Напоминание

Интеграция воспитательных усилий семьи и школы для формирования духовно-нравственных ценностей учащихся


Автор: Борская Наталья Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия имени Подольских курсантов"
Населённый пункт: Городской округ Подольск Московская область
Наименование материала: Журнал передового опыта
Тема: Интеграция воспитательных усилий семьи и школы для формирования духовно-нравственных ценностей учащихся
Раздел: среднее образование





Назад




Журнал передового опыта

«Интеграция воспитательных усилий семьи и школы для формирования

духовно-нравственных ценностей учащихся».

Борская Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы

МБОУ "Гимназия имени Подольских курсантов" г. о. Подольск МО

Федеральный Государственный Образовательный стандарт предусматривает

организацию воспитательного процесса в системе «школа – семья – социум». В

связи с тем, что наше образовательное учреждение является муниципальной

экспериментальной

площадкой,

работающей

по

программе

«Содружество.

Сотворчество. Самоуправление» и постоянно касается вопросов интеграции

воспитательных усилий семьи и школы, всем педагогам необходимо детально

ознакомиться с теоретическими аспектами современных подходов к проблеме

духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина Российской

Федерации.

При подготовке к заседанию педагогического совета авторский коллектив

педагогов

ознакомился

с

основными

документами

государственных

образовательных стандартов, регламентирующими деятельность школ в рамках

духовно-нравственного развития личности и воспитания личности гражданина,

консультировался с заведующим кафедрой воспитательных систем Академии

Социального Управления доктором педагогических наук Нечаевым Михаилом

Петровичем и опирался на практический опыт практикующих педагогов нашего

образовательного учреждения.

1.

Основная цель и задачи современного Российского образования

Проблемы России в соответствии со Стратегией 2021,

новые технологии

(широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни), новые образовательные

запросы семьи выдвигают в соответствии с духом времени новую цель

образования: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и

развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного,

компетентного гражданина России.

Основные тенденции Российского образования формулируют социальные и

моральные вызовы образованию, это:

Формирование политической культуры демократической России – подготовка

поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в

себе людей.

Достижение передовых позиций в глобальной экономической конкуренции.

Изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса.

Укрепление национальной безопасности и реализацию конституционных прав

граждан.

преемственности

поколений,

социальных

механизмов

трансляции

национальных духовных традиций и культурного опыта.

Недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного

общественного поведения.

Рост

национализма,

ксенофобии,

усиление

центробежных

социальных

тенденций.

Снижение

ценности

производительного

труда,

науки,

творчества

и

образования.

Усиление миграционных процессов.

Недостаточный уровень воспроизводства населения.

Снижение физического, социального и психического здоровья населения.

В сфере образования разработана и сформулирована Стратегия 2021, главная

цель которой достижение нового качества жизни. Построение социального

государства - сбалансированной системы экономических стимулов и социальных

гарантий, юридических, этических и поведенческих норм, продуктивность которой

зависит от качества труда и уровня подготовки граждан, невозможно без

модернизации демократии и формирования новой экономики.

Новые

задачи

образования

предполагают,

что

образование

должно

обеспечить:

Формирование политической культуры демократической России – подготовка

поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в

себе людей.

Достижение передовых позиций в глобальной экономической конкуренции.

Изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса.

Укрепление национальной безопасности и реализацию конституционных прав

граждан.

Стремительный

рост

информационного

потока,

свободный

доступ

к

разнообразным

ресурсам

информационно-ресурсной

базы,

возможности

дистанционности,

мобильности,

интерактивности,

формирования

социальных

образовательных сетей и сообществ внедряются в нашу жизнь и совершают

информационную революцию, в соответствии с которой человек 21 века обязан

быть ориентированным на знания и использование новых технологий, активно

стремиться расширить жизненный горизонт, иметь установку на рациональное

использование своего времени и проектирование своего будущего. Кроме того, для

человека 21 века должны быть свойственны активное финансовое поведение,

здоровый и безопасный образ жизни, эффективное социальное сотрудничество в

условиях глобализации.

Стандарт

как

социальная

конвенциональная

норма,

реализующая

общественный договор, включает три блока, для каждого из которых необходимо

развить соответствующие составляющие: это ГОСУДАРСТВО

(для которого

характерны

национальное

единство,

безопасность,

успешное

развитие

человеческого потенциала, конкурентоспособность),

СЕМЬЯ

(где необходимы

личностная успешность, социальная успешность, профессиональная успешность) и

ОБЩЕСТВО (в котором неотъемлемо развиты безопасность и здоровье, свобода

и ответственность, социальная справедливость и благосостояние).

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России является методологической основой разработки и реализации

федерального государственного образовательного стандарта общего образования и

рассматривает:

Систему базовых национальных ценностей.

Современный национальный воспитательный идеал.

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания

обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности.

Нормативно-правовая основа Концепции включает следующие базовые

документы:

Конституция Российской Федерации.

Закон «Об образовании».

Закон «О языках народов Российской Федерации».

Закон «О государственном языке Российской Федерации».

Закон «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации».

Послания Президента России.

Гражданский кодекс.

Семейный кодекс.

Трудовой кодекс.

Система базовых национальных ценностей российского общества

определяет:

идеологию содержания образования.

основное содержание программ духовно-нравственного развития и

воспитания молодых граждан России.

содержание, формы и методы педагогического взаимодействия школы, семьи,

общественных и религиозных организаций и иных институтов социализации.

Базовые национальные ценности российского общества, в соответствии с

Концепцией духовно-нравственного воспитания, включают понятия:

патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение

Отечеству);

социальная солидарность (свобода личная и национальная, доверие к людям,

институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие,

честь, достоинство);

гражданственность (служение Отечеству, правовое государство, гражданское

общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и

вероисповедания);

семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о

старших и младших, забота о продолжении семьи);

здоровье (духовно-нравственное, социальное и психологическое здоровье,

физическое здоровье человека, здоровый образ жизни);

труд и творчество (любовь к труду, творчество и созидание, целеустремленность и

настойчивость);

наука (ценность знания, стремление к истине, научная картина мира);

традиционные религии России (представления о вере, духовности, религиозной

жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности как основе

межконфессионального диалога);

искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека,

нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие);

природа (эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля,

экологическое сознание);

человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс

человечества, международное сотрудничество).

Федеральный

Государственный

Образовательный

стандарт

рассматривает современный национальный воспитательный идеал личности

гражданина России.

Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,

принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за

настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных

традициях многонационального народа России.

Национальный

воспитательный

идеал

предполагает,

что

высшая

цель

образования – идеальное представление о человеке, на воспитание, обучение и

развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни:

государства, семьи, школы, институтов гражданского общества, религиозных и

общественных организаций, СМИ.

Впервые

национальный

воспитательный

идеал

определяется

как

преемственный по отношению к воспитательным идеалам прошлых эпох России.

Концепция

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

личности

гражданина России

рассматривает воспитательные идеалы в истории России:

В Средневековой Руси это воспитание православного русского человека,

укорененного в духовных традициях христианства.

В Императорском периоде (XVIII

в. – 1917 г.) - воспитание «человека

государственного,

слуги

царю

и

Отчеству»,

отличающегося

«беззаветным

служением на благо и силу Отчества» (М.В.Ломоносов).

Во время Советского периода (1917 – 1991гг.) - воспитание советского

человека - строителя коммунизма.

В постсоветский период (1991 – 2000 гг.) - свободная в самоопределении и

развитии личность.

Основные

задачи

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

школьников - это формирование у обучающихся культурных составляющих:

Личностной культуры.

Семейной культуры.

Социальной культуры.

Личностная культура предусматривает:

Готовность

и

способность

к

нравственному

самосовершенствованию,

самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному

поведению.

Готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию,

критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки.

Способность

к

самостоятельным

поступкам

и

действиям,

принятию

ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в

достижении результата

Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм.

Осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и

влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному

здоровью и духовной безопасности.

Семейная культура включает:

Осознание

безусловной

ценности

семьи

как

первоосновы

нашей

принадлежности к народу, Отечеству.

Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь,

взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших.

Бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.

Социальная культура подразумевает:

Осознание себя гражданином России на основе принятия национальных

духовных и нравственных ценностей.

Вера в Россию. Забота о преуспевании единого многонационального

российского народа, поддержание национального мира и согласия.

Готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной

эпохи.

Развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности.

Способность

к

сознательному

личностному,

профессиональному,

гражданскому и иному самоопределению и развитию.

Духовно-нравственное развитие гражданина России – это педагогически

организованный процесс постепенного расширения и укрепления ценностно-

смысловой

сферы

личности,

посредством

осознанного

и

последовательного

принятия ею ценностей:

семейной жизни.

культурно-регионального сообщества.

культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей

одной из традиционных российских религий.

российской гражданской нации.

мирового сообщества.

Планируемые

результаты

реализации

программ

воспитания

и

социализации школьников:

Сформированность идентичности гражданина России на основе принятия

базовых ценностей российского общества.

Патриотизм гражданина российского общества.

Рост роли институтов гражданского общества в воспитании и социализации

детей и молодежи.

Укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества,

государственным и общественным организациям.

Социальная и духовная консолидация российского народа.

Приобщение молодежи к ценностям и традициям российской семьи как

основы российского общества.

Укрепление и совершенствование правового государства.

Укрепление национальной безопасности.

Новый стандарт образования, обусловленный новыми целями образования,

новыми

средствами

обучения,

новым

содержанием

образования,

новыми

технологиями обучения, новым целеполаганием для учителей и обучающихся,

выдвигает новые требования к подготовке учителя.

Задачи государственной политики в сфере педагогического образования:

Определение общественного и государственного статуса российского учителя,

педагогической деятельности для обеспечения устойчивого инновационного

развития России.

Оптимизация государственной системы педагогического образования с

учетом ведущей роли учреждений профессионального педагогического

образования в подготовке педагогических кадров.

Разработка

Модели

системы

педагогического

образования

на

основе

требований

стандартов

общего

и

профессионального

педагогического

образования, современных задач образовательной политики.

Доработка стандартов педагогического образования с учетом требований

новых ФГОС общего образования.

Новая роль педагогического образования в системе общего образования

трактуется Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина Российской Федерации как переход от стратегических целей и задач

развития общества и государства «Стратегия 2020» через новый школьный стандарт

к педагогическому образованию с новым учителем, а далее с использованием новой

образовательной инициативы «Наша новая школа» - воспитание нового гражданина

России и создание Российского гражданского общества.

В соответствии с новыми образовательными стандартами, каждый педагог

должен владеть новыми технологиями и должен уметь спрогнозировать и оценить

результаты деятельности.

2.

Методика работы с родителями или «Педагогический альянс школы и

семьи – благо для ребенка».

Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя

могут дать детям большое человеческое счастье.

В.А. Сухомлинский

Ознакомимся с теоретическими аспектами методики работы с родителями в

соответствии с новым Федеральным Государственным Стандартом Образования.

Функциональный образ семьи, в соответствии с новыми образовательными

стандартами, предполагает репродукцию, воспитание, общение, экономику, досуг и

отдых, творческое развитие всех членов семьи через объединяющий центр

ЛЮБОВЬ.

Функциональный образ школы объединяет духовное развитие, творчество,

профессиональную

ориентацию,

систему

образования,

культуру

досуга

и

социализацию всех участников образовательного процесса через социальные

нормы.

Ядро функциональной системы семьи

составляет любовь (супружеская,

родительская, родственная), то есть все отношения строятся через «любовь к

близким» (любовь – чувство свободное, неподвластное приказу).

Ядром функциональной системы школы являются социальные нормы, то есть

отношения выстраиваются в логике долженствования.

Способ взаимоотношений семьи и школы – это Альянс (сотрудничество) –

союз, объединение людей, в основе которого лежит общий вид деятельности, общие

цели.

Альянс разрешает противоречия оснований вовлечения в отношения в семье и

школе, более того, создает возможность многостороннего развития личности на

основе многогранных отношений человека с окружающим миром.

Педагогический альянс – союз двух партнеров-субъектов образовательного

процесса (семьи и школы), в результате которого должно происходить развитие

личности ребенка, его интересов.

Цель работы школы с родителями – организация сотрудничества родителей и

школы в деле воспитания детей на основе единой педагогической позиции.

Задачи работы школы с родителями:

-

включение родителей в совместную со школой деятельность с детьми;

-

правовое просвещение родителей;

-

оказание родителями материально-финансовой помощи школе;

-

совместная со школой организация социальной защиты детей;

-

организация здорового образа жизни ребенка в семье и школе.

Принципы взаимодействия семьи и школы интересно воспринимаются, если

представить себе семью и школу, как берег и море:

-

Принцип соглашения (прежде, чем плыть, договоритесь на берегу);

-

Принцип сопряжения (хотите доплыть – гребите в одну сторону);

-

Принцип сопереживания (скорость лодки зависит от самочувствия гребцов);

-

Принцип сопричастности (в общем плавании разделяем полномочия);

-

Принцип содеянности (доплывем, если объединим усилия).

С точки зрения новых образовательных стандартов, содержание совместной

деятельности школы и семьи составляет ознакомление родителей с методикой

воспитания,

с

этапами

физиологического

и

психического

развития

детей;

ознакомление родителей с нормативными актами и документами в области

образования; совместные занятия родителей с детьми (кружки, секции, клубы,

походы, экскурсии, КТД); совместное оценивание уровня воспитанности детей;

совместная оздоровительная работа (Дни здоровья, спортивные мероприятия);

забота о многодетных и малообеспеченных семьях; материально-финансовая

помощь школе, классу (ремонт, благотворительность, спонсорство); совместное

планирование и анализ работы.

Методы взаимодействия семьи и школы – это информирование, обмен

опытом, совместная деятельность, индивидуальная деятельность, исследование,

посещение учебных занятий, выборочное посещение семей, стимулирование

родителей за вклад за совместную работу со школой по воспитанию детей.

Формы работы, то есть, способы организации совместной деятельности и

общения педагогов и родителей, подразделяются на 3 вида:

-

Коллективные;

-

Групповые;

-

Индивидуальные.

Коллективные формы работы с родителями:

-

Презентация школы;

-

Ознакомление к кодексом (кредо) школы;

-

Родительское собрание;

-

День открытых дверей школы;

-

Родительский лекторий;

-

Круглый стол, конференция (обмен опытом);

-

Вечер вопросов и ответов;

-

Встречи с администрацией, учителями.

Групповые:

-

Консультации;

-

Практические занятия с родителями (тренинги);

-

Взаимодействие с родительским комитетом.

Индивидуальные формы работы:

-

Беседа;

-

Задушевный разговор;

-

Консультация;

-

Выполнение индивидуальных поручений;

-

Совместный поиск решения проблемы;

-

Переписка.

Критерии оценки эффективности взаимодействия семьи и школы:

-

наличие организационной структуры взаимодействия семьи и школы;

-

наличие конкретных совместных дел, взаимопомощи семьи и школы;

-

наличие традиций сотрудничества школы с родителями;

-

обеспечение социальной защиты и сохранности здоровья детей;

-

высокая скорость реакции на взаимные запросы семьи и школы.

Специалисты-теоретики в области воспитания предлагают разработанную методику

проведения родительских собраний:

1.

Информация о жизни школы, класса, достижения детей за прошедший период

(только положительная информация).

2.

Полезная информация специалистов (врачей, психологов, социологов, ученых,

работников правоохранительных органов).

3.

Информация о работе родителей с учащимися за прошедший период.

4.

Планирование участия родителей в делах класса на следующий период.

При встречах с родителями рекомендуется использовать следующие техники

общения:

1. Нейтрализация (выслушать родителя, не включаясь эмоционально в ситуацию

разговора, использовать слова «я вас слушаю», «да, я понимаю»).

2. Равенство (организовать равноправное взаимодействие с родителем,

подчеркнуть значимость участия родителей в воспитательном процессе, найти

формы сотрудничества).

3. Взаимодействие (поиск способов решения проблемы, выработка стратегии

взаимодействия семьи и школы по решению проблемы).

При этом необходимо проанализировать встречу, используя следующие критерии

успешной беседы:

-

удалось избежать противостояния и конфронтации;

-

удержались сами и удержали родителей от взаимных упреков и обвинений;

-

удачно сформулировали проблему воспитания (формулировка принята и

педагогом, и родителем);

-

прошло обсуждение конкретных совместных действий по решению

имеющейся воспитательной проблемы.

Примером реализации принципов взаимодействия семьи и школы является

методика, предложенная Н.Е. Щурковой.

Принцип согласия:

-

Презентация школы

-

Ознакомление с кодексом школы (кредо)

-

Родительское собрание

-

День открытых дверей

-

Родительский лекторий

-

Информационный листок для родителей

-

Круглый стол

-

Родительский совет

-

Вечер вопросов и ответов

-

Ознакомление с рекомендованной литературой, телепередачами

Принцип сопряжения:

-

Посещение учебных занятий

-

Круглый стол

-

Просьбы педагогов

-

Задания детям, которые можно выполнить вместе с родителями

-

Семейное интервью

-

Сравнительные характеристики детей в процессе их развития (было – стало)

-

Чтение рекомендованной литературы, художественных произведений по

проблеме детства

-

Инициирование воспоминаний родителей о своем детстве

-

Психологические тренинги

-

Социально-психологические игры как часть родительского собрания или

педагогического просвещения

Принцип сопереживания:

-

Приветствия

-

Праздничные поздравления

-

Сообщения об успехах детей

-

Сценическая демонстрация «что мы знаем и что умеем»

-

Добрый разговор «А в нашей семье…» или «Я – представитель моей семьи»

-

Родительский праздник (концерт родителей)

-

Родительский клуб (обмен опытом)

-

Приглашение на торжественный акт

-

Стендовая выставка (например, «Наша родословная»)

-

Подарки и сувениры (изготовленные детьми)

-

Бал поколений (вечер танцев бабушек, родителей и детей)

-

Состязание «Бабушкина каша»

-

Профессии наших любимых

-

Опосредованное воздействие по поводу общего с детьми дела или события в

жизни детей

-

Публично провозглашаемые высокие оценки в адрес семьи

Принцип сопричастности:

-

Деловая встреча

-

Обсуждение за «круглым столом»

-

Информация о возникших проблемах

-

Бюллетень «Кому-то плохо – нужна твоя помощь»

-

Сбор мнений

-

Корзина домашних и школьных проблем

-

Календарь всех наших праздничных дат

-

Родительский рейд «Чем я могу помочь?»

-

Встреча с ветеранами труда

-

Юбилей наших родителей

-

Праздничная открытка семье

-

«Конференция отцов».

Принцип содеянности:

-

Субботник и косметический ремонт школы

-

Общешкольный праздник

-

Спортивный праздник «Моя спортивная семья»

-

Конкурс «Умелые руки»

-

Музыкальная гостиная

-

Веселая ярмарка

-

Благотворительный акт

-

Работа «Наш школьный двор»

-

Мужской совет и мужской разговор

-

Дискуссионные качели «Родители – дети»

-

Туристические походы, путешествия

-

Школьные вечера «Мы приглашаем Вас в гости».

У педагогов нашего образовательного учреждения сложились свои традиции

общения с родителями. Они не идут в разрез с новыми образовательными

стандартами, а, напротив, иллюстрируют многие принципы, предлагаемые ФГОС.



В раздел образования