Автор: Брыксина Елена Сергеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Надежда» Коломенского городского округа Московской области»
Населённый пункт: г Коломна Московской обл
Наименование материала: сценарий мероприятия
Тема: Сценарий мероприятия "Народные промыслы Подмосковья"
Раздел: среднее образование
Муниципальное казенное специальное общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Надежда»
городского округа Коломна Московской области»
Сценарий открытого мероприятия
в рамках реализации проекта
"Народные промыслы
Подмосковья"
Внеклассное мероприятие, входящее в систему образовательного и
воспитательного процесса на основе знакомства учащихся с традициями народной
культуры, их участия в занятиях декоративно-прикладным искусством.
Учитель МКОУ школа «Надежда»: Брыксина Е.С.
Цель: знакомить детей с народными промыслами – неиссякаемым
источником мудрости и красоты.
Задачи:
-воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире;
-развивать нравственные и эстетические чувства;
- знакомить учащихся с русскими народными ремеслами, древними корнями
народного искусства;
- воспитывать потребности в овладении русскими народными ремеслами;
- развивать художественно-творческие способности учащихся в области
декоративно-прикладного искусства ;
- развитие познавательного, коммуникативного, нравственного,
эстетического потенциала учащихся;
- воспитание личности ребенка, знающей, уважающей историю и традиции
своего народа;
- сплочение коллектива класса, школы;
- органичное включение родителей в образовательный и воспитательный
процесс;
- использование в работе разнообразных и доступных детям форм и методов
работы;
- развитие любознательности и познавательного интереса учащихся;
- создание условий для интеллектуального, нравственного и
эмоционального самовыражения учащегося.
Учитель.
Подмосковье славится искусством традиционных народных ремёсел, у
которых богатая предыстория, самобытные художественные традиции, что
свидетельствует о талантливости и эстетической чуткости народа. Оно всегда
наполнено
светлыми,
жизнеутверждающими
образами,
понятными
и
близкими всем.
Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами,
людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.
Ребята нашей школы посетили старинные, знаменитые центры народных
промыслов Подмосковья: Жостово, Федоскино, Гжель, Павлово Посад,
Сергиев Посад. Везде мы участвовали в мастер-классе и привезли домой
сувениры, выполненные своими руками.
Все это оживляет нашу повседневную жизнь, украшает ее, делает наш дом
светлым и уютным.
Уникальность художественных традиций здесь состоит еще в том, что на
этой земле сошлось, по крайней мере, два мощных творческих потока,
связанных с монастырскими и крестьянскими традициями.
Знакомство с народными промыслами мы начнём с истории уникального
места
Подмосковья
-центра
православии
России
-Троице
Сергиево
монастыря.
ученик:
В начале XX века в Сергеевом-Посаде началось изготовление новой
токарной куклы – матрешки. Похожа она на простую крестьянскую девочку.
В большой кукле пряталось целое семейство – одна другой меньше. Теперь
матрешка составляет один из основных видов изделий города. Матрешка
стала символом России.
Русских много есть игрушек, и коней и погремушек,
Разноцветные флажки, расписные сундучки.
Есть ещё одна игрушка, все похожи друг на дружку.
И живут они друг в дружке –
Это русские подружки.
Учитель
Русский народ славится своей выдумкой, фантазией, трудолюбием. У
русского народа золотые руки. Эти руки сотворили игрушки, которые и
поныне живут в наших домах.
ученик
Матрёшке чуть больше 100 лет. Биография её начинается из подмосковного
старинного села Абрамцево. В 18 веке усадьбу купил богатый человек,
которого звали Савва Мамонтов. Он организовал мастерскую художников,
музыкантов, артистов.
И вот однажды к обитателям Абрамцева попала японская деревянная кукла.
Это была фигурка добротного лысого старика. Изображала она мудреца. И
звали его фукурума.
ученик
Но кукла эта была не простая. Фукурума раскрывался, и в нём находилось
ещё
несколько
фигурок,
вложенных
одна
в
другую.
Эти
фигурки
понравились
всем,
и
они
послужили
прообразом
нашей
матрёшки.
В России было игрушечное царство, а находилось оно в Троице-Сергиевском
Посаде. И вот оттуда был призван лучший мастер игрушечных дел
Звёздочкин. С большим старанием вручную, изготовил он первую модель.
Художник Малютин расписал матрёшку. Она изображала девочку в
ситцевом сарафане с белым фартуком, с цветастом платком на голове, в
руках чёрный петух. Вот так явилась миру новая игрушка. Окрестили её
матрёшкой. Затем она появилась на базаре. Она привлекала внимание
покупателей своей оригинальностью, стала пользоваться популярностью и
спросом. В 1900г матрёшки мастеров Сергиева-Посада были показаны на
Парижской всемирной выставке и сразу же стали популярными.
чтец
Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут
Всех матрёшками зовут.
Учитель:
Ребята, а теперь переходим к самому уникальному из ряда уникальных
изобретений русского народа – Павло Посадским платкам.
чтец;
Как платок, ты раскинулся, Павлов-Посад
В палисадниках мальвы и розы,
Все в ромашках луга и реки синева,
А над Клязьмой кусты и березы.
Здесь создали платки, и все краски земли
Мастера положили на шали.
И известны всем в мире цветные платки,
А похожих отыщешь едва ли
Лето красное ярко цветет на платках,
Словно зарево шали красивы.
В этих ярких узорах и пышных цветах.
Самобытный характер России.
Не платок – красота, всех красавиц мечта
На головках девичьих играет.
Как набросит платок, так охапка цветов
На груди у девчат расцветает
Как платок ты раскинулся Павлов-Посад –
Подмосковный промышленный город.
ученик
Уже более 200 лет в Павловском Посаде существует чудесный промысел.
Павловский Посад, в то время - село Вохна, с давних лет принадлежит
Троице-Сергиевой
лавре.
Народ
всегда
здесь
отличался
высокой
духовностью
и
благочестием,
Давние
традиции,
во
многом
еще
старообрядческие,
сохранялись
и
почитались
в
семьях.
Сохранились
старинные книги с обложками, разрисованными цветами и ветвями.
Изображение цветущей розы или лилии имели священное значение. Они
олицетворяли древо жизни, райский сад. И чем красивее и гармоничнее
было изображение, тем большей духовностью оно было наполнено.
Учитель
На Руси женщины до конца XVII века покрывали голову белым льняным
полотенцем с вышивкой – убрус, который постепенно уступает место
разноцветному платку. Слово «платок» исконно русское, «плат» – кусок
ткани.
В старину ткать и прясть умели в каждом доме. Ткацкими изделиями
славилось Подмосковье издавна. В старинном городе Павлове ткали из
шелка и шерсти. Изделия получались красивые, добротные.
Основой
будущей промышленности стали крестьянские хозяйства с красильнями и
ручными ткацкими станками.
ученик
С середины 19века, в Павлово Посаде начинают массово производить
платки с набивным рисунком, которые были гораздо дешевле тканых. И
тогда платок становится достоянием всего народа, прочно войдя в быт всех
слоёв русского общества. Теперь им обладают не только дворянки и богатые
купчихи, но и мещанки, и крестьянки. Его Величество - ПЛАТОК, был
необходим нашим женщинам на все случаи жизни. Он был самым
преданным спутником в жизни женщины среди других женских аксессуаров.
чтец
Разноцветные платки,
Набивные шали
Скольких женщин на Руси
В праздник украшали.
Научились мастера
Павлова посада
Рисовать узор из трав
Леса, луга, сада.
Длинных нитей переплёт
В узелки вязали –
Бахромою из кистей
Кромку украшали.
А как девицы пойдут –
Расцветает улица,
Лишь плечами поведут –
Хочется зажмуриться.
Разбегаются глаза
От такого дива,
Засмущается душа –
Чей платок красивей.
Скольких женщин на Руси
В праздник украшали
Разноцветные платки,
Набивные шали!.
Учитель
Искусство цветочного орнамента павловского платка имеет свою традицию.
Она связана с высоким мастерством резчиков набойных досок, которыми
печатается на ткани рисунок, а также мастерством колористов-набойщиков.
Технология нанесения рисунков на платочную ткань заключалась в
использовании деревянных форм – «манер» и «цветков». «Цветки» были
вырезаны из дерева, с помощью них краски наносились на ткань,
«манерами», в свою очередь, набивался контур рисунка. «Манеры»
изготовлялись более сложным путём нежели «цветки». В первую очередь на
дереве выжигался узор, а затем он заливался свинцом. В конечном итоге
полученные контуры накладывались на отдельные доски, каждой из которых
принадлежал отдельный цвет (таких досок иногда требовалось несколько
десятков). При ручной набивке накладывали на ткань тяжелые (до 40 кг.)
штампы, которые вырезались вручную. Под каждый цвет делался свой
штамп. Он резался из твердых пород дерева повторю ВРУЧНУЮ резаками
специальными резчиками. Учитывая многоцветье павловопосадского узора,
неудивительно, что для одного платка использовались более десятка досок.
Для каждого цвета – своя доска.
(Платков с одним и тем же узором выпускается не больше 20 штук. )
ученик
В Павлове шумели богатые ярмарки, на которых и продавались знаменитые
набивные павловские платки. Расходились они по всей России. Платки яркие,
нарядные – глаз не отвести! Красные розы, букетики полевых цветов,
зелёные листья и травы сплетаются в узоры, и всё это на разноцветном фоне:
чёрном, белом, красном, золотистом, васильковом, коричневом – это
визитная карточка павлово посадских платков.
чтец
От христовой плащаницы
Через древние века
Шла по сёлам и станицам
Слава русского платка.
Расписное семицветье
И печатаный узор
Лёг на узенькие плечи
И ласкает чей-то взор.
Шаль, подшальник, полушалок -
Всё платок, такой как есть.
Самый лучший он подарок,
Вековых традиций честь.
Учитель
Платок – не просто головной убор, а символ любви и красоты. Платки на
голове или на плечах придают женщине красоту, величавость, защищают от
холода, сохраняя тепло и здоровье. Узорные платки и шали носят и в
городах, и в деревнях. На Руси женщины всегда любили покрывать голову
платком, потому что это удобно и красиво. Красовались в них молоденькие
девушки и почтенные матери семейства. Платок на Руси был самым
желанным подарком (дарили невестам, переходил от матери к дочери).
Не смотря на механизацию изготовления павлово посадских платков, до
сегодняшнего дня, художники стараются сохранить это искусство в
неизменном виде, добавляя туда лишь детали. Таким образом, не смотря на
быструю смену модных течений, павло посадский платок сохраняет свой
характерный облик. Эти цветочные мотивы, причудливые узоры и
орнаменты всегда будут отражать особенности характера русского народа, а
незабываемые композиции – весь колорит русской души.
ученик
В настоящее время многие знаменитые дизайнеры обращаются к
национальному народному стилю и конечно к павлопосадским узорам и
орнаментам. Такую высокую популярность павло-посадские платки обрели
благодаря тому, что они отображают все особенности национального
русского характера - широту, открытость и щедрость, при этом напоминая
нам о духовности и культуре, свойственной для русского народа.
Потрясающие модели с национальными мотивами стали на долгое время
визитной карточкой Зайцева Вячеслава. Вот хотя бы его коллекция 2010 года
"Истоки".
Учитель
– Мы совершили небольшую экскурсию по прикладному искусству
Подмосковья. Об этом можно рассказывать бесконечно
Узнать, беречь, уважать прошлое, интересоваться тем, что создали руки
человека, помнить, что без прошлого не может быть настоящего, к каждому
названию, каждому памятнику культуры относиться бережно, с любовью –
это наше с вами задача.
Чтец
Храните как святыню
Старинные места.
Храните дух, эпоху,
Приметы старины
Что вам, как выдох вдоху.
Предшествовать должны.
Чтец
Все помнит Русь
И звоны стрел каленых,
И отсветы пожаров на снегу…
Мы входим в мир,
Уже в нее влюбленные
Уйдем – оставшись перед ней в долгу.