Напоминание

Урок с использованием театрализации по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"


Автор: Адылева Надежда Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Светлинская СОШ" Сакмарского района Оренбургской области
Населённый пункт: Посёлок СветлыйСакмарского района Оренбургской области
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Урок с использованием театрализации по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок с использованием театрализации по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Адылева Н.Н.

Учитель русского языка и литературы,

МБОУ «Светлинская СОШ»

Сакмарского района

Оренбургской области


Тема урока: А.С. Грибоедов «Горе от ума». Знакомство с героями.

Анализ 1 действия
.
Цели:
1. Познакомить учащихся с сюжетом комедии и героями 1 действия. Прочитать и проанализировать 1 действие комедии, список действующих лиц. Закрепить литературоведческие знания о драматическом произведении, продолжить работу над выразительностью речи учащихся. 2. Углубить знания по теме «комедия классицизма», развивать навыки анализа драматического произведения, развивать творческие способности учащихся 3. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к слову, интерес к литературе в целом и жанру комедии в частности.
Ход урока.

I.

Оргмомент.

II.

Слово учителя.
Итак, ребята, у нас сегодня особый урок. Мы начинаем знакомство с комедией А.С. Грибоедова «Горе от ума». Комедией, которая уже почти два века волнует умы и сердца людей. Почему же произведение, написанное в далекие от нас 20-е годы XIX века, не теряет своей актуальности сегодня? Чем же привлекает она нас? Сегодняшний урок только начало большого и серьезного разговора о проблемах комедии и ее героях. В комедии Грибоедова широко отразилась эпоха «барской » Москвы10- 20-х годов XIX столетия. Автор рисует картинку жизни и нравов дворянского общества и его мировоззрение, показывает передового человека с его идеалами, причем вся эта картина имеет тот московский отпечаток, о котором говорили современники Грибоедова. Что же было свойственно Москве тех лет? Чинопоклонство, протекционизм, хлебосольство, родственность, сплетни, мнение светского общества ставилось во главу угла, боялись всяких разговоров: «Грех не беда – молва нехороша», «Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна» И вот все это очень ярко, образно, живо воплотил Грибоедов в своей комедии.
III. Беседа с учащимися.

- Давайте с вами вспомним, на какие три рода делится вся литература? (эпос, лирика, драма). - На какие жанры делится драма? (комедия, трагедия, пьеса). - Как назвал Грибоедов свое произведение по жанру? Итак, перед нами драматическое произведение, у него есть свои особенности. На доске: Сюжет – система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям. Экспозиция – изображение положения действующих лиц, обстоятельств и обстановки, в которых они находятся до начала действия (1-5 явл.) Заявка – начальный момент в развитии событий, изображенных в художественном произведении (6 явл.) Развитие действия – монологи и диалоги Кульминация – высшее напряжение действия в художественном произведении (сцена объявления Чацкого сумасшедшим) Ра з в я з к а – заключительный момент в развитии действия художественного произведения. Особенности такого произведения: - отсутствие авторского повествования (но: список действующих лиц и ремарки); - ограничение действия пространственными и временными рамками, отсюда раскрытие характера персонажа через моменты и противоборства (роль конфликта); - организация речи в форме монологов и диалогов, которые обращены не только к другим героям, но и к зрителю; - этапы развития конфликта (представлены на доске). У драмы есть свои законы. Существует драматическое действие, которое включает в себя развитие сюжета, движение событий (внешнее действие) и духовную жизнь героев, их переживания, изменения внутреннего состояния героев (внутреннее действие). В системе жанров классицизма комедия относится к низшему стилю. Одна из сюжетных схем комедии классицизма - борьба двух претендентов за руку одной девушки, положительный беден, но наделен высокими моральными качествами; все заканчивается счастливым диалогом. Грибоедов своей комедией расширил рамки классицизма. «Горе от ума» - произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы
общенационального и общечеловеческого характера. Эти проблемы в пьесе рождены столкновением яркой личности с ко сным общественным укладом, по словам самого автора, «здравомыслящего человека» с «двадцатью пятью глупцами» Такое столкновение, противоречащее между характерами, или характерами и обстоятельствами, или внутри характера, лежащее в основе действия, называется конфликтом. Сюжет – это цепь событий, изображенная в литературном произведении. Вопросы: - Какие элементы сюжета вы знаете? - Какие отличительные особенности каждого? (работа с записями на доске)
IV.

Работа с текстом комедии.
В каждом драматическом произведении есть афиша – список действующих лиц. Откройте афишу «Горе от ума», давайте познакомимся с действующими лицами. Афиша – род авторской ремарки, обязательной для каждого произведения. Ремарка – авторское пояснение в драматическом произведении, с помощью которого уточняются место действия, внешний и духовный облик персонажей, различные психологические со стояния, переживаемые ими. Обратите внимание на говорящие фамилии. Фамусов – от лат. Fama – молва Репетилов – от француз. Repeater – повторять Молчалин, Тугоуховский, Скалозуб, Хрюмина, Хлестова. Управляющий казенным местом – руководитель учреждения Лиза, Петрушка – крепостные. г.N , г.Д. – господин N, господин Д.
V. Инсценирование 1-4 явлений
А теперь перенесемся в дом Фамусова. И помогут нам наши артисты. (Инсценирование 1 -4 явлений учащимися). Спасибо ребята!
VI.

Работа с текстом комедии.
- Посмотрите 5 явление. - Что мы узнаем о Чацком? - Каким предстает Скалозуб?
VII.

Беседа по тексту.
1) Как встречает Софья Чацкого?
2) Что привело Чацкого в первое же утро его приезда в Москву в дом Фамусовых? 3) Что произошло в этом доме за время его отсутствия? 4) Чем вызывает Чацкий неприязнь Софьи? 5) Чем раздражен и встревожен Фамусов?
6)

Домашнее задание.
7) 1.Начать работу по подбору цитат и крылатых выражений (На карточках с указанием действия явления, кто говорит, о ком говорит) из 1и 2 действия. Читать 2 и 3 действие. 8) Выразительное чтение 7 явления I действия.


В раздел образования