Напоминание

"Музыкальный инструмент" - гармонь. Первоначальный этап обучения.


Автор: Лычагина Ираида Павловна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ"
Населённый пункт: г. Торжок, Тверская область
Наименование материала: Учебно-методическая рекомендация
Тема: "Музыкальный инструмент" - гармонь. Первоначальный этап обучения.
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ТОРЖКА

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

«Музыкальный инструмент» - гармонь.

Первоначальный этап обучения.

Учебно-методические рекомендации.

Подготовила: преподаватель

высшей квалификационной

категории - Лычагина И.П.

2021

Музыка - один из видов искусства, который обращён непосредственно к

человеческим чувствам.

Цель учебного предмета «Музыкальный инструмент (гармонь)» - это

формирование исполнительских навыков в освоении традиционных

наигрышей, умение аккомпанировать фольклорному ансамблю при

исполнении песен, народных плясок, танцев, умение подбирать по слуху

наигрыши и песни, воспитание юного музыканта-гармониста, будущего

аккомпаниатора фольклорного ансамбля, участника фольклорных

праздников, возрождающего и сохраняющего искусство гармонистов.

Основные принципы обучения на гармони схожи с обучением на баяне

(посадка, постановка рук, владение мехом, звукоизвлечение и др.) Главным и

существенным различием является освоение клавиатур. Привитие

правильной аппликатурной дисциплины на гармони обуславливает в

дальнейшем беспрепятственное техническое развитие ученика.

Отсутствие широкого репертуарного выбора на начальных этапах

обучения не должно становиться проблемой, т.к. можно и нужно обращаться

к мелодиям русских народных песен и танцев, предварительно сделав

переложение для исполнения на гармони. Следует отметить, что

первоначальный результат, а это свободное исполнение на гармони двумя

руками простых мелодий, овладение элементарными техническими

навыками в силу специфики инструмента, достигается значительно быстрее,

чем, допустим, на баяне. Это позволяет на раннем этапе обучения вызвать у

ребенка, а в дальнейшем сохранить и развить интерес к инструменту. К тому

же первые успехи позволяют участвовать в небольших концертных

выступлениях, (если у ребёнка есть к этому предрасположенность и желание

выступать на сцене).

Инструмент для занятий должен быть исправный, приличного качества и

обязательно с двумя плечевыми ремнями, которые подгоняются конкретно

под каждого учащегося. Играть на гармони можно сидя и стоя, но

первоначальное обучение лучше всего начинать при игре сидя. Каждому

ученику подбирается стул, по высоте соответствующий анатомическим

данным ребёнка. Необходимо постоянно следить за правильностью посадки

и постановки инструмента.

Существенным недостатком гармони является то, что она может звучать в

одной основной тональности определенного тона, а все нотные издания

оформляются, как правило, в до-мажоре и ля миноре, хотя у подавляющего

большинства учеников, да и взрослых исполнителей разучивание в до-

мажоре на инструменте другой тональности не вызывает никаких проблем.

Освоение левой клавиатуры.

Начинать обучение целесообразнее с левой клавиатуры, т.к. уже на

первоначальном этапе освоения инструмента можно пробовать исполнять

аккомпанемент к детской попевке или закличке, используя басы и аккорды.

Но всё зависит от индивидуальных возможностей и способностей ребёнка.

После того как учащийся освоит правильную (и удобную для него)

постановку инструмента, нужно в доступной форме объяснить понятия баса

и аккорда. Затем помочь ученику расположить вертикально четыре пальца

левой руки на третьем ряду инструмента, причем, 3-й палец находится на

кнопке «До» (3-я снизу), а остальные на соседних кнопках. Все пальцы

полусогнуты и собраны вместе. В некоторых изданиях, при освоении левой

клавиатуры на первоначальном этапе, аппликатура в упражнениях

проставлена только с использованием 3-го и 2-го пальца. Иногда это

действительно обоснованно, но всё таки лучше начинать с постановки на

клавиатуре сразу 2-го, 3-го, 4-го и 5-го пальцев левой кисти, независимо от

того, какие пальцы задействованы в освоении данного упражнения, чтобы

учащийся привыкал к ощущению клавиатуры. Первоначальные

(постановочные) упражнения нужны для того, чтобы ученик научился

чувствовать, ощущать клавиатуру, координировать свои движения.

Упражнение 1. На сведенном мехе 3-й палец толкает (ударяет) и

отпускает кнопку «До». Толчок должен быть короткий и активный, при этом

палец не должен прогибаться. Ребенок должен почувствовать после толчка

кнопки возврат ее на прежнее место пружиной механики инструмента. Затем

можно добавить аккорд До-мажор 2-ым пальцем, выполняя чередования

баса и аккорда в ровном, неторопливом движении. Пальцы после толкания

кнопки не выбрасываются вверх. Упражнения повторять по несколько раз.

Упражнение 2. Ведение меха (основы меховедения, качество

звукоизвлечения). Одновременное нажатие (не толчок) кнопки «До» и

движение меха на разжим (можно с помощью педагога). После остановки

меха — сжим. Упражнение можно выполнять с различной динамикой.

Постепенно помощь педагога сводится до минимума, и ученик выполняет

упражнения самостоятельно.

Упражнение 3. На ровном движении меха выполняется упражнение

№1, причем на разжим и сжим выполняется одинаковое количество нажатий

«До» или «До»-аккорд (удобнее по 4) и сравнить это упражнение с

«маршем». В начале освоения упражнения педагогу нужно помочь ученику

ровно вести мех с остановкой перед сжимом меха, которая в дальнейшей

работе постепенно убирается.

Следующим этапом овладения навыками игры на левой клавиатуре

является освоение Соль-мажора и Фа-мажора. Для этого используются

четыре пальца левой кисти, расположенные на третьем ряду клавиатуры. По

такому же принципу осваиваются басы и минорные аккорды на втором ряду.

При довольно уверенном и свободном исполнении 3-х основных

гармонических функций в мажоре на 3-ем ряду и в миноре на 2-ом ряду

можно получить аккомпанементы многих русских народных мелодий, что

позволяет затем играть нотные тексты в ансамблевом исполнении (педагог -

мелодию, ученик — аккомпанемент).

Освоение первоначальных навыков в левой клавиатуре довольно

длительный процесс и эта работа продолжается параллельно с изучением

правой клавиатуры. Со временем должно улучшаться качество

звукоизвлечения, ведения меха, появляется уверенность и свобода

исполнения тех или иных упражнений и аккомпанементов.

Освоение правой клавиатуры.

В отличие от баяна расположение звукоряда на правой клавиатуре

гармони более удобное и простое. Изучение правой клавиатуры лучше

начинать со 2-ой октавы. Последовательное движение звуков вверх или вниз

по клавиатуре выполняется аппликатурой чередования 2-го и 4-го пальцев. С

первых же уроков освоения правой клавиатуры гармони учащийся должен

привыкать играть «вслепую», т.е. – не подглядывая на клавиши.

Упражнение 1. Учащийся находит на инструменте клавишу «До»

2-ым пальцем (5-я кнопка сверху, на первом ряду), и при правильной

постановке кисти, 4-й палец располагается на 2-ом ряду на клавише «Ре».

Выполняя это упражнение на сведенном мехе несколько раз - ребенок

самостоятельно учится находить клавиши «До», «Ре». Нажатия на кнопки

должны быть легкими, короткими, быстрыми, но неторопливыми (мех

сведён). При небольшом передвижении кисти руки вниз находим клавиши

«Ми» и «Фа». Аналогично изучаются все клавиши звукоряда 2ой октавы на

сведённом мехе. На уроке можно поиграть в игру: педагог называет одну из

четырёх первых нот, а ученик быстро находит правильной аппликатурой

соответствующие клавиши (1-й ряд — 2-й палец, 2-ой ряд — 4-й палец).

Затем задание усложняется: называются 2 или 3 соседние ноты, а учащийся

находит соответствующие им клавиши.

Упражнение 2. Игра правой рукой отдельных мотивов и коротких

мелодий из соседних звуков половинными и четвертными длительностями.

При необходимости, педагог помогает вести мех и менять его в

обозначенных местах. Можно использовать незатейливые детские попевки с

текстами и, в дальнейшем, играть их двумя - таким образом учиться

аккомпанировать себе (голосу).

В этот период обучения в репертуар включаются детские песенки

«Петушок», «Не летай, соловей», «Василёк» и др. На более позднем этапе

(когда ребенок знаком со штрихом «легато»-связно) можно разучить

упражнение «Паровоз», которое, в процессе работы, можно исполнять в

разных темпах, в том числе и более подвижных (в зависимости от

технических возможностей учащегося).

Подобные упражнения разучиваются и закрепляются отдельными руками,

а затем играются двумя. При разучивании и игре небольших мелодий нужно

всегда использовать показ педагога. Элементарные познания в теории и

помощь педагога (показать, как звучит) позволяют учащемуся совершенно

точно воспроизводить и соединять двумя руками несложные мелодии с

аккомпанементом. Это значительно облегчает работу ученика. В

дальнейшем, накопив теоретические знания и какой-то опыт разучивания,

учащийся будет справляться с этой работой самостоятельно.

К тому же, после приобретения определённых игровых навыков,

учащемуся достаточно интересно осваивать новые произведения

самостоятельно – читать их с листа и, зачастую, сразу двумя руками. Не

всегда обязательно учить разобранное произведение наизусть, потому что на

начальном этапе, для учащегося, постижение чего то нового значительно

интереснее постоянного заучивания уже знакомого текста. Это не означает,

что всё делается небрежно, потому как работа над выразительностью

исполнения ведётся вместе с первыми извлечениями звуков на инструменте.

После нескольких месяцев обучения учащийся имеет элементарные

навыки игры на правой и левой клавиатурах по отдельности и двумя руками,

овладевает приёмами игры «легато»(связно) и «стаккато» (остро, коротко),

учится правильному меховедению, узнаёт - что такое «динамика» и характер

исполняемой музыки. В данный период, если результативность обучения

вполне успешная – можно предложить ученику заняться подбором по слуху.

Все ребята, занимающиеся фольклором, исполняют достаточно обширный

репертуар небольших попевок, закличек, которые можно использовать для

подбора по слуху. Начинать можно как с подбора аккомпанемента к

исполняемой мелодии заклички или детской песенки, так и с подбора самой

мелодии, которую учащийся напевает сам (или эту мелодию исполняет

преподаватель). Зачастую такие занятия ещё больше стимулируют интерес

учащегося к инструменту. Дальнейшее продвижение ученика зависит от его

музыкальных способностей, уровня общего развития, организации

систематических домашних занятий и других факторов. Психологи считают,

что результативность обучения зависит от сильно развитых индивидуальных

качеств учащегося, но проблема состоит в том, что на начальном этапе

обучения не всегда это можно выявить. В таком случае необходимо

развивать всё и ждать малейших проявлений индивидуальности, и при

первых признаках проявления природной одарённости ребёнка, пусть даже

минимальных, сконцентрировать внимание на их развитии. В тоже время

педагогу не надо ставить перед учеником сверхзадач, быть всегда

терпеливым, уметь ждать, но при этом не поощрять некачественное

исполнение учебного репертуара.

Всегда нужно помнить, что ребенок хочет и любит играть на инструменте

и чем быстрее мы ему предоставим эту возможность, тем больше он будет

нам благодарен. И, конечно, самое главное - чтобы ученик в конце учебного

года захотел узнать ещё многое из того, чему можно научиться на уроках, а

задача преподавателя – развивать и сохранять этот интерес, способствовать

развитию творческих дарований ребёнка и всячески поддерживать учащегося

в его стремлении совершенствовать своё исполнительское мастерство.

Список учебной и методической литературы.

1. Банин А.А. «Русская инструментальная музыка фольклорной традиции».

– М., 2008.

2. Лондонов П.П. «Самоучитель игры на двухрядной гармонике-хромке». –

М., 1990.

3. Тышкевич Г.Т. «Самоучитель игры на двухрядной хроматической

гармонике». – М., 1991.

4. Иванов Н. А. «Самоучитель игры на двухрядной хроматической

гармонике» (25 на 25 клавиш). – М., 1961

5. «Баян. Аккордеон. Гармонь. Секреты виртуозной игры. Учебное

пособие. А. Кара. Издательство «Композитор», 2012, С.-П.

6. Бажилин Р.Н. «Самоучитель игры на двухрядной хроматической

гармонике». – М., 2006

7. Кувиков А.А. «Педагогические проблемы начального обучения на

гармони-хромке».

8. Брагина М.С. «Программа предмета «Гармонь» (двухрядная гармонь-

хромка).

9. Шплатова О.М. «Первая ступенька. Юным аккордеонистам и баянистам».



В раздел образования