Напоминание

"Патриотическое воспитание в школе"


Автор: Вера Михайловна Гурьева
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ г.Астрахани
Населённый пункт: Астрахань
Наименование материала: Статья «Формы и методы патриотического воспитания: традиции и инновации»
Тема: "Патриотическое воспитание в школе"
Раздел: начальное образование





Назад




«Формы и методы патриотического воспитания: традиции и инновации»

Гурьева Вера Михайловна,

педагог дополнительного образования

МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа № 27»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось

одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность –

самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное

формирование у учащихся любви к своей Родине.

В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации

подчеркивается

необходимость

организации

в

школьном

учреждении

специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их

возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.

В современном понимании патриотизм - это многовариантное понятие,

трактующееся

всеми

неоднозначно

и

имеющее

много

различных

определений. Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это

стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное

уважительное отношение к ее истории.

С детства, ещё в школе, мы учим патриотизму. Однако никто не

объясняет, что это. «Надо любить свою Родину»- говорим мы. А как её

любить? Что это вообще значит? Пришвин говорил, что «любить свою

Родину, значит, знать её». Писатель фактически вывел определение

патриотизма. У детей чаще всего понятие Родина ассоциируется с местом,

где они живут. От того, насколько они хорошо знают и любят историю

своего края, зависит и глубина патриотического чувства у детей.

В

начальной

школе

закладывается

начало

понимания

высоких

патриотических

чувств.

Патриотизм

синтез

духовно-нравственных,

гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в

любви к Родине, своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать

лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры.

Патриотическое

воспитание

младших

школьников

должно

стать

той

объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих

патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм

призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение,

которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные

богатства, а уровень жизни сделать качественнее.

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой

культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно

вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного,

трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, полевой цветок,

нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились

любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности

народов, которые ее населяют. «БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО,» -

гласит народная мудрость, а будущее – это дети, которых надо воспитывать

на героическом прошлом нашего народа.

Патриотическое воспитание начинается с первых дней учёбы в школе. В

учебниках по литературному чтению, окружающему миру, русскому языку,

математике есть много материала, на основе которого можно воспитывать

патриотов нашей страны. Главное, чтобы было желание учителя и родителей.

Ведь они - один из главных «винтиков» в этом процессе. В современном

обществе авторитет родителей, чаще всего, сильнее, чем у учителя.

Начиная с первого класса, в свою работу учитель включает задания для

расширения кругозора учащихся по основам истории и окружающего мира.

Уже в «Азбуке». «Букваре» у нас есть вопросы и задания по изучению

истории

родного

края,

своей

страны.

Мы

знакомимся

с

историей

возникновения названий рек, городов, фамилий людей. Узнаём, почему в

нашей стране такие государственные символы, что они означают, откуда

появились. Учащиеся реально переживают

чувства привязанности к своей

родной земле, когда включаются в краеведческую работу, знакомятся с

памятным и местам родного края, встречаются с людьми, совершившими

боевые и трудовые подвиги. Участие в этой работе, если она отличается

высокой содержательностью и красочностью, вызывает у учащихся чувство

восхищения, стремление (потребность) подражать таким людям.

В процессе патриотического воспитания важен также и поиск ребенком

собственной причастности к историческим событиям, ставшим значимыми и

поворотными в истории своей страны. Ощущение чего-то великого, того, что

совершили когда-то прадедушки и прабабушки, защищая свою Родину в

момент, который мы называем Великой Отечественной, а весь мир – Второй

Мировой войной. Особенно остро чувствуется необходимость работы в этом

направлении с детьми младшего школьного возраста. Ведь детство - самая

благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, когда

происходит

формирование

базовых

характеристик

взаимодействия

внутреннего мира ребенка с окружающей действительностью. Очевидна

фундаментальная роль патриотического воспитания будущего гражданина.

Патриотическое воспитание включает в себя несколько направлений:

духовно-нравственное,

культурно-историческое,

гражданско-правовое,

военно - патриотическое. Все они взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Деловые игры, классные часы, встречи с ветеранами войны и труда,

беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-

конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, походы, трудовые

дела, тренинг, знакомство с историческим прошлым малой родины и

Отечества, знакомство с традициями и обычаями народа, проживающего на

территории Астраханской области, фольклором. Проводим поисковую

работу в библиотеках, организуем встречи с интересными людьми нашего

города,

участвуем

в

патриотических

акциях,

организуем

просмотр

видеофильмов о войне.

МБОУг. Астрахани «СОШ №27» имеет богатые традиции патриотического

воспитания. Одно из самых важных направлений - военно-патриотическое.

Школьный музей "Боевой славы" - центр патриотического воспитания

школы. Здесь очень часто проходят Уроки мужества, классные часы, встречи

с ветеранами и их родственниками. Экскурсии проводит группа лекторов из

старших классов. Поисково-исследовательская группа ведет работу с

архивами.

Проект

неожиданно

для

нас

получил

продолжение.

Администрация школы, видя заинтересованность учащихся школы и их

родителей, благодарность жителей микрорайона, заверила нас, что будут

решать

финансовый

вопрос

и

средства

на

изготовление

памятной

мемориальной доски из более качественных материалов будут найдены. И в

преддверии 75-летия Победы была установлена памятная плита воинам-

землякам «Они подарили нам жизнь», а в школьном дворе появилась Аллея

Славы

участников

Великой

Отечественной

войны.

В

нашей

школе

разработана и функционирует Программа патриотического воспитания

учащихся «Память поколений». В рамках реализации школьной программы

патриотического воспитания учащиеся старших классов приняли участие в

ряде социальных проектов. В рамках традиционных «Месячников военно-

патриотической

работы»

старшеклассники

участвуют

в

спортивных

соревнованиях, проводят экскурсии и тематические линейки, конкурсы и

викторины для учащихся начальной и основной школы. Традиционной для

учащихся школы стала акция «Георгиевская ленточка», участие в ежегодном

молодежном митинге, в акции памяти «Бессмертный полк». При подготовке

к празднованию провели викторину «Герои Великой Отечественной войны».

Учащиеся находили материал и рассказывали о земляках- героях Советского

Союза, защищавших нашу Родину. Ежегодные экскурсии в городской Музей

Боевой

славы

– давняя

традиция школы.

Используя возможности

инновационных музейных форм работы, нацеленных на сотрудничество

педагога и музейного сотрудника, мы стимулируем наших учеников к

изучению краеведения и формируем у них потребность в посещении музея

как формы интеллектуального досуга.

Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной

формой,

нами признана организация проектной деятельности. Данная

деятельность

позволяет

каждому

ученику

почувствовать

себя

исследователем, овладевать навыками работы с различными источниками

информации. Ценно и то, что проектная деятельность позволяет объединить

детей, родителей и учителей в совместную творческую, исследовательскую

деятельность и формировать настоящее сообщество детей и взрослых. Над

проектами мы работаем длительное время. Темы проектов самые разные,

возникают в процессе работы. Например, при изучении темы «Моя

родословная» детям было дано задание – просмотреть семейные альбомы,

найти фотографии военных лет и попросить старших рассказать о них.

Выяснилось, что у многих в семьях родные и близкие родственники воевали

на фронте. Собранный по крупицам материал, стал идеей Аллеи Славы. Были

подготовлены и другие проекты

Школьники выполняют различные творческие задания: конкурсы

рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера, театрализованные

представления, мини-проекты, мини-спектакли, фотовыставки, выставки

прикладного творчества.

Одно из самых серьезных отношений в школе к организации спортивных

мероприятий. Спортивно-патриотическое направление включает в себя:

участие в городских, районных и областных соревнованиях, проведение

школьных соревнований в течение года.

В классах мы проводим ежегодные спортивные праздники «Мама, папа, я –

спортивная семья». Это стало одной из традиций нашей школы. У

Монтескье, по этому поводу, есть очень верные слова: «…лучшее средство

привить любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у их

отцов» (Цит. по: Мазыкина Н. В., Монахов 2004). Работа с семьей занимает

одно из основных мест в системе патриотического воспитания в школе.

Подводя итог, хочется сказать, что патриотическое воспитание занимало и

будет занимать центральное место в воспитательной системе школы. И

благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть

уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан,

патриотов России.

Список литературы:

1.

Государственная

программа

«Патриотическое

воспитание

граждан

Российской Федерации на 2006-2010 гг.». Постановление Правительства

Российской Федерации 11 июля 2005 г. № 422.

2. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным

вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов

их семей протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.

3.Аронов А.А. Воспитание патриотов. М., 1992.

4.Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 2005.

5. Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Методические рекомендации по

совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков.

// Воспитание школьников. – 2003. – № 5. – С. 12-13.



В раздел образования