Автор: Филиппова Лидия Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ РОЦ № 76
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: из своего опыта работы
Тема: Роль самообразования
Раздел: начальное образование
РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
Свой доклад я хотела бы начать словами немецкого педагога XVIII века А. Дистервега:
«Педагог лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока
сам работает над своим собственным воспитанием и образованием».
Для профессиональной деятельности педагога эти слова актуальны и в настоящее
время, это связано с модернизацией системы образования в Российской Федерации,
существенным изменением законодательства и нормативно-правовых актов в
отношении профессионально-квалификационных требований к педагогическим
работникам, самые серьёзные требования предъявляются к уровню образования и
квалификации.
Под самообразованием следует понимать специально организованную,
самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на
достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных
целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и
профессиональных запросов и повышение квалификации.
О роли самообразования для педагогов всегда говорили и писали видные
отечественные педагогические деятели, такие как К.Д.Ушинский и Д.С. Лихачев.
Сама жизнь обозначила проблему непрерывного педагогического самообразования
как наиболее актуальную.
Способность к самообразованию не формируется у педагога одновременно с
получением диплома педагогического вуза, а развивается в процессе работы с
источниками информации, анализа и самоанализа деятельности. Потребность в
самообразовании может возникнуть на любом этапе профессионального роста
педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли
учителя, занять достойное место в обществе через профессию.
Каждый педагог, учитывая внутренние и внешние мотивы, запросы, предъявляемые
современным обществом, влияние морально-психологического климата,
сложившегося в коллективе, и требования администрации образовательного
учреждения, определяет свою траекторию самосовершенствования и саморазвития.
Для этого в своей педагогической деятельности я выделяю несколько составляющих
процесса самообразования:
- изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы
обучения;
- посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом;
- периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности;
- совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и
педагогики
- систематически интересоваться событиями современной экономической,
политической и культурной жизни;
- повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
Чтобы достичь поставленные цели, я регулярно участвую в профессиональных
конкурсах различных уровней; обобщаю свой педагогический опыт в специальной
методической литературе, изучаю современные компьютерные технологии, осваиваю
МЭЖ и работаю на электронной доске; посещаю занятия коллег и участвую в обмене
опытом; успешно прошла курсы по темам: «Актуальные вопросы медицинской
психологии», «Психолого-педагогические технологии работы с воспитанниками в
условиях стационара», прошла аттестацию на высшую категорию.
Современное образование - это лишь часть источника получения актуальных знаний.
Вторую часть этого источника составляет самообразование. И ему современный
специалист в любой области должен уделять максимальное количество времени,
отведенного на обучение.
В результате этого можно сделать вывод, что самообразование является
неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, личный опыт каждого
педагога является бесценным и требует изучения и обобщения.
Тема по самообразованию:
СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к
числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая
эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-
экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного
воспитания и формирования культуры поведения. Любое общество
заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе
невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение
этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая,
в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и
социально-культурного развития данного общества.Разрешение проблем
нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или
переосмысления уже известных. С самого раннего возраста ребенка в жизни
сопровождает устное народное творчество. На мой взгляд, действенным
средством в воспитании моральных качеств личности является сказка. В своей
работе я рассматриваю русскую народную сказку как средство воспитания
нравственности. С русскими народными сказками ребенок знакомится уже
вначале своей жизни: в семье и детском саду. Мы же будем говорить о
воспитании нравственности у младших школьников, так как эта тема на
современном этапе развития общества является актуальной. Духовно-
нравственное воспитание вошло в число приоритетных направлений
современного образования. В основе Федерального государственного
образовательного стандарта лежит Концепция духовно-нравственного
образования, в которой говорится о необходимости приобщения учащихся к
национальным российским ценностям и традициям, формированию
патриотизма, осознание ценности человеческой жизни.Они могут оказывать
огромное влияние на формирование общей культуры детей, принятие ими
духовно-нравственных ценностей. Поэтому я рассматриваю сказку как
средство воспитания нравственности через систему литературного чтения в 1-
4 классах начальной школы. Целью обучения чтению в начальной школе
является не только умение учеников складывать из букв слова и быстро их
прочитывать, но и умение осмысливать читаемое, оценивать полученную
информацию и реагировать на нее. Уроки литературного чтения в начальных
классах являются наиболее значимыми для приобщения ребенка к
общечеловеческим духовным ценностям. Методами нравственного воспитания
являются убеждение, приучение, поощрение и наказание. При помощи этих
методов у учащихся формируются нравственные понятия и убеждения,
вырабатываются необходимые навыки и привычки поведения, воспитываются
нравственные чувства и волевые черты характера.В этом возрасте ребенок не
только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их
знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках. Таким
образом, нравственное воспитание представляет собой целенаправленный
процесс формирования у учащихся положительных моральных отношений в
системе, организуемой в школе разнообразной учебной и внеклассной
деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностных
качеств. Работая над проблемами нравственной воспитанности младших
школьников, я учитываю их возрастные и психологические особенности. В
условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает
нормативное поведение. В играх, более чем где- либо, требуется от ребенка
умение соблюдать правила. Для нравственного воспитания стараюсь
организовать как коллективную деятельность, пронизанную
высоконравственными отношениями, так и индивидуальную, и групповую.
Учебная деятельность становится коллективным трудом, если познавательная
задача ставится перед детьми как общая, для ее решения нужен коллективный
поиск. Психологические возможности изучения сказок имеют большое
психологическое значение для детей. Ребенок легко входит в непривычную для
него сказочную обстановку, мгновенно превращаясь в Ивана-царевича или
царевну-Лебедь, и вместе с тем так же свободно переключается на
прозаическую повседневность. Так появляется действительность
литературных переживаний ребенка: ощущение сказочности в реальном,
обыденном и реального в сказочном, волшебном. Тяга к добру и
справедливости, вера в чудеса, склонность к фантазиям, к волшебному
преображению окружающего мира - все это ребенок радостно встречает в
сказке. Кроме ожидания необычайного, чудесного, волшебного, детскому
воображению присуща еще одна потребность. Ребенок хочет подражать
окружающим его, ловким, умным взрослым. Сказка создает прекрасную основу
для потребности, приводя все непременно к счастливому концу. Благодаря
сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать.
Цель сказочников - «воспитывать в ребенке человечность - эту дивную
способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радости
другого, переживать чужую судьбу как свою». Сказка приучает его к мысли, что
зло в любом случае должно быть наказано. Сегодня потребность в сказке
представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает
непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость
психики у ребенка велика, она все же имеет свои границы. Ребенок
переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его
сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на
простых действиях героев. Следовательно, для полноценного развития
ребенка необходима целенаправленная воспитательная работа учителя,
воспитателя, т.к. младший школьный возраст является сенситивным для
усвоения социальных норм нравственного развития. Воплощение в сказках
положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством
передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки
отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем
поколении эти черты.
Таким образом, важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и
- главное - расстановка сил, осуществляющих добро и зло, являются
основными средствами воспитания нравственности.
Формы организации работы с использованием народной сказки должны
соответствовать возрасту детей. В своей работе я использую такие формы: это
- уроки внеклассного чтения, работа по подгруппам, индивидуальная работа с
ребёнком, классные часы, воспитательные и развлекательные мероприятия,
организация выставок рисунков и поделок по содержанию сказок. При этом
использую формы обучения двух видов: повествовательные (чтение текста
сказок) и вопросительно-ответные (диалогические). Методы, используемые для
работы с народной сказкой духовно- нравственного содержания - это:
наставление и предостережение, метод примера, приспособления и
ориентировки, воздержания, ограничения и самоограничения, метод награды и
наказания, основанные на проблемно- диалогическом обучении. Работая со
сказкой (чтение детей, чтение вслух взрослыми, различные формы пересказа)
указываю на ее особенности, вместе с детьми добираемся до ее смысла,
широко использую сказку, как источник эстетического воспитания детей и их
наслаждения искусством. Выразительное чтение, чтение учителем, чтение по
ролям всегда доставляет ребятам удовольствие, облегчает усвоение типичных
особенностей сказки: разговорный язык, повторы, особая ритмика. При чтении
сказок применяю следующие виды работ: подготовка к восприятию сказки;
чтение сказки; обмен мнением о прочитанном; чтение сказки по частям и их
разбор; подготовка к рассказыванию; обобщающая беседа; подведение итогов;
задание детям на дом. Благодарнейшим способом изучения сказки является ее
инсценирование. Поэтому очень часто я провожу мероприятие «Сказка
экспромтом», где берем сказку, которую хорошо знают дети, и инсценируем
вместе с детьми. Данная работа - надежный путь к осмыслению сказки. Так, в
процессе работы можно превратить сказку в средство развития не только речи,
но и литературно-творческих способностей учащихся. Каждый ребенок может
проявить творчество, сочиняя и оформляя сказку. Еще часто использую такую
технологию, как сказкотерапия, снижает уровень тревожности, агрессивности,
способствует развитию речевой активности детей.Эта технология подходит
детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и
интеллектуального развития.
Вывод: Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой.
Ребенка буквально захлестывает поток информации. Ребенок переутомляется,
делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего
неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях
героев. Именно такое целенаправленное формирование его морального
сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек
нравственного поведения и в конечном итоге усвоение социально значимых
ценностей и происходит в процессе знакомства младшего школьника с миром
народных сказок. Однако такой процесс воспитания должен быть длительным и
непрерывным.