Напоминание

О чём поют птицы?


Автор: Селиванова Надежда Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУКОНШ-ДС
Населённый пункт: город Куса Челябинская область
Наименование материала: внеклассное занятие
Тема: О чём поют птицы?
Раздел: начальное образование





Назад




Внеурочное занятие

Тема: « О чём поют птицы весной?».

Цель: познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц, показать

значение птиц в природе и жизни человека, создать эмоциональное переживание,

радостное весеннее настроение, воспитывать интерес и любовь к природе, заботливое

отношение к птицам. расширить представление детей о птицах весной .

Задачи:

Образовательные:

обобщить знания детей о признаках весны; закрепить знания о

перелетных птицах, расширить и активизировать словарь.

Развивающие: развивать внимание, память, мышление, творческое воображение;

развивать интерес к жизни птиц, развивать творческие способности, формировать умение

переносить усвоенные способы лепки на изготовление новых изделий.

Воспитательные:

воспитывать доброе заботливое отношение к птицам, любовь ко всему

живому.

Интеграция образовательных областей:

«познавательное развитие»; «речевое

развитие», «социально-коммуникативное развитие»; «физическое развитие»;

«художественно – эстетическое развитие».

Виды деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы,

музыкально- игровая, игровая, продуктивная, двигательная.

Методы: практический, игровой, наглядный, словесный.

Приемы: групповая коллективная работа, беседа, загадывание загадок.

Здоровьесберегающие технологии: физминутка.

Ход занятия.

1.

Оргмомент. Эмоциональный настрой на занятие.

Воспитатель:

Колокольчик звенит,

Собираться велит! (звонок колокольчика)

(Ребята встали, подравнялись красиво, тихо сели)

Сегодня у нас в гостях Солнышко.

Солнышко красное! Появись.

Светлое, лучистое,

Всем ребятам улыбнись!

/на доске появляется плакат с изображением солнца/

Солнышко вам улыбается. Улыбнитесь ему тоже – подарите свои улыбки.

- Скажите, когда начинает пригревать солнышко? В какое время года?

Дети: Весной

Воспитатель: читает стихотворение «К нам пришла весна»

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если все зазеленело,

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла весна.

Е. Карганова

Ребята, скажите, какие изменения происходят в природе с приходом весны?

Дети: Снег потемнел, тает, кое-где видна земля, ярко светит солнце, журчат ручьи,

появляется первая, весенняя травка, набухают, лопаются почки, появляются первые цветы

и улыбок на лицах прохожих становится больше. Просыпается природа, птички

прилетают с юга.

Молодцы! Много назвали признаков.

Воспитатель: Да, ребята, это время года весна.

А сейчас отгадайте загадку:

Кто отправился в полет,

В клюве веточку несет?

(Дети: птицы)

Воспитатель: Правильно, птицы.

А каких птиц вы знаете, назовите….. воробьи, вороны, синицы, голуби и т.д.

2.Знакомство с темой занятия.

(познавательная беседа)

Воспитатель:

Птицы – наши друзья.

Сегодня мы с вами будем говорить о чём поют птицы весной.

А разговор мы начнём с игры.

Игра называется:

Игра «Доскажи словечко»

Воробьи, стрижи, пингвины,

Снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы

Одним словом это - … /птицы/

Солнце греет у порога

И растаяли сугробы

Потекли рекой ручьи

Прилетели к нам … /грачи/

Кар-кар-кар – кричит плутовка

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

Как зовут её? … /ворона/

Серый маленький комочек

Чик – чирик! – замёрз он очень!

Солнце, выгляни скорей,

Ждёт тебя наш … /воробей/

Воспитатель: Молодцы, правильно.

Есть птицы, которые живут с нами весь год.

А, есть, птицы, которые улетают в тёплые края.

- Почему они улетают в теплые края?

(Потому что им страшен голод,

перелетные птицы не приспособлены

делать запасы на зиму и добывать корм в зимних условиях.)

- Как называются эти птицы? (Перелетные?)

-Молодцы, правильно, перелётные. (Соловей, скворец, ласточка, грач, кукушка, иволга,

жаворонок)

- Птицы на своих крыльях они принесли нам - Весну.

Вот сейчас мы с ними познакомимся поближе с некоторыми перелётными птицами

(Рассказ с картинками ).

Первые вестники весны-это грачи

Грач – стройная черная птица. В оперении грача присутствует, в основном, чёрный цвет

с металлическим отливом. Грач внешне похож на ворону, но стройнее её. Грач летает на

большие расстояния, но достаточно много времени проводит и на земле, отыскивая корм.

Молодые грачи отыскивают на полях различного рода насекомых. Мы этому рады — как

правило, это насекомые-вредители. Взрослый грач питается мелкими грызунами(которых

они находят, копаясь в земле своим крепким клювом), улитками, способен поймать даже

молодого зайчонка. Также питаются семенами овощей и ягод.

Гнезда строят на высоких деревьях. Иногда на дереве можно увидеть сразу

несколько птичьих гнёзд. Гнёзда из сухих сучьев, выстилают сухой травой, иногда

клочками шерсти, тоненькими ветками, а также используют различный мусор.

Скворцы имеют черный с металлическим отливом окрас. Отличаются яркими отливами

перьев. Бывают зеленоватого, фиолетового, бронзового и даже синего цвета. Имеют

длинный и весьма острый клюв, который слегка изогнут.

Скворец – птица говорливая и очень любит подражать всем звукам, которые она слышит.

Тут и скрип колеса, и лай собаки и кудахтанье кур. Можно даже услышать слова

человеческой речи.

Скворцы любят поедать земляных червей, личинок насекомых, всяких пауков,

кузнечиков. Не откажутся и от бабочек. Так же лакомятся семенами и плодами

фруктовых и ягодных деревьев: яблони, груши, вишни, сливы, черноплодной рябины.

Гнезда у скворца — дупло, отверстие в стене дома или скворечник.

В качестве подстилки используются сухие веточки деревьев, стебли, листья, шерсть и

перья других птиц.

Когда птенцы вырастают,то покидать уютное родительское гнездо не хотят, и тогда

родители применяют хитрый ход. Они перестают носить птенцам корм и садятся на ветки

неподалеку от скворечника, держа в клювах насекомых. Хочешь кушать? Вылетай из

гнезда!

Соловей

Соловей - один из самых знаменитых певцов среди птиц. Но увидеть соловья трудно: это

скрытная и осторожная птица. Чудесная песня соловья - это и знак того, что территория

занята.

Соловей – маленькая птица с длинными ногами и большими глазами.

Перья у соловья с бурым оттенком, а хвост – рыжеватый.

Соловей питается пауками, насекомыми, червями, жучками, бабочками, муравьями,

ягодами.Обитает в сырых кустарниковых зарослях, в долинах рек.

Гнёзда на земле или очень низко, в кустах. Гнездо похоже на растрепанный кочан

капусты.

Гнезда из старых листьев, тонких прутиков, сухих стебельков трав.

А птенцы, ещё не умея летать, уже покидают гнездо. Словно серые мышата, они ловко

бегают и прячутся в траве, перепархивают с места на место.

Ласточка

Ласточка имеет спинку темно-синего цвета. На грудке – широкая темная полоса. Брюшко

светлое, на хвосте есть белые пятна. Хвост у ласточки будто разрезан на две части.

По земле ходит весьма неловко и неохотно. Они питаются насекомыми, которых ловят

на лету.

Свои гнёзда они лепят из глины, грязи и илистого песка, смачивая комочки своей

необычайно липкой слюной, а внутреннюю часть своего слепленного гнезда устилают

мягкой и тёплой подстилкой.

Кукушка

Эта птица осторожная спина у нее чаще буроватого цвета или рыжеватого с чёрными

или белыми поперечными полосками. Глаза и окружность вокруг глаза жёлтого цвета

Питается насекомыми, особенно личинками. Её любимое блюдо — мохнатые гусеницы,

которыми «брезгуют» остальные птицы (волоски этих гусениц при переваривании пищи

крепко втыкаются в стенки желудка). Такого рода пища абсолютно не подходит многим

птицам. Уничтожение мохнатых гусениц – несомненная помощь кукушки родной

природе.

Гнездо

Кукушки никогда не строят себе гнёзд и не высиживают птенцов. Свои яйца они

подкладывают в гнёзда других птиц. Отложив на земле яйцо, кукушка берёт его в клюв и,

подлетев незаметно к гнезду какой-либо птички, подкладывает его туда в отсутствии

хозяев.

Дети кукушки очень похожи на своих родителей. Вскоре после того как кукушонок

выклюнется из яйца, он начинает выбрасывать из гнезда яйца или других птенцов – своих

приёмных братьев. Делает это он так: подлезает под птенца и, когда тот очутится в особом

углублении у него на спине, начинает пятиться к краю гнезда. А затем сильным толчком

сбрасывает его вниз. Такая участь ожидает всех птенцов, пока кукушонок не останется

один в гнезде. Его одного выкармливают приёмные родители, иногда намного меньшие по

размеру, чем их прожорливый подкидыш.

Воспитатель:

Воспитатель:

- А , какая первая забота у птиц весной? (Поправить старые гнезда и построить новые.)

- Из чего строят гнезда птицы? (Из старых травинок, веточек, пушинок, лоскутов, мха,

березовой коры и др.)

- Где птицы строят свои гнезда? (На деревьях, на земле, под крышей, под балконом, в

кустах.)

- Ребята, чем питаются птицы? (насекомыми, червями, ягодами, пауками, семенами и

плодами растений (яблоки, сливы, вишня).

- Вот когда гнезда готовы, какая же следующая забота у перелетных птиц? (Отложить

яйца, вывести птенцов.)

- Кто растит потомство? (Родители, обе птицы.)

- Ребята, а мы с вами можем как-то помочь птицам весной? (Сделать с родителями и

развесить скворечники, развесить по кустам вату, лоскутки для гнезд и т.д.)

Молодцы!

Воспитатель:

Птицы защищают парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых.

Сделав скворечники, развесив по кустам вату, лоскутки мы поможем птицам.

Вы, сказали, что птицы высиживают птенцов.

Ребята, давайте поиграем в игру «Назови малышей»

Я буду называть птиц, а вы должны ответить, как зовутся их птенцы.

- У утки – утята

- У совы - совята

- У грача – грачата.

- У скворца – скворчата.

- У кукушки – кукушата.

- У вороны - воронята.

- Молодцы! Справились с таким трудным заданием.

-Посмотрите на птичек, какие они все красивые, одна на другую не похожи.

-Птицы радуют нас не только своим внешним видом, чудной окраской , но и своими

песнями.

- Давайте и мы попробуем изобразить птичье пение.

(Дети должны попытаться воспроизвести незамысловатые слова песенок птиц).

Как поёт ворона? (Кар-кар-кар)

Как поёт воробей? (Чив-чив-чирик)

Ребята, а как поют, птицы, о которых мы с вами говорили?

Вы, знаете?

--Как поёт грач? (крак- крак)

Послушайте, как поёт грач в природе. (Звучит пение грач.)

--Как поёт скворец? (тиф-тиф-виу)

Послушайте, как поёт скворец в природе. (Звучит пение скворца.)

--Как поёт ласточка? (вит-вит-чивит)

Послушайте, как поёт ласточка в природе. (Звучит пение ласточки.)

--Как поёт кукушка? (ку-ку)

Послушайте, как поёт кукушка в природе. (Звучит пение кукушки.)

- Ребята, как вы думаете, какую птицу называют самым лучшим певцом среди пернатых

друзей? Правильно, соловья.

--Как поёт соловей? (тьёх-тьёх-фьють-фьють)

Послушайте, как поёт соловей в природе. (Звучит пение соловья.)

Воспитатель:

- Но в природе птицы поют все вместе. Попробуем и мы изобразить птичий хор.

(Каждая группа поёт за свою птицу.)(Играют дети , поют)

- Ребята, послушайте птичий хор в лесу. (Звучит запись.)

Воспитатель: А теперь давайте пофантазируем.

Если бы птицы умели петь как люди, словами, о чем бы они

рассказали нам в своих весенних песнях)

Дети: о том, как они любят свою родину, как прекрасна и

неповторима наша земля, как долог и труден путь домой, как

они спешили и радовались встречи с нами, как они

соскучились. Что надо строить гнёзда и высиживать и воспитывать птенцов.

Воспитатель:

Сейчас я хочу прочитать вам интересный рассказ Константина

Дмитриевича Ушинского «Ласточка», послушайте внимательно.

Воспитатель читает рассказ.

Вопросы воспитателя после прочтения по содержанию рассказа:

-Что мальчик хотел сделать? Разорить гнездо.

-Кто прилетел в гнездо весной? Пара ласточек.

-Что ласточки стали делать с гнездом? Стали ремонтировать гнездо.

-Кто появился в гнезде у ласточек? Появились маленькие птенчики.

-Правильно поступил мальчик, что не разорил гнездо? Да, конечно, же правильно.

-Воспитатель:

-Дети, а вот как вы думаете, что произойдёт, если птицы вдруг исчезнут?

-Будет беда. Некому станет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных

насекомых. Насекомые съедят все растения, урожай хлеба, фруктов, овощей.

Мы никогда не услышим их чудесного пения.

Воспитатель:

Ребята, давайте отдохнём.

Физкультминутка «Шустрая птица»:

Мы с вами сейчас будем птичками

Скачет шустрая птица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах).

- А теперь пришло время для выполнения работы.

Проверка рабочего места

Перед вами лежат все необходимые детали.

Клей, ножницы, салфетки, 2 цветных карандаша: жёлтый и синий или голубой. Лист

картона белого, картинка -птица –ласточка.

Ребята, сегодня мы с вами будем выполнять рисунок- аппликацию «Ласточка».

Работа состоит из рисунка – это что? (солнце)

- это что? (небо)

Работа состоит из аппликации – это кто? (ласточка)

Перед выполнением работы повторим правила безопасности работы с ножницами и

клеем.

Повторение правил безопасности работы с ножницами и клеем.(дети)

Воспитатель. Сейчас покажу схему выполнения работы.

1.Вырезание картинки- ласточки.

2.Выполнение рисунка –солнце.

3. Выполнение рисунка- небо.

4. Наклеивание картинки на рисунок.

Ребята, давайте поместим наши работы на доску.

- Какое настроение они вызывают? (хорошее, радостное)

- Вам нравятся ваши работы? (Да)

-Это говорит о том, что вы хорошо потрудились, вы молодцы.

Воспитатель:

А сейчас – игра.

Игра « Птицы и кукушка» (Обруч- это гнездо)

Все играющие изображают птиц и имеют по отдельно отчерченному месту – гнезду.

Только у кукушки нет гнезда. По сигналу воспитателя: «Кыш, полетели!» - птицы летят

из гнезд и летают, где им удобно. Кукушка летает вместе со всеми птицами. По сигналу

воспитателя «Домой!» - все, в том числе и кукушка бегут и стараются занять любое

гнездо. Кто остался без гнезда – тот кукушка. П/и проводится несколько раз по желанию

детей.

Итог занятия:

Ребята, а что вам на занятии понравилось больше всего?

Давайте попробуем оценить наше настроение после занятия.

Выберите из двух птичек одну, ту, которая больше всего подходит под ваше настроение:

Желтая птичка – настроение хорошее;

Синяя птичка – настроение плохое.

Прикрепите каждый свою птичку на эту берёзку.

Посмотрите, мы все люди разные и птички у нас разные. (Какое у нас единодушие!) Вижу,

что всем понравилось занятие.

- На этом наше занятие окончено. Все свободны.

-Берегите птиц,

Птиц вы берегите,

Ласточек, стрижей,

Ворон и синичек,

В поле, и в саду

В степи, и в пустыне,

Где только можно –

Птичек, берегите!



В раздел образования