Напоминание

МАСТЕР – КЛАСС "Практическая деятельность учащихся на уроке как одно из условий повышения качества образования "


Автор: Макарова Светлана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 63
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: МАСТЕР – КЛАСС "Практическая деятельность учащихся на уроке как одно из условий повышения качества образования "
Раздел: начальное образование





Назад





Мастер-класс на тему

«Практическая деятельность учащихся на уроке

как одно из условий повышения качества образования»
(для учителей начальной школы, зам по УВР) При моделировании любого урока учитель использует
различные ресурсы
. Одним из важных ресурсов учителя являются
приёмы и методы педагогических технологий.

Управлять учебным процессом это значит правильно

организовать его, выбрать нужную технологию, метод, форму.
А это, в свою очередь, зависит от содержания самого урока, контингента учащихся, даже от состояния учителя…. Обладая большим опытом работы в образовательной сфере, я имела возможность убедиться в том, что
на разных

этапах профессиональной деятельности эффективными бывают и разные методы работы с детьми
. Опытным путём отсеивались менее эффективные формы работы, и по крупицам собиралось и применялось все более плодотворное и результативное, приносящее удовлетворение в работе и мне, и детям. На мой взгляд, наилучшим способом
практической деятельности учащихся является групповая работа
, где есть конкретное задание, цель и, конечно же, результат. Психологи определили, что «инкубатором»
самостоятельного

мышления, познавательной активности
ребенка является
не индивидуальная работа
, а
сотрудничество в группах
совместно работающих детей. При хорошей организации работает каждый, идёт общение в группе, учащиеся учатся давать оценку себе, сравнивать свою работу с другими, представлять результаты классу.
Практическая

деятельность,

организованная

в

групповой

форме,

даёт

хороший

результат,

значит,

повышается качество образования.

Цель сегодняшнего мастер-класс

показать работу учителя управляющего практической деятельностью

учащихся на этапе организации совместной деятельности.
Урок математики во 2 классе. Тема: «Арифметические действия над числами».
Приступаем к работе.
Мы рассмотрим фрагмент урока - работу в группе.
Делиться на группы можно по-разному, у нас деление- случайным образом. Давайте вспомним правила работы в группе. Вы получили задание. Попробуйте его выполнить. Работа над задачей (технологическая карта на экране- смотри ПРИЛОЖЕНИЕ) Группы поработали над своим задание, оценили свою работу в группе (либо красный фонарик-если были разногласия в группе, либо зелёный фонарик (если работали в содружестве).
Замечание!
Работа и д е т п о предложен- ному алгоритму, который, как я считаю, должен способствовать достижению лучшего результата.
Замечание!
В п р о ц е с с е групповой работы учащиеся: - з н а ко м я т с я с материалом, планируют работу в группе; -распределяют з а д а н и я в н у т р и группы; - в ы п о л н я ю т индивидуальные задания;
Предлагаю группам поменяться местами и оценить работу группы сигнальными карточками (если есть ошибки- красный фонарик, если работа выполнена правильно-зелёным цветом)
Учитель-управленец так организует деятельность, что ребёнок становится тоже управленцем (маленьким)

на уроке (регулятивные УУД).

Замечание!
У ч а щ и е с я о б с у ж д а ю т индивидуальные результаты работы в группе; -обсуждают общее задание г р у п п ы ( з а м е ч а н и я , дополнения, у т оч н е н и я , обобщения); Ученики находят ошибки, их исправляют, сравнивают со своими результатами, находят правильные ответы, учатся слышать друг друга.
Давайте убедимся, что все группы правильно составили задачу. Какая группа решала свою задачу действием сложения?
Замечание!
Необходимо убедиться, что все учащиеся поняли, как правильно работать с алгоритмом и правильно выбирать решение задачи
Замечание!
-подводят итоги группового задания.
Замечание!
При работе дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть…
Объясните, почему вы выбрали именно это арифметическое действие? Выслушать задачу. Если учащиеся согласны -хлопок в ладоши. Вы доказали, что умеете составлять задачи и объяснять выбор арифметического действия
Замечание!
Учащиеся работают в индивидуальных картах (закрашивают шар определённым цветом и показывают учителю)
Замечание!
На этот этап часто не хватает времени, но он очень важен как для учителя, т ак и д л я учащихся В конце работы: -сообщают о результатах работы в группах; -анализируют в ы п о л н е н и е з а д а ч , проводят рефлексию; - делают общий вывод о групповой работе. Получают комментированную оценку работы группы от учителя.
Можно проанализировать нашу работу по этой таблице. Выскажите своё мнение… Результатами моей работы по данной технологиям считаю
: высокое качество знаний в классах
, а также готовность ребёнка к взаимодействию с окружающим миром, способность работать с информацией разного типа, желание и умение проявлять самостоятельность и инициативу, способность использовать средства речи для получения и
Замечание!
Г р а м о т н у ю и результативную групповую деятельно сть у ч а щ и хс я организовать не так просто,
эффективность во многом

за вис ит

о т

у с илий

и

мастерства учителя
(
см в

минусах
). Зато в дальнейшем эти усилия оправдают себя в результате (
см

в

плюсах
). Д е т и п о л у ч а ю т
п р а к т и ч е с к и й

о п ы т

у п р а в л е н и я

с в о е й

деятельностью на уроке.
Н е н а д о расстраиваться, если что-то не получило сь. Н е л ь з я о п у с к ат ь р у к и , н у ж н о извлекать урок.
передачи информации, способность осуществлять контроль и оценку своей деятельности, переводить практическую задачу в учебную, решать учебную задачу творчески, желание и умение отказаться от образца, обоснованное желание учиться . На учителе - большая нагрузка (включенное наблюдение-
ЗАЧЕМ ОН ЭТО ДЕЛАЕТ?
), он руководит, управляет, организует, а это и есть
управленческий подход
. Хочу закончить словами:
Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Дай мне действовать самому – и я научусь.

Конфуций

Спасибо за внимание


Приложение

УМК Школа 2100 2 класс математика

Тема: Арифметические действия над числами

Тип урока:
урок систематизации и обобщения
Цель:
развитие основных видов универсальных учебных действий через закрепление знаний таблицы умножения, закреплению производимых действий над числами, закреплению формулировок для отношений между величинами, традиционно используемых в текстовых задачах, обобщить знания основных действий над числами, табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих им случаев деления. Совершенствовать умения: использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих им случаев деления; осознанно следовать алгоритму выполнения действий со скобками и без них; осознанно следовать алгоритму устного и письменного сложения и вычитания в пределах 100.
Задачи урока
: Формируемые в рамках урока универсальные
учебные действия

Регулятивные
: планируют действия в совместной работе и самостоятельно их выполняют; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, различают способ и результат действия; адекватно воспринимают оценку учителя. Формулируют тему урока, определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя; находят и исправляют ошибки самостоятельно; определяют степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его;
Познавательные
: перерабатывают полученную информацию: делают выводы в результате совместной работы всего класса; произвольно и осознанно владеют общим приёмом решения задач. Умеют вычитывать все виды текстовой информации; ориентироваться в своей системе знаний;
Коммуникативные:
учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; умеют формулировать собственное мнение, адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач; умеют контролировать действия партнёра. Умеют оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им; работать в паре, группе.
Материалы
и оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник, цветные карандаши, таблички с примерами, предметные картинки; карта урока
Методы работы:
объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Ожидаемый результат:
Предметные:
Знать:
таблицу умножения; структуру, основные части задачи;
Уметь:
решать задачи на сложение и вычитание; - находить правила построения числовых последовательностей;
Личностные
: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; адекватная позитивная осознанная самооценка и самопринятие; моральная самооценка.
Метапредметные
Уметь взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности; умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка); способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение действовать по плану и планировать свою деятельность. (Регулятивные УУД). Уметь использовать речь для регуляции своих действий; умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать; уметь слушать и слышать учителя. (Коммуникативные УУД). Уметь приводить сравнения и классифицировать предметы по заданным критериям; анализ объектов с целью выделения признаков; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; строить сообщения в устной форме (Познавательные УУД).
Ведущий вид деятельности
: продуктивный, творческий, проблемный
Методы работы:
объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Функция учителя
: организатор сотрудничества, консультант- управляющий поисковой работой.

Педагогические технологии:
 личностно – ориентированного обучения;  объяснительно – иллюстративного обучения;  педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);  ИКТ - технология (презентация).  информационно - коммуникативные;  здоровьесберегающие;  технология оценивания учебных успехов учащегося. 
Форма урока:
работа в парах, работа в группе, фронтальная, индивидуальная работа.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых

учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения

результатов обучения

Предметные
- в ы п о л н я т ь умножение и деление в пределах табличных случаев -решать текстовые задачи в 2-3 действия н а в с е арифметические действия; -использовать знание зависимости между к о м п о н е н т а м и и результатами д е й с т в и й п р и умение выполнять умножение и деление в пределах табличных умение решать текстовые задачи умение использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении уравнений
решении уравнений. - читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100 Регулятивные -самостоятельно формулировать тему урока; -определять степень успешности выполнения своей работы, исходя из имеющихся критериев. Развивать умение с амо стоятельно формулировать тему урока, оценивать успешность своей работы на каждом этапе урока Познавательные -преобразовывать информацию из одной формы в другую, ориентироваться в своей системе знаний Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую, ориентироваться в своей системе знаний Коммуникативные -высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать; -договариваться с людьми в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. Развивать умение сотрудничать в группе, обосновывать свою точку зрения
Личностные
Осознавать смысл учения, важность изучаемого материала. умение понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач, быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению Воспитывать чувство взаимопомощи, коллективизма, осознания важности изучаемого материала. Структура Цель Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Психологический настрой учащихся. Организационный момент. Актуализация знаний учащихся 2.Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации Создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность. Повторение изученного материала, н е о б х о д и м о г о д л я работы по теме урока. Выявление затруднений в и н д и в и д у а л ь н о й деятельности каждого учащегося. Создание условия для выявления «Чего мы ещё не знаем?» - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. -Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
Я рада, что вы собрались здесь, друзья.

И думаю, встретились мы не зря.

Мы будем учиться сегодня решать,

Исследовать, сравнивать и рассуждать,

Секрет математики вновь открывать.
- Над развитием каких умений мы будем с вами сегодня работать? Появляется запись на доске:
Уметь

-сравнивать;

-исследовать;

-рассуждать;

- решать;

-обобщать,

-делать выводы…
Включение учащихся в деятельность. Откройте тетради, запишите дату. Классная работа. Стук дверь- в классе влетают 5 шариков. Чем интересны эти шарики? Что обозначают эти знаки? Разложить тематические картинки на группы по определённому признаку -назвать каждую группу Работа в группах. идёт классификация Высказывания детей На них есть знаки +, -: ×, а также числа. Арифметические действия и числа, с которыми мы работаем на уроке

Работа в группе

Формирование

умений

соблюдать

последовательность

д е й с т в и й

п р и

коллективном

выполнении

учебной задачи.

Работа с учебником

с. 60 №4

Работа в группе.

С

выражениями

мы

поработали,

перейдем

к

работе над задачами.

1.

Повторить правила работы в группе

2.

Задание в конверте №3

Прочитать задачу;

Вставить

в

текст

задачи

недостающие

данные, используя слова

На …больше

В…больше,

В… меньше,

На…меньше

Составьте выражение к задаче, запишите его,

подготовьтесь

прочитать

его

математически

верно.

Какая

группа

решала

свою

задачу

действие

СЛОЖЕНИЯ? Объясните, почему вы выбрали

именно это арифметическое действие?

Выслушиваются все группы-подводим итог в

карте урока

При решении ваших задач вы выполняли одно

действие-значит решали задачи….

А теперь перейдём к решению составной задачи

Разбор задачи

Совместно договариваются

о

правилах

общения

и

с л е д у ю т

и м ,

д е л а ю т

выводы,

как

поступить.

П р о я в л я ю т

у ч е б н о -

познавательный интерес к

способам решения учебной

задачи.

Р а б о т а

в

г р у п п а х ,

обсуждение. Самооценка.

Взаимопроверка групп

(скрытая физминутка)

Были

«важные»

с л ов а

На…больше

простые

6.Итог урока. Д.з. Рефлексия. Формирование умений с о о т н о с и т ь ц е л ь и результат. Осознание учащимися с в о е й у ч е б н о й деятельности и всего класса. В начале урока мы составляли план. Давайте посмотрим все ли пункты плана мы выполнили? Тогда вам домашнене задани - составить уравнения для своего соседа используя все арифметические действия. А сейчас мы можем подвести итог по вашим индивидуальным картам. Если все шары-зелёные- оценка 5, если один шарик-красный – оценка 4. Подводим общий итог урока на доске шары. Нет, мы не поработали над уравнениями. Оценивают собственную учебную деятельность: достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
Презентация





В раздел образования