Напоминание

«КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ ОПАСНЫХ СОБЛАЗНОВ»


Автор: Акиньшина Мария Владимировна
Должность: Педагог - психолог
Учебное заведение: ГБОУ
Населённый пункт: Г. Москва
Наименование материала: Беседа педагога-психолога с родителями
Тема: «КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ ОПАСНЫХ СОБЛАЗНОВ»
Раздел: среднее образование





Назад




Беседа педагога-психолога с родителями на тему:

«КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ ОПАСНЫХ СОБЛАЗНОВ»

Как вы ждали, когда ваши ребятишки подрастут. Много переживаний и волнений

осталось позади. В вашей семье уже не просто школьник, а самый настоящий пяти-

классник. Он уже чувствует себя взрослым. А вы… как тревожится материнское серд-

це за ребенка, перешагнувшего порог начальной школы! Все больше времени он про-

водит без вас, вне сферы вашего внимания и влияния. Как уберечь ребенка от трудно-

го влияния, которое может быть оказано на него там, в большой и шумной жизни за

пределами вашего дома? Как научить везде и во всем распознавать добро и отличать

его от зла?

Согласитесь, что во взрослой жизни, куда, повинуясь законам природы, стремится

ребенок, есть вещи, которые не надо познавать, с которыми категорически нельзя

даже знакомиться. Об этих вещах – курении и наркомании, о том, как воспитывать у

ребенка правильное отношение к ним – мы сегодня и поговорим.

Дети и курение. Опасное соседство.

Что заставляет ребенка брать в руки сигарету, и зачем ему это нужно?

Наличие сигареты в руках ребенка всегда означает отсутствие в его жизни чего-то

другого: любви, внимания, общения, уверенности в себе. Начало этих проблем чаще

всего лежит в семье, в отношениях между детьми и родителями. Если есть душевная

пустота, то дети стремятся ее заполнить, и сигареты – легкий и доступный способ.

Крайности воспитания, попустительcкий или авторитарный стили также подталки-

вают ребенка к сигарете. Сторонники авторитарного воспитания устанавливают для

детей слишком жесткие правила и требуют безоговорочного подчинения. Они не ви-

дят в ребенке личность, и ему приходится искать другие способы самоутверждения. И,

наоборот, дети, которые находятся под постоянной опекой, привыкают к послушанию

и, не научившись принимать самостоятельные решения, легко поддаются вредному

влиянию.

Часто взросление детей происходит так быстро, что родители не успевают этого за-

метить: «Да как же ты пойдешь на дискотеку? Нет-нет, ты еще совсем маленькая». Как

доказать им, да и самой себе, что ты уже взрослая? Приобрести все признаки взросло-

сти: накраситься маминой помадой, надеть туфли на высоких каблуках и закурить си-

гарету.

Почему к сигарете тянется ребенок, в семье которого гармоничные отношения и

комфортные условия?

Увы, кроме семьи на детей оказывают влияние и сверстники. Как правило, первая

сигарета выкуривается в компании друзей. Возможно, сам ребенок и не испытывает к

ней тяги, но над ним стоит необходимость следовать нормам поведения, принятым в

данной группе. Момент общности взглядов, интересов, манеры поведения важны даже

для взрослых. Что же говорить о подростках, ведь для них мнение сверстников имеет

огромное значение.

1

К тому же сигарета – удобный инструмент общения. Она заполняет паузы, дает вре-

мя на обдумывание ответа, с ее помощью легко познакомиться: достаточно подойти к

курящим и попросить зажигалку. А когда тема разговора иссякла, можно просто за-

думчиво выпускать дым… Согласитесь, что для подростков, которые только учатся

ведению разговора, колечки дыма оказываются спасательным кругом.

Многими поступками детей часто движет любопытство и стремление к эксперимен-

там. Им хочется познать жизнь во всех ее проявлениях, в том числе и негативных, и

они начинают пробовать курить и выпивать. Это часть взросления, но проявляется она

чаще тогда, когда у ребенка существует установка на вседозволенность, когда жизнь

представляется как цепь удовольствий и задача – не отстать от других в их получении.

Дети подражают не только своим родственникам, но и поп-звездам, любимым кино-

героям. Однако психологи утверждают, что самое сильное влияние на подросших де-

тей оказывают…родители, если, конечно, им удалось сохранить авторитет. Вы кури-

те? В таком случае, вопрос – курить или нет – для ваших детей не стоит. Вопрос толь-

ко в том, когда начать.

Что делать, чтобы ребенок не начал курить?

– Мысль о том, что курение – это плохо и вредно, должна быть заложена на уровне

подсознания.

Используйте любую возможность, чтобы выразить свое отрицательное отношение к

курению.

Например, вы с ребенком оказались в комнате, где сильно накурено. Обратите его

внимание, какой там тяжелый воздух и как трудно им дышать, можно даже поднести к

лицу носовой платок или попросить открыть форточку. А выйдя на улицу, облегчённо

вздохнуть:«Ух! Ещё немножко, и я бы задохнулась!» На улице лучше отвести ребёнка

подальше от курящего человека, заметив при этом: «Давай отойдём в сторону, чтобы

не дышать этим вредным дымом».

– Не обязательно обращаться непосредственно к ребенку. Можно просто высказы-

вать свое мнение в его присутствии. Например, в разговоре с подругой воскликнуть:

«Представляешь, Ленка-то курить бросила! Решила – и все. Молодец! Восхищаюсь та-

кими поступками!»

– Старайтесь вовлекать наследников в свои дела: приготовьте ужин, пересадите цве-

ты – дети обожают совместную деятельность. Кстати, это прекрасная возможность

продемонстрировать ваши умения и опыт, что скажется на укреплении авторитета.

– Хвалите детей как можно чаще. Хвалите не только за результат, но и за само жела-

ние сделать что-то хорошее, полезное. Пусть это будут совсем незначительные дости-

жения, главное – ребенок поверит в свои силы, поймет, на что он способен. Критика

же рождает неуверенность в себе и делает ребенка более внушаемым. Вам это вряд ли

понравится.

– В школьном возрасте все родительские установки проходят проверку на проч-

ность. Лучше не искушать судьбу и заранее подумать о том, кто будет окружать ре-

2

бенка в этом возрасте: правильно выбрать школу, секцию, кружок. Согласитесь, что

начать курить в уличной компании намного проще, чем на занятиях танцами.

– Но все время охранять ребенка от «нехороших» друзей не удастся. Настанет мо-

мент, когда кто-то предложит ребенку сигарету да еще подначит: «Слабо, что ли?» К

этому моменту (сейчас это случается лет в 7–9) ребенок должен уметь говорить «нет».

Это умение непосредственно связано с самооценкой ребенка, поэтому ваша задача –

растить самостоятельную личность. Объясните, что есть предложения, на которые не

обязательно отвечать «да». Наоборот, принципиальный человек может поступить

наперекор общему мнению и этим вызывает уважение.

Что делать если время уже упущено и ребенок, вопреки всем вашим действиям и

запретам, курит?

Не нужно возмущаться и наказывать или покупать дорогие сигареты – «чтобы мень-

ше травился». Но и руки опускать не следует. Бороться нужно другими методами.

В подростковом возрасте угрозы и запреты не действуют. Они, скорее, наоборот,

вызывают прямо противоположную реакцию. Наиболее действенный способ – разго-

вор, а лучше – диалог. Причем обращаться нужно к взрослому «я» вашего ребенка. В

этом случае мы имеем шанс получить в ответ не детскую, а взрослую реакцию. Начать

лучше с рассказа о собственном опыте – это создаст доверительную атмосферу. И по-

мните: вас должно волновать не количество выкуренных сигарет, а те проблемы ре-

бенка, которые за этим стоят.

Подростки не всегда ясно представляют последствия курения, поэтому рассказать

им об этом необходимо. Но не читать длинную лекцию о вреде курения, а дать ко-

роткую объективную информацию, выводы из которой должен сделать сам ребенок.

Кстати, родители часто недооценивают влияние медицинских организаций на созна-

ние подростков. А сами юные курильщики заявляют, что им было бы интересно как

раз мнение специалистов.

Упор в вашей беседе лучше делать не на далекое будущее, а на сегодня – то, что бу-

дет через 40 минут, волнует подростка гораздо больше, чем самые страшные болезни

через 40 лет. Сегодня подросток, в первую очередь, думает о внешности, об отношени-

ях с одноклассниками и одноклассницами, о спортивных достижениях. Поэтому луч-

ше сказать что-то вроде: «Ты, конечно, можешь курить, но знай, что от этого на коже

появляются морщинки, зубы желтеют, а изо рта пахнет отнюдь не розами. Ну а о том,

чтобы бегать с прежней легкостью, забудь: дыхания уже не хватит».

Главное – донести до сознания детей, что по-настоящему взрослый человек не тот,

кто начал курить, а тот, кто решил избавиться от вредной привычки.

У опасной черты. Наркомания.

В народе говорится, что все познается в сравнении. Возможно, зависимость от нико-

тина многим покажется гораздо менее опасной чем то, что называется наркотической

зависимостью. Болезнь, как известно, легче предотвратить, чем излечить. Как огра-

дить ребенка от недуга целого поколения – наркотиков?

Наше влияние на детей огромно, даже в том возрасте, когда они, казалось бы, во

всем нам перечат и все делают наперекор. Это перед нами подростки стараются выгля-

3

деть гордыми и независимыми, а прислушайтесь к их разговорам со сверстниками, и

вы с удивлением услышите…свои собственные доводы – те самые, которые еще вчера

с таким пылом отвергались юными бунтовщиками! Поэтому родителям так важно не

опускать руки и не настраиваться заранее на поражение…

Чем старше становится ребенок, тем больше для него начинают значить друзья,

компания – это естественно. Но что нам мешает постараться поближе познакомиться с

его приятелями? Наркологи, с которыми мне доводилось беседовать, в один голос го-

ворили, что сейчас не стоит поощрять прогулки подростка во дворе или по улицам. В

отличие от недавнего прошлого сегодня это небезопасно и из-за сильно возросшей

уличной преступности, и из-за угрозы наркомании. С друзьями лучше общаться дома,

под ненавязчивым присмотром взрослых. Создайте ему соответствующие условия,

займите его свободное время какими-нибудь секциями или кружками. В любом слу-

чае, вы обязательно должны знать, где и с кем ваш ребенок. Ничто не сможет оградить

его от опасности надежнее, чем заботливая, сплоченная семья, уделяющая большое

внимание нравственному воспитанию ребенка.

Родителей всегда волнует вопрос: кто попадает в группу риска. Существует следую-

щая градация:

а) Прежде всего те дети и подростки, которым недостает в семье теплоты, ласки, по-

нимания. Чаще всего беда настигает те семьи, где взрослые слишком заняты или

поглощены собственными проблемами, а с ребенком общаются только сухо, формаль-

но.

Совет. Нарушенный эмоциональный контакт проще восстановить, пока ребенок

еще не вступил в переходный возраст. Если же ситуация запущена и сами вы не справ-

ляетесь, стоит обратиться к психологу.

б) По наблюдениям многих специалистов, среди наркоманов практически нет ребят

с нормальной самооценкой – у всех она занижена. Взрослые часто фиксируются на

детских промахах, считая, что похвала как бы «сама приложится». А страдает при

этом самооценка.

Совет. Почаще хвалите ребенка, говорите ему о своей любви, давайте понять, какие

у него сильные стороны, и тактично, не унижая, помогайте справиться с недостатками.

в) В группу риска нередко попадают ребята с авантюрным складом характера. Эта-

кие юные дети, которым довольно рано становится тесно в стенах родительского дома.

Чаще это бывают мальчики.

Совет. Пытаться удержать их при себе бесполезно. Тут надо направить жажду при-

ключений в позитивное русло: записать подростка в какой-нибудь туристический

клуб, в кадеты, в спортивную секцию и т. п.

г) Повышенно уязвимы дети с теми или иными психическими отклонениями, эмо-

ционально неустойчивые и возбудимые.

Совет. В этом случае необходимо наблюдение врача и соответствующее лечение.

д) Наркоманами нередко становятся ребята-конформисты, повышенно внушаемые,

легко попадающие под чужое влияние. Такие дети с младых ногтей бывают не веду-

4

щими, а ведомыми. Они часто дружат с властными, даже деспотичными детьми, по-

корно выполняя все их прихоти.

Совет. У такого ребенка нужно стараться повысить психологическую сопротивляе-

мость, но при этом как можно дольше не выпускать его из-под влияния семьи.

5



В раздел образования