Автор: Вера Михайловна Гурьева
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ г.Астрахани
Населённый пункт: Астрахань
Наименование материала: Статья «Формы и методы патриотического воспитания: традиции и инновации»
Тема: "Патриотическое воспитание в школе"
Раздел: начальное образование
«Формы и методы патриотического воспитания: традиции и инновации»
Гурьева Вера Михайловна,
педагог дополнительного образования
МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа № 27»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось
одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность –
самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное
формирование у учащихся любви к своей Родине.
В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации
подчеркивается
необходимость
организации
в
школьном
учреждении
специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их
возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.
В современном понимании патриотизм - это многовариантное понятие,
трактующееся
всеми
неоднозначно
и
имеющее
много
различных
определений. Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это
стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное
уважительное отношение к ее истории.
С детства, ещё в школе, мы учим патриотизму. Однако никто не
объясняет, что это. «Надо любить свою Родину»- говорим мы. А как её
любить? Что это вообще значит? Пришвин говорил, что «любить свою
Родину, значит, знать её». Писатель фактически вывел определение
патриотизма. У детей чаще всего понятие Родина ассоциируется с местом,
где они живут. От того, насколько они хорошо знают и любят историю
своего края, зависит и глубина патриотического чувства у детей.
В
начальной
школе
закладывается
начало
понимания
высоких
патриотических
чувств.
Патриотизм
–
синтез
духовно-нравственных,
гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в
любви к Родине, своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать
лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры.
Патриотическое
воспитание
младших
школьников
должно
стать
той
объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих
патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм
призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение,
которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные
богатства, а уровень жизни сделать качественнее.
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой
культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно
вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного,
трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, полевой цветок,
нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились
любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности
народов, которые ее населяют. «БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО,» -
гласит народная мудрость, а будущее – это дети, которых надо воспитывать
на героическом прошлом нашего народа.
Патриотическое воспитание начинается с первых дней учёбы в школе. В
учебниках по литературному чтению, окружающему миру, русскому языку,
математике есть много материала, на основе которого можно воспитывать
патриотов нашей страны. Главное, чтобы было желание учителя и родителей.
Ведь они - один из главных «винтиков» в этом процессе. В современном
обществе авторитет родителей, чаще всего, сильнее, чем у учителя.
Начиная с первого класса, в свою работу учитель включает задания для
расширения кругозора учащихся по основам истории и окружающего мира.
Уже в «Азбуке». «Букваре» у нас есть вопросы и задания по изучению
истории
родного
края,
своей
страны.
Мы
знакомимся
с
историей
возникновения названий рек, городов, фамилий людей. Узнаём, почему в
нашей стране такие государственные символы, что они означают, откуда
появились. Учащиеся реально переживают
чувства привязанности к своей
родной земле, когда включаются в краеведческую работу, знакомятся с
памятным и местам родного края, встречаются с людьми, совершившими
боевые и трудовые подвиги. Участие в этой работе, если она отличается
высокой содержательностью и красочностью, вызывает у учащихся чувство
восхищения, стремление (потребность) подражать таким людям.
В процессе патриотического воспитания важен также и поиск ребенком
собственной причастности к историческим событиям, ставшим значимыми и
поворотными в истории своей страны. Ощущение чего-то великого, того, что
совершили когда-то прадедушки и прабабушки, защищая свою Родину в
момент, который мы называем Великой Отечественной, а весь мир – Второй
Мировой войной. Особенно остро чувствуется необходимость работы в этом
направлении с детьми младшего школьного возраста. Ведь детство - самая
благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, когда
происходит
формирование
базовых
характеристик
взаимодействия
внутреннего мира ребенка с окружающей действительностью. Очевидна
фундаментальная роль патриотического воспитания будущего гражданина.
Патриотическое воспитание включает в себя несколько направлений:
духовно-нравственное,
культурно-историческое,
гражданско-правовое,
военно - патриотическое. Все они взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Деловые игры, классные часы, встречи с ветеранами войны и труда,
беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-
конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, походы, трудовые
дела, тренинг, знакомство с историческим прошлым малой родины и
Отечества, знакомство с традициями и обычаями народа, проживающего на
территории Астраханской области, фольклором. Проводим поисковую
работу в библиотеках, организуем встречи с интересными людьми нашего
города,
участвуем
в
патриотических
акциях,
организуем
просмотр
видеофильмов о войне.
МБОУг. Астрахани «СОШ №27» имеет богатые традиции патриотического
воспитания. Одно из самых важных направлений - военно-патриотическое.
Школьный музей "Боевой славы" - центр патриотического воспитания
школы. Здесь очень часто проходят Уроки мужества, классные часы, встречи
с ветеранами и их родственниками. Экскурсии проводит группа лекторов из
старших классов. Поисково-исследовательская группа ведет работу с
архивами.
Проект
неожиданно
для
нас
получил
продолжение.
Администрация школы, видя заинтересованность учащихся школы и их
родителей, благодарность жителей микрорайона, заверила нас, что будут
решать
финансовый
вопрос
и
средства
на
изготовление
памятной
мемориальной доски из более качественных материалов будут найдены. И в
преддверии 75-летия Победы была установлена памятная плита воинам-
землякам «Они подарили нам жизнь», а в школьном дворе появилась Аллея
Славы
участников
Великой
Отечественной
войны.
В
нашей
школе
разработана и функционирует Программа патриотического воспитания
учащихся «Память поколений». В рамках реализации школьной программы
патриотического воспитания учащиеся старших классов приняли участие в
ряде социальных проектов. В рамках традиционных «Месячников военно-
патриотической
работы»
старшеклассники
участвуют
в
спортивных
соревнованиях, проводят экскурсии и тематические линейки, конкурсы и
викторины для учащихся начальной и основной школы. Традиционной для
учащихся школы стала акция «Георгиевская ленточка», участие в ежегодном
молодежном митинге, в акции памяти «Бессмертный полк». При подготовке
к празднованию провели викторину «Герои Великой Отечественной войны».
Учащиеся находили материал и рассказывали о земляках- героях Советского
Союза, защищавших нашу Родину. Ежегодные экскурсии в городской Музей
Боевой
славы
– давняя
традиция школы.
Используя возможности
инновационных музейных форм работы, нацеленных на сотрудничество
педагога и музейного сотрудника, мы стимулируем наших учеников к
изучению краеведения и формируем у них потребность в посещении музея
как формы интеллектуального досуга.
Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной
формой,
нами признана организация проектной деятельности. Данная
деятельность
позволяет
каждому
ученику
почувствовать
себя
исследователем, овладевать навыками работы с различными источниками
информации. Ценно и то, что проектная деятельность позволяет объединить
детей, родителей и учителей в совместную творческую, исследовательскую
деятельность и формировать настоящее сообщество детей и взрослых. Над
проектами мы работаем длительное время. Темы проектов самые разные,
возникают в процессе работы. Например, при изучении темы «Моя
родословная» детям было дано задание – просмотреть семейные альбомы,
найти фотографии военных лет и попросить старших рассказать о них.
Выяснилось, что у многих в семьях родные и близкие родственники воевали
на фронте. Собранный по крупицам материал, стал идеей Аллеи Славы. Были
подготовлены и другие проекты
Школьники выполняют различные творческие задания: конкурсы
рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера, театрализованные
представления, мини-проекты, мини-спектакли, фотовыставки, выставки
прикладного творчества.
Одно из самых серьезных отношений в школе к организации спортивных
мероприятий. Спортивно-патриотическое направление включает в себя:
участие в городских, районных и областных соревнованиях, проведение
школьных соревнований в течение года.
В классах мы проводим ежегодные спортивные праздники «Мама, папа, я –
спортивная семья». Это стало одной из традиций нашей школы. У
Монтескье, по этому поводу, есть очень верные слова: «…лучшее средство
привить любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у их
отцов» (Цит. по: Мазыкина Н. В., Монахов 2004). Работа с семьей занимает
одно из основных мест в системе патриотического воспитания в школе.
Подводя итог, хочется сказать, что патриотическое воспитание занимало и
будет занимать центральное место в воспитательной системе школы. И
благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть
уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан,
патриотов России.
Список литературы:
1.
Государственная
программа
«Патриотическое
воспитание
граждан
Российской Федерации на 2006-2010 гг.». Постановление Правительства
Российской Федерации 11 июля 2005 г. № 422.
2. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
Одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным
вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов
их семей протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.
3.Аронов А.А. Воспитание патриотов. М., 1992.
4.Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 2005.
5. Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Методические рекомендации по
совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков.
// Воспитание школьников. – 2003. – № 5. – С. 12-13.