Напоминание

"Трудности адаптации первоклассников в школе"


Автор: Бурцева Лилия Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 имени Героя Советского Союза В.П.Чкалова
Населённый пункт: г.Николаевск- на-Амуре
Наименование материала: статья
Тема: "Трудности адаптации первоклассников в школе"
Раздел: начальное образование





Назад




От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям. В.А. Сухомлинский. Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро такие трудности переживают дети. Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребёнка - начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность. Для ребенка, который привык играть в детском саду (и дома), непростой оказывается ситуация поступления в школу. Ведь нужно отложить игрушки, взять в руки ручку, тетрадки, внимательно слушать учителя и выполнять его задания. Одни ребята без особых трудностей включаются в школьную жизнь, для других проблема адаптации остается актуальной. Вместе с ними эти проблемы могут испытывать и их родители, а зачастую и учителя. Это трудности различного характера, связанные с изменениями в режиме дня, в сфере общения, в учебной деятельности. Очень сложным для первоклассников является период адаптации в школе. Адаптация ребёнка к школе занимает не один день и не одну неделю, это процесс длительный и сложный. Период адаптации к школе длится от 1- 2 месяцев и до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребёнка, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребёнка к школе. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, отвлекаются на уроках, капризничают. Другие очень скованы, стараются держаться незаметно, при малейшей неудачи, замечании -плачут.

Адаптация- процесс активного приспособления к условиям среды

социальной, а также результат этого процесса, это процесс привыкания

к

новым

школьным

условиям,

который

каждый

первоклассник

переживает и осознаёт по- своему.

Основные признаки успешной адаптации
 Удовлетворённость ребёнка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов;  Формирование адекватного поведения;  Самостоятельность ребёнка при выполнении им учебных заданий.  Уд о вле т во р е нно с т ь ме жлич но с т ны ми от но ше ния ми – с одноклассниками и учителями.  Овладение навыками учебной деятельности. Что чувствует первоклассник, ступивший на порог школы? Гордость, ожидание чуда, тревогу…и… страх. Ведь страшно все, что неизвестно, ново. И часто страх то и становится причиной дезадаптации. Школьная дезадаптация — это нарушения приспособления ребенка к школьным условиям, при которых наблюдается снижение способностей к обучению, а также адекватного взаимоотношения ребенка с педагогами, коллективом, программой обучения и другими составляющими школьного процесса.
Основные признаки школьной дезадаптации
 Затруднения ребёнка в учебе;  Агрессивное поведение по отношению к педагогам, одноклассникам и родителям;  Чрезмерная активность и подвижность;  Повышенная возбудимость, тревожность;  Неспособность к концентрации внимания и сосредоточенности.
Причины школьной дезадаптации
Факторы, негативно влияющие на школьную адаптацию ребенка могут носить различный характер:
 недостаточная подготовка ребенка к школе: недостаток знаний или недоразвитие психомоторных навыков, в результате чего ребенок медленнее остальных справляется с поставленным заданием;  недостаточный контроль собственного поведения — малышу тяжело отсидеть целый урок, молча, не выкрикивая с места;  социально-психологические аспекты — несостоятельность личных контактов со сверстниками, педагогическим коллективом. Другой причиной возникновения проблем адаптации специалисты называют несоответствие функциональных возможностей ребенка требованиям школы. Обучение требует зрелости определенных психических функций (восприятия, памяти, внимания и пр.) и личности в целом. Уровень зрелости отдельных психических функций, а также личности определяется естественной динамикой возрастного развития, которая может иметь определенные индивидуальные особенности, то есть одни дети развиваются несколько быстрее, другие-медленнее. Готовность к школе - это не только набор определенных умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребенка к 6-7 годам. Готовность к школе включает в себя несколько основных компонентов: -Интеллектуальная готовность .Ориентировка ребенка в окружающем, запас его знаний, усвоенных в системе. Желание узнавать новое, любознательность .Сенсорное развитие. Развитие образных представлений. Развитие речи и мышления в соответствии с возрастной нормой .Смысловое запоминание. Личностная и социально-психологическая готовность. Принятие позиции школьника. Положительное отношение к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Потребность в общении, умение подчиняться правилам и интересам группы, способность устанавливать отношения с другими детьми и взрослыми. Способность действовать совместно с другими. Эмоционально-волевая готовность .Способность управлять своими эмоциями и поведением. Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем. Стремление преодолевать трудности. Стремление к достижению результата своей деятельности.
Физическая готовность. Состояние здоровья. Физическое развитие. Развитие анализаторных систем. Развитие мелких групп мышц. Координация движений в соответствии с возрастной нормой (прыжки, подскоки, бег и т.д.) . Готовность организма ребенка к учебным нагрузкам. Легче переносят период поступления в школу и лучше справляются с умственной и физической нагрузкой здоровые дети, с нормальным уровнем функционирования всех систем организма и гармоничным физическим развитием. Критериями благополучной адаптации детей к школе могут служить благоприятная динамика работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей состояния здоровья и хорошее усвоение программного материала. К сожалению, в настоящее время здоровых детей поступает в школу только 20 — 25%. У остальных уже имеются различные нарушения в состоянии здоровья. Вполне естественно, что вероятность неблагополучного протекания процесса адаптации у этих детей значительно возрастает. Тяжелее всех адаптируются дети, у которых неблагоприятно протекал период новорожденности, дети, перенесшие черепно-мозговые травмы, часто болеющие, страдающие различными хроническими заболеваниями и особенно имеющие расстройства нервно-психической сферы. Общая ослабленность ребенка, любое заболевание, как острое, так и хроническое, задержка функционального созревания, ухудшая состояние центральной нервной системы, служат причиной более тяжелого протекания адаптации и обусловливают снижение работоспособности, высокую утомляемость, более низкую успеваемость, ухудшение здоровья. Как сделать так, чтобы первокласснику в школе было комфортно, чтобы его первые неудачи не омрачили всю дальнейшую школьную жизнь, чтобы о начальной школе остались только радужные, светлые воспоминания? В 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, учителю необходимо знать и учитывать индивидуальные особенности детей.
Чтобы снять переутомление первоклассников, учитель проводит различные физминутки, использует игровые приемы. На протяжении периода адаптации общее состояние, поведение и работоспособность детей неустойчивы. Почти у всех учащихся наблюдается двигательное возбуждение, или наоборот, заторможенность, вялость, различные жалобы. Если не компенсировать нагрузки на ребенка в школе - последует утомление, переутомление и даже срыв здоровья. Обычно дети не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе. Поэтому необходимо и учителю, и родителю чаще беседовать с ребенком, формировать навыки социального взаимодействия, проводить этические беседы. Действительно, необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям. Учителю необходимо помочь ребенку вжиться в позицию школьника, сформировать «внутреннюю позицию». Для этого нужно беседовать с ребенком о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие в школе существуют правила. Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью. Для успешного обучения ребенок должен быть достаточно уверен в себе, в своих силах, возможностях и способностях. Положительное представление о себе как о школьнике, даст ему возможность лучше адаптироваться к изменившимся условиям жизни и уверенно встать на позицию школьника, а так же формирует положительное отношение к школе. В период первого года обучения учителю важно: - воспитывать интерес к учебной деятельности.
- с о став и ть р еж и м ш кол ь н о го дн я с о б о сн о ван и ем е г о последовательности. - ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии: правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и выработать вместе с ребенком способы, как все это можно достичь. - прививать навыки активной деятельности; - развивать способность управлять своими эмоциями, поведением. Школьник должен уметь сознательно подчинить свое действие правилу, внимательно слушать и точно выполнять задание. В этом ему могут помочь дидактические игры и игры по правилам. Многие дети только через игру могут прийти к пониманию многих школьных заданий. Завершить своё выступление я бы хотела словами В.А. Сухомлинского: «Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства - это первая заповедь воспитания… Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться».


В раздел образования