Элективный курс "Подготовка к итоговому сочинению"
Автор: Минкашева Наталья Николаевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МАОУ "Средняя школа №6" Населённый пункт: г.Когалым, Тюменская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Элективный курс "Подготовка к итоговому сочинению" Раздел: среднее образование
Пояснительная записка
Программа данного курса предназначена для подготовки учащихся 10-х классов к
итоговому сочинению по литературе в 11 классе.
Основное содержание программы составляют знания о языке, литературных нормах,
видах
речевой
деятельности,
функциональных
стилях
русской
речи,
средствах
художественной выразительности, коммуникативных качествах речи, тексте, нравственной
стороне речевой деятельности, речевом этикете. Значительное внимание в содержании
программы уделено формированию практических навыков анализа авторского текста, в
составлении собственного текста.
Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются
навыки по составлению собственного текста-рассуждения.
Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется
прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои
мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют без
трудностей подготовить учащихся к сочинению по литературе в 11 классе.
Место курса в образовательном процессе
Курс рассчитан для учащихся 10 классов. Все часы имеют практическую направленность,
что дает возможность учащимся систематизировать теоретический материал, закрепить
его на практике.
Обеспечение курса
Программа рассчитана на 34 часов. Состоит из теоретического материала, из вопросов и
заданий практического характера. Больше времени отводится на практическую часть, так
как часть теоретического материала знакома учащимся. Во время практических занятий
проводится
промежуточный
контроль.
Такое
распределение
часов
является
более
целесообразным.
Общими принципами отбора содержания материала программы являются:
Системность,
Целостность,
Объективность,
Научность,
Доступность для обучающихся .
Значимость
курса состоит
в
углублении
лингвистических
знаний,
овладении
культурой
устной
и
письменной
речи
и
искусства
речевого
общения,
формировании
умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения
материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей,
логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал
постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется
развитию устной и письменной монологической речи.
Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы, ощущается
взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом. С целью предотвращения
перегрузки учебный материал распределен таким образом, что практически не требуется
домашней подготовки.
С первого занятия учащиеся четко представляют конечный результат: перед ними
сформулированы цели курса.
Цель курса:
- научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме
рассуждения на основе прочитанного текста;
- подготовить учащихся к написанию сочинения в 11 классе;
- оказать помощь выпускнику в формировании нравственной позиции;
- способствовать интеллектуальному развитию ученика;
- воспитать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную
жизнь.
Задачи курса:
Теоретические:
Освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой
деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах
русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой
деятельности, речевом этикете;
Развивающие:
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей, логики мышления;
Развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку;
Практические:
Совершенствование коммуникативных умений;
Овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста;
адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать
собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные
доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли,
составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание
по заданной модели; совершенствовать и редактировать текст; применять
полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной
информацией;
Воспитательные:
Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры;
Воспитание интереса и любви к русскому языку;
Воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной
и письменной речи;
Воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и
умений в различных областях жизни;
Воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.
Кроме того, данный курс помогает решать задачи литературного образования:
воспитывать внимательного читателя, учить его размышлять над прочитанным, извлекая
нравственные уроки.
Методы
обучения:
исследовательские,
иллюстративные,
традиционные
(наблюдения,
исследования).
Формы организации учебных занятий:
Основной тип - практикум. Каждая тема практикума начинается с постановки задачи-
характеристики образовательного продукта (отдельные части сочинения или сочинение),
который
предстоит
создать
учащимся.
Алгоритм
выполнения
задания
простраивается
совместно на занятии; в ходе выполнения заданий учащиеся пользуются справочной
литературой.
Ожидаемый результат
Учащиеся должны знать
тип речи рассуждение и его отличительные особенности (цель структурные
компоненты, языковые средства);
композицию текста рассуждения;
виды рассуждения.
Уметь
адекватно понимать информацию прочитанного текста;
использовать
информацию,
содержащуюся
в
прочитанном
тексте,
в
качестве аргумента;
самостоятельно подбирать и правильно использовать художественный
материал;
самостоятельно конструировать ту или иную структуру предложения и
использовать ее в сочинении;
владеть навыками стилистической правки текста;
создавать текст сочинения-рассуждения.
Теоретической основой данного курса является:
- лингвистический, стилистический анализ текста;
- система языковых понятий и функционирования;
- различные виды упражнений и заданий, стимулирующие активные речевые действия и
задачи.
Применяемые технологии:
- технология исследовательской деятельности обучающихся;
- технология системно-деятельностного подхода;
- технология обучения в сотрудничестве.
Способы оценивания обучающихся
Предметом диагностики и контроля в курсе являются внешние образовательные продукты
учащихся,
а
именно:
сочинения-рассуждения
по
предложенным
литературным
произведениям.
Работы проверяются по критериям (Приложение).
Проверка
достигаемых
обучающимися
результатов
производится
в
следующих
формах:
текущая
диагностика
и
оценка
учителем
деятельности
обучающихся
( практические работы);
текущий
рефлексивный
самоанализ,
контроль
и
самооценка
учащимися
выполняемых заданий;
итоговая
оценка
деятельности
и
образовательной
продукции
обучающегося
в
соответствии с критериями;
итоговая
качественная
оценка
индивидуальной
деятельности
обучающихся
учителем в виде отзыва или рекомендации;
промежуточный контроль проводится после каждого раздела, а итоговый- в конце
курса.
Планируемый результат
Содержание курса структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии
с этим развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая и
культуроведческая компетенции.
Коммуникативная
компетенция -
овладение
всеми
видами
речевой
деятельности
и
основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования
языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам,
психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая
компетенция- систематизация знаний о языке как знаковой
системе и общественном явлении. Его устройстве, развитии и функционировании; общих
сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного
языка,
обогащение
словарного
запаса
и
грамматического
строя
речи
обучающихся;
совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения
пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция- осознание языка как формы выражения национальной
культуры,
взаимосвязи
языка
и
истории
народа,
национально-культурной
специфики
русского
языка,
владение
нормами
русского
речевого
этикета,
культурой
межнационального общения.
Используемая литература
1.А.Г.Нарушевич, И.С.Нарушевич. Итоговое выпускное сочинение в 11 классе.
Ростов-на-Дону, «Легион», 2014.
2.Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки.
Ростов-на-Дону, «Легион», 2014.
Учебно-тематический план
№
п/
п
Перечень
разделов
Всего
часов
Количество
лекционных
занятий
Количество
практических
занятий
Форма проведения
1
Основные цели
и задачи курса.
Основные
требования к
творческой
работе.
Нормативные
документы по
подготовке к
написанию
сочинения по
литературе.
Примерные
направления
тематики
сочинений.
2
2
-
Лекция
(презентация 1)
2
Композиция
сочинения.
Алгоритм
работы над
сочинением.
2
2
-
Лекция
(презентация 2)
3
Блок 1.
Какие вопросы
(проблемы)
ставит перед
человеком
война?
2
-
2
Творческая работа
4
Рецензировани
е,
редактирование
собственной
творческой
работы
2
-
2
Творческая работа
5
Блок 2.
Взаимоотноше
ния человека и
природы в
литературе.
2
-
2
Самостоятельная
работа
6
Рецензировани
е и
редактирование
творческих
2
-
2
Самостоятельная
работа
работ.
7
Блок 3.
Спор
поколений:
вместе и врозь
2
-
2
Творческая работа
8
Самостоятельн
ая творческая
работа над
редактирование
м текстов
2
-
2
Самостоятельная
творческая работа
9
Блок 4.
Чем люди
живы?
(ценностные
ориентиры
человека).
2
-
2
Самостоятельная
работа
10
Самостоятельн
ая творческая
работа над
редактирование
м текстов
2
-
2
Самостоятельная
творческая работа
11
Блок 5.
«Дом»
2
-
2
Самостоятельная
творческая работа
12
Самостоятельн
ая творческая
работа над
редактирование
м текстов
2
-
2
Самостоятельная
творческая работа
13
Блок 6.
«Время»
2
-
2
Самостоятельная
творческая работа
14
Самостоятельн
ая творческая
работа над
редактирование
м текстов
2
-
2
Самостоятельная
творческая работа
15
Блок 7.
«Любовь»
2
-
2
Самостоятельная
творческая работа
16
Самостоятельн
ая творческая
работа над
редактирование
м текстов
2
-
2
Самостоятельная
творческая работа
17
Блок 8.
«Путь»
2
-
2
Самостоятельная
творческая работа
Самостоятельн
ая творческая
работа над
редактирование
м текстов
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА»
Курс рассчитан на 34 часов, 1 час в неделю, в том числе 30 час практических
занятий.
Тема 1. Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе
Знакомство с основными целями и задачами курса. Критерии оценки творческой работы.
Примерные направления тематики сочинений. (2 часа)
Тема 2. Композиция сочинения. Алгоритм работы над сочинением.
Структура сочинения (вступление его виды, основная часть, заключение и его виды).
Абзацное членение. Речевые клише. Памятка работы над сочинением.(2 часа).
Тема 3. Блок 1. «Какие вопросы ставит перед человеком война?» (2 часа).
Примерные темы блока. Обсуждение произведений художественной литературы.
Цитаты к сочинению. Аргументы. Оформление работы, Изложение собственного мнения
по проблеме.
Тема 4. Рецензирование творческой работы (2 часа).
Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.
Тема 5. Блок 2. «Взаимоотношение человека и природы в литературе» (2 часа).
Примерные темы блока. Обсуждение произведений художественной литературы.
Цитаты к сочинению. Аргументы. Оформление работы, Изложение собственного мнения
по проблеме.
Тема 6. Рецензирование творческой работы(2 часа).
Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.
Тема 7. Блок 3. «Спор поколений: вместе и врозь» (2 часа).
Примерные темы блока. Обсуждение произведений художественной литературы.
Цитаты к сочинению. Аргументы. Оформление работы, Изложение собственного мнения
по проблеме.
Тема 8. Самостоятельная творческая работа над редактированием текста (2 часа).
Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.
Тема 9. Блок 4. «Чем живы люди?» (2 часа).
Примерные темы блока. Обсуждение произведений художественной литературы.
Цитаты к сочинению. Аргументы. Оформление работы, Изложение собственного мнения
по проблеме
Тема 10. Самостоятельная творческая работа над редактированием текста (2 часа)
Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.
Тема 11. Блок 5.«Дом» (2 часа)
Примерные темы блока. Обсуждение произведений художественной литературы. Цитаты к
сочинению.
Аргументы.
Оформление
работы,
Изложение
собственного
мнения
по
проблеме.
Тема 12. Самостоятельная творческая работа над редактированием текста (2 часа).
Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.
Тема 13. Блок 6. «Время» (2 часа)
Примерные темы блока. Обсуждение произведений художественной литературы. Цитаты к
сочинению.
Аргументы.
Оформление
работы,
Изложение
собственного
мнения
по
проблеме.
Тема 14. Самостоятельная творческая работа над редактированием текста (2 часа).
Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.
Тема 15. Блок 7.«Любовь» (2 часа)
Примерные темы блока. Обсуждение произведений художественной литературы. Цитаты к
сочинению. Аргументы. Оформление работы, Изложение собственного мнения по
проблеме.
Тема 16.
Самостоятельная творческая работа над редактированием текста (2 часа).
Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.
Тема 17. Блок 8. «Путь». Самостоятельная творческая работа над редактированием
текста (2 часа)
Примерные темы блока. Обсуждение произведений художественной литературы.
Цитаты к сочинению. Аргументы. Оформление работы, Изложение собственного мнения
по проблеме.
Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов