Автор: Бурцева Лилия Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 имени Героя Советского Союза В.П.Чкалова Населённый пункт: г.Николаевск- на-Амуре Наименование материала: статья Тема: "Трудности адаптации первоклассников в школе" Раздел: начальное образование
От того, как будет чувствовать себя ребенок,
поднимаясь на первую ступеньку познания,
что он будет переживать, зависит весь дальнейший
путь
к знаниям.
В.А. Сухомлинский.
Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми
трудностями и переживаниями. Особенно остро такие трудности переживают
дети.
Поступление
в
школу
знаменует
собой
начало
нового
возрастного
периода в жизни ребёнка - начало младшего школьного возраста, ведущей
деятельностью которого становится учебная деятельность.
Для ребенка, который привык играть в детском саду (и дома), непростой
оказывается ситуация поступления в школу. Ведь нужно отложить игрушки,
взять в руки ручку, тетрадки, внимательно слушать учителя и выполнять его
задания.
Одни ребята без особых трудностей включаются в школьную жизнь, для
других
проблема
адаптации
остается
актуальной.
Вместе
с
ними
эти
проблемы
могут
испытывать
и
их
родители,
а
зачастую
и
учителя.
Это
трудности различного характера, связанные с изменениями в режиме дня, в
сфере общения, в учебной деятельности.
Очень сложным для первоклассников является период адаптации в
школе. Адаптация ребёнка к школе занимает не один день и не одну неделю,
это процесс длительный и сложный.
Период адаптации к школе длится от 1- 2 месяцев и до полугода. Это
зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребёнка, уровня
сложности образовательных программ, степени подготовленности ребёнка к
школе.
В
этот
период
некоторые
дети
могут
быть
очень
шумными,
крикливыми, отвлекаются на уроках, капризничают. Другие очень скованы,
стараются держаться незаметно, при малейшей неудачи, замечании -плачут.
Адаптация- процесс активного приспособления к условиям среды
социальной, а также результат этого процесса, это процесс привыкания
к
новым
школьным
условиям,
который
каждый
первоклассник
переживает и осознаёт по- своему.
Основные признаки успешной адаптации
Удовлетворённость
ребёнка
процессом
обучения.
Ему
нравится
в
школе, он не испытывает неуверенности и страхов;
Формирование адекватного поведения;
Самостоятельность ребёнка при выполнении им учебных заданий.
Уд о вле т во р е нно с т ь
ме жлич но с т ны ми
от но ше ния ми
–
с
одноклассниками и учителями.
Овладение навыками учебной деятельности.
Что чувствует первоклассник, ступивший на порог школы?
Гордость, ожидание чуда, тревогу…и… страх. Ведь страшно все, что
неизвестно, ново.
И часто страх то и становится причиной дезадаптации.
Школьная
дезадаптация
—
это
нарушения
приспособления
ребенка
к
школьным условиям, при которых наблюдается снижение способностей к
обучению,
а
также
адекватного
взаимоотношения
ребенка
с
педагогами,
коллективом, программой обучения и другими составляющими школьного
процесса.
Основные признаки школьной дезадаптации
Затруднения ребёнка в учебе;
Агрессивное поведение по отношению к педагогам, одноклассникам и
родителям;
Чрезмерная активность и подвижность;
Повышенная возбудимость, тревожность;
Неспособность к концентрации внимания и сосредоточенности.
Причины школьной дезадаптации
Факторы,
негативно
влияющие
на
школьную
адаптацию
ребенка
могут
носить различный характер:
недостаточная подготовка ребенка к школе: недостаток знаний или
недоразвитие психомоторных навыков, в результате чего ребенок медленнее
остальных справляется с поставленным заданием;
недостаточный контроль собственного поведения — малышу тяжело
отсидеть целый урок, молча, не выкрикивая с места;
социально-психологические
аспекты
—
несостоятельность
личных
контактов со сверстниками, педагогическим коллективом.
Другой причиной возникновения проблем адаптации специалисты называют
несоответствие функциональных возможностей ребенка требованиям школы.
Обучение
требует
зрелости
определенных
психических
функций
(восприятия, памяти, внимания и пр.) и личности в целом.
Уровень
зрелости
отдельных
психических
функций,
а
также
личности
определяется естественной динамикой возрастного развития, которая может
иметь
определенные
индивидуальные
особенности,
то
есть
одни
дети
развиваются несколько быстрее, другие-медленнее.
Готовность к школе - это не только набор определенных умений и навыков,
которые должны быть сформированы у ребенка к 6-7 годам. Готовность к
школе включает в себя несколько основных компонентов:
-Интеллектуальная
готовность
.Ориентировка
ребенка
в
окружающем,
запас
его
знаний,
усвоенных
в
системе.
Желание
узнавать
новое,
любознательность .Сенсорное развитие. Развитие образных представлений.
Развитие речи и мышления в соответствии с возрастной нормой .Смысловое
запоминание.
Личностная
и
социально-психологическая
готовность.
Принятие
позиции
школьника. Положительное отношение к школе, к учебной деятельности, к
учителям, к самому себе.
Потребность в общении, умение подчиняться правилам и интересам группы,
способность
устанавливать
отношения
с
другими
детьми
и
взрослыми.
Способность действовать совместно с другими.
Эмоционально-волевая
готовность
.Способность
управлять
своими
эмоциями
и
поведением.
Умение
организовывать
рабочее
место
и
поддерживать
порядок
на
нем.
Стремление
преодолевать
трудности.
Стремление к достижению результата своей деятельности.
Физическая готовность. Состояние здоровья. Физическое развитие. Развитие
анализаторных
систем.
Развитие
мелких
групп
мышц.
Координация
движений в соответствии с возрастной нормой (прыжки, подскоки, бег и
т.д.) . Готовность организма ребенка к учебным нагрузкам.
Легче
переносят
период
поступления
в
школу
и
лучше
справляются
с
умственной и физической нагрузкой здоровые дети, с нормальным уровнем
функционирования
всех
систем
организма
и
гармоничным
физическим
развитием.
Критериями
благополучной
адаптации
детей
к
школе
могут
служить
благоприятная
динамика
работоспособности
и
ее
улучшение
на
протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных
изменений
показателей
состояния
здоровья
и
хорошее
усвоение
программного материала.
К сожалению, в настоящее время здоровых детей поступает в школу только
20 — 25%. У остальных уже имеются различные нарушения в состоянии
здоровья. Вполне естественно, что вероятность неблагополучного протекания
процесса адаптации у этих детей значительно возрастает.
Тяжелее всех адаптируются дети, у которых неблагоприятно протекал период
новорожденности,
дети,
перенесшие
черепно-мозговые
травмы,
часто
болеющие,
страдающие
различными
хроническими
заболеваниями
и
особенно
имеющие
расстройства
нервно-психической
сферы.
Общая
ослабленность ребенка, любое заболевание, как острое, так и хроническое,
задержка
функционального
созревания,
ухудшая
состояние
центральной
нервной системы, служат причиной более тяжелого протекания адаптации и
обусловливают снижение работоспособности, высокую утомляемость, более
низкую успеваемость, ухудшение здоровья.
Как сделать так, чтобы первокласснику в школе было комфортно, чтобы
его первые неудачи не омрачили всю дальнейшую школьную жизнь, чтобы о
начальной школе остались только радужные, светлые воспоминания?
В
1-ом
классе
закладывается
основа
отношения
ребенка
к
школе
и
обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап
своей
жизни,
учителю
необходимо
знать
и
учитывать
индивидуальные
особенности детей.
Чтобы снять переутомление первоклассников, учитель проводит различные
физминутки, использует игровые приемы.
На
протяжении
периода
адаптации
общее
состояние,
поведение
и
работоспособность детей неустойчивы. Почти у всех учащихся наблюдается
двигательное
возбуждение,
или
наоборот,
заторможенность,
вялость,
различные жалобы. Если не компенсировать нагрузки на ребенка в школе -
последует утомление, переутомление и даже срыв здоровья.
Обычно
дети
не
сразу
усваивают
новые
правила
поведения
со
взрослыми,
признают
позицию
учителя
и
устанавливают
дистанцию
в
отношениях с ним и другими взрослыми в школе.
Поэтому
необходимо
и
учителю,
и
родителю
чаще
беседовать
с
ребенком,
формировать
навыки
социального
взаимодействия,
проводить
этические беседы.
Действительно,
необходимо
время,
чтобы
произошла
адаптация
к
школьному
обучению,
ребенок
привык
к
новым
условиям
и
научился
соответствовать новым требованиям.
Учителю необходимо помочь ребенку вжиться в позицию школьника,
сформировать
«внутреннюю
позицию».
Для
этого
нужно
беседовать
с
ребенком
о
том,
зачем
нужно
учиться,
что
такое
школа,
какие
в
школе
существуют правила. Для первоклассника очень важно почувствовать себя
принятым в школьную семью. Для успешного обучения
ребенок должен
быть достаточно уверен в себе, в своих силах, возможностях и способностях.
Положительное
представление
о
себе
как
о
школьнике,
даст
ему
возможность
лучше
адаптироваться
к
изменившимся
условиям
жизни
и
уверенно встать на позицию школьника, а так же формирует положительное
отношение к школе.
В период первого года обучения учителю важно:
- воспитывать интерес к учебной деятельности.
-
с о став и ть
р еж и м
ш кол ь н о го
дн я
с
о б о сн о ван и ем
е г о
последовательности.
-
ввести
понятие
оценки,
самооценки
и
различные
ее
критерии:
правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и выработать
вместе с ребенком способы, как все это можно достичь.
- прививать навыки активной деятельности;
- развивать способность управлять своими эмоциями, поведением.
Школьник должен уметь сознательно подчинить свое действие правилу,
внимательно слушать и точно выполнять задание. В этом ему могут помочь
дидактические игры и игры по правилам. Многие дети только через игру
могут прийти к пониманию многих школьных заданий.
Завершить своё выступление я бы хотела словами В.А. Сухомлинского:
«Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах
чувство
гордости,
собственного
достоинства
-
это
первая
заповедь
воспитания…
Успех
в
учении
–
единственный
источник
внутренних
сил
ребенка,
рождающих
энергию
для
преодоления
трудностей,
желание
учиться».