Напоминание

"Педагогические возможности использования кейс-метода в технологическом образовании студентов"


Автор: Гузенко Наталья Владимировна
Должность: магистрант 1 курса
Учебное заведение: Северного (Арктического) федерального университета
Населённый пункт: г.Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогические возможности использования кейс-метода в технологическом образовании студентов"
Раздел: высшее образование





Назад




Наталья Владимировна Гузенко,

магистрант 1 курса

Северного (Арктического) федерального университета,

г. Архангельск,

Светлана Алексеевна Жемчугова,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры английского языка

Северного (Арктического) федерального университета,

г. Архангельск.

Педагогические возможности использования кейс-метода в

технологическом образовании студентов

Основной

целью

высшего

профессионального

образования

в

современных

условиях

является

подготовка

конкурентоспособных

специалистов, c высоким уровнем общекультурных и профессиональных

компетенций, востребованных как на российском, так и на международном

рынках труда. Значительная роль в решении данной задачи принадлежит

языковому

образованию,

поскольку

владение

иностранным

языком

позволяет выпускникам расширять кругозор в избранной сфере за счет

привлечения

зарубежных

источников,

а

также

осуществлять

международное сотрудничество.

В настоящее время актуальным является поиск новых эффективных

технологий и методов обучения, одним из которых признается кейс-метод

(case-study), который позволяет повысить познавательный интерес к

изучаемым дисциплинам, способствует развитию исследовательских,

коммуникативных и творческих навыков принятия решений. В Северном

(Арктическом)

федеральном

университете

имеется

опыт,

демонстрирующий широкие педагогические возможности кейс-метода для

реализации профессионально ориентированного языкового образования

бакалавров инженерных направлений подготовки.

Название

кейс-метода

произошло

от

английского

слова

case,

имеющего два значения, которые отражают его суть: 1) ситуация, случай,

казус (практическая ситуация, которая изучается студентами); 2) чемодан,

портфель, папка (пакет документов для работы). Обучающиеся получают

от

преподавателя

пакет

документов

(кейс),

при

помощи

которых

анализируют проблему и варианты выхода из нее, а затем совместными

усилиями

группы

вырабатывают

практическое

решение,

оценив

предложенные алгоритмы и выбрав лучший в контексте ситуации.

Характерной особенностью метода case-study является проблемная

ситуация на основе реальных фактов или смоделированная как реальная. В

отличие от проектной деятельности, где имеет место процесс разрешения

поставленной задачи и его практическое воплощение в конкретном

продукте, в кейс-методе происходит «формирование проблемы и путей ее

решения на основании кейса, который выступает одновременно в виде

технического задания и источника информации для осознания вариантов

эффективных действий» [2; 15]

Подобно проблемно-поисковым методам обучения акцент ставится не

на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество

студентов и преподавателя. Однако в то время как проблемная ситуация,

имеет одно решение и один приводящий к нему путь, кейс характеризуется

многоальтернативностью

и

отсутствием

единственно

верного

«правильного ответа». Соответственно, целью становится не столько поиск

ответа на вопрос и выяснение истины, сколько ориентация студентов в

проблемном поле.

В

отличие

от

исследовательского

метода,

предполагающего

самостоятельный поиск и привлечение максимально возможного круга

источников информации, при решении кейса данные возможности

ограничены исключительно теми документами, которые входят в его

состав. Данная особенность метода обусловлена тем, что моделируется

ситуация, когда студент ставится в позицию специалиста, обладающего

лишь той информацией, которая представлена в задании. Это особенно

актуально бакалавров инженерных направлений подготовки, поскольку

представители этой сферы деятельности,

как правило, ограничены

рамками

имеющихся

условий

(природных,

пространственных,

архитектурных

и

т.п.),

пожеланий

и

материальных

возможностей

заказчика,

и

поэтому,

решая

ту

или

иную

задачу,

вынуждены

подстраиваться под ситуацию.

Работа по выполнению кейса начинается с изучения содержащейся в

нем информации (текстов, аудиозаписей, видеоматериалов и т.п.). На

данном этапе происходит знакомство студентов с ситуацией и ее

особенностями, выделение проблем, факторов и персоналий. Изучение

содержания кейса проводится, как правило, в индивидуальном порядке,

после чего следует совместная дискуссия изложенной ситуации и

выявленных проблем. Далее студенты разбиваются на группы, в которых

обсуждают варианты решения проблем и анализируют их последствия.

Итогом проделанной работы становится выбор оптимальной программы

действий и обоснование ее преимуществ. Следующим этапом является

представление

каждой

группой

результатов

решения

кейса

и

их

обсуждение, по окончанию которого студенты выполняют письменное

задание (написание рекомендательного письма, составление отчета с

предложениями, разработка рекламного проспекта и т.п.) Это позволяет

студентам осваивать типичные формы иноязычной коммуникации в

профессиональных ситуациях.

После

изучения

материалов

кейса

проводится

коллективное

обсуждение предложенной ситуации и выявление проблем и совместными

усилиями группы студенты продумывают доводы в пользу своего решения

и разрабатывают стратегию его представления другим.

Затем следуют презентации каждой группы, где студенты озвучивают

представителям других групп свое решение и отвечают на их критические

замечания, после чего проводится совместная дискуссия и обсуждение

предложенных вариантов.

Достоинства

case-study

свидетельствуют

о

целесообразности

использования его в органическом единстве с другими методами обучения,

в том числе традиционными, закладывающими у студентов обязательное

нормативное знание. Применение кейс-метода в образовательном процессе

должно быть целесообразно и методически обосновано. Преподавателю

важно определить разделы программы, при изучении которых применение

кейс-метода дает гораздо больший эффект, чем традиционные технологии

обучения. Это подтверждает опыт применения

case-study

в языковом

образовании бакалавров инженерных направлений подготовки в Северном

(Арктическом) федеральном университете, который показал значительные

педагогические

возможности

и

эффективность

данного

метода

на

завершающем

этапе

многих

тематических

разделов

дисциплины

«Иностранный язык»

Список источников:

1.

Аргунова, Т.Г, Применение кейс метода в образовательном процессе и

методической работе ССУЗА [Текст]/ Т.Г.Аргунова, В.Н. Андреева, В.А. Подвойский:

науч.- метод. пособие – М., 2007.-104 с.

2.

Долгоруков,

А.М.

Метод

case-study

как

современная

технология

профессионально- ориентированного обучения. [Электронный ресурс]. Режим доступа

(

http

://

www

.

vshu

.

ru

/

lections

.

php

?

tab

_

id

=3&

a

=

info

&

id

=2600)



В раздел образования