Автор: Закирова Раушания Талгатовна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "ТлянчеТамакская СОШ"
Населённый пункт: с.Тлянче-Тамак, Тукаевский район, РТ
Наименование материала: Статья
Тема: ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЭКОЛОГИЯ НА СТРАНИЦАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Раздел: среднее образование
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЭКОЛОГИЯ НА СТРАНИЦАХ
ЛИТЕРАТУРЫ
Всем известно, что природа и здоровье человека тесно связаны друг с
другом. Окружающий нас мир всегда оказывает сильное влияние на образ
жизни человека. Природа сама заботится о том, чтобы у человека было все
необходимое для жизни.
Но в то же время и человечество, и его жизненный уклад, поведение
воздействуют на среду обитания. И, конечно, только здоровый образ жизни
содействует осуществлению всех потенциалов, представляемых природой
человеку. По мнению ученых, здоровье человека зависит от жизненного
уклада, экологии, наследственности и здравоохранения. А образ жизни
человечества – культура питания, движения, правильное распределение
свободного времени, творческий процесс – оказывает влияние на внутреннее
духовное и физическое здоровье, делая более устойчивым или, наоборот,
уничтожая его, продлевая или укорачивая жизнь. Поэтому центральной
линией в работе педагогов разных специальностей является создание
приёмов формирования у обучающихся здорового образа жизни.
Как учитель русского языка и литературы, считаю, что в современных
условиях возрастает роль художественных произведений в укреплении
здоровья детей школьного возраста. Ведь улучшая и сохраняя здоровье,
ученики
становятся
более
успешными,
при
этом
они
получают
многостороннее личностное развитие, в том числе и экологическое. Цель
формирования
экологической
культуры
школьников
МБОУ
«Тлянче-
Тамакская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского
Союза
Н.Х.Шарипова»
состоит
в
воспитании
хорошего,
заботливого
отношения к окружающему миру. Достижение этой цели возможно при
условии адресной методической работы школы по формированию у
учащихся системы научных знаний о правильном, здоровом образе жизни,
взаимодействии человека и природы, экологических ценностей, норм и
правил в отношении к природе, умений и навыков по ее изучению и охране.
А для того чтобы достичь успехов в этой области, учащиеся знакомятся с
произведениями писателей и поэтов.
На сегодняшний день существует много литературы в помощь изучению
экологии. Также сюда можно отнести любую детскую книжку, где в
интересной форме описана жизнь животных, растений, явлений природы.
Хорошим материалом в этом плане является сказка. И действительно, сказка
не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит вас с
окружающим миром, добром и злом. Такие сказки дают знания о флоре и
фауне нашей планеты, взаимоотношении людей с животным и растительным
миром. При помощи такой литературы мы можем понять суть экологических
проблем, причины их появления, помогают расширять наш кругозор,
осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со
средой обитания. Их цель – способствование формирования у человека
бережного отношения к природе. А также в их содержаниях есть советы,
которые помогают в той или иной степени заботиться и о своем здоровье.
К такой сказке относится произведение Михаила Пришвина «Кладовая
солнца». В сказке очень простой сюжет. Брат и сестра – Настя и Митраша,
которые
остались
без
родителей,
отправляются
на
поиски
клюквы,
пробираются через самые разные препятствия. Сказка-быль Пришвина
своеобразна и отличается от всех остальных литературных и фольклорных
сказок. Пришвин в своих произведениях хочет воссоздать единство мира,
человека и природы. Михаил Михайлович в своей сказке-были «Кладовая
солнца» не просто описывает природу и их обитателей, а просвещает своего
читателя. Ведь целебные ягоды (в особенности клюква), деревья и травы,
описанные в произведении, являются большой кладовой природы. И люди
должны научиться использовать богатства природы разумно, не потеряв при
этом свои хорошие качества. Вспомним советы Антипыча: «Будьте, как дети,
ходите по земле босиком и тогда вы познаете истин». При помощи этих
советов человек учится не просто сохранять окружающую среду, но и
укреплять свое здоровье.
Михаил Пришвин высказал такую философскую мысль: «Мы хозяева
нашей природы, и она для нас – кладовая с великими сокровищами жизни.
Для нас она открывает и показывает эти сокровища, мы должны научиться
охранять их». Нельзя не согласиться с этим высказыванием, так как земля
дана нам для жизни, и человек на ней должен быть счастливым, а главное
здоровым. А для этого нужен правильный, здоровый уклад жизни. Благодаря
таким произведениям, у учащихся появляется устойчивый интерес не только
к экологии, но и к здоровому образу жизни.
Таким образом, работая над укреплением и оздоровлением своего
физического состояния через произведения литературы,
обучающиеся
усваивают экологические знания о природе, о её ценностях, особенностях. А
это в свою очередь является фактором экологического воспитания учащихся
нашей школы. Ведь здоровый образ жизни и экологическое воспитание
неразрывно связаны друг с другом.