Адаптированные сценарии спектаклей (текстовой материал) по литературным произведениям для детей с нарушением слуха. (дошкольный, младший школьный возраст)
Автор: Дорошенко Ирина Анатольевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБОУ "Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад I, II вида" Населённый пункт: г. Брянск, Брянская область Наименование материала: из опыта работы Тема: Адаптированные сценарии спектаклей (текстовой материал) по литературным произведениям для детей с нарушением слуха. (дошкольный, младший школьный возраст) Раздел: среднее профессиональное
МБОУ «Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад I, II вида» г. Брянск
Из опыта работы
Педагог-психолог Дорошенко Ирина Анатольевна
Адаптированные сценарии спектаклей (текстовой материал) по
литературным произведениям для детей с нарушением слуха.
(дошкольный, младший школьный возраст)
СЦЕНАРИЙ
спектакля по сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева»
( текст адаптирован для глухих и слабослышащих детей)
Ширма с окном. Стол (розы, подсвечник). За ним сидят Кай и Герда,
рассматривают книгу. Играет музыка, выходят сказочники.
1 сказочник - Смотрите, как в морозный день
Метёт, метёт метель.
И в зале нашем есть уже
Заснеженная ель.
2 сказочник - В небе была звезда
С неба спустились санки
В них была злая Снежная Королева
1 сказочник - Она целовала детей, дети замерзали
И забывали маму и папу
2 сказочник - В одном городе, в маленьком доме
Жили девочка Герда и мальчик Кай
Сказочники показывают на детей и уходят. Зажигается свечка.
Герда - Какой сегодня снегопад. Как кружатся снежинки.
Кай, а ты не боишься Снежной Королевы?
Кай - Нет, не боюсь. Герда, и ты не бойся!
Я посажу её на горячую печку и она растает.
Давай читать книгу.
Звучит музыка и завывания вьюги. Вбегает Снежная Королева, кружится,
задувает свечу. Дети стоят обнявшись.
Сн. Кор. - Ты знаешь кто я?
Кай - Вы Снежная Королева.
Сн. Кор. - Верно. А тебя как зовут, мальчик?
Кай - Меня зовут Кай. А это моя сестра – Герда.
Снежная Королева берет Кая за руку и отводит в сторону
Сн. Кор. - Пойдем со мной, Кай! В мою ледяную страну, где вечный холод
и
покой!
дотрагивается до плеча Кая волшебной палочкой,
накрывает его плащом и уводит
Герда
им
в
след
протягивает
руки,
закрывает
лицо
руками,
плачет.
Обращается к зрителям
Герда - Это была злая, холодная Снежная Королева!
Она увела Кая! Я иду его искать!
Танец Герды (собирается в дорогу)
Танец цветов вокруг Герды
Цветок - Герда, будь тут. Здесь тепло, хорошо, красиво. Мы тебя любим.
Герда засыпает. Цветы склонились над ней. Важно входит ворона – кар-
кар-кар! Цветы убегают. Герда просыпается.
Ворона - Что ты тут делаешь, девочка?
Герда - Я ищу дворец Снежной Королевы. Она увела Кая.
Ты знаешь, где она живёт?
Ворона - Иди, иди! Я знаю один дворец.
Дворец. Принцесса рассматривает в шкатулке драгоценности.
Ворона
подкрадывается, хватает бусы.
Принцесса - Ага! Попалась! Хитрая ворона! Это мои бусы! Отдай!
прогоняет ворону Ну попадись мне ещё раз!
А ты, девочка кто?
Герда - Меня зовут Герда. Я ищу Кая. Его увела Снежная Королева.
Вы не знаете, где он?
Принцесса
-
Дворец Снежной Королевы далеко, на Севере.
Там очень
холодно.
Но я тебе помогу. Возьми шубу, шапку, варежки,
сапожки.
Герда одевается, королева помогает
Герда - Спасибо, до свидания! уходит
Принцесса - До свидания! машет рукой
Танец разбойников. Входит Герда.
1 разбойник - Ха! Какая шубка! раздевают Герду
2 разбойник - Красивые рукавички!
Разбойница - Какая девочка!
поворачивают Герду из стороны в
сторону
Герда - Отпустите меня, пожалуйста!
1 разбойник - Куда же мы тебя отпустим?
2 разбойник- Лес, ночь, темно.
Разбойница - Ты будешь жить со мной! Герда плачет
Чего плачешь? Боишься?
Герда- Я плачу потому, что не знаю, как найти Снежную Королеву и Кая.
Разбойница - Ну ладно, не плачь, девочка!
Возьми моего Оленя, он тебя довезёт!
Выход Оленя
Герда - Милый Олень, помоги мне.
Олень - Не бойся, Герда. Я тебе помогу! кивает головой, бьёт копытом
Я знаю, где живёт Снежная Королева. уходят
Замок
Снежной
Королевы.
Под
завывание
ветра
появляется
Снежная
Королева.
Сн. Кор. - Вот мой прекрасный, ледяной дворец. А где же мои холодные
льдинки-снежинки?
Ветра, вьюги, метели кружите над землёй.
Пусть везде торжествует холод!
Пусть всё покроется снегом!
Танец снежинок. Появляется Герда с Оленем. Олень падает.
Олень - Я устал. Идти не могу.
Герда - Спасибо, милый Олень! Я пойду одна.
Герда входит во дворец. Кай сидит на полу и строит из снежных кубиков
башню
Герда - Кай, милый, Кай! Я нашла тебя!
Кай - Я не Кай. Я льдинка Снежной Королевы.
Герда - Я хочу, чтобы ты вернулся домой!
Кай - Мой дом здесь, в ледяном дворце.
Герда - Твой дом там, где светит солнце! целует Кая
Кай - Герда, это ты? Здесь холодно. Пойдём домой!
Появляются цветы, прогоняют Снежную Королеву, она отступает.
Дети попадают домой. Выходят сказочники.
1 сказочник - Вот так хорошо закончилась эта история.
Герда и Кай снова вместе!
2 сказочник - Дружба победила волшебство Снежной Королевы!
СЦЕНАРИЙ
спектакля по сказке В.Г. Сутеева «Мешок яблок»
(текст адаптирован для глухих и слабослышащих детей)
Лес. Осень. Желтые листья. Танец – «Желтые листья» По лесу ходит заяц
(с мешком), ищет грибы, ягоды…
Заяц - Ягод нет. Грибов нет. вдруг видит яблоню с яблоками
Яблок много! пробует яблоко
Вкусное, сладкое.
Соберу в мешок.
ставит мешок, показывает на него:
Это моим зайчатам, они хотят есть.
взваливает мешок на плечо и уходит
Заяц идет по лесу, опустив голову, согнувшись под тяжестью мешка,
натыка-
ется на медведя
Заяц - Ой! дрожит
Медведь - Что там в мешке?
Заяц - Вот, яблоки. Бери, Миша!
Медведь берет яблоко, пробует
Медведь – Вкусно! трет по животу лапой, набирает яблок
Спасибо! медведь уходит
Выбегают
белки,
играют
с
шишками
– «Лови,
лови!»
или
танцуют.
Окружают зайца
Белка 1 - Я хочу яблоко
Белка 2 - И я хочу яблоко
Белка 3 - Дай мне яблоко
Заяц - Берите! раздает яблоки
Белки - Спасибо, заяц! белки убегают
По лесу идет ёж с палкой, с корзиной
Ёж - стих-ие про ежа навстречу ежу выходит заяц
Заяц - Привет, ёж!
Ёж - Привет, заяц!
Заяц - Куда ты идёшь?
Ёж - Собираю грибы. Грибов мало. вздыхает, показывает на корзину
Заяц - Бери яблоки насыпает в корзину яблоки
Ёж - Спасибо, заяц! До свидания. уходит
Заяц идет по лесу дальше. За ним бежит ворона, дергает за мешок.
Заяц останавливается, оглядывается.
Ворона – руки в боки, притоптывает
ногой
Ворона – Посмотри! показывает на мешок Где яблоки?
Заяц смотрит в мешок – там пусто
Заяц - Яблок нет! растерянно пожимает плечами, разводит руки в
стороны
Ворона – ХА-ха-ха! крутит у виска Что будут кушать зайчата?
Заяц - Пойду ещё яблоки соберу. машет в том направлении рукой
Заяц уходит, ворона прыгает за ним.
Гроза. Танец «Дождя»
Заяц возвращается к яблоне. А там стоит волк, облокотившись о ствол, руки
сложены на груди, облизывается
Волк - Ням – ням. Заяц дрожит Зачем пришел?
Заяц - Яблоки собрать хочу, зайчатам
Волк - Яблоки любишь?
Заяц - Люблю. дрожит
Волк - А я зайцев люблю!
Волк бросается на зайца, рычит. Заяц одевает ему на голову мешок и убегает
Изба зайцев.
За столом сидят зайчата, пустые миски. Зайчиха смотрит в
окно.
Зайчик 1 - Мама, я кушать хочу!
Зайчик 2 - И я хочу кушать!
Зайчиха – Скоро придет папа, принесет яблок.
Заходит Заяц с опущенной головой и плечами
Зайчик 1 – Ура папа пришел!
Заяц - Я ничего не принес. показывает пустые руки
Стук в дверь
Заяц - Это волк. Прячьтесь! Зайцы прячутся
Заходит медведь. Зайцы вылезают из укрытия
Медведь - Здравствуйте!
Зайчиха – Здравствуй, Миша!
Медведь - Я вам меду принес. ставит бочонок на стол
Зайчата - Спасибо, дядя Миша!
Опять стук в дверь. Заходят белки
Белка 1 - Здравствуйте!
Белка 2 - Вот вам грибы и орехи. Берите!
Зайчиха - Спасибо.
Стук в дверь. Заходит Ёж.
Ёж - Я вам принес морковь и капусту. Кушайте.
Заяц - Спасибо! берет морковь и капусту, кладет на стол.
Все подходят к столу
Зайчиха - Как много угощения!
Заяц - Спасибо друзья! Хорошо, когда есть друзья!
Берутся за руки, выходят к зрителям, кланяются.
СЦЕНАРИЙ
спектакля по сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»
(текст адаптирован для глухих и слабослышащих детей)
ДВОРЕЦ
Королева сидит за столом, пишет. Учитель ходит по комнате, держит
книгу.
Учитель - Пишите, пишите, Ваше Величество
указывает пальцем
Королева – бросает перо Не буду писать. Рука болит . трясет пальцами
Не хочу! отодвигает лист бумаги, чернильницу
Я же королева! встает, подходит к зеркалу,
поправляет
прическу, платье
Учитель - Надо учиться, Ваше Величество, чтобы много знать.
Королева - махнув рукой Ладно. неохотно садится на стул в пол оборота
Учит. - Решите пример: 5 + 5
Корол. - Не помню. А вы знаете?
Учит. - Конечно знаю. Будет – 10.
Корол. -
кладет ладони на стол и встает
Все урок закончен. Скоро
праздник -
Новый год. У меня много дел.
Учит. - Хорошо. кланяется
Корол. - Я королева! Это хорошо. Меня все слушаются .
обводит вокруг
рукой
обращается к учителю Расскажите вы мне что-нибудь
Учит. - Посмотрите сюда. Это год. показывает указкой
Сейчас зима, потом будет весна, потом лето, потом осень
Корол. - Как много вы знаете ! удивленно качает головой
Учит. - У зимы – 3 месяца, у весны – 3 месяца, у лета – 3 месяца и у
осени –
3 месяца – всего 12 месяцев
Корол. - А я хочу по-другому . переставляет картинки на доске
Сейчас весна, потом зима.
Учит. - Так нельзя!
Корол. - А я хочу так! руки в боки, топает ногой
Хочу, чтобы мне принесли много таких цветов .
показывает на
картинку
А я дам много денег!
хлопает в ладоши Входит глашатай, подает королеве свиток
Пишите! указывает учителю на стол
Указ! Сейчас будет весна, а потом зима !
глашатай подает
печать,
королева ставит печать
Учит. - Так не бывает. разводит руки в стороны, пожимает плечами
Звучит музыка. Уходят: впереди королева, за ней учитель и глашатай.
ДОМ
Мачеха раскатывает тесто, дочка перебирает корзины
Выходят глашатаи, трубят в трубы. Мачеха и дочка прислушиваются.
1 Глашатай - Указ королевы!
2 Глашатай - Указ королевы! Слушайте!
1 Глаш. - Кто принесет во дворец много цветов!
2 Глаш. - Тот получит много денег! трубят в трубы, уходят
Мачеха - Ты слышала? Можно получить много денег.
дочка бежит за маленькой корзиной, показывает
Дочка - Тут будет много денег?
Мачеха - Нет – мало.
дочка бежит за средней корзиной
Дочка - А эта хорошо?
Мачеха - Маловато.
дочка забегает за декорации, тащит большую корзину
мачеха всплеснула руками, вытирает их о фартук, гладит дочку по
голове
Мачеха - Молодец, дочка. Это хорошая корзина. Тут будет много
денег!
Дочка - Я пойду за цветами. с корзиной в руках начинает одеваться
Мачеха - Куда? Ты что? крутит пальцем у лба
На улице зима, снег, холодно. Цветов нет.
Дочка - А я пойду! Я хочу много денег.
заходит падчерица с вязанкой дров, кладет у огня, снимает платок, греет
руки
Девочка - Я замерзла. Хочу есть. берет кусочек хлеба
мачеха отбирает у нее хлеб, подает корзину
Мачеха - Ты сейчас пойдешь в лес.
Дев. - Зачем? Там холодно, темно.
Дочка - За цветами.
Дев. - Какие цветы? Сейчас зима.
Мачеха - Принесешь цветы - королева даст нам много денег.
Дев. - Я не пойду. Зимой цветов нет.
Дочка - Бери корзину и уходи.
мачеха и дочка подталкивают её к двери. Падчерица одевается, берет
корзину, опустив голову уходит.
мачеха и дочка потирают руки, говорят (показывают )»хорошо » и
взявшись
под ручку уходят довольные
ЛЕС
танец «Метели»
танец «Зайцы – белки» - «Горелки»
в лес входит падчерица, оглядывается
Дев. - Никого нет, я одна в лесу. Страшно садится на пенек Холодно.
пробегает волк, рыщет, нюхает, воет
Волк - У-У-У-У Темно, холодно убегает
выбегают заяц и белка
Заяц - Кто там?
Белка - Девочка подходят к девочке трогают её
Заяц - Привет!
Белка - Привет!
Дев. - Куда мне идти?
Белка - Посмотри
Заяц - Там огонек
Дев. - Пойду туда уходит за ёлку
появляется костёр, выходят 12 месяцев «Шествие»
Январь - Гори, гори ясно
Чтобы не погасло бросает в костер щепотку конфетти
Март - Гори, гори ярче
Лето будет жарче
из-за деревьев выходит падчерица
Дев. - Здравствуйте.
Мес. - Здравствуй, девочка.
Дев. - Можно мне погреться? протягивает руки к огню
Мес. - Конечно
Мес. - Пожалуйста!
Дев. - Спасибо подходит к костру, ставит корзину
Мес. - А это что, девочка? поднимает корзину
Дев. - Корзина
Мес. - Зачем?
Мес. - Грибы собирать?
Дев. - Нет. Мне нужны цветы
месяцы удивляются, пожимают плечами
Мес. - Зимой? Цветы?
девочка закрывает лицо руками, плачет
Январь - Не плач. Мы тебе поможем. Мы братья – 12 месяцев
представляются
Январь - Цветы бывают весной. Месяц, Апрель, помоги. Вот посох.
месяцы расходятся в стороны, остаются весенние месяцы, Апрель ударяет
посохом
Апрель – Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник
Март и Май выносят поляну с цветами (арку) магнитоф.- чириканье птиц
Таней «Поснежников»
Девочка удивляется, радуется, снимает платок, шубу
Апрель – Собирай быстро. Время мало.
Девочка собирает цветы
въезжает карета, сзади идут мачеха и дочка, карета останавливается
Корол. - Тепло. снимает шубку, шапку ,рукавички
Смотрите! Вот цветы.
срывает цветок, нюхает, учителю дает понюхать
учитель берет цветок, удивленно его рассматривает, нюхает
Учит. - Не понимаю. Так не бывает.
королева обращается к девочке
Корол. - Это твои цветы? Красиво.
подбегают мачеха и дочка, отталкивают девочку
Мачеха - Это мои цветы тянет корзину к себе
Дочка - Мои, отдай. тянет корзину к себе
Мачеха Дочка - Отдай! Отдай! Гав, гав, гав…
месяцы одевают на них собачьи шапки. Собаки убегают.
Музыка (вьюга) – прилетает метель, забирает поляну, цветы
Все мерзнут. Выходят месяцы
Корол. - Снова холодно и снег. Почему?
Учит. - Потому что сейчас зима, месяц – январь.
месяцы одевают девочку, королеву, учителя
Январь - Времена года идут по порядку.
месяцы по очереди говорят
Месяцы - Зима Весна Лето Осень