Автор: Ханнанова Мария Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: Статья
Тема: Консультация для родителей творческого объединения "Семицветик""
Раздел: дополнительное образование
Консультация для родителей творческого объединения «Семицветик»
Тема: «Логопедические занятия»
г. Оренбург
Чем мы будем заниматься на логопедических занятиях?
Конечно же в первую очередь изучать звуки и буквы, различать эти
понятия. Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем и читаем.
Звуки бывают гласными и согласными. Согласные звуки бывают твердыми,
мягкими, звонкими и глухими. Различать понятия слова и слога (слово – это
часть речи, имеющая смысловое значение, а слог – часть слова, не имеющая
значение, например, па, ба)
Развивать фонематические процессы – это различные задания на различение
звуков в потоке речи. Например, игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук
Насоса С». Логопед прячет губы и перечисляет звуки: р, л, ссс. Ребенок хлопает».
Задания на определение позиции звука в словах, например, где стоит звук Л в
слове лук? (в начале слова, в середине или в конце), белка, стул. (СЛАЙД 21)
Различать
звуки
в
называниях
картинок.
Придумывать
слова
с
определенными звуками. Определять количество звуков в словах и др. задания.
Без специального обучения овладеть этими навыками ребенку самостоятельно
очень сложно.
Также будем работать над расширением словарного запаса по лексическим
темам: «Осень» «Деревья», «Овощи», «Фрукты» и т.д. Многие родители
надеются, что ребенок за 1-2 занятие усвоит этот материал и не закрепляют
полученные знания и навыки в повседневной жизни. Мы уже прошли темы
«Осень. Деревья» и идя по дороге с ребенком вы можете задавать вопросы,
проводить беседы: Какое сейчас время года? Какие бывают листья? Таким
образом, дети запоминают все на бытовом уровне.
Также будем отрабатывать грамматические категории. Правильно изменять
существительные по родам, числам, падежам, согласовывать существительные с
числительными. Очень часто дети при выполнении заданий «Посчитай предметы»
допускают ошибки. Например, надо считать один помидор, два помидора, три
помидора, четыре помидора, пять - …помидоров. Изменяются окончания.
На логопедических занятиях будем развивать общую и мелкую моторику
совместно с речью, внимание, память, мышление, воображение.
Все занятия проводятся в игровой форме в виде путешествий, приключений,
сказок, конкурсов с использованием инновационных образовательных технологий
(компьютерных игр и презентаций).
Но самое главное ни одно логопедическое занятие не проходит без
артикуляционной гимнастики, которую мы вместе сейчас выполним (работа с
родителями).
Хотелось бы уделить время дыхательным упражнениям.
При постановке звуков важное значение имеет работа над речевым
дыханием. И, поверьте, совершенно недостаточно заниматься речевым дыханием
только с логопедом 2 раза в неделю. При речевом дыхании вдох производится
носом быстро, но глубоко. А выдох производится ртом, т.е. говорим мы на
выдохе. При этом выдох производится долго, плавно и медленно. Вот таким
образом: вдох носом – выдох ртом. На слух правильный речевой выдох звучит,
как «фу». Какие ошибки могут быть у детей? Иногда дети делают «ха» (как будто
греют руки) или надувают щеки — вот так, поднимают плечи. Поэтому ваша
задача следить за правильностью выполнения дыхательных упражнений.
Воздушную струю мы не видим. Как ее проверить? Например, с помощью
салфетки. Вот так: губы трубочкой, плечи не поднимать, щеки не надувать.
(Работа с родителями). Перед вами на столе салфетки, возьмите, пожалуйста,
и подуйте с вытянутыми губами. Вдох носом – выдох ртом, губы трубочкой, щеки
не надувать. Старайтесь делать выдох как можно дольше, вырабатывать длинную
воздушную струю. Еще раз. А теперь возьмите, пожалуйста, ватные диски,
положите на ладошки и подуйте.
Дыхательные упражнения отрабатываются на каждом логопедическом
занятии и для того, чтобы превратить ежедневную, однообразную работу по
формированию дыхания у детей более увлекательным предлагаются различные
дидактические пособия, игры, наглядный материал, который можно изготовить
самим или вместе с ребенком.
Например, «Чья птичка дальше улетит?».
Нарисовать фигурки птичек, вырезать, раскрасить и положить на край стола.
Взрослый и ребенок садятся каждый напротив своей птички – и по сигналу дуют
на нее. Продвигать птичек нужно на одном выдохе. Чья птичка дальше улетит?
Или нарисовать фон, например, лес. Приклеить один конец нитки к обратной
стороне
птички.
Другой
конец
нитки
к
обратной
стороне
картинки
с
изображением леса. Затем подуть на птичку. Упражнение можно сопровождать
речью.
На ветвях семья синичек –
Папа, мама и птенец.
Он уже летать, как взрослый,
Научился, наконец.
По такому же принципу можно изготовить следующие пособия: «Помоги
пчеле улететь», «Кто прячется на дереве», «Мишка-футболист», «Белый облака».
Можно подобрать соответствующую музыку, стихотворение и дуть.
Также для формирования дыхания можно использовать флажок из тонкой и
более плотной ткани, карандаш, свистульки, вертушки, кораблик в воде и т.д.
Задания аналогичные: подуй на флажок, карандаш на столе и т.д.
(Работа с родителями). И сейчас мы попробуем с вами подуть на практике. Я
попрошу выйти двух человек. Через трубочку по сигналу подуйте на вату так,
чтобы попасть в стаканчик.
Дыхательных игр достаточно много, но, к сожалению, мы не располагаем
временем. Поэтому кто заинтересован мы приглашаем на мастер-класс для
родителей на котором мы более подробно познакомимся с логопедическими
играми, упражнениями.
Не забывайте, что на логопедических занятиях нет второстепенных
моментов.
Важно не пропускать занятия,
установить режим, заниматься
систематически, каждый день по заданию логопеда. Помните, что только в тесном
сотрудничестве с педагогом можно достичь положительного и качественного
результата в развитии обучающихся. Ведь главная цель – это красивая и
правильная, полноценная речь детей. А я вам желаю успехов.
Спасибо за внимание! Если есть вопросы, то готова ответить.