Автор: Секина Ольга Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: статья
Тема: «Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя по преодолению фонетико-фонематического недоразвитие речи»
Раздел: высшее образование
«Совместная
работа
учителя-логопеда
и
воспитателя
по
преодолению фонетико-фонематического недоразвитие речи»
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
– это нарушение
процессов формирования произношения у детей с различными речевыми
расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.
Основными задачами коррекционного обучения для детей с ФФНР в
детском саду являются:
1)
формирование звукопроизношения;
2)
развитие фонематического восприятия;
3)
подготовка к обучению грамоте и усвоение грамоты в объёме,
предусмотренной программой для первого класса массовой школы.
При ведущей роли учителя-логопеда в коррекционном процессе по
преодолению ФФНР у детей, коррекционные задачи, стоящие перед
воспитателем группы, важны и тесно связаны с задачами логопеда. Это:
1)
развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического
восприятия;
2)
совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики при
устранении
недостаточности
развития
речевой
моторики,
освоение
артикуляционных
упражнений,
развивающих
подвижность
артикуляционного аппарата;
3)
закрепление
и
автоматизация
произношения
поставленных
логопедом звуков;
4)
закрепление, уточнение и активизация отработанного логопедом
лексического материала на занятиях по развитию речи, других занятиях, в
режимных моментах;
5)
закрепление сформированных логопедом грамматических категорий;
6)
формирование диалогической и монологической форм связной речи;
7)
закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза;
8)
закрепление навыка чтения;
9)
подготовка детей к письму, формирование графических навыков;
10)развитие памяти, внимания, мышления.
Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя
устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка
в
целом.
В
своей
работе
он
руководствуется
общедидактическими
принципами, при этом некоторые из них наполняются новым содержанием.
Это
–
принципы
системности
и
последовательности,
принцип
индивидуального подхода.
Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию
содержания, методов и приёмов деятельности воспитателя к требованиям,
предъявляемым задачами конкретного этапа логопедического воздействия.
Поэтапность в работе логопеда обусловлена представлением о речи как
системе, усвоение элементов которой протекает взаимосвязанно и в
определённой последовательности.
При устранении фонетико-фонематического недоразвития это относится
преимущественно к овладению детьми правильным произношением и
развитием у них фонематического восприятия. Учитывая последовательность
овладениями
этими
сторонами
речи
на
логопедических
занятиях,
воспитатель подбирает для своих занятий доступный детям речевой
материал,
в
котором
содержатся
уже
усвоенные
ими
звуки
и,
по
возможности, исключены ещё не изученные.
В связи с коррекционными требованиями изменяются также методы и
приёмы работы воспитателя. Так, на начальном этапе на первый план
выступают наглядные и практические методы и приёмы, как наиболее
доступные детям с нарушенной речью. Словесные методы (рассказ, беседа)
вводятся позднее.
Принцип индивидуального подхода предполагает учёт индивидуально-
речевых особенностей детей. Это объясняется наличием различных по
структуре и тяжести речевых нарушений у детей и неодновременностью их
преодоления на занятиях. В такой интерпретации принцип подхода требует
от воспитателя:
-
глубокой осведомлённости об изначальном состоянии речи каждого
ребёнка и уровне его актуального речевого развития;
-
использование этих знаний в своей работе.
Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в
логопедической группе является то, что, кроме обучающих, развивающих,
воспитательных задач, перед ним стоят и коррекционные задачи.
Воспитатель обязательно присутствует на всех фронтальных занятиях
логопеда, делает записи; отдельные элементы логопедического занятия он
включает в свои занятия по развитию речи и в вечернюю работу.
Логопед учитывает особенности и способности детей. Если ребёнок
хорошо успевает по отдельным видам занятий, то логопед может по
согласованию с воспитателем взять его на индивидуальное логопедическое
занятие.
Точно так же логопед старается брать детей с прогулки без ущерба для
здоровья ребёнка на 15 – 20 минут для индивидуальной работы.
Во второй половине дня воспитатель работает, согласуясь со своей
сеткой занятий, по закреплению произносимых навыков и развитию речи.
Желательно
планировать
фронтальные
занятия
по
развитию
речи
и
познавательному развитию во второй половине дня.
Во время режимных моментов, самообслуживания, на прогулке,
экскурсии, в играх и развлечениях воспитатель осуществляет также
коррекционную работу, значимость которой в том, что она предоставляет
возможность практики речевого общения детей и закрепления речевых
навыков в их жизнедеятельности.
Воспитатели
должны
создавать
условия
для
развития
речевой
деятельности и речевого общения детей:
организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне
занятий, побуждать внимательно, слушать других детей и вслушиваться в
содержание высказываний;
создавать ситуацию общения;
формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи;
организовывать игры на развитие звуковой культуры речи;
привлекать
внимание
к
длительности
звучания
слова,
последовательности и месту звуков в слове;
проводить работу по развитию слухового и речевого внимания,
слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти;
привлекать внимание к интонационной стороне речи.
В работе по формированию фонематического восприятия можно
выделить следующие этапы:
I этап – узнавание неречевых звуков;
II
этап – различение высоты, силы, тембра голоса на
материале
одинаковых звуков, слов, фраз;
III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;
IV этап – дифференциация слогов;
V этап – дифференциация фонем;
VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.
Работа по формированию фонематического восприятия начинается с
развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в
речь
окружающих
является
одной
из
причин
неправильного
звукопроизношения. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою
собственную
речь
с
речью
окружающих
и
контролировать
своё
произношение.
Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале
осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр
и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать
неречевые звуки.
Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса,
вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.
Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже
– учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.
Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков
элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в
слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры;
выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.
Работа воспитателя и работа логопеда различна при исправлении и
формировании
звукопроизношения
по
организации,
приёмам,
по
продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков.
Рассмотрим основные отличия:
Логопед исправляет нарушения речи
Воспитатель под руководством
логопеда
активно
участвует
в
коррекционной работе
Подготовительный этап
Логопед
в зависимости от характера
нарушения
звука
вырабатывает
и
тренирует
движения
органов
артикуляционного аппарата, которые
были
неправильными
или
совсем
отсутствовали.
Воспитатель по заданию логопеда в
игровой форме закрепляет у детей
движения
и
положения
органов
артикуляционного аппарата.
Этап появления звука
Логопед
ставит звуки, вырабатывая
артикуляцию нужного звука, при этом
Воспитатель закрепляет произнесение
поставленного
логопедом
звука,
используются специальные приёмы и
отработанные на предыдущем этапе
движения органов артикуляционного
аппарата.
фиксируя внимание ребёнка на его
звучание и артикуляции, используя
картинки
–
символы
и
звукоподражания.
Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи)
Логопед
автоматизирует
звук,
последовательно вводя его в речь:
слог, слово, предложение, потешки,
рассказы.
Воспитатель по заданию логопеда с
отдельными
детьми
закрепляет
поставленный
логопедом
звук,
подбирая
соответствующий
программный материал.
Условия, необходимые для формирования у дошкольников с ФФНР
правильного звукопроизношения:
1)
для первоначальной постановки звука отбирается ряд звуков,
принадлежащих к разным фонетическим группам;
2)
при этом целесообразно использовать все анализаторы. Опора на
кинестетические ощущения способствует осознанному звучанию речи;
3)
отработка звуков, смешиваемых в речи детей, осуществляется
поэтапно и распределена во времени;
4)
закрепление поставленных звуков в процессе дифференциации всех
близких звуков;
материал по закреплению и автоматизации звуков подбирается таким
образом, чтобы в нем отсутствовали дефектные и смешиваемые в речи
ребёнка звуки; чтобы отобранный материал мог способствовать обогащению,
уточнению словаря, выработке грамматически правильной связной речи.
Индивидуальные занятия по заданию логопеда проводятся воспитателем
во время второй половине дня, сразу же после дневного сна, то есть
примерно
с
15-ти
часов
и
до
полдника.
Воспитатель
занимается
индивидуально с теми детьми, фамилии которых логопед записал в тетради
взаимосвязи для вечерних заданий. Такая тетрадь заполняется ежедневно.
Кроме того, логопед передаёт в группу заполненные тетради тех детей, с
которыми он занимался утром.
Очень важно, чтобы во время индивидуального занятия воспитателя с
ребёнком все остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми.
Лучше всего для этой цели подходят настольные и настольно-печатные игры.
А если воспитатель при их распределении учитывает особенности каждого
ребёнка, то такая игра одновременно даёт и обучающий эффект. Например,
если у ребёнка трудности с мелкой моторикой – ему следует предложить
собрать мозаику или нанизать бусы, если трудности с конструктивной
деятельностью – сложить по образцу разрезанные картинки или специальные
кубики и т. п.
Занятия с детьми лучше проводить в специально оборудованном
логопедическом уголке. Здесь устанавливается большое зеркало, в котором
могут отразиться лица ребёнка и воспитателя одновременно. Кроме того,
здесь же желательно иметь изобразительный материал для закрепления
звуков [Р], [РЬ], [Л], [ЛЬ], свистящих и шипящих звуков.
Занимаясь с ребёнком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание
всего
фонетического
материала
по
тетради
должно
происходить
с
обязательным выделения закреплённого звука голосом – произноситься
утрированно. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической
или
грамматической
ошибки
в
речи
ребёнка.
Занятие
может
быть
продолжено лишь после того, как ребёнок всё скажет правильно. Весь
речевой
материал
воспитатель
должен
проговаривать
громко,
чётко,
медленно и добиваться того же от малыша.
Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять
их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных
моментов. Причём очень важно, чтобы все ошибки детей исправлялись
воспитателем корректно. Ни в коем случае не следует передразнивать
ребёнка, высмеивать его, так как это может спровоцировать снижение
речевой активности (вплоть до полного молчания в группе), замкнутость,
отрицательное отношение малыша к воспитателю, к обучению в целом.
Манеры исправления ошибок в речи детей вне занятий и во время
занятий отличаются друг от друга. Так, во время игр и бытовой деятельности
не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-то из них, лучше это
делать незаметно для остальных. Например, во время игры один из ребят
говорит другому: «У всех куклов сними туфли, неси без туфлев».
Воспитатель, используя небольшой перерыв в игре, подзывает к себе этого
ребёнка и предлагает ему послушать правильный и неправильный варианты
сочетания слов («всех куклов» или «всех кукол», «без туфлёв» или «без
туфель»). А затем спрашивает: «Как лучше сказать?». И только потом просит
повторить правильную фразу.
Если же ошибка встречается в обращении к воспитателю, то можно
реагировать так: «Ты же можешь правильно сказать, ну-ка попробуй!» или
«Я не понимаю тебя. Подумай и скажи правильно».
Теперь
об
исправлении
ошибок
на
занятиях.
Здесь,
во-первых,
ограничено время и долгие, пространные выяснения того, как лучше сказать,
со стороны воспитателя неуместны. Во-вторых, внимание детей приковано к
речи отвечающего и незаметно, исправить его ошибки невозможно, да и не
нужно.
И,
в-третьих,
занятия,
в
отличие
от
случаев
спонтанного
неконтролируемого
ребёнком
общения,
должны
проходить
при
максимальной мобилизации внимания отвечающего, с установкой на
грамотную, чёткую речь.
В связи со сказанным, ошибки в ходе занятий должны фиксироваться
воспитателем моментально («Неверно», «Неправильно», «Не так сказал»). К
исправлению грамматических неточностей привлекаются все дети. Сам же
воспитатель исправляет грамматическую ошибку ребёнка только тогда, когда
большинство детей не смогли этого сделать.
Ошибки в произношении также следует фиксировать и исправлять по
ходу ответа. Например, если ребёнок неправильно произнёс звук [P],
воспитатель может предложить ему: «Повтори за мной, выделяя звук [P],
слова: стРоить, гоРка, собиРать, игРать».
Может случиться и так: одному из ребят очень хочется ответить, а
воспитатель заранее знает, что сложное по слоговой структуре слово
(милиционер, пододеяльник, водопроводчик) малыш не произнесёт и это
вызовет у остальных смех. Следует предложить ребёнку сказать ответ
воспитателю на ухо, а затем похвалить малыша за старание.
Для того, чтобы дети на всех занятиях говорили внятно и с
наименьшим количеством фонетических ошибок, воспитатель должен своей
очень чёткой, достаточно громкой и не торопливой речью задавать тон.
Процесс нормализации речи и угасание патологического рефлекса
возможны только при повышенном внимании ребёнка к речи окружающих и
своей собственной. Естественно, что такая работа требует от воспитателя
терпения, такта, собранности и постоянной изобретательности.
Список использованной литературы:
1.
Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика
нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях
дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001.
2.
Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у
дошкольников. – М., 1997.
3.
Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском
саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.
4.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
5.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичёва Т.Б. Преодоление общего
недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
6.
Журова
Л.Е.,
Эльконин
Д.Б.
К
вопросу
о
формировании
фонематического
восприятия
у
детей
дошкольного
возраста.
М.:
Просвещение, 1963.
7.
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.
8.
Каше Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием
фонематического строя речи. – М., 1978.
9.
Коноваленко
В.В.,
Коноваленко
С.В.
Коррекционная
работа
воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с
ФФН). – М., 1998.
10.Кобзарева Л.Г., Кузьмина. Ранняя диагностика нарушения чтения и его
коррекция. – Воронеж, 2000.
11.Колесникова Е.В., Телышева Е.П. Развитие интереса и способности к
чтению у детей 6-7 лет. – М., 1998.
12.Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. –
М., 2002.
13.Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для
детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. – М.: Секачев В.Ю.,
2000.