Урок с использованием театрализации по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"
Автор: Адылева Надежда Николаевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Светлинская СОШ" Сакмарского района Оренбургской области Населённый пункт: Посёлок СветлыйСакмарского района Оренбургской области Наименование материала: Конспект урока Тема: Урок с использованием театрализации по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" Раздел: среднее образование
Урок
с использованием театрализации
по комедии А.С. Грибоедова
«Горе от ума»
Адылева Н.Н.
Учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Светлинская СОШ»
Сакмарского района
Оренбургской области
Тема урока: А.С. Грибоедов «Горе от ума». Знакомство с героями.
Анализ 1 действия .
Цели:
1.
Познакомить учащихся с сюжетом комедии и героями 1 действия.
Прочитать и проанализировать 1 действие комедии, список
действующих лиц. Закрепить литературоведческие знания о
драматическом произведении, продолжить работу над
выразительностью речи учащихся.
2.
Углубить знания по теме «комедия классицизма», развивать навыки
анализа драматического произведения, развивать творческие
способности учащихся
3.
Воспитывать чуткое, внимательное отношение к слову, интерес к
литературе в целом и жанру комедии в частности.
Ход урока.
I.
Оргмомент.
II.
Слово учителя.
Итак, ребята, у нас сегодня особый урок. Мы начинаем знакомство с
комедией А.С. Грибоедова «Горе от ума». Комедией, которая уже почти
два
века
волнует
умы
и
сердца
людей.
Почему
же
произведение,
написанное в далекие
от нас 20-е годы XIX века, не теряет своей
актуальности сегодня? Чем же привлекает она нас? Сегодняшний урок
только начало большого и серьезного разговора о проблемах комедии
и ее героях.
В комедии Грибоедова широко отразилась эпоха «барской » Москвы10-
20-х
годов XIX столетия. Автор рисует картинку
жизни и нравов
дворянского
общества
и
его
мировоззрение,
показывает
передового
человека с его идеалами, причем вся эта картина имеет тот московский
отпечаток, о котором говорили современники Грибоедова. Что же было
свойственно
Москве
тех
лет?
Чинопоклонство,
протекционизм,
хлебосольство,
родственность,
сплетни,
мнение
светского
общества
ставилось во главу угла, боялись всяких разговоров: «Грех не беда –
молва нехороша», «Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна»
И вот все это очень ярко, образно, живо воплотил Грибоедов
в своей комедии.
III. Беседа с учащимися.
- Давайте с вами вспомним, на какие три рода делится вся литература?
(эпос, лирика, драма).
- На какие жанры делится драма? (комедия, трагедия, пьеса).
- Как назвал Грибоедов свое произведение по жанру?
Итак,
перед
нами
драматическое
произведение,
у
него
есть
свои
особенности.
На доске:
Сюжет
–
система
событий
в
художественном
произведении,
раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к
изображаемым жизненным явлениям.
Экспозиция – изображение положения действующих лиц, обстоятельств
и обстановки, в которых они находятся до начала действия (1-5 явл.)
Заявка –
начальный
момент
в
развитии
событий,
изображенных
в
художественном произведении (6 явл.)
Развитие действия – монологи и диалоги
Кульминация –
высшее
напряжение
действия
в
художественном
произведении (сцена объявления Чацкого сумасшедшим)
Ра з в я з к а –
заключительный
момент
в
развитии
действия
художественного произведения.
Особенности такого произведения:
- отсутствие авторского повествования (но: список действующих лиц и
ремарки);
- ограничение действия пространственными и временными рамками,
отсюда
раскрытие
характера
персонажа
через
моменты
и
противоборства (роль конфликта);
- организация речи в форме монологов и диалогов, которые обращены
не только к другим героям, но и к зрителю;
- этапы развития конфликта (представлены на доске).
У
драмы
есть
свои
законы.
Существует
драматическое
действие,
которое включает в себя развитие сюжета, движение событий (внешнее
действие)
и
духовную
жизнь
героев,
их
переживания,
изменения
внутреннего состояния героев (внутреннее действие).
В системе жанров классицизма комедия относится к низшему стилю.
Одна
из
сюжетных
схем
комедии
классицизма
-
борьба
двух
претендентов
за
руку
одной
девушки,
положительный
беден,
но
наделен
высокими
моральными
качествами;
все
заканчивается
счастливым диалогом.
Грибоедов своей комедией расширил рамки классицизма. «Горе от ума»
-
произведение,
в
котором
точно
воспроизводятся
сиюминутные
идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы
общенационального и общечеловеческого характера. Эти проблемы в
пьесе
рождены
столкновением
яркой
личности
с
ко сным
общественным укладом, по словам самого автора, «здравомыслящего
человека» с «двадцатью пятью глупцами»
Такое
столкновение,
противоречащее
между
характерами,
или
характерами и обстоятельствами, или внутри характера, лежащее в
основе действия, называется конфликтом.
Сюжет
–
это
цепь
событий,
изображенная
в
литературном
произведении.
Вопросы:
- Какие элементы сюжета вы знаете?
- Какие отличительные особенности каждого? (работа с записями на
доске)
IV.
Работа с текстом комедии.
В
каждом
драматическом
произведении
есть
афиша
–
список
действующих
лиц.
Откройте
афишу
«Горе
от
ума»,
давайте
познакомимся с действующими лицами.
Афиша
–
род
авторской
ремарки,
обязательной
для
каждого
произведения.
Ремарка
–
авторское
пояснение
в
драматическом
произведении,
с
помощью которого уточняются место действия, внешний и духовный
облик
персонажей,
различные
психологические
со стояния,
переживаемые ими.
Обратите внимание на говорящие фамилии.
Фамусов – от лат. Fama – молва
Репетилов – от француз. Repeater – повторять
Молчалин, Тугоуховский, Скалозуб, Хрюмина, Хлестова.
Управляющий казенным местом – руководитель учреждения
Лиза, Петрушка – крепостные.
г.N , г.Д. – господин N, господин Д.
V. Инсценирование 1-4 явлений
А теперь перенесемся в дом Фамусова. И помогут нам наши артисты.
(Инсценирование 1 -4 явлений учащимися).
Спасибо ребята!
VI.
Работа с текстом комедии.
- Посмотрите 5 явление.
- Что мы узнаем о Чацком?
- Каким предстает Скалозуб?
VII.
Беседа по тексту.
1)
Как встречает Софья Чацкого?
2)
Что привело Чацкого в первое же утро его приезда в Москву в дом
Фамусовых?
3)
Что произошло в этом доме за время его отсутствия?
4)
Чем вызывает Чацкий неприязнь Софьи?
5)
Чем раздражен и встревожен Фамусов?
6)
Домашнее задание.
7)
1.Начать работу по подбору цитат и крылатых выражений (На
карточках
с
указанием
действия
явления,
кто
говорит,
о
ком
говорит) из 1и 2 действия. Читать 2 и 3 действие.
8)
Выразительное чтение 7 явления I действия.