Напоминание

Образ Антония и Феодосия Печерских в церковной истории и их влияние на появление и развитие Киево-Печерского монастыря


Автор: Костырко Юлия Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4 г. Белгорода
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: Статья
Тема: Образ Антония и Феодосия Печерских в церковной истории и их влияние на появление и развитие Киево-Печерского монастыря
Раздел: среднее образование





Назад




Образ Антония и Феодосия Печерских в церковной истории

и их влияние на появление и развитие Киево-Печерского монастыря

Как

отмечал

Шахматов

А.А,

монашество

прошло

долгий

путь

становления и распространения в Египте, Палестине, на Святой горе Афон,

прежде чем на Руси появились первые монастыри. Этот огромный духовный

опыт

сыграл

значительную

роль

в

установлении

собственной

традиции

развития монашества.

На Руси иночество стало распространяться одновременно с принятием

христианства

при

Владимире

Святославовиче.

Основываясь

на

древних

летописях, известно, что было создано значительное количество монастырей.

Как

отмечает

Ратшин

А.,

точной

даты

возникновения

таких

первых,

безымянных обителей точно не установлено. Одни исследователи считают, что

первый монастырь был основан Ольгой до принятия на Руси христианства,

после крещения в Константинополе. Другие историки ссылаются на то, что

первые обители появляются при князе Ярославе Мудром, и приводят в пример

монастырь святого Георгия. Как отмечает Синицына Н.В., возможно монахи

существовали до крещения Руси. Они были выходцами из Афона, Византии, до

принятия

христианства

скрывались,

а после принятия стали объединяться в общины.

В

«Слове

о

Законе

и

Благодати»

митрополит

Иларион

писал

о

появлении

монастырей

следующее:

«И

в

одно

время

вся

земля

наша

восславила Христа с Отцем и Святым Духом. Тогда начал мрак идольский

от нас отходить. Капища разрушались, а церкви поставлялись…Монастыри

на горах воздвигли; черноризцы явились…».

Святитель

Игнатий

Брянчанинов

описывает

значение

монашества

для духовной жизни общества следующими словами: «Православие существует

только до тех пор, пока есть истинное монашество». С этими высказыванием

нельзя

не

согласится,

ведь

монашество

является

главной

духовной

силой

православия.

Оно

оказывало

полезное

воздействие

на христиан,

а

также

способствовало

уничтожению

язычества

и распространению православной веры.

Как

отмечает

Замалеев

А.Ф.,

после

крещения

Руси

главным

святым

местом

стал

Киево-Печерский

монастырь

в

Киеве.

Печерский

монастырь

является первой истинной обителью на Руси.

Древнейшие

русские

источники,

«Повесть

временных

лет»

и

«Киево-

Печерский патерик» содержат сведения о происхождении Киево-Печерского

монастыря, об основателях обители, ее устройстве и жизни иноков.

Киево-Печерский монастырь (с конца XVI в. – лавра) – православный

монастырь, расположенный в Киеве на берегу Днепра. Монастырь был основан

во второй половине XI века преподобными Антонием и Феодосием.

Данный

монастырь

был

монастырем

монашеского

строения,

воздвигнутым

без

всяких

предварительных

денежных

средств.

Нестор

летописец

писал

об

этом

следующее:

«Много

монастырей

поставлено

от князей, от бояр и от богатства: но не таковы они, каковы поставленные

слезами,

пощением

и

молитвой.

Антоний

не

имел

ни

золота,

ни

серебра,

но

все

стяжал

слезами

и

постом».

Следовательно,

преподобные

Антоний

и Феодосий Печерские являются основателями русского монашества, вопреки

тому, что и до них на Руси существовало иночество.

Как отмечает Абрамович Д.И, история Печерского монастыря является

достаточно

запутанной.

Существует

3

версии

его

основания:

летописная,

Несторова (из Жития Феодосия) и Киево–Печерского Патерика. Отсутствует

необходимость

разбираться

в

причинах

появления

каждой

версии,

так

как

и в самом монастыре существовала борьба различных общин.

Исходя

из

этого,

обычно

рассматривают

две

личности,

связанные

с возникновением монастыря. К этим личностям относят Антония и Феодосия

Печерских.

В

соответствии

с

летописью

«Повесть

временных

лет»

первым

обитателем

монастыря

был

преподобный

Антоний.

Преподобный

Антоний

родился

в

983

году

в

Любече.

Он

был

истинно

православным

с ранних лет и мечтал принять постриг. Достигнув определенного возраста, он

отправился скитаться по миру и, добравшись до Афона, принял здесь постриг.

Юный инок вел святую жизнь в покорности и послушании. Увидев в Антонии

будущего подвижника, игумен, по наставлению от Бога, сказал ему: «Антоний,

пора тебе и других руководить во святой жизни. Возвратись в свою Русскую

землю,

да

будет

на

тебе

благословение

Святой

Афонской

Горы,

от

тебя

произойдет

множество

иноков».

Эти

слова

подтверждают

особое

влияние

Афона на становление монашества на Руси.

Согласно апокрифу «Житие Антония Печерского», Антоний, прибывши в

Киев, начал обходить монастыри, но нигде не нашел такой строгой, святой

жизни, к которой он привык на Афоне. На Руси уже существовали монастыри,

основанные греческими монахами, однако они не подходили Антонию, так как

не

были

основаны

на

общежительном

уставе,

иноки

были

не

равны

по отношению друг другу.

Святой обосновался в пещере, выкопанной Иларионом, который в 1051

году

был

назначен

киевским

митрополитом.

Об

Антонии

и

его

самоотверженной

жизни

узнавали

люди,

приходили

к

нему

за благословением, просились к нему в пещеры, приносили необходимое для

жизни. Позднее к нему присоединились Никон Великий и Феодосий Печерский.

Так было положено основание Киево-Печерскому монастырю.

Преподобный

Антоний

не

стал

игуменом,

не

захотел

поменять

свою

одинокую

монашескую

жизнь.

Позже

святой

Антоний,

назначив

игуменом

блаженного

Варлаама

(православный

святой

XI

века.

Был

первым

игуменомКиево-Печерской

лавры),

удалился

из

обители.

Он

уединился

в новой пещере, однако и там стали со временем основываться иноки. Таким

образом

образовались

Ближний

и

Дальний

пещерные

монастыри

Преподобный

Антоний

говорил

братьям:

«Это

Бог

вас,

братья,

собрал

и вы здесь по благословлению Святой горы, по которому меня постриг игумен

ее,

а

я

вас

постриг».

Этим

самым,

он

подчеркивал

роль

Святой

Горы

в развитии иночества на Руси.

Из летописного повествования следует, что подобная связь с Афоном

имела для печерских иноков важное значение.

Преподобный Антоний за свои заслуги был наделен даром прозрения

и чудотворения. Особенно это выразилось при создании им Печерской церкви.

Антоний и Феодосий не отлучаясь от Печерского монастыря, чудесным образом

оказались в Влахерском монастыре, где перед ними предстала Богородица. От

Матери Божией они получили золото, затем наняли мастеров для основания

храма. Это событие также связано с тем, что Богородица предсказала скорую

смерть Антония, который умер 7 мая 1073 году.

Киево-Печерский патерик повествует о том, что следующим основателем

обители, считается преподобный Феодосий, ученик преподобного Антония. Он

был

первым

русским

святым,

которого

еще

при

жизни

удостоили

имени

преподобного (то есть святого, праведного, угодного Богу). Жизнь Феодосий

впоследствии стала образцом для подражания множеству иноков и Южной, и

Северной Руси.

Жизнеописание

Феодосия

было

составлено

Нестором-летописцем.

«Житие

Феодосия

Печерского»

является

лучшим

произведением

летописца.

Житие было включено в Киево-Печерский патерик.

Как пишет Нестор, преподобный Феодосий родился недалеко от Киева, в

селе Васильеве. С самого начала своего жизненного пути Феодосий столкнулся

с сопротивлением, которое проявляла его мать. Данное сопротивление было

связано с его необыкновенной набожностью. В детстве Феодосий избегал игр со

сверстниками, одевался в старую и заштопанную одежду. Мать, любившая его

эгоистической

любовью,

пыталась

вернуть

его

к нормальной жизни, не удерживаясь перед суровыми наказаниями. Однажды

она его жестоко наказала за то, что он отправился вместе с паломниками

к

святым

местам.

Феодосий,

смиренно

переживая

наказания,

насмешки

со

стороны

ровесников,

продолжал

следовать

к

намеченной

цели.

Он самостоятельно выпекал просфоры, деньги от продажи отдавал нищим.

Узнав о блаженном Антонии, Феодосий отправился к нему в пещеры.

Святой пытался его отговорить, однако, увидев его настойчивость, согласился

принять его. Матери удалась найти его и в пещерах, она старалась вернуть

своего сына. Феодосию удалось одержать нравственную победу над матерью.

Ради единственного сына она постригается в монахини.

В Киево-Печерской обители преподобным Антонием с согласия братии

игуменом был назначен смиренный Феодосий. Феодосий Печерский является не

только

основателем

общежительного

монастырского

устава,

но

и родоначальником монашества на Руси.

И впоследствии, став игуменом монастыря, Феодосий проявляет те же

качества:

смирение,

доброту,

настойчивость

и

послушание.

Нестор

пишет

о святом, что он утешал и защищал всех, кто к нему приходил.

Как

отмечает

Хазагеров

Г.Г.,

при

преподобном

Феодосии

появились

первые надземные постройки, так как подземная обитель не вмещала братию

и в ней начали хоронить мощи монахов.Таким образом, монастырская жизнь

была

переведена

из

пещер

на

поверхность.

Именно

от

пещер

происходит

название

монастыря

Печерский.

Как

большой

и

влиятельнейший

православный мужской монастырь, он до монгольских времён получил статус

Лавры.

Лаврой обычно называют крупные общежительные монастыри, которые

напоминают своими размерами и постройками небольшие городки, имеющие

свои улицы («лавра» с греческого языка буквально означает «улица»).

«Житие

Феодосия

Печерского»

говорит

о

том,

что

преподобный

Феодосий трудился в монастыре больше других, постоянно молился, постился в

уединении

в

пещере,

которая

располагалась

недалеко

от

обители.

О

его

подвигах быстро узнавали, и его слава привлекла большое количество иноков.

Особенно много внимания преподобный уделял помощь больным и бедным.

Специально

для

них

он

построил

в

монастыре

помещения,

в

которых

нуждающиеся могли получить все необходимое для жизни.

В очерке «Добрые люди Древней Руси» Ключевский В.О. писал: «Как

в

клинике

необходим

больной,

чтобы

научиться

лечить

болезни,

так

в древнерусском обществе необходим был сирый и убогий, чтобы воспитать

умение и навык любить человека». Милостыня была дополнительным актом

церковного богослужения, практическим требованием правила, что вера без дел

мертва. Именно от Феодосия Печерского пошла на Руси традиция милосердия и

милостыни, ставшая чертой национального характера русских людей.

Федотов

Г.П.,

в

своем

исследовании

«Святые

древней

Руси»

писал:

«Преподобный Феодосий – отец русского монашества. Все русские иноки –

дети его, носящие на себе его фамильные черты. Впоследствии в русском

иночестве возникают новые направления духовной жизни, но никогда образ

святого Феодосия не потускнеет».

Преподобный Феодосий заранее предвидел свою кончину. Его смерть

не была мученической, он с верой отошел к Богу. Он был похоронен в пещере, в

которой молился во время поста. В 1108 году преподобный Феодосий был

причислен к лику святых.

Таким

образом,

на

основании

вышесказанного

необходимо

сделать

следующие выводы:

Во-первых, монахи Антоний и Феодосий являются основателями Киево-

Печерского

монастыря.

Следует

отметить,

что

данный

момент

необходимо

считать и одновременно началом возникновения монашества на Руси.

Во-вторых, монашество стало широко распространяться в Русской Церкви

вследствие того, что с самого начала аскетического учения христианства нашло

живой отклик в душах новообращенных русских людей. Монашество очень

быстро приобрело на Руси особое значение еще и потому, что оно несло народу

образованность и культуру, очагами, которых становились монастыри.

Монастыри, возникшие со времени принятия христианства, становились

необходимым

средством

существования

для

населения.

Они

поддерживали

духовное наследие народа, давали необходимый заряд святости обществу.

В-третьих, вопрос о роли Святой Горы Афон в становлении и развитии

монашества в Киевской Руси велико, так как Святая Гора занимает особое

место

в

Церкви

Христовой.

Она

является

одним

из

символов

самого

Православия, вобрав в себя все лучшее из аскетического наследия Церкви,

к XIII веку Афон становится оплотом православной духовности и богословия.

В-четвертых,

через

афонское

монашество

Святая

Гора

оказывает

воздействие также и на духовное становление славянских народов. Основатель

русского

монашества

преподобный

Антоний

Печерский

и

игумен

земли

Русской

преподобный

Сергий

Радонежский,

и

многие

другие

прямо

или

косвенно испытали благотворное влияние Святой Горы. Также необходимо

отметить, что Афон способствовал становлению русской духовной традиции

через переведенные в XIV веке с греческого языка на славянский богословские

и аскетические произведения.

В-пятых, Киево-Печерский монастырь имел высокое церковное значение.

Он был прототипом в устройстве монастырской жизни в других монастырях

этого

времени.

Громадное

влияние

имел

Печерский

монастырь

и на общественную нравственность. На поклонение его святыням стекались со

всех концов Руси богомольцы и здесь проникались тем духом благочестия,

какой

господствовал

в

лавре.

Этот

же

дух

разносился

отсюда

и

его

подвижниками,

занимавшими

в

других

местах

церковные

должности;

он проникал в народную жизнь и вместе с творениями иноков этого монастыря.

Этим влиянием монастыря на общественную нравственность объясняется тот

факт, что благочестие в народе принимало аскетический оттенок, и монастырь в

народном сознании был местом исключительно святым.

В-шестых,

Киево-Печерский

монастырь

играл

важную

роль

в

политических

делах

государства,

был

против

княжеских

междоусобиц,

выступал за независимое развитие русской православной церкви. Основанная

преподобным

Антонием

и

устроенная

преподобным

Феодосием

Киево-

Печерская

обитель

стала

примером

для

других

монастырей,

а

также

существенно повлияла на развитие Русской церкви.

В-седьмых, Киево-Печерская лавра – это древнейший монастырь, ставший

центром

распространения

христианства

в

Древней

Руси.

С

момента

возникновения

монастырь

оказывал

огромное

влияние

на

духовную

жизнь

общества.

Монастырь

играл

заметную

роль

в

развитии

литературы,

живописи,

графики, архитектуры, прикладного искусства, книгопечатания. В Лавре жили и

работали

известные

летописцы,

писатели,

ученые,

художники,

врачи,

книгоиздатели.

В-восьмых, на сегодняшний день в России существует 4 лавры: Троице-

Сергиева

лавра,

Александро-Невская

лавра,

Псково-Печерская

лавра,

Почаевская лавра.

Список источников и литературы:

1. Повесть временных лет // Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). В 32

тт. Т. 1. Лаврентьевская летопись.

2.

Житие

Феодосия

//

Творогов

О.

В.Литература

Древней

Руси.

М.:

Экономпресс, 1996.

3.

Киево-Печерский

патерик

//

Источниковедение

истории

СССР.

С древнейших времен до конца XVIII в. – М.: Изд-во социально экономической

культуры, 1962.



В раздел образования