Автор: Акиньшина Мария Владимировна
Должность: Педагог - психолог
Учебное заведение: ГБОУ
Населённый пункт: Г. Москва
Наименование материала: Беседа педагога-психолога с родителями
Тема: «КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ ОПАСНЫХ СОБЛАЗНОВ»
Раздел: среднее образование
Беседа педагога-психолога с родителями на тему:
«КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ ОПАСНЫХ СОБЛАЗНОВ»
Как вы ждали, когда ваши ребятишки подрастут. Много переживаний и волнений
осталось позади. В вашей семье уже не просто школьник, а самый настоящий пяти-
классник. Он уже чувствует себя взрослым. А вы… как тревожится материнское серд-
це за ребенка, перешагнувшего порог начальной школы! Все больше времени он про-
водит без вас, вне сферы вашего внимания и влияния. Как уберечь ребенка от трудно-
го влияния, которое может быть оказано на него там, в большой и шумной жизни за
пределами вашего дома? Как научить везде и во всем распознавать добро и отличать
его от зла?
Согласитесь, что во взрослой жизни, куда, повинуясь законам природы, стремится
ребенок, есть вещи, которые не надо познавать, с которыми категорически нельзя
даже знакомиться. Об этих вещах – курении и наркомании, о том, как воспитывать у
ребенка правильное отношение к ним – мы сегодня и поговорим.
Дети и курение. Опасное соседство.
Что заставляет ребенка брать в руки сигарету, и зачем ему это нужно?
Наличие сигареты в руках ребенка всегда означает отсутствие в его жизни чего-то
другого: любви, внимания, общения, уверенности в себе. Начало этих проблем чаще
всего лежит в семье, в отношениях между детьми и родителями. Если есть душевная
пустота, то дети стремятся ее заполнить, и сигареты – легкий и доступный способ.
Крайности воспитания, попустительcкий или авторитарный стили также подталки-
вают ребенка к сигарете. Сторонники авторитарного воспитания устанавливают для
детей слишком жесткие правила и требуют безоговорочного подчинения. Они не ви-
дят в ребенке личность, и ему приходится искать другие способы самоутверждения. И,
наоборот, дети, которые находятся под постоянной опекой, привыкают к послушанию
и, не научившись принимать самостоятельные решения, легко поддаются вредному
влиянию.
Часто взросление детей происходит так быстро, что родители не успевают этого за-
метить: «Да как же ты пойдешь на дискотеку? Нет-нет, ты еще совсем маленькая». Как
доказать им, да и самой себе, что ты уже взрослая? Приобрести все признаки взросло-
сти: накраситься маминой помадой, надеть туфли на высоких каблуках и закурить си-
гарету.
Почему к сигарете тянется ребенок, в семье которого гармоничные отношения и
комфортные условия?
Увы, кроме семьи на детей оказывают влияние и сверстники. Как правило, первая
сигарета выкуривается в компании друзей. Возможно, сам ребенок и не испытывает к
ней тяги, но над ним стоит необходимость следовать нормам поведения, принятым в
данной группе. Момент общности взглядов, интересов, манеры поведения важны даже
для взрослых. Что же говорить о подростках, ведь для них мнение сверстников имеет
огромное значение.
1
К тому же сигарета – удобный инструмент общения. Она заполняет паузы, дает вре-
мя на обдумывание ответа, с ее помощью легко познакомиться: достаточно подойти к
курящим и попросить зажигалку. А когда тема разговора иссякла, можно просто за-
думчиво выпускать дым… Согласитесь, что для подростков, которые только учатся
ведению разговора, колечки дыма оказываются спасательным кругом.
Многими поступками детей часто движет любопытство и стремление к эксперимен-
там. Им хочется познать жизнь во всех ее проявлениях, в том числе и негативных, и
они начинают пробовать курить и выпивать. Это часть взросления, но проявляется она
чаще тогда, когда у ребенка существует установка на вседозволенность, когда жизнь
представляется как цепь удовольствий и задача – не отстать от других в их получении.
Дети подражают не только своим родственникам, но и поп-звездам, любимым кино-
героям. Однако психологи утверждают, что самое сильное влияние на подросших де-
тей оказывают…родители, если, конечно, им удалось сохранить авторитет. Вы кури-
те? В таком случае, вопрос – курить или нет – для ваших детей не стоит. Вопрос толь-
ко в том, когда начать.
Что делать, чтобы ребенок не начал курить?
– Мысль о том, что курение – это плохо и вредно, должна быть заложена на уровне
подсознания.
Используйте любую возможность, чтобы выразить свое отрицательное отношение к
курению.
Например, вы с ребенком оказались в комнате, где сильно накурено. Обратите его
внимание, какой там тяжелый воздух и как трудно им дышать, можно даже поднести к
лицу носовой платок или попросить открыть форточку. А выйдя на улицу, облегчённо
вздохнуть:«Ух! Ещё немножко, и я бы задохнулась!» На улице лучше отвести ребёнка
подальше от курящего человека, заметив при этом: «Давай отойдём в сторону, чтобы
не дышать этим вредным дымом».
– Не обязательно обращаться непосредственно к ребенку. Можно просто высказы-
вать свое мнение в его присутствии. Например, в разговоре с подругой воскликнуть:
«Представляешь, Ленка-то курить бросила! Решила – и все. Молодец! Восхищаюсь та-
кими поступками!»
– Старайтесь вовлекать наследников в свои дела: приготовьте ужин, пересадите цве-
ты – дети обожают совместную деятельность. Кстати, это прекрасная возможность
продемонстрировать ваши умения и опыт, что скажется на укреплении авторитета.
– Хвалите детей как можно чаще. Хвалите не только за результат, но и за само жела-
ние сделать что-то хорошее, полезное. Пусть это будут совсем незначительные дости-
жения, главное – ребенок поверит в свои силы, поймет, на что он способен. Критика
же рождает неуверенность в себе и делает ребенка более внушаемым. Вам это вряд ли
понравится.
– В школьном возрасте все родительские установки проходят проверку на проч-
ность. Лучше не искушать судьбу и заранее подумать о том, кто будет окружать ре-
2
бенка в этом возрасте: правильно выбрать школу, секцию, кружок. Согласитесь, что
начать курить в уличной компании намного проще, чем на занятиях танцами.
– Но все время охранять ребенка от «нехороших» друзей не удастся. Настанет мо-
мент, когда кто-то предложит ребенку сигарету да еще подначит: «Слабо, что ли?» К
этому моменту (сейчас это случается лет в 7–9) ребенок должен уметь говорить «нет».
Это умение непосредственно связано с самооценкой ребенка, поэтому ваша задача –
растить самостоятельную личность. Объясните, что есть предложения, на которые не
обязательно отвечать «да». Наоборот, принципиальный человек может поступить
наперекор общему мнению и этим вызывает уважение.
Что делать если время уже упущено и ребенок, вопреки всем вашим действиям и
запретам, курит?
Не нужно возмущаться и наказывать или покупать дорогие сигареты – «чтобы мень-
ше травился». Но и руки опускать не следует. Бороться нужно другими методами.
В подростковом возрасте угрозы и запреты не действуют. Они, скорее, наоборот,
вызывают прямо противоположную реакцию. Наиболее действенный способ – разго-
вор, а лучше – диалог. Причем обращаться нужно к взрослому «я» вашего ребенка. В
этом случае мы имеем шанс получить в ответ не детскую, а взрослую реакцию. Начать
лучше с рассказа о собственном опыте – это создаст доверительную атмосферу. И по-
мните: вас должно волновать не количество выкуренных сигарет, а те проблемы ре-
бенка, которые за этим стоят.
Подростки не всегда ясно представляют последствия курения, поэтому рассказать
им об этом необходимо. Но не читать длинную лекцию о вреде курения, а дать ко-
роткую объективную информацию, выводы из которой должен сделать сам ребенок.
Кстати, родители часто недооценивают влияние медицинских организаций на созна-
ние подростков. А сами юные курильщики заявляют, что им было бы интересно как
раз мнение специалистов.
Упор в вашей беседе лучше делать не на далекое будущее, а на сегодня – то, что бу-
дет через 40 минут, волнует подростка гораздо больше, чем самые страшные болезни
через 40 лет. Сегодня подросток, в первую очередь, думает о внешности, об отношени-
ях с одноклассниками и одноклассницами, о спортивных достижениях. Поэтому луч-
ше сказать что-то вроде: «Ты, конечно, можешь курить, но знай, что от этого на коже
появляются морщинки, зубы желтеют, а изо рта пахнет отнюдь не розами. Ну а о том,
чтобы бегать с прежней легкостью, забудь: дыхания уже не хватит».
Главное – донести до сознания детей, что по-настоящему взрослый человек не тот,
кто начал курить, а тот, кто решил избавиться от вредной привычки.
У опасной черты. Наркомания.
В народе говорится, что все познается в сравнении. Возможно, зависимость от нико-
тина многим покажется гораздо менее опасной чем то, что называется наркотической
зависимостью. Болезнь, как известно, легче предотвратить, чем излечить. Как огра-
дить ребенка от недуга целого поколения – наркотиков?
Наше влияние на детей огромно, даже в том возрасте, когда они, казалось бы, во
всем нам перечат и все делают наперекор. Это перед нами подростки стараются выгля-
3
деть гордыми и независимыми, а прислушайтесь к их разговорам со сверстниками, и
вы с удивлением услышите…свои собственные доводы – те самые, которые еще вчера
с таким пылом отвергались юными бунтовщиками! Поэтому родителям так важно не
опускать руки и не настраиваться заранее на поражение…
Чем старше становится ребенок, тем больше для него начинают значить друзья,
компания – это естественно. Но что нам мешает постараться поближе познакомиться с
его приятелями? Наркологи, с которыми мне доводилось беседовать, в один голос го-
ворили, что сейчас не стоит поощрять прогулки подростка во дворе или по улицам. В
отличие от недавнего прошлого сегодня это небезопасно и из-за сильно возросшей
уличной преступности, и из-за угрозы наркомании. С друзьями лучше общаться дома,
под ненавязчивым присмотром взрослых. Создайте ему соответствующие условия,
займите его свободное время какими-нибудь секциями или кружками. В любом слу-
чае, вы обязательно должны знать, где и с кем ваш ребенок. Ничто не сможет оградить
его от опасности надежнее, чем заботливая, сплоченная семья, уделяющая большое
внимание нравственному воспитанию ребенка.
Родителей всегда волнует вопрос: кто попадает в группу риска. Существует следую-
щая градация:
а) Прежде всего те дети и подростки, которым недостает в семье теплоты, ласки, по-
нимания. Чаще всего беда настигает те семьи, где взрослые слишком заняты или
поглощены собственными проблемами, а с ребенком общаются только сухо, формаль-
но.
Совет. Нарушенный эмоциональный контакт проще восстановить, пока ребенок
еще не вступил в переходный возраст. Если же ситуация запущена и сами вы не справ-
ляетесь, стоит обратиться к психологу.
б) По наблюдениям многих специалистов, среди наркоманов практически нет ребят
с нормальной самооценкой – у всех она занижена. Взрослые часто фиксируются на
детских промахах, считая, что похвала как бы «сама приложится». А страдает при
этом самооценка.
Совет. Почаще хвалите ребенка, говорите ему о своей любви, давайте понять, какие
у него сильные стороны, и тактично, не унижая, помогайте справиться с недостатками.
в) В группу риска нередко попадают ребята с авантюрным складом характера. Эта-
кие юные дети, которым довольно рано становится тесно в стенах родительского дома.
Чаще это бывают мальчики.
Совет. Пытаться удержать их при себе бесполезно. Тут надо направить жажду при-
ключений в позитивное русло: записать подростка в какой-нибудь туристический
клуб, в кадеты, в спортивную секцию и т. п.
г) Повышенно уязвимы дети с теми или иными психическими отклонениями, эмо-
ционально неустойчивые и возбудимые.
Совет. В этом случае необходимо наблюдение врача и соответствующее лечение.
д) Наркоманами нередко становятся ребята-конформисты, повышенно внушаемые,
легко попадающие под чужое влияние. Такие дети с младых ногтей бывают не веду-
4
щими, а ведомыми. Они часто дружат с властными, даже деспотичными детьми, по-
корно выполняя все их прихоти.
Совет. У такого ребенка нужно стараться повысить психологическую сопротивляе-
мость, но при этом как можно дольше не выпускать его из-под влияния семьи.
5