Автор: Борская Наталья Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Городской округ Подольск Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Педагогическая поддержка в творчестве учащихся
Раздел: среднее образование
Методическая разработка по теме
"Доверительные взаимоотношения -
средство поддержки таланта ребенка"
Борская Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы
МБОУ "Гимназия имени Подольских курсантов" г.о. Подольск МО
Нет неодаренных детей. Каждый ребёнок в чем - то уникален, и
каждый педагог может раскрыть талант ученика при определённых условиях
в педагогической деятельности.
Как это сделать?
В процессе обучения и воспитания педагог в своей деятельности
близко общается с ребенком, подмечая его таланты. Чтобы попытаться их
раскрыть,
необходимо
использовать
педагогическую
поддержку
и
доверительные взаимоотношения в работе с учеником. Доверительное
общение с учащимися должно носить комплексный характер, выступать как
часть образовательного процесса как целого и проявляться как особая
область деятельности педагога. Ученики учатся новому, познают, творят, а
задача педагога - подмечать сильные стороны таланта детей, создавать
условия для развития способностей в зависимости от потребностей учащихся
и
возможностей.
Учитель
ненавязчиво
подсказывает,
помогает
и
поддерживает.
Ребята
сами
направят
учителя,
главное
-
вовремя
доверительно
посоветовать
ученику
развивать
свои
таланты,
чтобы
осуществить педагогическую поддержку. Ребенок доверился - помогите ему
раскрыться.
Поддержка индивидуальности ребенка формулировалась раньше на
уровне советов родителям, которые должны были обратить внимание на
талантливые стороны личности ученика, а впоследствии приобрела черты
системности,
в
основе
которой
лежит
каждодневное
раскрытие
индивидуальных качеств учащегося, который большую часть времени
проводит в школе с педагогами и классным руководителем, а не дома с
родителями. Доверительные взаимоотношения учителя и ученика стали
являться средством поддержки таланта ребенка.
Большинство современных педагогов широко пользуется термином
«педагогическая
поддержка»,
введенной
О.С.
Газманом.
В
систему
поддержки он включал собственно педагогическую, психологическую,
социальную и медицинскую поддержку, поскольку все они интегрируются
образовательным
учреждением.
Ключевым
словом
педагогической
поддержки является проблема ребенка.
В процессе деятельности могут возникнуть трудности, которые ему
сложно преодолеть в одиночку. Тогда требуется помощь взрослого, вступает
в силу педагогическая поддержка как необходимый элемент образовательной
деятельности.
Что такое педагогическая поддержка? Под этим понимается система
совместной деятельности педагога и ученика, направленная на сохранение
индивидуальности последнего и ставящая целью поддержать его в процессах
самостоятельности .
О.С. Газман определял данную категорию как «процесс совместного с
ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и
путей
преодоления
препятствий,
мешающих
ему
сохранить
свое
человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов
в обучении, самовоспитании, общении, творчестве, образе жизни».
Педагогическая
поддержка
относится
к
культуре
воспитания,
вырастающей на внутренней свободе, творчестве, действительном (а не
мнимом) демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребенка.
Главное правило педагогической поддержки: дать возможность ребенку
преодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный,
нравственный, эмоциональный, волевой потенциал, почувствовать себя
человеком,
способным
на
поступок
и
самостоятельное
решение.
Поддержать можно лишь то, что уже имеется в наличии, но только лишь
доверительными отношениями и взаимопониманием.
Для чего нужна школьнику педагогическая поддержка?
Ответ
прост: для успешного освоения социально значимых ценностей, норм,
культуры поведения, чтобы ребенок сам мог выбрать свой жизненный путь и
реализовать его, постигать и осваивать внешний мир, познавать и развивать
свой внутренний мир и, конечно, чтобы успешно учиться, получать знания,
формировать умения и навыки учебной деятельности. Задача учителя -
подставить ребенку надежное плечо, найти взаимопонимание и разглядеть
талант личности.
Суть
педагогической
поддержки
инициативы
и
творчества
школьника – показать, что он способен создать нечто неповторимое.
Необходимо научить его анализировать собственное творчество,
собственные успехи и ошибки. Оказывая педагогическую поддержку в
деятельности, мы должны постараться избавить ученика от боязни быть
неуспешным и пробудить в нем стремление добиться успеха, подсказав
ведущие к этому пути. Таким образом, педагог целенаправленно формирует
у школьника потребность в самоанализе, проектировании собственных
действий, рефлексии, эстетическом вкусе. Учитель может своим дружеским
участием и примером показать ребенку возможность стать успешнее, лучше,
значительнее.
Перед педагогом встает ряд конкретных психолого-педагогических
задач:
– помочь школьнику осознать ценность, цели и перспективы
творческой самореализации в художественном творчестве и собственной
уникальности;
–
стимулировать
аналитическое,
конструктивно-критическое
отношение к миру;
– развивать рефлексию;
– культивировать эмоциональное и конструктивное отношение к
своему творчеству;
–
создать
условия для
включения
ученика
в
разнообразную
творческую деятельность;
–
помочь
в
освоении
способов
и
механизмов
творческой
самореализации и самовыражения;
– оказать помощь в устранении препятствий при негативном влиянии
саморазвития (в зонах неустойчивости и кризисах развития);
– попытаться перевести личностные проблемы в предмет и содержание
художественного осмысления.
Результат
педагогической
поддержки
–
углубление
индивидуальных качеств и способностей. Выражение индивидуальности –
результат
системы
средств,
способствующих
осознанию
растущим
человеком своего отличия от других; своей слабости и своей силы – для
самостоятельного и успешного продвижения в творчестве, в выборе
собственного смысла жизни и жизненного пути.
Следует подчеркнуть, что основная форма педагогической поддержки –
это прежде всего взаимоотношения Мастера и Подмастерья, который уже
готов к самостоятельному творчеству.
Важным
условием
педагогической
поддержки
в
творческой
деятельности ученика становятся специально организованные занятия по
развитию творческих способностей. Здесь для нас важны характер и
содержание партнерства на разных этапах занятий. Формы и вид занятий,
где может быть осуществлена педагогическая поддержка в творчестве,
могут быть различными. Это и уроки творчества, и кружковые занятия, и
коллективно-творческие дела, и психологический тренинг, и творческие
лаборатории, и т.д.
Таким образом, рассматривая организацию педагогической поддержки
творчества, мы опираемся на принципы гуманистической педагогики:
уважения
и
доверия
ребенку,
целостного
взгляда
на
него,
культуросообразности и природосообразности воспитания, сотрудничества с
ним, индивидуального подхода к ребенку.
Исходя из них, мы выделили следующие принципы организации
педагогической поддержки:
–
обязательный
учет
психофизических,
психологических
и
социокультурных особенностей учащегося;
– его позиции в межличностных отношениях и социальном окружении
(прежде всего в детском коллективе);
– поэтапность (последовательность) взаимодействия осуществления
педагогических приемов,
– изменение позиции педагога на разных этапах;
– комплектность подхода к процессу развития личности;
– открытость взаимоотношений.
Следует уделять особое внимание обучению ребят осознанию того, что
они делают и что с ними происходит. Способы для этого применяются самые
разные: устное обсуждение, письменное анкетирование, рисуночное или
графическое изображение изменений, происходящих с учеником в течение
урока, дня или недели.
Рефлексивный анализ ученических результатов убеждает их, что общие
цели надо конкретизировать. Рефлексия деятельности по выполнению детьми
конкретных целей создает в них уверенность в возможности достижения
определенных результатов, и они стараются соизмерять формулируемые
цели с реальными сроками и другими условиями обучения.
Необходимо, чтобы у подростков сформировалось неравнодушное
отношение к миру, чтобы они были творцами во всем, чтобы их поведение
характеризовали
заповеди
творческой
личности,
которые
вместе
с
подростками придумали во время занятий коллектива: «Я верю, я надеюсь, я
люблю»; «Ты сильный, мудрый, совестливый», «Если не я, то кто же!»,
«Каждое дело творчески, а иначе зачем?»
Доверяйте ребенку, и он раскроется перед вами, а вместе вы сможете
реализовать все его таланты!