Напоминание

Значение игры в развитие и воспитании ребенка


Автор: Кириченко Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦЦР детский сад № 132"
Населённый пункт: Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: Значение игры в развитие и воспитании ребенка
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА ВОСПИТАТЕЛЬ МДОУ «ЦРР ДЕТСКИЙ САД № 132» КИРИЧЕНКО ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА
«Игра – это огромное светлое окно, через

которое в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений, понятий

об окружающем мире. Игра – это искра,

зажигающая огонек пытливости и

любознательности».

В.А. Сухомлинский
С каждым годом неуклонно растет объем знаний, который дети должны не просто механически, а осмысленно усвоить. Чтобы помочь детям справиться с ожидающим их сложным информационным материалом, воспитателям детских дошкольных учреждений необходимо заботиться о своевременном и полноценном развитии воспитанников. Цель педагога - помочь ребенку преодолеть трудности в процессе обучения, сформировать недостающие или недостаточные навыки и тем самым научить его быстрее адаптироваться к условиям постоянно меняющегося современного мира. В итоге подготовиться к дальнейшему успешному обучению в школе. Поставленной цели способствует игра. Игра занимает основное место в жизни ребенка-дошкольника как непременный спутник жизни. Именно игра делает процесс обучения интересным и занимательным, а значит, успешным. Дошкольник еще не может относиться к миру объективно, он во всем ищет свои интересы, формы своего личного участия или причастности к происходящим событиям. Именно в играх успешней всего развиваются все уровни личности, психологические процессы. Здесь же ребенок впервые начинает различать реальность и фантазию. Если ребенок не играет, он не получает полноценных знаний о социальной сфере, о природе вещей, об элементарных математических представлениях. И, наоборот, овладевая в игре определенными умениями и навыками, такими как внимание, сосредоточенность на материале, воображение, причастность к общему делу, дошкольник способен
преодолевать определенные трудности в усвоении возрастного материала. При этом интеллектуально развивается. В процессе подвижных, сюжетно-ролевых, дидактических и других игр ребенок, прежде всего, трудится и думает. Так с ранних лет прививается уважение к любой профессии, развивается умение решать спорные вопросы, воспитываются моральные качества. Раскрываемые темы игр – это быт, семья, школа, праздники и т.д. Воспитание детей в игре – это выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей. Роли в играх могут быть одинаковыми, но подход к ним у детей индивидуален. В любом случае у дошколят закрепляется интерес к новым знаниям. Наблюдения педагогов показывают, что выбор игры ребенком определяется его впечатлениями, его знакомствами с другими людьми. Дети подражают героям прочитанных воспитателями книг, воплощают их действия в игре. Смена игр поднимает у детей настроение. А организаторские способности педагога позволяют воплощать все новые и новые замыслы, реализующие основные цели игр – воспитательную и познавательную. В итоге формируется не просто передача навыков, а развитие способностей ребенка. В игровой деятельности всех форм у детей развивается память, вырабатывается ответственность за порученное дело, закрепляются навыки, полученные на занятиях. Дошкольники не замечают трудностей в играх, сами находят правильные решения, проявляют интерес к роли ведущего персонажа. Воспитатель должен проявлять интерес к действиям детей в играх, тогда дошкольники охотно обратятся к нему за советом, помощью. И возрастает к педагогу доверие, его авторитет в глазах воспитанников. Итак, игры обеспечивают ребенку физическую и умственную активность, приучают его мыслить, быстро реагировать на новое событие, закрепляют старый учебный материал. Правила поведения вне игры детьми усваиваются плохо, тогда, как во время игры они хорошо управляют своими действиями.
Используемая литература: В. А. Недаспасова - «Растем играя». «Просвещение» 2003 г; К. В. Шевелев - «Развивающие игры для дошкольников». Издательство института психотерапии, г. Москва 2001 г; И. Асташина - «Развивающие игры для детей от 3 до 7 лет». ИД «Владис» РИПОЛ классик 2008 г.


В раздел образования