Автор: Гуляева Марианна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: Сангар
Наименование материала: Семья и школа
Тема: Система воспитания в классе
Раздел: начальное образование
Система воспитания в классе
« Семья и школа»
Воспитывает всё: люди, вещи , явления, но,
прежде всего и дольше всего— люди . Из них
на первом месте – родители и педагоги.
( А.С. Макаренко)
Пояснительная записка
Семейное воспитание - это процесс сознательного формирования
родителями духовных и физических качеств детей в соответствии с идеалами
общества. Государство и семья в процессе воспитания ставят перед собой
единую
цель
и
общие
задачи
и
несут
равную
ответственность
за
формирование каждого ребёнка.
Органическое
сочетание
школьного
и
семейного
воспитания
обеспечивается
тесным
взаимодействием
семьи,
детских
дошкольных
учреждений, школы, детских и юношеских организаций и общественности.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в
общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое
целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живёт только в
том случае, если организована совместная деятельность, творческий союз
детей и взрослых:
педагог—ученик—родители
.
«Педагогов, детей и родителей должна объединять забота о здоровье,
развитии ребёнка, создании атмосферы доверия и личностного успеха в
совместной деятельности». ( Из приложения 2 к письму Минобразования
России от 31.01.20001 №90 ∕30-16.)
Коллектив семьи и школы имеет закреплённую обычаями, традициями,
нравственными и правовыми нормами сложную структуру. В семье ребёнок
приобретает знания, умения и навыки в различных областях и прежде всего
в области общения, человеческих отношений. А школа призвана развивать
ребёнка и расширять его кругозор с применением новых информационных
технологий, нетрадиционных форм и методов воспитания. Весь учебно-
воспитательный процесс в школе должен быть направлен на решение
проблемы здоровьесбережения учащихся.
Школа и семья должны не только удовлетворять запросы, уже
имеющиеся у детей, но и формировать духовные потребности. Внеклассная
работа в
школе очень существенна. Она способствует еще большему
сближению детей и родителей между собой.
Создаются еще более
благоприятные условия к тому, чтобы школа стала вторым родным домом
для учащихся, чтобы у них росла любовь и привязанность к школе.
Очень важно, чтобы различные компоненты воспитательной работы
действовали в одном и том же направлении, согласованно.
Разработка педагогически и психологически обоснованной системы
воспитания младших школьников — это одна из актуальнейших задач.
Не следует забывать важной истины: хотя отдельные линии и методы
воспитания, если они рациональны, сами по себе тоже приносят какой-то
результат, однако их эффективность неизмеримо возрастает, когда они
образуют стройную систему.
Классный руководитель – школьная мама, причем многодетная. Каждому
ребенку надо уделить внимание, уметь выслушать, понять, помочь при
необходимости.
Очень
важен
стиль
отношений
с
воспитанниками,
определяемый, прежде всего личностью самого классного руководителя,
системой его педагогических приемов и способов взаимодействия с
учениками.
Хороший
контакт
с
родителями
учащихся
и
активное
привлечение их к участию в воспитательном процессе будет способствовать
развитию
классного
коллектива
(его
сплоченности,
желанию
вместе
общаться в свободное время и т.д.), повышению учебной мотивации, росту
уровня воспитанности учащихся. Вся работа с родителями направлена на
повышение уровня воспитанности учащихся, предотвращению негативных
явлений, тесное взаимодействие семьи и школы.
У каждого ребёнка есть желание жить в дружной семье, благополучной,
основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых. В этом , как
мне кажется может помочь моя система воспитания « Семья и школа».
Основными ценностными ориентирами системы воспитания
стали: здоровье , человек, любовь к Родине, знания , труд,
культура,семья.
Цель:
воспитание всесторонне развитой личности учащегося через
коллективно-творческие
дела,
взаимодействие
семьи
и
школы,
индивидуальный подход к каждому ученику, учёт его способностей,
трудовых навыков и умений, привлечение каждого ребёнка к выполнению
коллективных заданий, ценностное отношение к собственному здоровью.
Задачи:
1.
Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования
собственного здоровья.
2.
Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
3.
Воспитание гражданственности, патриотизма, интеллигентности.
4.
Использование нестандартных творческих форм внеклассной деятельности
с учётом возрастных особенностей учащихся.
Основные принципы организации воспитания
1. Принцип гуманистической направленности.
2. Принцип природосообразности.
3. Принцип культуросообразности.
4. Принцип эффективности социального взаимодействия, открытости
воспитательной системы.
5. Принцип вариативности, последовательности и систематичности.
6. Принцип взаимодействия и сотрудничества педагога и родителей.
Содержание системы воспитания « Семья и школа»
1.
Здоровьесберегающие технологии воспитания
Школьные и районные спортивные мероприятия.
Походы и экскурсии.
Дни здоровья
Встречи с медицинскими работниками
Конкурс творческих работ « Дети мира против наркотиков»
Занятия в спортивных секциях.
Районный конкурс литературного творчества «Пишем книгу о правильном
питании» в рамках реализации программы о правильном питании .
Часы общения, беседы, акции по тематике здорового образа жизни.
«Весёлые старты», посвящённые месячнику «Спорт против наркотиков».
2. Технология умственного воспитания
Вовлечение учащихся в кружки.
Интеллектуальные марафоны.
Познавательные классные часы по предметам.
Международные
олимпиады
«Кенгуру»,
«Русский
медвежонок».
Викторина- путешествие « От станции к станции».
Конкурс презентаций : «Это интересно».
Беседа психолога «Развитие внимания, памяти, мышления»
Экскурсия в планетарий г. Новороссийска.
3.
Технология гражданского воспитания.
Конкурсы, викторины по правовой тематике.
Интерактивные игры, дискуссии на тему « Я имею право
на…».
Встречи
с
инспектором
ГИБДД,
участковым
милиционером.
Цикл классных часов: «Я—гражданин», «Я и семья».
Театрализованное представление «Все работы хороши!».
Анкетирование» Портрет моего Я».
4.Технология экологического воспитания.
Экологическая сказка ко дню Чёрного моря « Сказка о золотой рыбке»
Акция по озеленению школьной территории, оформление цветников.
Экскурсии «По родным местам»
Фотоотчёт «Природа в опасности»
Анкетирование «Какие добрые дела ты сделал?»
5.
Технология эстетического воспитания.
Концерт - поздравление для мам и бабушек.
Выставка творческих работ учащихся из природного материала
«Праздник осени».
Инсценированный классный час « Матушка –зима».
Поездка в музыкальный театр г. Краснодара на представление
«Дюймовочка».
Презентация поделок « Пасха в твоей семье»
Организация походов, экскурсий, посещения театров,
концертов, выставок
Музыкальная композиция « Детство опаленное войной».
.
6.
Игровая технология воспитания.
Интеллектуальные игры « Умники и умницы» .
Ролевая игра « Суд над человеком»
Классный огонёк « Давайте говорить друг другу комплименты».
Викторина « Вместе дружная семья».
Проведение игр на переменах.
Организация свободного времени детей.
Занятость летом в лагере дневного пребывания.
7. Технология проектирования.
Фотовыставка « моя мама— лучше всех».
Творческая мастерская детей и родителей « Столовая для птиц».
Акция милосердия « Подарок другу»- морякам г.Новороссийска, помощь
тяжело больной девочке нашей школы Петренко Анне.
Презентация « Как я отдыхал летом».
Проект добрых дел « Ежели вы вежливы», « Что такое хорошо».
8. Технология патриотического воспитания.
Конкурс рисунков « Победа деда—моя победа».
Встреча с ветеранами « Спасибо за жизнь»
Участие в открытом первенстве города-героя Новороссийска по
борьбе самбо, посвящённом 65-й годовщине высадки десанта на Малую
землю и 40 летию операции «Бескозырка».
Совместная экскурсия детей и родителей на Сопку героев ,
посвящённая 65 летию освобождения Крымского района.
Выставка-форум «Православная Русь – ко Дню народного
единства».
Экскурсия на аэродром Крымского гарнизона с посещением
музея Боевой славы
.
9.Технология трудового и семейного воспитания.
Экскурсия. Где работают мои родители ?
Классный час . « Семейные обязанности».
Сочинение « Моя семья».
Конкурс семейного творчества « Делаем своми руками».
Ежедневные добрые дела « Улыбка в доме».
Защита рефератов « Традиции моей семьи»
Выставка домашних растений « Цветик – семицветик»
Кукольный спектакль « Откуда пришёл хлеб»
Конкурс рисунков « Труд моей семьи».
Дискуссия « Взаимопонимание в семье»
Игра- викторина «Семейный эрудит»
Добротворческая деятельность (помощь окружающим, забота о близких,
старых, больных людях...)