Напоминание

Педагогическая поддержка в творчестве учащихся


Автор: Борская Наталья Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Городской округ Подольск Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Педагогическая поддержка в творчестве учащихся
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка по теме

"Доверительные взаимоотношения -

средство поддержки таланта ребенка"

Борская Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы

МБОУ "Гимназия имени Подольских курсантов" г.о. Подольск МО

Нет неодаренных детей. Каждый ребёнок в чем - то уникален, и

каждый педагог может раскрыть талант ученика при определённых условиях

в педагогической деятельности.

Как это сделать?

В процессе обучения и воспитания педагог в своей деятельности

близко общается с ребенком, подмечая его таланты. Чтобы попытаться их

раскрыть,

необходимо

использовать

педагогическую

поддержку

и

доверительные взаимоотношения в работе с учеником. Доверительное

общение с учащимися должно носить комплексный характер, выступать как

часть образовательного процесса как целого и проявляться как особая

область деятельности педагога. Ученики учатся новому, познают, творят, а

задача педагога - подмечать сильные стороны таланта детей, создавать

условия для развития способностей в зависимости от потребностей учащихся

и

возможностей.

Учитель

ненавязчиво

подсказывает,

помогает

и

поддерживает.

Ребята

сами

направят

учителя,

главное

-

вовремя

доверительно

посоветовать

ученику

развивать

свои

таланты,

чтобы

осуществить педагогическую поддержку. Ребенок доверился - помогите ему

раскрыться.

Поддержка индивидуальности ребенка формулировалась раньше на

уровне советов родителям, которые должны были обратить внимание на

талантливые стороны личности ученика, а впоследствии приобрела черты

системности,

в

основе

которой

лежит

каждодневное

раскрытие

индивидуальных качеств учащегося, который большую часть времени

проводит в школе с педагогами и классным руководителем, а не дома с

родителями. Доверительные взаимоотношения учителя и ученика стали

являться средством поддержки таланта ребенка.

Большинство современных педагогов широко пользуется термином

«педагогическая

поддержка»,

введенной

О.С.

Газманом.

В

систему

поддержки он включал собственно педагогическую, психологическую,

социальную и медицинскую поддержку, поскольку все они интегрируются

образовательным

учреждением.

Ключевым

словом

педагогической

поддержки является проблема ребенка.

В процессе деятельности могут возникнуть трудности, которые ему

сложно преодолеть в одиночку. Тогда требуется помощь взрослого, вступает

в силу педагогическая поддержка как необходимый элемент образовательной

деятельности.

Что такое педагогическая поддержка? Под этим понимается система

совместной деятельности педагога и ученика, направленная на сохранение

индивидуальности последнего и ставящая целью поддержать его в процессах

самостоятельности .

О.С. Газман определял данную категорию как «процесс совместного с

ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и

путей

преодоления

препятствий,

мешающих

ему

сохранить

свое

человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов

в обучении, самовоспитании, общении, творчестве, образе жизни».

Педагогическая

поддержка

относится

к

культуре

воспитания,

вырастающей на внутренней свободе, творчестве, действительном (а не

мнимом) демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребенка.

Главное правило педагогической поддержки: дать возможность ребенку

преодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный,

нравственный, эмоциональный, волевой потенциал, почувствовать себя

человеком,

способным

на

поступок

и

самостоятельное

решение.

Поддержать можно лишь то, что уже имеется в наличии, но только лишь

доверительными отношениями и взаимопониманием.

Для чего нужна школьнику педагогическая поддержка?

Ответ

прост: для успешного освоения социально значимых ценностей, норм,

культуры поведения, чтобы ребенок сам мог выбрать свой жизненный путь и

реализовать его, постигать и осваивать внешний мир, познавать и развивать

свой внутренний мир и, конечно, чтобы успешно учиться, получать знания,

формировать умения и навыки учебной деятельности. Задача учителя -

подставить ребенку надежное плечо, найти взаимопонимание и разглядеть

талант личности.

Суть

педагогической

поддержки

инициативы

и

творчества

школьника – показать, что он способен создать нечто неповторимое.

Необходимо научить его анализировать собственное творчество,

собственные успехи и ошибки. Оказывая педагогическую поддержку в

деятельности, мы должны постараться избавить ученика от боязни быть

неуспешным и пробудить в нем стремление добиться успеха, подсказав

ведущие к этому пути. Таким образом, педагог целенаправленно формирует

у школьника потребность в самоанализе, проектировании собственных

действий, рефлексии, эстетическом вкусе. Учитель может своим дружеским

участием и примером показать ребенку возможность стать успешнее, лучше,

значительнее.

Перед педагогом встает ряд конкретных психолого-педагогических

задач:

– помочь школьнику осознать ценность, цели и перспективы

творческой самореализации в художественном творчестве и собственной

уникальности;

стимулировать

аналитическое,

конструктивно-критическое

отношение к миру;

– развивать рефлексию;

– культивировать эмоциональное и конструктивное отношение к

своему творчеству;

создать

условия для

включения

ученика

в

разнообразную

творческую деятельность;

помочь

в

освоении

способов

и

механизмов

творческой

самореализации и самовыражения;

– оказать помощь в устранении препятствий при негативном влиянии

саморазвития (в зонах неустойчивости и кризисах развития);

– попытаться перевести личностные проблемы в предмет и содержание

художественного осмысления.

Результат

педагогической

поддержки

углубление

индивидуальных качеств и способностей. Выражение индивидуальности –

результат

системы

средств,

способствующих

осознанию

растущим

человеком своего отличия от других; своей слабости и своей силы – для

самостоятельного и успешного продвижения в творчестве, в выборе

собственного смысла жизни и жизненного пути.

Следует подчеркнуть, что основная форма педагогической поддержки –

это прежде всего взаимоотношения Мастера и Подмастерья, который уже

готов к самостоятельному творчеству.

Важным

условием

педагогической

поддержки

в

творческой

деятельности ученика становятся специально организованные занятия по

развитию творческих способностей. Здесь для нас важны характер и

содержание партнерства на разных этапах занятий. Формы и вид занятий,

где может быть осуществлена педагогическая поддержка в творчестве,

могут быть различными. Это и уроки творчества, и кружковые занятия, и

коллективно-творческие дела, и психологический тренинг, и творческие

лаборатории, и т.д.

Таким образом, рассматривая организацию педагогической поддержки

творчества, мы опираемся на принципы гуманистической педагогики:

уважения

и

доверия

ребенку,

целостного

взгляда

на

него,

культуросообразности и природосообразности воспитания, сотрудничества с

ним, индивидуального подхода к ребенку.

Исходя из них, мы выделили следующие принципы организации

педагогической поддержки:

обязательный

учет

психофизических,

психологических

и

социокультурных особенностей учащегося;

– его позиции в межличностных отношениях и социальном окружении

(прежде всего в детском коллективе);

– поэтапность (последовательность) взаимодействия осуществления

педагогических приемов,

– изменение позиции педагога на разных этапах;

– комплектность подхода к процессу развития личности;

– открытость взаимоотношений.

Следует уделять особое внимание обучению ребят осознанию того, что

они делают и что с ними происходит. Способы для этого применяются самые

разные: устное обсуждение, письменное анкетирование, рисуночное или

графическое изображение изменений, происходящих с учеником в течение

урока, дня или недели.

Рефлексивный анализ ученических результатов убеждает их, что общие

цели надо конкретизировать. Рефлексия деятельности по выполнению детьми

конкретных целей создает в них уверенность в возможности достижения

определенных результатов, и они стараются соизмерять формулируемые

цели с реальными сроками и другими условиями обучения.

Необходимо, чтобы у подростков сформировалось неравнодушное

отношение к миру, чтобы они были творцами во всем, чтобы их поведение

характеризовали

заповеди

творческой

личности,

которые

вместе

с

подростками придумали во время занятий коллектива: «Я верю, я надеюсь, я

люблю»; «Ты сильный, мудрый, совестливый», «Если не я, то кто же!»,

«Каждое дело творчески, а иначе зачем?»

Доверяйте ребенку, и он раскроется перед вами, а вместе вы сможете

реализовать все его таланты!



В раздел образования