Напоминание

Антропогенез


Автор: Солодкова Светлана Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ
Населённый пункт: город Суровикино, Волгоградской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Антропогенез
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Тема: Антропогенез.

Эпиграф.

«Создает человека природа, но развивает и образует его общество».

«В.Г. Белинский»

Цель урока: Познакомить студентов с эволюцией человека, с основными

стадиями антропогенеза

Учебная дисциплина: Химия с основами биологии

Тип занятия: комбинированное занятие

Вид учебного занятия: комбинированное занятие

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные).

Студенты будут:

- знать этапы происхождения человека

- знать различные гипотезы происхождения человека;

- знать сходство и различие эмбриональных этапов развития человека

- уметь делать анализ и оценку различных гипотез о происхождении

человека:

- уметь строить доказательную базу по сравнительной характеристике

человека и приматов:

- уметь характеризовать этапы эволюции человека.

Будут созданы условия для:

- развития мышления, памяти, коммуникативных умений;

- воспитания умения работать в группе, дисциплинированности,

самоорганизации;

- воспитания чувства патриотизма и уважения к историческому наследию

своей страны.

Средства обучения:

Мультимедийное оборудование, компьютер,раздаточный

материал, презентация.

Формы работы на занятии : фронтальная, групповая, индивидуальная

Характеристика этапов занятия :

Название,

содержание и

цель этапа

урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Организационный

момент

Приветствует студентов, проверяет их

присутствующих. Озвучивает тему

урока и цель.

Приветствуют преподавателя,

готовятся к учебному занятию

Проектирование

нового знания,

актуализация

субъективного

опыта учеников

Постановка проблемной ситуации.

Нет человека, которого не беспокоил

бы такой философский вопрос: «Кто

мы, люди? Откуда взялись? Как мы

появились на Земле?». Для этого

предлагаю вспомнить взгляды ученых

на происхождение человека.

Предлагаю вспомнить, как

развивались взгляды на

происхождение человека. (Учащиеся

рассказывают о взглядах К.Линнея,

Ж..Б.Ламарка, Ч. Дарвина,

Ф.Энгельса).

Вспоминают , как развивались взгляды

на происхождение человека. (Учащиеся

рассказывают о взглядах К.Линнея,

Ж..Б.Ламарка, Ч. Дарвина, Ф.Энгельса)

Выводы учащихся: Вопрос

происхождения человека всегда

интересовал людей. Научное

объяснение этой проблемы ученые

смогли дать лишь на основе теории

эволюции. Таким образом, в основе

современных научных представлений о

происхождении человека лежит

концепция, в соответствии с которой

человек вышел из мира животных.

Систематизация

знаний.

Прежде, чем мы начнем обсуждать

доказательства происхождения

человека от животных, давайте

определим место человека в общей

системе органического мира.

Скажите, а какие доказательства

использовали ученые и в какие

группы мы их объединим?

Послушайте стихотворение и

выделите этапы становления

человеческой цивилизации.

Приложение №1 (стихотворение)

Выпишите виды людей от

древнейшего до современного

человека. Заполните таблицу .

Проверьте правильность заполнения

задания у своего соседа. Все у него

правильно?

Смотрят слайд с систематической

таблицей и объясняют по каким

признакам человека относят к той или

иной систематической категории

Царство Животные

Подцарство Многоклеточные

Тип Хордовые

Подтип Позвоночные

Класс Млекопитающие

Подкласс Плацентарные

Отряд Приматы

Подотряд Человекообразные

Семейство Люди (Гоминиды)

Род Человек (Номо)

Вид Человек разумный (Hovo sapiens)

Подвид Hovo sapiens sapiens

Сравнительно-анатомические

Наличие рудиментов и

атавизмов

Зародышевое сходство

Физиолого-биохимические

Молекулярно-генетические

Палеонтологические

Делают

выводы:

Общность

плана

строения,

сходство

зародышевого

развития,

рудименты,

атавизмы

-

бесспорные

доказательства

происхождения человека от животных.

Студенты называют стадии:

1.

предшественники

человека

-

австралопитековые

2.древнейшие

люди-

прогрессивные

австралопитеки,

архантропы

(питттекантропы,

синантропы,

атлантропы, гейдейбергский человек)

3.древние

люди

палеонтропы

(неандертальцы)

4.ископаемые

люди

современного

анатомического типа (кроманьонцы)

Заполняют

таблицу

с

характеристиками, каждого вида. Для

это

пользуются

раздаточным

материалом. Приложение № и текстами

с описанием каждого вида

Первичная

проверка

понимания

изученного

После проверки, отвечают на

поставленные вопрос: Определите

направления эволюции человека. Для

этого обратите внимание: на объем и

массу головного мозга, на что это

повлияло?

Что произошло с человеком с

увеличением роста?

Какие изменения в образе жизни

произошли?

Дайте характеристику современного

человека.

Размышляя над результатами таблицы

делают выводы о направлениях

эволюции. Увеличение объема и массы

головного мозга привело к

усложнению поведения, деятельности

появлению речи.

Прямохождение (рост человека),

переход от стадного образа жизни к

общественному.

Современный человек:

1)

Уникальная

ВНД

человека,

2-

сигнальная система – речь

2) Прекрасно развитое логическое и

абстрактное мышление, память

3) Большее соотношение массы тела к

массе мозга

4) Особенности позвоночника

- 2

изгиба ( для чего) - прямохождение

5) Сводчатый стоп ноги

6) Гибкая кисть

7) Большой палец противопоставлен

остальным пальцам руки, вследствие

этого человек может поднимать как

объемные тяжелые предметы, так и

мелкие.

8) Мозг

Применение

новых знаний,

обобщение и

систематизация

А сейчас выполните тест, задание с

выбором одного правильного ответа.

По итогам правильно выполненного

тестирования получится слово.

1. Рудимент человека:

ч) аппендикс

щ) хвостатость

ш) многососковость

2. Атавизм человека

а) аппендикс

е) хвостатость

ё) сегменты мышцы живота

3. Органы, доказывающие

происхождение человека от

животных, – это:

л) атавизмы;

п) гомологичные органы;

м) аналогичные органы;

4. Атавизмы – это:

т) органы, имеющие сходное строение

и происхождение;

р) органы, утратившие в процессе

эволюции свое значение;

0) органы, свойственны далёким

предкам

5. Рудименты –это:

а) органы, имеющие сходное строение

и происхождение;

в) органы, утратившие в процессе

эволюции свое значение;

б) органы, свойственны далёким

предкам

6. Палеонтология – это:

ё) Наука, изучающая человек

е) Наука, изучающая ископаемые

останки

ж)Наука, изучающая закономерности

наследования признаков

7.Агглютиногены –это

м) Углеводы, выполняющие

Студенты

выполняют

тест

говорят

слово. (человек)

сигнальные функции

л) Жиры, входящие в состав

биомембран

к) Белки, определяющие группу

крови.

Контроль и

самоконтроль,

коррекция

- Давайте вспомним, какая цель

занятия была поставлена в начале

учебного занятия?

- Назовите этапы эволюции человека?

- как назывались наши

предшественники?

- дайте характеристику

неандертальцев

- Все ли задания были понятны?

Ответе на вопрос: Эволюция человека

продолжается или мы не изменяемся?

Студенты

вспоминают,

что

они

планировали узнать о теме. Отвечают

на вопросы.

Подведение

итогов урока,

рефлексия

1.Педагог совместно со студентами

подводит

итоги

непосредственно

нового содержания через обсуждение

работы

группы:

распределение

функций, слаженность, наличие четко

выраженной

единой

позиции

в

результате и пр.

2.

Совместно

со

студентами

аргументируют

выставление

количественных оценок, отражающих

работу студентов на занятии.

3. Проводится рефлексия

- Закончите предложение. Выбрав

предложение, укажите, что нового вы

узнали на сегодняшнем занятии.

Дополнительное задание написать

эссе на тему: «Следы древнего

человека в России»

Самоанализ во время работы

- Студенты высказывают мнение о

работе на уроке.

Выбирают соответствующее

предложение самооценки

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я выполнял задания…

5. Я понял, что…

6. Теперь я могу…

7. Я почувствовал, что…

8. Я приобрел…

9. Я научился…

10. У меня получилось …

11. Я смог…

12. Я попробую…

13. Меня удивило…

14. Урок дал мне для жизни…

15. Мне захотелось…

Записывают дополнительное задание

Приложение №1

Есть версия: что на заре цивилизации

Вдруг человек возник благодаря мутации.

И трудно нам сейчас поверить,

Что дикому подобен был он зверю:

Охотясь по-животному, был сильным,

Волосяной покров имел обильный.

На полусогнутых ногах передвигался

А мозг в объеме малом оставался

И назывался тот умелый человек

Никак иначе, а древопитек

И если составлять генеалогическое древо

Не обойтись без митохондриальной Евы.

Находка эта много прояснила

И в эволюции немало объяснила

На смену люди древнейшие пришли,

Немало их останков ученые нашли.

Бесспорно, люди внешне изменились

И много в развитии добились.

Простейшие орудия труда

Использовались предками тогда:

Скребки, рубила и из камня топоры –

Успешно применяли люди той поры.

И питекантропа и австралопитекаом

Ученые назвали умелым человеком

Все усложнилось: мозг и кисти рук

За миллионы эволюционных лет не вдруг.

.И человек огонь стал добывать,

Ледник заставил предков выживать

Жилье простейшее построил он тогда,

Усовершенствовал орудия труда.

Мозг увеличился, и изменилась у него походка

О том свидетельствуют многие находки

и homosapiensом человека стали называть

Чтоб стройность той теории предать.

Да – это версия одна из многих…

В научности нельзя ей отказать

И если есть загадки в мирозданье

Возможно, вам и предстоит их разгадать.

Приложение №1

Стадии

Места

находок

Возра

ст

наход

Какие органы

претерпевали

изменения

Образ

жизни

Орудия

труда

масса

телам

ок

Объем и

вес

черепной

коробки

рост

Предше

ственни

ки

человека

австралопите

ки

Озеро

Рудоль

ф в

Кении

4-5

мил.

Лет

назад.

650 гр.

410 – 550

см

3

120-

150 см

Стадный

образ

жизни

Орудия

труда не

изготовля

ли

Обрабаты

вали

гальку

20-50 кг

Древней

шие

люди

(человек

умелый)

питекантроп

О.Ява

1.6

мил.

до

200

тысяч

800-1400

см

2,

150см

Простые

формы

кол.

Деятельн

ости.

50-60кг

синантроп

Китай

500

тысяч

лет

назад

800-

1200см

2

Древние

люди

неандертале

ц

Реки

Неандр,

Герман

ия

200до

30

тысяч

лет

назад

Масса

мозга

1400-

1500гр

155-

165

Коллекти

вный

образ

жизни

Люди

совреме

нного

анатоми

ческого

типа

кроманьонец

Грот

Кроман

ьон во

Франци

и

в

России

Вороне

же,

Владим

ире

1400гр.

1590 см

2

180 см

Настояща

я речь.

Мышлени

е .

искусство

.

Разнообра

зие

орудий

труда..

наскальн

ые

рисунки

Современны

й человек

10тыс

яч лет

назад

1400гр.

Развитие

с\

хозяйства

.



В раздел образования