Автор: Зорина Нина Дмитриевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: ГАПОУ "Казанский техникум информационных технологий и связи" Населённый пункт: РТ, г. Казань Наименование материала: Статья Тема: Формы групповой арт-терапии Раздел: среднее профессиональное
ФОРМЫ ГРУППОВОЙ АРТ - ТЕРАПИИ
Н. Д. Зорина, педагог-психолог ГАПОУ «Казанский техникум
информационных технологий и связи»
В последние годы большой интерес специалистов вызывает арт-терапия
–
метод
психотерапии,
основанный
на
использовании
художественного
творчества.
Приемы
арт-терапии
связаны
с
представлением
о
том,
что
в
любом
человеке, как подготовленном, так и неподготовленном, заложена способность к
проецированию своих внутренних конфликтов в визуальные формы.
Арт - терапия может использоваться в качестве коррекционного метода для
работы с детьми и взрослыми, у которых имеются затруднения в выражении и
вербализации
своих
чувств
и
мыслей
(речевые
нарушения,
аутизм
и
необщительность),
а
также
сложности
самих
переживаний
и
наличия
значительных внутренних барьеров для их выражения (посттравматические
стрессовые расстройства).
Существуют
индивидуальные
и
групповые
формы
арт-терапии.
Групповые формы широко используются в настоящее время, что связано с
возможностью проведения работы с более широким кругом клиентов, а также
наличием
дополнительных
коррекционных
воздействий.
К
достоинствам
групповой арт-терапии можно отнести:
- она развивает ценные социальные навыки;
-
учит
взаимной
поддержке
и
совместному
решению
общих
проблем;
- дает возможность наблюдать результаты своих действий и их
влияние на окружающих;
- позволяет осваивать новые роли, а также наблюдать,
как
изменение собственного поведения влияет на окружающих;
-
повышает
самооценку
и
ведет
к
укреплению
личной
идентичности;
- развивает навыки принятия решений.
На сегодняшний день используются три основные формы групповой арт-
терапии: студийная открытая группа, динамическая (аналитическая) группа,
тематическая группа.
Студийная открытая группа
Слово «открытая» в названии этой группы означает, что она не имеет
постоянного состава. На любом этапе работы к группе могут присоединиться
новые участники. Кроме того, участники такой группы могут в любое время
прекратить свои посещения. «Студийной» такая группа называется, потому что
изобразительная работа ее участников напоминает работу в художественной
студии.
Занятия
с
открытой
студийной
группой
проводятся
в
специально
оборудованных кабинетах – студиях с определенным количеством мест и с
индивидуальным набором материалов. Кабинет – студия имеет зону отдыха, где
посетители могут сделать перерыв в работе, не мешая другим.
Перед началом работы объясняются общие правила поведения и задачи
группы. Целью работы будет свободное творческое самовыражение в процессе
изобразительной
деятельности
своих
чувств,
мыслей,
фантазий.
Объясняя
общие
правила
поведения,
необходимо
подчеркнуть
важность
соблюдения
тишины и уважения личного пространства других. Это означает, что нельзя
вмешиваться в творческий процесс другого человека и давать какие-то оценки.
Поскольку каждый человек работает в индивидуальном темпе, психолог
должен
проявлять
достаточную
гибкость
и
оказывать
эмоциональную
поддержку нуждающимся в ней. Это помогает членам группы ощутить себя в
безопасности,
справиться
с
тревогой
и
неуверенностью.
Студийная
работа
предполагает свободную демократическую атмосферу.
Такая
форма
работы
очень
успешна
с
детьми.
Они
быстро
идентифицируют
себя
с
группой,
могут
образовывать
пары
или
мелкие
группки,
создавая
хорошую
рабочую
атмосферу
высокой
терпимости
к
каждому, что позволяет большинству из них успешно завершить свою работу
без каких-либо помех. Такая группа может быть весьма ценной для развития
социальных
навыков
детей.
Каждый
может
выразить
свои
проблемы
и
переживания в безопасной атмосфере группы. Это формирующееся высокое
доверие позволяет детям спокойно воспринимать индивидуальные различия,
приходить к взаимопониманию, помогать друг другу.
Динамическая (аналитическая) закрытая группа
Динамическая группа является комплексной формой групповой работы,
сочетающей в себе как индивидуальную, так и совместную изобразительную
деятельность членов группы, а также вербальную коммуникацию. Вербальная
коммуникация может осуществляться как в рамках групповых дискуссий, так и
в ходе изобразительной работы и иных видов деятельности членов группы –
игр,
драматических
постановок,
ролевых
диалогов,
упражнений
телесно-
ориентированного характера. В ходе сессии члены группы могут неоднократно
переходить
от
глубокого
погружения
в
изобразительную
и
иные
виды
творческой деятельности к активному взаимодействию с ведущим и друг с
другом.
Ход
сессий
в
целом
не
имеет
какого-либо
определенного
плана
и
определяется актуальным состоянием и потребностями участников группы, а
также
той
атмосферой,
которая
складывается
в
ней
в
каждый
конкретный
момент времени.
Большое
влияние
на
динамику
групповых
процессов
при
этом
виде
работы оказывает фактор художественной экспрессии. Он в значительной мере
опосредует
взаимодействие
членов
группы
друг
с
другом
и
является
инструментом выражения ими самых различных переживаний, потребностей,
фантазий.
В
динамической
группе
быстро
формируется
определенная
культура,
проявляющаяся не только в действиях и высказываниях ее участников, но и
создаваемых ими художественных образах.
Использование
данной
формы
групповой
арт-терапии
требует
от
ведущего
высокого
профессионализма,
гибкости
и
умения
использовать
широкий репертуар различных приемов. В то же время динамическая арт-
терапевтическая
группа
воздействует
на
ее
членов
не
столько
через
интервенции ведущего, сколько через групповой процесс, поэтому психолог
должен уметь «уходить на задний план» и использовать свой авторитет для
создания границ психотерапевтического пространства и определенной системы
правил.
Работа
динамической
группы
предполагает
определенные
условия.
Помещение должно иметь две зоны: для изобразительной деятельности и для
обсуждений и иных видов деятельности (например, физических упражнений).
Тематическая группа
Т е м а т и ч е с к а я
г р у п п а
п р е д п о л а г а е т
б о л ь ш у ю
с т е п е н ь
структурированности
хода
сессий.
Это
достигается
за
счет
фокусировки
внимания
членов
группы
на
какой-либо
значимой
для
них
теме
или
на
определенных техниках изобразительного характера. В большинстве случаев
тематические группы являются полуоткрытыми. Отдельные участники группы
могут прекращать работу на том или ином ее этапе, в то же время в группу
могут включаться новые члены.
Тематический подход может применяться с широким кругом клиентов. В
зависимости от состава группы и задач работы могут применяться те или иные
виды
деятельности,
ориентированные
на
развитие
сенсомоторных
навыков,
невербального мышления, памяти и внимания, либо исследование тех или иных
аспектов опыта членов группы и системы их отношений.
Цели и содержание сессий тематической группы определяются составом
ее
участников:
возрастом,
интересами,
культурным
и
социальным
опытом,
наиболее актуальными для них проблемами, типом психических расстройств,
степенью
физических,
интеллектуальных,
коммуникативных
ограничений
и
другими факторами.
При использовании тематического подхода сессии имеют трехчастную
структуру и включают: вводную часть, связанную с подготовкой членов группы
к изобразительной работе или более активному взаимодействию посредством
художественной экспрессии, игр или телесных упражнений; основную часть,
связанную с выбором темы и выражением участниками группы связанных с ней
чувств,
мыслей,
образов
в
визуальной
форме;
и
завершающую
часть,
предполагающую обсуждение рисунков либо дискуссию на ту или иную тему и
краткое подведение итогов сессии.
Позиция ведущего при использовании тематического подхода отличается
большой
директивностью.
Он
выступает
в
качестве
безусловного
лидера,
организуя деятельность группы, нередко выступая инициатором в выдвижении
тех или иных тем и развертывании дискуссий, активно дает советы, оказывает
эмоциональную поддержку членам группы.
Литература:
1.
Копытин А. И. Системная арт-терапия. – СПб.: Питер, 2001. – 224 с.
2.
Горбушина О. П. Психологический тренинг. Секреты проведения. –
СПб.: Питер, 2007. – 176 с.
3.
Макартычева
Г.
И.
Тренинг
для
подростков:
профилактика
асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2008. – 192 с.