Автор: Головчак Ирина Ивановна
Должность: учитель начальных класов
Учебное заведение: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Кумылженская средняя школа №1 имени Знаменского А.Д.
Населённый пункт: ст. Кумылженская кумылженский район Волгоградской области
Наименование материала: Статья
Тема: Статья «Рейтинговая система оценивания знаний учащихся в начальной школе».
Раздел: начальное образование
Статья «Рейтинговая система оценивания знаний учащихся в начальной школе».
Подготовила учитель начальных классов МКОУ КСОШ №1:
Головчак Ирина Ивановна
.
В процессе образования была введена новая система контроля и оценки
знаний учащихся – это система рейтингового контроля. Этот вид контроля
не является чем-то новым для европейских стран. В нашей же стране рейтинг
стал применяться недавно только в ряде высших и средних специальных
учебных заведениях, а также в некоторых средних школах в порядке
эксперимента. Проблемой рейтингового контроля знаний учащихся
занимались B.C. Аванесов, Ю.А. Афанасьев, В.П. Беспалько, Н.К. Гайдай,
М.Т. Громова, Талызина и др.
Рейтинг – это индивидуальный числовой показатель оценивания знаний
учащихся. Это система оценки накопительного типа, основанного на
рейтинговых изменениях, отражает успеваемость учащихся, их творческий
потенциал, психологическую и педагогическую характеристику. В основе
рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных
стимулов, среди которых своевременная и систематическая оценка
результатов труда ученика в точном соответствии с реальными
достижениями учащихся, система поощрения успевающих учащихся,
перевод с одной ступени обучения на другую. Использование рейтинговой
системы оценивания знаний учащихся позволяет дифференцировать систему
ответов учащихся по каждой теме. Ученик сам решает, какой вид контроля
знаний ему выбрать на уроке: монологический рассказ, работа с
карточками, эвристическая беседа, творческий рейтинг.
Этапы внедрения рейтинговой системы оценивания знаний учащихся:
1.Составление оценочной шкалы по теме, с учетом требований к знаниям,
умениям и навыкам в соответствии с программным мате риалом и
учебником.
2.Ознакомление с оценочной шкалой и суммой баллов.
3.Изучение учебного материала по теме, занесение результатов в
рейтинговый журнал.
4.Подведение итогов по теме и составление рейтинговой шкалы по классу.
5.Перевод суммы баллов в оценку в журнале и выставление в дневники.
Обычно под рейтингом понимается «накопленная отметка» как по
отдельным предметам, так и по циклу дисциплин за определённый период
обучения. Из всех систем оценивания знаний, рейтинговая система позволяет
более объективно оценивать знания учащихся, стимулирует их к
самостоятельному поиску материалов, началу самостоятельной научно-
исследовательской работы, что позволяет развивать интерес к изучаемому
предмету и психологически перевести учащихся из разряда пассивных
зрителей и слушателей в разряд активных участников педагогического
процесса. Многие из недостатков традиционной системы оценивания можно
исправить, применяя технологию рейтинговой системы оценки качества
знаний учащихся.
Фактором, стимулирующим учебную деятельность, является
информационная открытость системы, что даёт возможность учащимся
сопоставлять результаты своей деятельности с результатами одноклассников.
Рейтинговая система обеспечивает систематическую, максимально
мотивированную работу не только учащихся, но и учителя.
Цель внедрения рейтинговой системы контроля и оценки знаний состоит в
том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся
средствами современной и систематической оценки результатов их работы в
соответствии с реальными достижениями.
Реализация внедрения данного педагогического опыта начинается со стадии
подготовки к введению рейтинговой системы, когда учитель и учащийся
заключают договор о взаимных обязательствах. Рейтинговая система
контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного
процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-
ориентированного обучения.
Выполняя какое-либо задание, ученик зарабатывает определённое
количество баллов, в зависимости от типа задания и от правильности его
выполнения: например Предусмотрено также начисление штрафных баллов,
что позволяет осуществлять мотивационное и эмоциональное регулирование
отношения школьника к образованию.
1.Рейтинговая система оценивания по окружающему миру:
№ Фамил
ия
учащег
ося
Посеще
ние
уроков 1
балл за
урок
Ведени
е
тетрад
и
1 балл
за урок
Работа
на уроке
До 10
баллов
Сооб
щени
е
5-10
балло
в
Участи
е а
олимп
иадах
и
конкур
сах
До 30б
Выполн
ение
домашн
его
задания
15
баллов
Опоздан
ие на
урок по
неуважи
тельной
причине
-10
баллов
Нару
шени
е
дисци
плин
ы на
уроке
-10
балло
в
Невыпо
лнение
домашн
их
заданий
- 10
баллов
Рейт
инг
по
клас
су
Рейтинговая система оценивания знаний учащихся позволяет реализовать на
практике современные педагогические технологии, такие как
дифференцированное обучение, проблемное обучение, блочно-модульное
обучение, ситуативное обучение, игровые технологии, педагогику
сотрудничества. Главная сложность при внедрении рейтинговой системы –
значительное увеличение временных затрат учителя на подготовку к урокам
и на дополнительные занятия.
Сегодня актуальным становится разработка новых методов и форм текущего
контроля и оценивания, которые учитель может использовать для
постоянного контроля успешности обучения своих учеников, овладения ими
универсальными учебными действиями как основой умения учиться.
2. Педагогическая диагностика метапредметных результатов.
В системе учебников «Начальная школа XXI века» в качестве такой формы
контроля предлагается регулярно проводимая учителем педагогическая
диагностика, которая направлена на оценку следующих метапредметных
результатов освоения основной образовательной программы начального
общего образования:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности; поиск средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации, установление причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесение к известным понятиям. Диагностика
строится на материале двух учебных предметов – русского языка и
математики. Цель: проверка определенного объема знаний, но и выяснить
уровень сформированности компонентов учебной деятельности.
Значение педагогической диагностики:
-выяснить, как у учеников класса идет формирование учебной деятельности,
как изменяется уровень овладения отдельными её компонентами
(самоконтроль и самооценка);
- выявить способы работы, которыми овладели ученики;
- выявить уровень самостоятельности учащихся.
Проводя педагогическую диагностику учитель получает дополнительную
информацию для полной объективной оценки учебных возможностей
ребенка, может проследить за качественными изменениями, которые
происходят с учениками в результате обучения. Педагогическая диагностика
проводится три раза в год: на второй неделе сентября, в декабре-январе и в
апреле. Все работы даются в 2 –х вариантах (см. Приложение).
Возможности использования педагогической диагностики:
- дифференцированное обучение;
- оказание необходимой помощи каждому ученику;
- узнать качество усвоения изученного материала;
-умение применять освоенные способы действия в новой или нестандартной
ситуации;
- возможность анализа динамики продвижения каждого ученика и
соответствующая корректировка учителя своей деятельности.
Примеры рейтинговой оценки:
Результаты мониторинга диагностики. Русский язык. Рейтинг
2 «А» класса.
0
5
10
15
20
25
30
35
40
Нач.года
Сер.года
Кон.года
Результаты мониторинга диагностики. Математика. Рейтинг 2 «А»
класса
0
5
10
15
20
25
30
35
40
Нач.года
Сер.года
Кон.года
Результаты мониторинга диагностики техники чтения 2 «А» класса
0
100
200
1 чет 2чет
2 чет
3чет
4чет
3. Система накопительной оценки. Портфолио
Рассмотрим более подробно другую составляющую итоговой оценки —
накопленную
оценку.
Оптимальным
способом
организации
системы
накопительной оценки является Портфолио учащегося,
понимаемое как
коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия,
прогресс и
достижения в различных областях. При этом материалы
Портфолио должны допускать проведение независимой внешней
оценки,
например, при проведении аттестации педагогов.
Опыт использования Портфолио у нас и за рубежом показывает, что
его можно отнести к разряду аутентичных
индивидуальных оценок,
ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений
в широком образовательном контексте (в том числе в сфере освоения таких
средств
самоорганизации
собственной
учебной
деятельности,
как
самоконтроль, самооценка, рефлексия и т. д.).
Портфолио
— это не только современная эффективная форма
оценивания, но и действенное средство для решения ряда
важных
педагогических задач, позволяющее:
• поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
• поощрять их активность и самостоятельность, расширять
возможности обучения и самообучения;
• развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе
самооценочной) деятельности учащихся;
• формировать умение учиться — ставить цели, планировать и
организовывать собственную учебную деятельность
В состав Портфолио могут включаться результаты, достигнутые
учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах
активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-
оздоровительной, трудовой деятельности, — протекающей как в рамках
повседневной школьной практики, так и за ее пределами.
В Портфолио учеников начальной школы, которое используется для
оценки
достижения
планируемых
результатов
начального
общего
образования, целесообразно включать следующие материалы.
1.
Выборки
детских
работ
—
формальных
и
творческих,
выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым
предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных
учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы школы
(как
ее
общеобразовательной
составляющей,
так
и
программы
дополнительного
образования). Обязательной составляющей Портфолио
являются
материалы
стартовой
диагностики,
промежуточных
и
итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.
По результатам накопленной оценки, которая формируется на
основе материалов Портфолио, делаются выводы о:
1)
сформированности
универсальных
и
предметных
способов
действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность
продолжения образования в основной школе;
2) сформированности основ умения учиться,
т. е. способности к
самоорганизации с целью постановки и решения учебно_познавательных и
учебно-практических задач;
3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности
— мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и
саморегуляции.
Технология формирования Портфолио и оценки вклада отдельных его
составляющих в итоговую накопительную оценку в соответствии с
вышеуказанными тремя направлениями будет разрабатываться в ходе
введения планируемых результатов начального образования и системы
оценки их достижения.
Содержание Портфолио
1 раздел. Мои успехи в учебной деятельности
н/с
н
н/
с
в/с
ср
в/ср
в/ср
выс
предметы
русский язык
литература
математика
английский язык
М и К
история
природоведение
физкультура
валеология
труд
изо
музыка
2 раздел. Общественно – полезная деятельность
3 раздел. Мои награды
4 раздел. Отзывы и рекомендации.
Я остановлюсь на 1 разделе. Мои успехи в учебной деятельности.
Мои успехи в учебной деятельности.
1.
Лист достижений по предметам заполняются учителем по окончании
учебного года. В 1 и 2 классе - уровневая оценка деятельности
Например,
Лист достижений ученика 3 класса Фамилия, имя___
Лист достижений ученика 3 класса
Ф.И.
предмет
отметка
русский язык
5
литература
5
математика
5
английский язык
5
математика и конструирование
5
история
5
природоведение
5
Диаграмма
0
1
2
3
4
5
6
предметы
о
т
м
е
т
к
и
русский язык
литература
математика
английский язык
М и К
история
природоведение
физкультура
валеология
труд
изо
музыка
физкультура
5
валеология
5
труд
5
изо
5
музыка
5
Творческие работы
№
п/п
Год учебы
Название
творческой
работы,
проекта
Уровень
Предмет.
Дата защиты
Результат,
отзыв
Участие в олимпиадах, конкурсах
Год
учебы
Предмет
Уровень
Результаты
Баллы
Подпись
классного
руководителя
Общественно – полезная деятельность
Годы
учебы
Вид деятельности
Выполняемая
работа
Отзыв классного
руководителя
Творческая деятельность (акции, конкурсы, фестивали, соревнования и
т.п.)
Годы
учебы
Вид деятельности
Уровень
Выполненная
работа
Результат
Мои награды
Годы
Грамоты Свидетельства
Дипломы
Благодарност
и
Другое
Ксерокопии представленных документов
Проведенные мониторинговые исследования позволяют педагогу выявить
уровень сформированности предметных умений, УУД и вести
соответствующую коррекционную работу. Коррекционная работа может
осуществляться как на уроке, так и на внеурочных занятиях.
Заключение
Подводя итог, отметим, что новым направлением в системе оценивания
является следующее:
1. Инструментальное ядро государственного образовательного стандарта.
2.Оценка предметных, метапредметных и личностных результатов
начального образования
3.Ориентация оценки на деятельностный подход.
4.Комплексный подход к оценке результатов образования.