Автор: Гузенко Наталья Владимировна
Должность: магистрант 1 курса
Учебное заведение: Северного (Арктического) федерального университета
Населённый пункт: г.Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогические возможности использования кейс-метода в технологическом образовании студентов"
Раздел: высшее образование
Наталья Владимировна Гузенко,
магистрант 1 курса
Северного (Арктического) федерального университета,
г. Архангельск,
Светлана Алексеевна Жемчугова,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры английского языка
Северного (Арктического) федерального университета,
г. Архангельск.
Педагогические возможности использования кейс-метода в
технологическом образовании студентов
Основной
целью
высшего
профессионального
образования
в
современных
условиях
является
подготовка
конкурентоспособных
специалистов, c высоким уровнем общекультурных и профессиональных
компетенций, востребованных как на российском, так и на международном
рынках труда. Значительная роль в решении данной задачи принадлежит
языковому
образованию,
поскольку
владение
иностранным
языком
позволяет выпускникам расширять кругозор в избранной сфере за счет
привлечения
зарубежных
источников,
а
также
осуществлять
международное сотрудничество.
В настоящее время актуальным является поиск новых эффективных
технологий и методов обучения, одним из которых признается кейс-метод
(case-study), который позволяет повысить познавательный интерес к
изучаемым дисциплинам, способствует развитию исследовательских,
коммуникативных и творческих навыков принятия решений. В Северном
(Арктическом)
федеральном
университете
имеется
опыт,
демонстрирующий широкие педагогические возможности кейс-метода для
реализации профессионально ориентированного языкового образования
бакалавров инженерных направлений подготовки.
Название
кейс-метода
произошло
от
английского
слова
case,
имеющего два значения, которые отражают его суть: 1) ситуация, случай,
казус (практическая ситуация, которая изучается студентами); 2) чемодан,
портфель, папка (пакет документов для работы). Обучающиеся получают
от
преподавателя
пакет
документов
(кейс),
при
помощи
которых
анализируют проблему и варианты выхода из нее, а затем совместными
усилиями
группы
вырабатывают
практическое
решение,
оценив
предложенные алгоритмы и выбрав лучший в контексте ситуации.
Характерной особенностью метода case-study является проблемная
ситуация на основе реальных фактов или смоделированная как реальная. В
отличие от проектной деятельности, где имеет место процесс разрешения
поставленной задачи и его практическое воплощение в конкретном
продукте, в кейс-методе происходит «формирование проблемы и путей ее
решения на основании кейса, который выступает одновременно в виде
технического задания и источника информации для осознания вариантов
эффективных действий» [2; 15]
Подобно проблемно-поисковым методам обучения акцент ставится не
на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество
студентов и преподавателя. Однако в то время как проблемная ситуация,
имеет одно решение и один приводящий к нему путь, кейс характеризуется
многоальтернативностью
и
отсутствием
единственно
верного
«правильного ответа». Соответственно, целью становится не столько поиск
ответа на вопрос и выяснение истины, сколько ориентация студентов в
проблемном поле.
В
отличие
от
исследовательского
метода,
предполагающего
самостоятельный поиск и привлечение максимально возможного круга
источников информации, при решении кейса данные возможности
ограничены исключительно теми документами, которые входят в его
состав. Данная особенность метода обусловлена тем, что моделируется
ситуация, когда студент ставится в позицию специалиста, обладающего
лишь той информацией, которая представлена в задании. Это особенно
актуально бакалавров инженерных направлений подготовки, поскольку
представители этой сферы деятельности,
как правило, ограничены
рамками
имеющихся
условий
(природных,
пространственных,
архитектурных
и
т.п.),
пожеланий
и
материальных
возможностей
заказчика,
и
поэтому,
решая
ту
или
иную
задачу,
вынуждены
подстраиваться под ситуацию.
Работа по выполнению кейса начинается с изучения содержащейся в
нем информации (текстов, аудиозаписей, видеоматериалов и т.п.). На
данном этапе происходит знакомство студентов с ситуацией и ее
особенностями, выделение проблем, факторов и персоналий. Изучение
содержания кейса проводится, как правило, в индивидуальном порядке,
после чего следует совместная дискуссия изложенной ситуации и
выявленных проблем. Далее студенты разбиваются на группы, в которых
обсуждают варианты решения проблем и анализируют их последствия.
Итогом проделанной работы становится выбор оптимальной программы
действий и обоснование ее преимуществ. Следующим этапом является
представление
каждой
группой
результатов
решения
кейса
и
их
обсуждение, по окончанию которого студенты выполняют письменное
задание (написание рекомендательного письма, составление отчета с
предложениями, разработка рекламного проспекта и т.п.) Это позволяет
студентам осваивать типичные формы иноязычной коммуникации в
профессиональных ситуациях.
После
изучения
материалов
кейса
проводится
коллективное
обсуждение предложенной ситуации и выявление проблем и совместными
усилиями группы студенты продумывают доводы в пользу своего решения
и разрабатывают стратегию его представления другим.
Затем следуют презентации каждой группы, где студенты озвучивают
представителям других групп свое решение и отвечают на их критические
замечания, после чего проводится совместная дискуссия и обсуждение
предложенных вариантов.
Достоинства
case-study
свидетельствуют
о
целесообразности
использования его в органическом единстве с другими методами обучения,
в том числе традиционными, закладывающими у студентов обязательное
нормативное знание. Применение кейс-метода в образовательном процессе
должно быть целесообразно и методически обосновано. Преподавателю
важно определить разделы программы, при изучении которых применение
кейс-метода дает гораздо больший эффект, чем традиционные технологии
обучения. Это подтверждает опыт применения
case-study
в языковом
образовании бакалавров инженерных направлений подготовки в Северном
(Арктическом) федеральном университете, который показал значительные
педагогические
возможности
и
эффективность
данного
метода
на
завершающем
этапе
многих
тематических
разделов
дисциплины
«Иностранный язык»
Список источников:
1.
Аргунова, Т.Г, Применение кейс метода в образовательном процессе и
методической работе ССУЗА [Текст]/ Т.Г.Аргунова, В.Н. Андреева, В.А. Подвойский:
науч.- метод. пособие – М., 2007.-104 с.
2.
Долгоруков,
А.М.
Метод
case-study
как
современная
технология
профессионально- ориентированного обучения. [Электронный ресурс]. Режим доступа
(
http
://
www
.
vshu
.
ru
/
lections
.
php
?
tab
_
id
=3&
a
=
info
&
id
=2600)