Автор: Афанасьева Ольга Александровна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «МОСКОВСКОЕ СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА № 3 (ТЕХНИКУМ) ДЕПАРТАМЕНТА СПОРТА ГОРОДА МОСКВЫ
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка, презентация
Тема: Актуальная практика дистанционного обучения
Раздел: полное образование
Актуальная практика
ДИСТАНЦИОННОГО
ОБУЧЕНИЯ
Учитель информатики ГБПОУ «МССУОР № 3» Москомспорта
Афанасьева Ольга Александровна
Новая роль преподавателя: на него возлагаются такие функции,
как координирование познавательного процесса, корректировка
преподаваемого курса, консультирование, руководство учебными
проектами и др.
Специализированный контроль качества образования: в
качестве форм контроля в дистанционном обучении используются
дистанционно организованные экзамены, собеседования,
практические, курсовые и проектные работы, экстернат,
компьютерные интеллектуальные тестирующие системы.
Использование специализированных технологий и средств
обучения: технология дистанционного обучения - это
совокупность методов, форм и средств взаимодействия с
человеком в процессе самостоятельного, но контролируемого
освоения им определенного массива знаний.
ДИСТАНЦИОННОЕ
ОБУЧЕНИЕ
Увеличение ежедневной нагрузки на
учеников.
Низкая удовлетворенность родителей
организацией дистанционного
образования и качеством образования.
Увеличение временных затрат учителя
и нехватка времени на оказание
качественной индивидуализированной
поддержки учеников и обеспечения
оперативной обратной связи.
Проблемы
ДИСТАНЦИОННОГО
ОБУЧЕНИЯ
Проблемы
ДИСТАНЦИОННОГО
ОБУЧЕНИЯ
Как изменить ситуацию ?
1.
Внесение изменений в расписание учебных
занятий
Необходимо сочетать предметы с разными рангами трудностей
(приложение 3 к СанПиН 2,4.2.2821-10), например математика и
рисование;
предметы объемом 4-8 учебных часов в неделю - два учебных
блока по 2-4 учебных часа каждый (два дня в неделю);
2-3 учебных часа в неделю (география, иностранный язык и т.д.)
–один учебный блок (один день в неделю);
предметы объемом 1 учебный час в неделю (музыка, ИЗО,
технология и др.) –один учебный блок, раз в две недели.
Проблемы
ДИСТАНЦИОННОГО
ОБУЧЕНИЯ
Как изменить ситуацию ?
2.
Дозирование заданий
Самостоятельное ознакомление с новым учебным
материалом – 10-15 минут
Задания для самопроверки по изученной теме и
отработки навыков – 20-25 мин.
Проверочная работа по итогам изучения
тематического блока
- 10-15 мин.
Проблемы
ДИСТАНЦИОННОГО
ОБУЧЕНИЯ
Как изменить ситуацию ?
3.
Использование различных форм дистанционных
занятий
Веб-занятия;
чат-занятия;
телеконференция;
телеприсутствие,
электронное обучение;
кейс-технологии (использование пакета текстовых и
мультимедийных материалов),
видеоконференции
Использование ДО
Экстернат
Организация дистанционного контроля знаний учащихся
Организация дополнительных элективных курсов
Организация профильного обучения
Мониторинг образовательного процесса
Дистанционные уроки для часто болеющих детей
К образовательным технологиям, приспособленным
для использования в дистанционном обучении,
относятся:
мультимедиа-лекции и лабораторные практикумы;
электронные мультимедийные учебники;
компьютерные обучающие и тестирующие системы;
имитационные модели и компьютерные тренажеры;
консультации и тесты с использованием
телекоммуникационных средств;
видеоконференции.
видео-лекции;
Технологии организации
Дистанционного Обучения
Кейс-технологии
Содержание: учебные пособия, методические указания,
пакеты проверочных заданий и контрольных работ
Способ доступа: рассылка по почте, размещение на
учебной платформе.
Телевизионные технологии
Содержание: чтение лекций и проведение занятий в
прямом эфире, демонстрация видеозаписей лекций,
лабораторных работ, экскурсий
способ доступа: подключение к образовательным
телевизионным сетям
Технологии организации
Дистанционного Обучения
Multimedia-технологии
Содержание: электронные учебники,
обучающие программы, программы для
тестирования, аудио- и видеозаписи лекций,
лабораторных работ, экскурсий
Способ доступа: рассылка по почте, учебная
платформа, интернет ресурсы
Технологии организации
Дистанционного Обучения
Internet-технологии
Содержание: уроки и лекции в виде презентаций,
виртуальные учебники, энциклопедии, справочники,
виртуальные экскурсии и путешествия, виртуальная
лаборатории, обучающие программы, тренажеры, игры,
виртуальные семинары (теле- или видеоконференции),
системы тестирования
Способ доступа: подключение к сети Internet
Технологии организации
Дистанционного Обучения
Модель структуры занятия
Мотивационный блок:
Мотивация
-
необходимая
составляющая
дистанционного
обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего
процесса
обучения.
Большое
значение
имеет
четко
определенная
цель,
которая
ставится
перед
учениками.
Мотивация
быстро
снижается,
если
уровень
поставленных
задач не соответствует уровню подготовки обучающегося.
Инструктивный
блок:
(инструкции
и
методические
рекомендации).
Информационный
блок
(система
информационного наполнения).
Контрольный блок (система тестирования и контроля).
Коммуникативный
и
консультативный
блок
(система
интерактивного
взаимодействия
участников
дистанционного
занятия с учителем и между собой).
Алгоритм разработки занятия
Определить тему дистанционного занятия. Выделить основные
учебные элементы.
Определить тип дистанционного занятия (изучение новой темы,
повторение,
углубление,
контроль
и
т.д.).
Выбор
наиболее
оптимальной по техническим и технологическим особенностям
модели дистанционного занятия.
Определить
форму
проведения
дистанционного
занятия
(вебинар, веб-квест, семинар, конференция и т.д.).
Выбор
способа
доставки
учебного
материала
и
информационные обучающие материалы. Подготовка глоссария
(специальных терминов) по тематике дистанционного занятия.
Разработка контрольных заданий для каждого занятия.
Требования к занятию
Внешний
порядок
занятия
-
самым
простым
и
самым
элементарным является точное начало и точное окончание
занятия.
Внутренний
порядок
занятия
(его
структура)
–
к
внутреннему
порядку
урока
отнесем
целесообразное
распределение занятия на этапы, т.е. занятие делится на
четкие временные отрезки.
Соответствие
занятия
дидактическим
принципам:
наглядность и точность при выработке представлений и
понятий,
опора
на
изученный
материал,
соответствие
упражнений и контрольных заданий данному занятию и
т.д.
Федеральный закон РФ от 28 февраля 2012 г. N 11-ФЗ
"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании"
в части применения электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий "
Под
электронным
обучением
понимается
организация
образовательного процесса с применением содержащейся в базах
данных и используемой при реализации образовательных программ
информации
и
обеспечивающих
ее
обработку
информационных
технологий,
технических
средств,
а
также
информационно-
телекоммуникационных
сетей,
обеспечивающих
передачу
по
линиям связи указанной информации, взаимодействие участников
образовательного процесса.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ или лист общения С УЧЕНИКАМИ
Учебная платформа
Почтовые сервисы
Организация онлайн-взаимодействия
Графический планшет
Преимущества ДО:
Доступность
Гибкость
Относительная дешевизна
Модульный принцип
Мобильность
Живое общение.
Недостатки ДО:
психологическая адаптация
необходимы навыков по работе с
компьютером
зависимость от качества работы
Интернет
медицинские проблемы