисковой работе;
-воспитание учащихся бережного отношения к памятникам культуры и природы;
-воспитание чувства гордости за прошлое нашей страны, края, поселка;
-воспитание толерантности к людям другой веры и национальности;
-формирование потребности самопознания и саморазвития.
Программа рассчитана на три ступени обучения:1-я- 1-4 классы, 2-я – 5-8 классы, 3-я -9-
11 классы .
Итогом обучения и воспитания должны стать: знания по истории Коми-Пермяцкого
автономного округа, истории родного поселка, по истории православной религии, участие
детей в конкурсах, викторинах, конференциях. К окончанию начальной школы дети должны
знать главные достопримечательности села, различать государственные и народные
праздники, придерживаться основ христианской морали.
Ученики средних классов должны иметь полное представление о природе и истории
родного края, принимать участие в сборе письменных и вещественных источников,
правильно вести себя в общественных местах и местах культового назначения, бережно
относиться к наследию наших предков. Выпускник средней
школы должен
знать
историю Пермского края, соотносить события и факты истории страны и родного края ,
знать свою родословную, уметь рассуждать, размышлять о прошлом и настоящем. Ученики
11 класса должны уметь отстаивать свою точку зрения, вести конструктивный диалог.
2
Каждый из выпускников
должен решить для себя: следует принять или не принять
религиозные
утверждения
за
истину.
Наиболее
способные
и
творчески
развитые
старшеклассники должны уметь вести поисковую и исследовательскую работу, писать
рефераты, учебно-исследовательские работы, выступать на конференциях, проводить
экскурсии , принимать участие в тематических олимпиадах .Но, самое главное назначение
программы - научить любить свою Родину и свой край, гордиться великим прошлым,
противостоять злу, творить добро.
3
Учебно-тематический план
1-я ступень обучения (1-4классы)
№ Содержание курса
сроки
Форма
проведения
Место проведения
1.
Вводное занятие «Что такое
история? Что такое музей?»
Сентябрь-
октябрь
Обзорная
экскурсия
в
музее
Музей
2.
Знакомство
с
историей
родного края (наш край,
история
поселка,
история
семьи)
Октябрь
Эвристическая
беседа
Кабинет истории
3.
Туманское
городище-
прародина нашего поселка
Ноябрь
Пешеходная
экскурсия
Берег
реки,
территория
древнего поселения
4.
Коми-Пермяцкий
автономный округ (история,
костюм, традиции, кухня)
Декабрь
Беседа,
классный час
Кабинет
истории,
музей, Дом детского
творчества
5.
Народные и христианские
праздники (Покров, Святки,
Коляда,
Рождество,
Масленица, Пасха)
В
течение
года
Беседы,
классные
часы,
вечера
Музей, библиотека,
ДДТ,
занятия
на
улице
6.
Рисунок
«Моя
родина-
Россия»
Май, июнь
(День
защиты
детей)
Конкурс
Школа,
детские
площадки,
Дом
культуры
7.
Сбор материалов для музея
В
течение
года
2-я ступень обучения (5-8 классы)
1.
Вводное
занятие:
история
края, села, школы
Сентябрь
Эвристическа
я беседа
Кабинет
истории, музей
2.
История христианства
Сентябрь,
октябрь
Беседа,
рассказ
Кабинет,
библиотека
4
учителя
3.
История
Майкора
в
древности
Октябрь
Пешеходная
экскурсия
Туманское
городище
4.
История
Богоявленской
церкви
Ноябрь
экскурсии по
поселку
5.
Макетирование
Туманского
городища
0ктябрь-
декабрь
Дом
детского
творчества
6.
Макетирование
крестьянской избы
Октябрь-
декабрь
Дом
Детского
творчества
7.
Празднование
народных
и
христианских праздников
В
течение
года
Классный
час,
вечер,
беседа
Кабинет
истории, музей,
Дом культуры
8.
Народные традиции коми-
пермяцкого народа
Февраль
Эвристическа
я беседа
Музей, кабинет
9.
Оформление
проектов
(национальное
блюдо,
костюм, обряды)
Март
Оформление
выставки
Кабинет
10.
Конкурс пасхальных яиц
Апрель
Выставка
Библиотека,
музей
11.
«Пост как элемент здорового
образа жизни»
Декабрь,
март
Классный час
Кабинет,
библиотека
12.
«Здоровье великих людей»
Апрель
Игра
«Поле
чудес»
Кабинет
13..
Сбор материалов для музея
В
течение
года
Поисковые
экспедиции
14.
Викторина «Наш край»
Итоговое
занятие
Туристический
слет
15
Оформление
экспозиции
«Шедевры
майкорских
чердаков»
июнь
День
села
в
поселковом саду
3-я ступень обучения (9-11 классы)
1.
Вводное занятие «Коми-
Пермяцкий
округ-часть
великой России»
Сентябрь
Лекция
Кабинет истории
5
2.
«Майкор
в
годы
репрессий»
Октябрь
Тематическая
экскурсия
Музей
3.
«Майкорский
металлургический завод»
Ноябрь
Тематическая
экскурсия
Музей
4.
«Гражданская
война
на
территории нашего края»
Декабрь
Пешеходная
экскурсия
Памятник , погибшим
в годы Гражданской
войны
5.
«Майкор - фронту»
Апрель
Тематическая
экскурсия
Музей,
памятник
героям
Великой
Отечественной войны
6.
«Достопримечательные
места нашего поселка»
Пешеходная
экскурсия
Территория поселка
7.
Архитектурные
особенности
храма
Богоявления
Апрель
Экскурсия
Храм
8.
Как вести себя в храме
Беседа
Кабинет, библиотека,
храм
9.
Знакомство
с
интересными
местами
нашего края
Автобусные
экскурсии
г .Чермоз, п.Пожва,
с.Юсьва,
с.Архангелькое,
г.Кудымкар
10
Написание реферативных
работ
В течение
года
Защита
на
конференции
1
Школа
11
Написание
учебно-
исследовательских работ
В течение
года
Конференции
Школа, район, округ
12
Основы
христианской
морали
Беседа
Кабинет, библиотека
13
«Верить или не верить»
Апрель
Урок-диспут
Кабинет, библиотека
14
Итоговое
повторение
Май
Тест
Кабинет
1
6
«Христианство»
15.
Сочинение
«
Мои
размышления
о
судьбе
России и родного края »
Май
Урок, классный
час
Кабинет
Содержание программы
I ступень обучения (1-4 классы)
1.1.Вводное занятие: история села, музей, экспонаты, история создания музея, интересные
люди Майкора, экспозиции «Майкор в древности», «Крестьянский быт», «Богоявленская
церковь», «Металлургический завод», «Майкор - фронту», картины местных художников.
1.2.Экскурсия
по
кабинету:
ознакомление
с
наглядными
стендами,
историческими
источниками, выставками старых книг, денег, фотографий, вещей.
1.3.Туманское городище: археология, поисковая работа, правила поведения на местах
археологических памятников. Типы Родановских поселений, культурный слой, вал,
керамика, «Пермский звериный стиль».
1.4.Карта Коми-Пермяцкого автономного округа: географическое положение поселка
Майкора, реки,
края. Народы, проживающие в округе. Традиции коми-пермяков,
национальная
кухня,
особенности коми-пермяцкого
костюма(порты,
опояска,
дубас,
лапти).Легенды, сказания, предания.
1.5.Народные и христианские праздники. Покров, святочная неделя, колядки, Водосвятие,
масленица, Пасха, Св.Троица, Петров день, Ильин день. Традиционные блюда, обряды,
песни , маски, правила поведения в эти дни, правила поведения в храмах, часовнях, на
кладбище, во время массовых гуляний.
1.6.Рисунок «Моя родина – Россия».
1.7.Вещественные и письменные источники. Предметы быта, орудия труда, книги, письма,
фотографии, карты, письма.
Вторая ступень обучения (5-8 классы)
2.1.Вводное занятие. История христианской церкви, знакомство с « Детской Библией»,
рассказ о жизни Иисуса Христа. Литература о религии, символах христианства, заповеди,
роли апостолов.
2.2.Архитектура христианского храма (купол, колонны, нефы и т.д.) Внутреннее убранство
храма, икона, фреска, алтарь, свод, колокольня, часовня, монастырь, молитва. Правила
поведения в храме. История святых на Руси, история и значение известных икон.
7
2.3. История Майкора в древности. Экскурсия на Туманское городище,
особенности
родановской археологической культуры, культурный слой. Правила поведения на местах
археологических памятников.
2.4.История Богоявленской церкви в поселке. История старого (деревянного) храма, закладка
нового здания, роль Советской власти в жизни прихожан, храм в годы Советской власти,
возражение религии Обзорная экскурсия по поселку, легенды, сказания о разрушенной
церкви.
2.5.Туманского городища. Понятие «макет». Особенности
коми-пермяцких «каров»
(городищ), жилищ, главные занятия коми-пермяков в древности.
2.6.Макет крестьянской избы. Крестьянский быт коми-пермяков, жилище, предметы
обихода, традиции, обычаи.
2.7. Праздники: народные, общие христианские, православные, национальные. Ритуалы,
обряды, традиции. Явления природы, народный календарь, приметы, поверья, атрибутика.
Правила поведения во время праздников (Рождество, святки, колядки, масленица, Пасха и
другие). Проект «Народные праздники».
2.8.Экскурсия
в
музей.
Быт,
занятия,
культура
коми-пермяков,
распространение
христианства в Прикамье.
2.9.Выставка проектов в кабинете. Экспозиция в музее «Прошлое – рядом».
2.10..История Светлого Воскресенья. Традиции, обычаи, легенды, поверья. История
пасхального яйца. Традиционная покраска яиц.
2.11.Классный час « Пост как элемент здорового образа жизни». Виды постов, история
постов, значение постов в жизни верующих. Пост и здоровье. Постная кухня. Практическое
занятие: чай из целебных трав, постные блюда, правила этикета за столом.
2.12.Игра «Поле чудес». Рассказ о жизни великих людей. М.В.Ломоносов, А.В.Суворов,
Екатерина Великая, Ф. Нансен, С.Радонежский, С. Пермский и другие. Итоговое занятие-
игра «Здоровье великих людей».
2.13.Сбор материалов для музея. Навыки поисковой работы. Помощь ветеранам войны и
труда. Викторина «Наш край».
2.15.Итоговое занятие. Выставка на Дне поселка.
III ступень обучения ( 9 -11 классы)
3.1. Вводное занятие «Коми-Пермяцкий округ-часть великой России». Работа с картой,
географическое положение округа, растительность и животный мир, история Коми округа в
древности,
присоединение
верхнекамских
земель
к
Московскому
княжеству,
8
распространение
христианства,
Строгановы,
Ермак,
Чердынь,
Соликамск,
Пермь,
Кудымкар, Майкор. Округ в XVIII-XIX веках.
3.2. Тематическая экскурсия в музей « Майкор в годы репрессий»: поселок спецпереселенцев
Горки, выселенные немцы Поволжья, репрессированные татары, раскулаченные. Появление
нерусских фамилий в Майкоре.
3.3.Тематическая экскурсия. Майкорский металлургический завод, Всеволожский В.А. ,
основание завода, промышленный переворот, 1861 год, Демидов П.П., модернизация завода,
национализация завода, завод в годы Великой Отечественной войны, ликвидация завода.
3.4.Экскурсия по поселку «Майкор в годы Гражданской войны»: противоречия в обществе в
начале XX века, установление Советской власти на территории края, «белый террор»,
«красный террор», места боев и массовых расстрелов, захоронений. Памятник жертвам
белого террора, братская могила.
3.5.Экскурсия в музее «Майкор – фронту». Завод в годы Великой Отечественной войны,
колхоз, школа. Мобилизация. Герои Советского Союза - уроженцы Майкора. Уральский
добровольческий танковый корпус. Поэт С. Тельканов.
3.6.Пешеходная экскурсия по достопримечательным местам поселка. Территория бывшего
завода, территория Иньвенского рейда, заводской парк, Богоявленская церковь.
3.7. Богоявленская церковь. Архитектурные особенности, история старого и нового храмов,
знакомство
с
искусством
иконописи,
правила
поведения
в
православном
храме.
Христианские праздники, русские святые, религиозные обряды.
3.8.Мировые религии: буддизм, христианство, ислам.
3.9.Экскурсии по интересным местам нашего края: п .Пожва, с.Юсьва, с.Архангельское,
г.Чермоз, г .Кудымкар ,с. Юксеево, д. Елизавето -Пожва. Троицкая церковь (Пожва),
окружной театр, окружной музей, бывший завод (Елизавето -Пожва), машиностроительный
завод (Пожва).
3.10.
Реферат: структура, сноски, библиографический список. Работа с литературой,
текстом, приложениями. Презентация. Защита.
3.11.Учебно-исследовательская работа. Выбор актуальной темы, подбор литературы,
дополнительных материалов. Поисковая работа в архивах, библиотеках, музеях. Интервью,
социологический опрос, анкета. Структура работы. Презентация. Защита.
3.12.Беседа «Основы христианской морали». Путеводитель по Библии.
3.13.Диспут «Верить или не верить». Проблемные вопросы, атеизм, аскетизм, жизнь, смерть,
загробная жизнь, грех, добро, покаяние, исповедь, оппонент.
3.14.Итоговое повторение в виде теста «Мировые религии» на уроке обществознания.
9
3.15.Зачет. Сочинение «Мои размышления о судьбе России и края» в 11 классе. Осмысление
истории России, ее настоящего и будущего. Обсуждение лучших сочинений. Создание
библиотечки для кабинета истории.
Учебно-методическое обеспечение
Учебная литература для детей
1.Бахметева А.Н. Жития святых для детей.- М.,1997.
2.Детская Библия в картинках.- М.,1993.
3.Заветный клад. Избранная коми-пермяцкая народная проза и поэзия. - Кудымкар.,2007.
4.Истомина А.В. Загадки чуди.- Кудымкар.,2005.
5.Капцугович И.С.Книга для чтения по истории Прикамья.- Пермь.,1984.
6.Моя первая Библия.-RUBB.,2001.
Литература для учителя
1.Введение в христианскую этику(1 и 2 части). - М.,1997.
2.Казанцев П.М. Пожвинский завод.- Кудымкар.,2004.
3.Коми-Пермяцкий округ: век ХХ.- Пермь.,2001.
4.Конин Г.К.Памятники истории и культуры Коми-Пермяцкого национального округа.-
Пермь.,1984.
5.Климов В.Корни бытия.- Кудымкар.,2005.
6.Кулаков А.Е. Свет Вифлеемской звезды.- М.,1999.
7Кудымкар-город Кудым - Оша: фотоальбом.- Кудымкар.,2007.
8Лагерлеф С.Легенды о Христе.- М.,1997.
9.Наследие Пармы. Наш край, вып.9.-Кудымкар.,2005.
10.Отзвуки прошлых веков: из эпоса. - Кудымкар.,2005.
11.Русское православие: вехи истории.- М.,1989.
10