Напоминание

Нестандартные уроки-неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин


Автор: Якупова Резеда Зуфаровна
Должность: методист
Учебное заведение: МКУ "Отдел образования Исполнительного комитета Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан"
Населённый пункт: c.Тюлячи
Наименование материала: статья
Тема: Нестандартные уроки-неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин
Раздел: полное образование





Назад




НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ – НЕОРДИНАРНЫЕ ПОДХОДЫ К

ПРЕПОДАВАНИЮ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН.

Нестандартные уроки - это всегда праздники, когда активны все учащиеся,

когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности. Эти

уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как

проблемное

обучение,

поисковая

деятельность,

межпредметные

и

внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты и другое. Снимается

напряжение, оживляется мышление, повышается интерес к предмету в целом.

Виды нестандартных уроков:

1. Уроки - игры. На таких уроках создается неформальная обстановка, игры

развивают

интеллектуальную

и

эмоциональную

сферу

учащихся.

Особенностями этих уроков является то, что учебная цель как игровая задача, и

урок подчиняется правилам игры, обязательные увлеченность и интерес к

содержанию со стороны учащихся.

2. Уроки - сказки, уроки - путешествия опираются на фантазию детей и

развивают ее. Проведение уроков - сказок возможно в двух вариантах: когда за

основу берется народная или литературная сказка, второй — сочиняется самим

учителем. Сама форма сказки близка и понятна детям, особенно младшего и

среднего возраста, но и старшеклассники с интересом откликаются на такой

урок.

3. Уроки – состязания, викторины проводятся в хорошем темпе и позволяют

проверить практические и теоретические знания большинства школьников по

выбранной теме. Игры - соревнования могут быть аналогом популярных

телевизионных соревнований.

4. Урок - суд, урок – аукцион и так далее. Перед учащимися ставятся

проблемно- поисковые задачи, им даются творческие задания, эти уроки

выполняют и профориентационную роль, проявляется артистизм учащихся,

неординарность мышления.

5.

Интернет - уроки

проводятся в компьютерных классах. Ученики

выполняют все задания непосредственно с экрана компьютера. Форма подходит

для среднего и старшего школьного возраста.

6. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в

общественной

практике:

исследование,

изобретательство,

анализ

первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

7. Урок – экскурсия. Например, ученик должен уметь провести экскурсию

по селу/городу/родной стране, рассказать иностранным гостям о самобытности

местной культуры и т.д. принцип диалога культур предполагает использование

культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать

культуру представления родной страны, а также формировать представления о

культуре стран изучаемого языка. Учителя, сознавая стимулирующую силу

страноведческой и культурологической мотивации, стремятся развивать у

1

учащихся познавательные потребности путем нетрадиционного проведения

урока.

8.

Урок-спектакль.

Подготовка спектакля – творческая работа, которая

способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их

индивидуальных творческих способностей. Такой вид работы активизирует

мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к

литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а

также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс

запоминания лексики.

9. Урок-праздник. На примере урока иностранного языка, расширяются

знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в иноязычных странах

и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих

участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

10. Урок – интервью. Это своеобразный диалог по обмену информацией. На

таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством

частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное

сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность

усвоения. Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся

самостоятельно

работают

над

заданием

по

рекомендованной

учителем

страноведческой литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить

ответы. Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к

дальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению знаний в

результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.

11. Урок-эссе. Учащиеся должны уметь критически оценивать прочитанные

произведения, в письменном виде излагать мысли согласно поставленной

проблеме, научиться отстаивать свою точку зрения и осознанно принимать

собственное решение. Такая форма урока развивает психические функции

учащихся, логические и аналитическое мышление и, что немаловажно, умение

мыслить на изучаемом языке.

12. Интегрированный урок. Межпредметная интеграция дает возможность

систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным учебным

предметам. Исследования показывают, что повышение образовательного уровня

обучения с помощью межпредметной интеграции усиливает его воспитывающие

функции. Особенно заметно это проявляется в области гуманитарных предметов.

13. Урок-мюзикл способствует развитию социокультурной компетенции и

ознакомлению с культурами иноязычных стран. Методические преимущества

песенного творчества в обучении иностранному языку очевидны. Урок-мюзикл

содействует эстетическому и нравственному воспитанию учащихся, более полно

раскрывает творческие способности каждого учащегося. Благодаря пению

мюзикла на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается

усталость, активизируется языковая деятельность. Во многих случаях он служит

и разрядкой, снижающей напряжение и восстанавливает работоспособность

учащихся.

14. Видеоурок - овладеть коммуникативной компетенцией на английском

языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому

2

важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций

общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов

работы. В этих целях большое значение имеют аутентичные материалы, в том

числе видеофильмы. Использование видеофильма помогает также развитию

различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего

внимания и памяти.

В условиях реализации ФГОС особое значение приобретает проектная

деятельность учащихся

Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное

мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить

знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Проектная

методика предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной

ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта.

Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного

коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является

одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в

которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. Тема проекта

может

быть

связана

с

одной

предметной

областью

или

носить

междисциплинарный характер. При подборе темы проекта учитель должен

ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и

личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата

работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых

разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие.

Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс,

праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут

актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их

творческое применение в новых условиях. Работа над проектом осуществляется

в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках:

выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей;

разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение

заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов

выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по

проекту; оценка выполнения проекта. Работа по проектной методике требует от

учащихся

высокой

степени

самостоятельности

поисковой

деятельности,

координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского

и коммуникативного взаимодействия. Итак, основная идея метода проектов

заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на

активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой

работы.

Таким

образом,

названные

формы

занятий

и

методы

обучения

поддерживают интерес учащихся к предмету, повышают мотивацию к учению,

способствуют развитию социокультурной компетенции учащихся.

3



В раздел образования