Напоминание

Адаптированные сценарии спектаклей (текстовой материал) по литературным произведениям для детей с нарушением слуха. (дошкольный, младший школьный возраст)


Автор: Дорошенко Ирина Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад I, II вида"
Населённый пункт: г. Брянск, Брянская область
Наименование материала: из опыта работы
Тема: Адаптированные сценарии спектаклей (текстовой материал) по литературным произведениям для детей с нарушением слуха. (дошкольный, младший школьный возраст)
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МБОУ «Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад I, II вида» г. Брянск
Из опыта работы
Педагог-психолог Дорошенко Ирина Анатольевна
Адаптированные сценарии спектаклей (текстовой материал) по

литературным произведениям для детей с нарушением слуха.
(дошкольный, младший школьный возраст)
СЦЕНАРИЙ

спектакля по сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева»
( текст адаптирован для глухих и слабослышащих детей) Ширма с окном. Стол (розы, подсвечник). За ним сидят Кай и Герда, рассматривают книгу. Играет музыка, выходят сказочники. 1 сказочник - Смотрите, как в морозный день Метёт, метёт метель. И в зале нашем есть уже Заснеженная ель. 2 сказочник - В небе была звезда С неба спустились санки В них была злая Снежная Королева 1 сказочник - Она целовала детей, дети замерзали И забывали маму и папу 2 сказочник - В одном городе, в маленьком доме Жили девочка Герда и мальчик Кай Сказочники показывают на детей и уходят. Зажигается свечка. Герда - Какой сегодня снегопад. Как кружатся снежинки. Кай, а ты не боишься Снежной Королевы? Кай - Нет, не боюсь. Герда, и ты не бойся! Я посажу её на горячую печку и она растает. Давай читать книгу. Звучит музыка и завывания вьюги. Вбегает Снежная Королева, кружится, задувает свечу. Дети стоят обнявшись. Сн. Кор. - Ты знаешь кто я? Кай - Вы Снежная Королева. Сн. Кор. - Верно. А тебя как зовут, мальчик? Кай - Меня зовут Кай. А это моя сестра – Герда. Снежная Королева берет Кая за руку и отводит в сторону
Сн. Кор. - Пойдем со мной, Кай! В мою ледяную страну, где вечный холод и покой! дотрагивается до плеча Кая волшебной палочкой, накрывает его плащом и уводит Герда им в след протягивает руки, закрывает лицо руками, плачет. Обращается к зрителям Герда - Это была злая, холодная Снежная Королева! Она увела Кая! Я иду его искать! Танец Герды (собирается в дорогу) Танец цветов вокруг Герды Цветок - Герда, будь тут. Здесь тепло, хорошо, красиво. Мы тебя любим. Герда засыпает. Цветы склонились над ней. Важно входит ворона – кар- кар-кар! Цветы убегают. Герда просыпается. Ворона - Что ты тут делаешь, девочка? Герда - Я ищу дворец Снежной Королевы. Она увела Кая. Ты знаешь, где она живёт? Ворона - Иди, иди! Я знаю один дворец. Дворец. Принцесса рассматривает в шкатулке драгоценности. Ворона подкрадывается, хватает бусы. Принцесса - Ага! Попалась! Хитрая ворона! Это мои бусы! Отдай! прогоняет ворону Ну попадись мне ещё раз! А ты, девочка кто? Герда - Меня зовут Герда. Я ищу Кая. Его увела Снежная Королева. Вы не знаете, где он? Принцесса - Дворец Снежной Королевы далеко, на Севере. Там очень холодно. Но я тебе помогу. Возьми шубу, шапку, варежки, сапожки. Герда одевается, королева помогает Герда - Спасибо, до свидания! уходит Принцесса - До свидания! машет рукой Танец разбойников. Входит Герда. 1 разбойник - Ха! Какая шубка! раздевают Герду 2 разбойник - Красивые рукавички! Разбойница - Какая девочка! поворачивают Герду из стороны в сторону Герда - Отпустите меня, пожалуйста! 1 разбойник - Куда же мы тебя отпустим? 2 разбойник- Лес, ночь, темно. Разбойница - Ты будешь жить со мной! Герда плачет Чего плачешь? Боишься?
Герда- Я плачу потому, что не знаю, как найти Снежную Королеву и Кая. Разбойница - Ну ладно, не плачь, девочка! Возьми моего Оленя, он тебя довезёт! Выход Оленя Герда - Милый Олень, помоги мне. Олень - Не бойся, Герда. Я тебе помогу! кивает головой, бьёт копытом Я знаю, где живёт Снежная Королева. уходят Замок Снежной Королевы. Под завывание ветра появляется Снежная Королева. Сн. Кор. - Вот мой прекрасный, ледяной дворец. А где же мои холодные льдинки-снежинки? Ветра, вьюги, метели кружите над землёй. Пусть везде торжествует холод! Пусть всё покроется снегом! Танец снежинок. Появляется Герда с Оленем. Олень падает. Олень - Я устал. Идти не могу. Герда - Спасибо, милый Олень! Я пойду одна. Герда входит во дворец. Кай сидит на полу и строит из снежных кубиков башню Герда - Кай, милый, Кай! Я нашла тебя! Кай - Я не Кай. Я льдинка Снежной Королевы. Герда - Я хочу, чтобы ты вернулся домой! Кай - Мой дом здесь, в ледяном дворце. Герда - Твой дом там, где светит солнце! целует Кая Кай - Герда, это ты? Здесь холодно. Пойдём домой! Появляются цветы, прогоняют Снежную Королеву, она отступает. Дети попадают домой. Выходят сказочники. 1 сказочник - Вот так хорошо закончилась эта история. Герда и Кай снова вместе! 2 сказочник - Дружба победила волшебство Снежной Королевы!
СЦЕНАРИЙ

спектакля по сказке В.Г. Сутеева «Мешок яблок»
(текст адаптирован для глухих и слабослышащих детей)
Лес. Осень. Желтые листья.
Танец – «Желтые листья»
По лесу ходит заяц (с мешком), ищет грибы, ягоды…
Заяц - Ягод нет. Грибов нет.
вдруг видит яблоню с яблоками
Яблок много!
пробует яблоко
Вкусное, сладкое.

Соберу в мешок.
ставит мешок, показывает на него:
Это моим зайчатам, они хотят есть.
взваливает мешок на плечо и уходит Заяц идет по лесу, опустив голову, согнувшись под тяжестью мешка, натыка- ется на медведя
Заяц - Ой!
дрожит
Медведь - Что там в мешке?

Заяц - Вот, яблоки. Бери, Миша!
Медведь берет яблоко, пробует
Медведь – Вкусно!
трет по животу лапой, набирает яблок
Спасибо!
медведь уходит Выбегают белки, играют с шишками –
«Лови,

лови!»
или танцуют. Окружают зайца
Белка 1 - Я хочу яблоко

Белка 2 - И я хочу яблоко

Белка 3 - Дай мне яблоко

Заяц - Берите!
раздает яблоки
Белки - Спасибо, заяц!
белки убегают По лесу идет ёж с палкой, с корзиной
Ёж -
стих-ие про ежа навстречу ежу выходит заяц
Заяц - Привет, ёж!

Ёж - Привет, заяц!

Заяц - Куда ты идёшь?

Ёж - Собираю грибы. Грибов мало.
вздыхает, показывает на корзину
Заяц - Бери яблоки
насыпает в корзину яблоки
Ёж - Спасибо, заяц! До свидания.
уходит Заяц идет по лесу дальше. За ним бежит ворона, дергает за мешок. Заяц останавливается, оглядывается. Ворона – руки в боки, притоптывает ногой
Ворона – Посмотри!
показывает на мешок
Где яблоки?
Заяц смотрит в мешок – там пусто
Заяц - Яблок нет!
растерянно пожимает плечами, разводит руки в стороны
Ворона – ХА-ха-ха!
крутит у виска
Что будут кушать зайчата?

Заяц - Пойду ещё яблоки соберу.
машет в том направлении рукой Заяц уходит, ворона прыгает за ним. Гроза.
Танец «Дождя»

Заяц возвращается к яблоне. А там стоит волк, облокотившись о ствол, руки сложены на груди, облизывается
Волк - Ням – ням.
Заяц дрожит
Зачем пришел?

Заяц - Яблоки собрать хочу, зайчатам

Волк - Яблоки любишь?

Заяц - Люблю. дрожит

Волк - А я зайцев люблю!
Волк бросается на зайца, рычит. Заяц одевает ему на голову мешок и убегает Изба зайцев. За столом сидят зайчата, пустые миски. Зайчиха смотрит в окно.
Зайчик 1 - Мама, я кушать хочу!

Зайчик 2 - И я хочу кушать!

Зайчиха – Скоро придет папа, принесет яблок.
Заходит Заяц с опущенной головой и плечами
Зайчик 1 – Ура папа пришел!

Заяц - Я ничего не принес.
показывает пустые руки Стук в дверь
Заяц - Это волк. Прячьтесь!
Зайцы прячутся Заходит медведь. Зайцы вылезают из укрытия
Медведь - Здравствуйте!

Зайчиха – Здравствуй, Миша!

Медведь - Я вам меду принес.
ставит бочонок на стол
Зайчата - Спасибо, дядя Миша!
Опять стук в дверь. Заходят белки
Белка 1 - Здравствуйте!

Белка 2 - Вот вам грибы и орехи. Берите!

Зайчиха - Спасибо.
Стук в дверь. Заходит Ёж.
Ёж - Я вам принес морковь и капусту. Кушайте.

Заяц - Спасибо!
берет морковь и капусту, кладет на стол. Все подходят к столу
Зайчиха - Как много угощения!

Заяц - Спасибо друзья! Хорошо, когда есть друзья!
Берутся за руки, выходят к зрителям, кланяются.
СЦЕНАРИЙ

спектакля по сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»
(текст адаптирован для глухих и слабослышащих детей)
ДВОРЕЦ
Королева сидит за столом, пишет. Учитель ходит по комнате, держит книгу.
Учитель
-
Пишите, пишите, Ваше Величество

указывает пальцем
Королева
– бросает перо
Не буду писать. Рука болит
. трясет пальцами
Не хочу!
отодвигает лист бумаги, чернильницу
Я же королева!
встает, подходит к зеркалу, поправляет прическу, платье
Учитель - Надо учиться, Ваше Величество, чтобы много знать.

Королева
- махнув рукой
Ладно.
неохотно садится на стул в пол оборота
Учит. - Решите пример: 5 + 5

Корол. - Не помню. А вы знаете?

Учит. - Конечно знаю. Будет – 10.

Корол.
- кладет ладони на стол и встает
Все урок закончен. Скоро

праздник -

Новый год. У меня много дел.

Учит. - Хорошо.
кланяется
Корол. - Я королева! Это хорошо. Меня все слушаются
. обводит вокруг рукой обращается к учителю
Расскажите вы мне что-нибудь

Учит. - Посмотрите сюда. Это год.
показывает указкой
Сейчас зима, потом будет весна, потом лето, потом осень

Корол. - Как много вы знаете
! удивленно качает головой
Учит. - У зимы – 3 месяца, у весны – 3 месяца, у лета – 3 месяца и у

осени –

3 месяца – всего 12 месяцев

Корол. - А я хочу по-другому
. переставляет картинки на доске
Сейчас весна, потом зима.

Учит. - Так нельзя!

Корол. - А я хочу так!
руки в боки, топает ногой
Хочу, чтобы мне принесли много таких цветов
. показывает на картинку
А я дам много денег!
хлопает в ладоши Входит глашатай, подает королеве свиток
Пишите!
указывает учителю на стол
Указ! Сейчас будет весна, а потом зима
! глашатай подает печать, королева ставит печать
Учит. - Так не бывает.
разводит руки в стороны, пожимает плечами Звучит музыка. Уходят: впереди королева, за ней учитель и глашатай.
ДОМ
Мачеха раскатывает тесто, дочка перебирает корзины Выходят глашатаи, трубят в трубы. Мачеха и дочка прислушиваются.

1 Глашатай - Указ королевы!

2 Глашатай - Указ королевы! Слушайте!

1 Глаш. - Кто принесет во дворец много цветов!

2 Глаш. - Тот получит много денег!
трубят в трубы, уходят
Мачеха - Ты слышала? Можно получить много денег.
дочка бежит за маленькой корзиной, показывает
Дочка - Тут будет много денег?

Мачеха - Нет – мало.
дочка бежит за средней корзиной
Дочка - А эта хорошо?

Мачеха - Маловато.
дочка забегает за декорации, тащит большую корзину мачеха всплеснула руками, вытирает их о фартук, гладит дочку по голове
Мачеха - Молодец, дочка. Это хорошая корзина. Тут будет много

денег!

Дочка - Я пойду за цветами.
с корзиной в руках начинает одеваться
Мачеха - Куда? Ты что?
крутит пальцем у лба
На улице зима, снег, холодно. Цветов нет.

Дочка - А я пойду! Я хочу много денег.
заходит падчерица с вязанкой дров, кладет у огня, снимает платок, греет руки
Девочка - Я замерзла. Хочу есть.
берет кусочек хлеба мачеха отбирает у нее хлеб, подает корзину
Мачеха - Ты сейчас пойдешь в лес.

Дев. - Зачем? Там холодно, темно.

Дочка - За цветами.

Дев. - Какие цветы? Сейчас зима.

Мачеха - Принесешь цветы - королева даст нам много денег.

Дев. - Я не пойду. Зимой цветов нет.

Дочка - Бери корзину и уходи.
мачеха и дочка подталкивают её к двери. Падчерица одевается, берет корзину, опустив голову уходит. мачеха и дочка потирают руки, говорят (показывают
)»хорошо
» и взявшись под ручку уходят довольные
ЛЕС
танец «Метели» танец «Зайцы – белки» - «Горелки» в лес входит падчерица, оглядывается

Дев. - Никого нет, я одна в лесу. Страшно
садится на пенек
Холодно.
пробегает волк, рыщет, нюхает, воет
Волк - У-У-У-У Темно, холодно
убегает выбегают заяц и белка
Заяц - Кто там?

Белка - Девочка
подходят к девочке трогают её
Заяц - Привет!

Белка - Привет!

Дев. - Куда мне идти?

Белка - Посмотри

Заяц - Там огонек

Дев. - Пойду туда
уходит за ёлку появляется костёр, выходят 12 месяцев «Шествие»
Январь - Гори, гори ясно

Чтобы не погасло
бросает в костер щепотку конфетти
Март - Гори, гори ярче

Лето будет жарче
из-за деревьев выходит падчерица
Дев. - Здравствуйте.

Мес. - Здравствуй, девочка.

Дев. - Можно мне погреться?
протягивает руки к огню
Мес. - Конечно

Мес. - Пожалуйста!

Дев. - Спасибо
подходит к костру, ставит корзину
Мес. - А это что, девочка?
поднимает корзину
Дев. - Корзина

Мес. - Зачем?

Мес. - Грибы собирать?

Дев. - Нет. Мне нужны цветы
месяцы удивляются, пожимают плечами
Мес. - Зимой? Цветы?
девочка закрывает лицо руками, плачет
Январь - Не плач. Мы тебе поможем. Мы братья – 12 месяцев
представляются
Январь - Цветы бывают весной. Месяц, Апрель, помоги. Вот посох.
месяцы расходятся в стороны, остаются весенние месяцы, Апрель ударяет посохом
Апрель – Стали птицы песни петь

И расцвел подснежник
Март и Май выносят поляну с цветами (арку) магнитоф.- чириканье птиц Таней «Поснежников» Девочка удивляется, радуется, снимает платок, шубу
Апрель – Собирай быстро. Время мало.
Девочка собирает цветы въезжает карета, сзади идут мачеха и дочка, карета останавливается
Корол. - Тепло.
снимает шубку, шапку ,рукавички

Смотрите! Вот цветы.
срывает цветок, нюхает, учителю дает понюхать учитель берет цветок, удивленно его рассматривает, нюхает
Учит. - Не понимаю. Так не бывает.
королева обращается к девочке
Корол. - Это твои цветы? Красиво.


подбегают мачеха и дочка, отталкивают девочку
Мачеха - Это мои цветы
тянет корзину к себе
Дочка - Мои, отдай.
тянет корзину к себе
Мачеха Дочка - Отдай! Отдай! Гав, гав, гав…
месяцы одевают на них собачьи шапки. Собаки убегают. Музыка (вьюга) – прилетает метель, забирает поляну, цветы Все мерзнут. Выходят месяцы
Корол. - Снова холодно и снег. Почему?

Учит. - Потому что сейчас зима, месяц – январь.
месяцы одевают девочку, королеву, учителя
Январь - Времена года идут по порядку.
месяцы по очереди говорят
Месяцы - Зима Весна Лето Осень

Учитель - По-другому не бывает.

Корол. - Я поняла.





В раздел образования