Автор: Беляева Тамара Николаевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ имени А И.Островского
Населённый пункт: город Сызрань, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методический разбор произведения Ф.Кулау Сонатина соч.55 №1, Iчасть
Раздел: дополнительное образование
Ф.КУЛАУ СОНАТИНА соч.55 №1 ДО-МАЖОР
Фридрих Кулау –— немецко-датский композитор и пианист. Сегодня
имя Фридриха Кулау у большинства музыкантов ассоциируется
с его
фортепианными сонатинами и несложными сонатами, которые входят в
педагогический
репертуар
детских
музыкальных
школ.
Соната
даёт
огромные возможности композитору для того, чтобы отразить глубину
душевного мира человека, драматических ситуаций. Соната способна в
большей мере, чем другие формы, отражать диалектику реального мира.
Тем, кто начинает учиться музыке, приходиться иметь дело не с
сонатами, а с сонатинами. Слово "Сонатина" - означает "маленькая соната".
Она меньше настоящей сонаты по размерам, а, кроме того, легче технически,
более проста по содержанию. Классические сонатины знакомят учащихся с
особенностями музыкального языка периода классицизма, воспитывают
чувство классической формы, ритмическую устойчивость исполнения.
Малейшая
неточность
звукоизвлечения,
невнимание
к
штрихам,
передерживание или недодерживание отдельных звуков становятся в них
особенно заметными и непримиримыми. Поэтому, классические сонатины
очень полезны для воспитания таких качеств, как ясность и точность
выполнения всех деталей текста.
Рассмотрим сонатину Ф.Кулау до-мажор. Произведение написано в
форме сонатного аллегро, где
эмоциональная суть каждой партии выражена
главным образом через мелодико-ритмическую образность. Главная партия
радостная, танцевальная по характеру, через восходящую соль-мажорную
гамму переходит в мягкую, плавную побочную, непосредственно
вливающуюся в заключительную партию с ее устремленными
гамообразными потоками, четко закрепляющимися в доминантовой
тональности. Разработка не достаточно развита, в ней отсутствует главная
партия. Эта часть написана в доминантовой тональности, построена на
разработке побочной и заключительной партий. Побочная партия
видоизменяется, звучит более сжато, лаконично, с отклонением в другие
тональности, но в то же время драматичнее. Мотивы звучат в разных октавах,
при оркестровке эти мотивы могут исполнять разные инструменты. При
работе над этой партией следует обратить внимание на аккомпанемент в
левой руке-альбертиевые басы. В заключительной партии мотивы построены
на гаммообразных пассажах, которые должны прозвучать интонационно и с
хорошей артикуляцией. Разработка вливается в репризу. Звучат темы, с
которыми мы встречались в экспозиции, поэтому реприза содержит
повторение музыки экспозиции, но не дословное, а видоизмененное. Очень
важно установить новые черты в звучании главной и побочной партий,
решить, какой образ приобрел большее значение, проанализировать все
изменения, которые произошли в репризе по сравнению с экспозицией. Эти
изменения затрагивают а первую очередь область тональных соотношений.
Если в экспозиции главная и побочная партии тонально
противопоставляются, то есть звучат в разных тональностях, то в репризе
они обычно звучат в одной тональности (основной тональности
произведения).
При исполнении сонатины появляется основная трудность воплощения
сонатной формы: выявление контрастных образов и, наряду с этим,
соблюдение единства целого.
При исполнении сонатины важно достигнуть темпового единства. Без этого
произведение может рассыпаться на отдельные построения. Необходимо
ощущать ритмический пульс на протяжении всего сочинения, точно
соблюдать паузы. Сонатину можно представить в оркестровом исполнении.
Ученик должен иметь представление о звучании симфонического оркестра и
о тембрах различных инструментах. Следует разобрать с учеником, какому
инструменту или группе инструментов можно поручить данную партию, а в
каком месте требуется звучание целого оркестра.
.