Напоминание

Формы групповой арт-терапии


Автор: Зорина Нина Дмитриевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГАПОУ "Казанский техникум информационных технологий и связи"
Населённый пункт: РТ, г. Казань
Наименование материала: Статья
Тема: Формы групповой арт-терапии
Раздел: среднее профессиональное





Назад





ФОРМЫ ГРУППОВОЙ АРТ
-
ТЕРАПИИ
Н. Д. Зорина, педагог-психолог ГАПОУ «Казанский техникум информационных технологий и связи» В последние годы большой интерес специалистов вызывает арт-терапия – метод психотерапии, основанный на использовании художественного творчества. Приемы арт-терапии связаны с представлением о том, что в любом человеке, как подготовленном, так и неподготовленном, заложена способность к проецированию своих внутренних конфликтов в визуальные формы. Арт
-
терапия может использоваться в качестве коррекционного метода для работы с детьми и взрослыми, у которых имеются затруднения в выражении и вербализации своих чувств и мыслей (речевые нарушения, аутизм и необщительность), а также сложности самих переживаний и наличия значительных внутренних барьеров для их выражения (посттравматические стрессовые расстройства). Существуют индивидуальные и групповые формы арт-терапии. Групповые формы широко используются в настоящее время, что связано с возможностью проведения работы с более широким кругом клиентов, а также наличием дополнительных коррекционных воздействий. К достоинствам групповой арт-терапии можно отнести: - она развивает ценные социальные навыки; - учит взаимной поддержке и совместному решению общих проблем; - дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих; - позволяет осваивать новые роли, а также наблюдать, как изменение собственного поведения влияет на окружающих; - повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности; - развивает навыки принятия решений.
На сегодняшний день используются три основные формы групповой арт- терапии: студийная открытая группа, динамическая (аналитическая) группа, тематическая группа. Студийная открытая группа Слово «открытая» в названии этой группы означает, что она не имеет постоянного состава. На любом этапе работы к группе могут присоединиться новые участники. Кроме того, участники такой группы могут в любое время прекратить свои посещения. «Студийной» такая группа называется, потому что изобразительная работа ее участников напоминает работу в художественной студии. Занятия с открытой студийной группой проводятся в специально оборудованных кабинетах – студиях с определенным количеством мест и с индивидуальным набором материалов. Кабинет – студия имеет зону отдыха, где посетители могут сделать перерыв в работе, не мешая другим. Перед началом работы объясняются общие правила поведения и задачи группы. Целью работы будет свободное творческое самовыражение в процессе изобразительной деятельности своих чувств, мыслей, фантазий. Объясняя общие правила поведения, необходимо подчеркнуть важность соблюдения тишины и уважения личного пространства других. Это означает, что нельзя вмешиваться в творческий процесс другого человека и давать какие-то оценки. Поскольку каждый человек работает в индивидуальном темпе, психолог должен проявлять достаточную гибкость и оказывать эмоциональную поддержку нуждающимся в ней. Это помогает членам группы ощутить себя в безопасности, справиться с тревогой и неуверенностью. Студийная работа предполагает свободную демократическую атмосферу. Такая форма работы очень успешна с детьми. Они быстро идентифицируют себя с группой, могут образовывать пары или мелкие группки, создавая хорошую рабочую атмосферу высокой терпимости к каждому, что позволяет большинству из них успешно завершить свою работу без каких-либо помех. Такая группа может быть весьма ценной для развития социальных навыков детей. Каждый может выразить свои проблемы и
переживания в безопасной атмосфере группы. Это формирующееся высокое доверие позволяет детям спокойно воспринимать индивидуальные различия, приходить к взаимопониманию, помогать друг другу. Динамическая (аналитическая) закрытая группа Динамическая группа является комплексной формой групповой работы, сочетающей в себе как индивидуальную, так и совместную изобразительную деятельность членов группы, а также вербальную коммуникацию. Вербальная коммуникация может осуществляться как в рамках групповых дискуссий, так и в ходе изобразительной работы и иных видов деятельности членов группы – игр, драматических постановок, ролевых диалогов, упражнений телесно- ориентированного характера. В ходе сессии члены группы могут неоднократно переходить от глубокого погружения в изобразительную и иные виды творческой деятельности к активному взаимодействию с ведущим и друг с другом. Ход сессий в целом не имеет какого-либо определенного плана и определяется актуальным состоянием и потребностями участников группы, а также той атмосферой, которая складывается в ней в каждый конкретный момент времени. Большое влияние на динамику групповых процессов при этом виде работы оказывает фактор художественной экспрессии. Он в значительной мере опосредует взаимодействие членов группы друг с другом и является инструментом выражения ими самых различных переживаний, потребностей, фантазий. В динамической группе быстро формируется определенная культура, проявляющаяся не только в действиях и высказываниях ее участников, но и создаваемых ими художественных образах. Использование данной формы групповой арт-терапии требует от ведущего высокого профессионализма, гибкости и умения использовать широкий репертуар различных приемов. В то же время динамическая арт- терапевтическая группа воздействует на ее членов не столько через
интервенции ведущего, сколько через групповой процесс, поэтому психолог должен уметь «уходить на задний план» и использовать свой авторитет для создания границ психотерапевтического пространства и определенной системы правил. Работа динамической группы предполагает определенные условия. Помещение должно иметь две зоны: для изобразительной деятельности и для обсуждений и иных видов деятельности (например, физических упражнений). Тематическая группа Т е м а т и ч е с к а я г р у п п а п р е д п о л а г а е т б о л ь ш у ю с т е п е н ь структурированности хода сессий. Это достигается за счет фокусировки внимания членов группы на какой-либо значимой для них теме или на определенных техниках изобразительного характера. В большинстве случаев тематические группы являются полуоткрытыми. Отдельные участники группы могут прекращать работу на том или ином ее этапе, в то же время в группу могут включаться новые члены. Тематический подход может применяться с широким кругом клиентов. В зависимости от состава группы и задач работы могут применяться те или иные виды деятельности, ориентированные на развитие сенсомоторных навыков, невербального мышления, памяти и внимания, либо исследование тех или иных аспектов опыта членов группы и системы их отношений. Цели и содержание сессий тематической группы определяются составом ее участников: возрастом, интересами, культурным и социальным опытом, наиболее актуальными для них проблемами, типом психических расстройств, степенью физических, интеллектуальных, коммуникативных ограничений и другими факторами. При использовании тематического подхода сессии имеют трехчастную структуру и включают: вводную часть, связанную с подготовкой членов группы к изобразительной работе или более активному взаимодействию посредством художественной экспрессии, игр или телесных упражнений; основную часть, связанную с выбором темы и выражением участниками группы связанных с ней
чувств, мыслей, образов в визуальной форме; и завершающую часть, предполагающую обсуждение рисунков либо дискуссию на ту или иную тему и краткое подведение итогов сессии. Позиция ведущего при использовании тематического подхода отличается большой директивностью. Он выступает в качестве безусловного лидера, организуя деятельность группы, нередко выступая инициатором в выдвижении тех или иных тем и развертывании дискуссий, активно дает советы, оказывает эмоциональную поддержку членам группы. Литература: 1. Копытин А. И. Системная арт-терапия. – СПб.: Питер, 2001. – 224 с. 2. Горбушина О. П. Психологический тренинг. Секреты проведения. – СПб.: Питер, 2007. – 176 с. 3. Макартычева Г. И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2008. – 192 с.


В раздел образования