Напоминание

Методика анализа жанрового репертуара драматического произведения на школьном занятии


Автор: Анастасия Владимировна Писарчук
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Государственное бюджетное образовательное учреждение
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Методика анализа жанрового репертуара драматического произведения на школьном занятии
Раздел: среднее образование





Назад




МЕТОДИКА АНАЛИЗА ЖАНРОВОГО РЕПЕРТУАРА

ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

НА ШКОЛЬНОМ ЗАНЯТИИ

Писарчук А.В.

Аннотация. В статье представлены теоретические основы и

мо-

дель изучения жанрового репертуара драматического произведения

(компли-

мент, признание в любви, упрек) на школьном занятии по литературе в

старших классах.

Ключевые слова: жанровый репертуар, речевой жанр, деструктивные

жанры речи, конструктивные жанры речи, комплимент,

признание в любви,

упрек.

Изучение драматического произведения в школе имеет множество осо-

бенностей. Драматург не повествует о жизни и характерах своих героев, а по-

казывает их в действии. Отсутствие авторской характеристики, портретов ге-

роев, повествования о событиях осложняет восприятие драмы учащимися.

Поэтому необходимо искать такие приемы

и методы работы, которые, с од-

ной стороны, дали бы возможность познакомить школьников со спецификой

драмы как особого рода литературы, а с другой, - помогли бы им понять

произведения, предназначенные для сцены.

Предметом нашего рассмотрения является жанровый репертуар выска-

зываний героев драматического произведения. Несмотря

на большое количе-

ство работ, посвященных исследованию речевых

жанров (О.С. Аршиновой,

М.М. Бахтина, Т.В. Дубровской, Т.В.

Шмелевой) остается без внимания ана-

лиз речевых жанров в текстах

произведений писателей-классиков. Недоста-

точная осведомленность школьников в этой области знаний приводит к тому,

что они

не обращают внимание на жанровую специфику текстов, создавае-

мых героями произведения, не осознают необходимость их дифференциации.

Как показал анализ учебно-методических комплексов по литературе,

для чтения и анализа в старшей школе предлагаются следующие драматиче-

ские произведения: А.Н. Островский «Свои люди

– сочтёмся!», «Гроза»,

«Бесприданница»; Д.И. Фонвизин «Недоросль»; У. Шекспир «Гамлет, принц

Датский», «Сон в летнюю

ночь»; А.С. Грибоедов «Горе от ума»; А.П. Чехов

«Вишневый сад»

и др. В качестве объекта нашего исследования мы выбрали

комедию

А.С. Грибоедова «Горе от ума». Наибольшую сложность для

школьников при анализе этого произведения представляют двойной кон-

фликт, жанровая отнесенность, особая стихотворная форма и характеры глав-

ных героев пьесы. Понять взаимоотношения между героями, сложность и

противоречивость характеров главных героев (Софьи и Чацкого) помогает

именно анализ жанров речи, представленных в пьесе.

Наблюдения над текстом пьесы позволили нам выделить наиболее ча-

стотные жанры речи. К ним относятся признание в любви, комплимент и

упрек. Все эти высказывания по результату общения можно

разделить на

конструктивные и деструктивные.

Конструктивные жанры используются для благополучного исхода со-

бытий. В результате использования данных жанров сохраняются

теплые от-

ношения; участники находят для себя компромиссное решение, удовлетворя-

ющее интересы обоих; наступает улучшение эмоционального климата в от-

ношениях и эмоционального статуса каждого

участника; укрепляются отно-

шения между людьми и улучшается взаимопонимание между ними.

Деструктивные жанры, напротив, способствуют неблагоприятному

разрешению общения. Вследствие применения таких жанров проблема не ре-

шается, происходит либо подчинение одним участником

конфликта другого,

либо наблюдается уход от проблемы; сохраняется

эмоциональная напряжен-

ность партнеров; происходит взаимное отчуждение и дистанцирование.

К группе первых следует отнести: комплимент и признание в

любви. К

группе вторых - упрек. Подробно охарактеризуем названные

речевые жанры.

Комплимент – речевой жанр, в котором содержится положительная,

правдивая, искренняя оценка внешнего вида собеседника, его

манеры об-

щаться, характер и т.д. [3, с. 77]. Это один из конструктивных

речевых жан-

ров, поскольку при его использовании происходит эмоциональный подъем,

адресат комплимент испытывает положительные

эмоции. Чаще всего в

комплименте используются такие фразы-клише:

«Мне нравится…, Велико-

лепно…, Прекрасно…, Ослепительно…» и т.д. [1, с. 4].

Следующий конструктивный жанр – признание в любви, речевой

жанр,

содержащий в себе слова любви, как доказательства истинности

чувств [2, с.

239]. Выражение своих чувств, откровение перед партнером предполагают

ответную реакцию, то есть проявление такого же

отношения. В основном в

этом жанре используются такие клише, как

«Я тебя люблю…, Люблю…, Я

полюбил тебя за … и т. п.».

Деструктивный жанр – упрёк. Этот речевой жанр выражает неудоволь-

ствие, неодобрение кого-либо [2, с. 421]. Упрек может выражаться с усмеш-

кой, с сарказмом, а может содержать и испуг. Все зависит от цели – унизить

человека или посетовать, выразить неодобрение

его поведения и т. п.

С точки зрения формальной организации, под которой мы будем

пони-

мать структуру высказывания, жанры, использованные в комедии

«Горе от

ума», делятся на состоящие из одного слова (комплимент) и

представляющие

собой развернутое высказывание. Последние могут

иметь разную струк-

турно-смысловую модель и представлять собой

повествовательные, описа-

тельные, аргументативные тексты (комплимент, признание в любви, упрек)

[4, с. 97].

Для экспериментальной работы мы не случайно выбрали

старше-

классников. Это связано с тем, что они практически освоили

школьный курс

литературы, имеют представления о специфике драмы

как рода литературы.

Экспериментальная работа проходила в несколько этапов. На

первом этапе

мы выявляли представление школьников об основных

понятиях обучающего

эксперимента: «жанровый репертуар» и «речевой жанр».

В начале урока мы

провели констатирующий срез, который

включал анкетирование и задание

практического характера. Всего в

опросе приняли участия 25 учеников.

Про-

анализировав анкеты, мы сделали следующие выводы.

Дать определение по-

нятию «речевой жанр» смогли только 40%

учеников. Наиболее типичные от-

веты, касающиеся определения

«жанровый репертуар» звучали так: «это жан-

ры, используемые человеком в повседневных разговорах»; «определенная

группа жанров,

которые использует человек в своей речи». Анкетирование

позволило

выявить, что большинство школьников не имеют представления о

разновидностях речевых жанров. Всего 25% респондентов назвали

такие

жанры, как комплимент, извинение, просьба, приказ, упрек,

признание. Дать

верный ответ на последний вопрос анкеты («Прочитайте фрагменты из коме-

дии «Горе от ума» и определите, какому

жанру соответствует данное выска-

зывание) смогли только 20% учеников, 30% отказались отвечать и 50% дали

неверные ответы. Таким

образом, мы сделали вывод, что старшеклассники

имеют весьма

смутное представление о жанрах речи вообще и жанрах речи,

представленных в тексте комедии Грибоедова, в частности. Полученные

дан-

ные помогли нам разработать и осуществить второй этап нашего

исследова-

ния – формирующий эксперимент. Представим его ход и

результаты.

Началом занятия стало вводное слово учителя, в котором обосновыва-

лась актуальность данной темы.

В ходе сообщающего слова учителя и репро-

дуктивной беседы

были названы основные конструктивные и деструктивные

речевые

жанры (комплимент, признание в любви, упрек) и перечислены их

жанрообразующие параметры. Из общеизвестных оснований для описания

речевых жанров мы выбрали следующие факторы: «адресант»;

«адресат»;

«содержание»; «формальная организация» [4, с. 89]. Чтобы

наглядно пояс-

нить названные факторы на примере указанных жанров,

мы обратились к

анализу сцен из пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Дочери княгини Туго-

уховской делают комплименты Наталье

Дмитриевне на балу.

Фрагмент 1.

Наталья Дмитриевна (тоненьким голоском)

Князь Петр Ильич, княгиня! Боже мой!

Княжна Зизи! Мими!

(Громкие лобызания, потом усаживаются и осматривают одна

другую с головы до ног).

1-я княжна

Какой фасон прекрасный!

2-я княжна

Какие складочки!

1-я княжна

Обшито бахромой.

Наталья Дмитриевна

Нет, если б видели мой тюрлюрлю атласный!

(Действие 3, явление 7)

Фрагмент демонстрирует удовольствие героини при озвученных

в ее

адрес комплиментах, поэтому она произносит такую фразу: «Нет,

если б ви-

дели мой тюрлюрлю атласный!». А этим еще больше подталкивает дочерей

княгини продолжать льстить себе. Так, школьники

пришли к выводу, что

комплимент можно рассматривать как конструктивный речевой жанр.

Следующий конструктивный жанр, нашедший отражение в пьесе, –

признание в любви. Приведем пример.

Фрагмент 2

София

Кого люблю я, не таков:

Молчалин, за других себя забыть готов,

Враг дерзости, - всегда застенчиво, несмело

Ночь целую с кем можно так провесть!

Сидим, а на дворе давно уж побелело,

Как думаешь? чем заняты?

Лиза

Бог весть,

Сударыня, мое ли это дело?

София

Возьмет он руку, к сердцу жмет,

Из глубины души вздохнет,

Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,

Рука с рукой, и глаз с меня не сводит. -

Смеешься! можно ли! чем повод подала

Тебе я к хохоту такому!

(Действие 1, явление 5)

В данном фрагменте признание в любви лишь подразумевается,

по-

скольку София не говорит напрямую о своих чувствах. Она рассказывает

Лизе о том, кого любит.

Рассмотрим следующий деструктивный жанр –

упрек. Молчалин

падает с коня и ударяется головой о землю. София при виде

всего этого,

падает в обморок.

Фрагмент

3.

София

глубоким

вздохом)

Кто

здесь

со

мною?

Я

точно

как

во

сне.

(Торопко

и

громко.)

Где

он?

что

с

ним?

Скажите

мне.

Чацкий

Пускай

себе

сломил

бы

шею,

Вас

чуть

было

не

уморил.

София

Убийственны

холодностью

своею!

Смотреть

на

вас,

вас

слушать

нету

сил.

(Действие

2,

явление

8)

София упрекает Чацкого в равнодушии: «Убийственны холодностью

своею!». Ученики пришли к выводу, что упрек произносится с

сарказмом.

На

заключительном этапе закрепления полученной информации

школьники вы-

полняли комплексный анализ речевых жанров из комедии «Горе от ума»,

опираясь на раздаточный материал и на план анализа, который был представ-

лен на слайде.

Представим

примерные

вопросы

для

анализа

речевого

жанра.

1. Кто адресант (говорящий)?

2. Кто адресат (слушающий)?

3. Определите речевой жанр (комплимент, признание в любви,

упрек, оскорб-

ление).

4. Конструктивный или деструктивный этот речевой жанр в данной ситуации

общения?

5. Структура данного речевого жанра (представляет собой одно

слово или

развернутое высказывание).

6. Достигнута ли цель использования речевого жанра? Свой ответ

аргументи-

руйте.

Приведем вариант ответа ученика:

«Адресант Чацкий, адресат София. Данный речевой жанр является

комплиментом, так как в нем содержится положительная и

искренняя

оценка внешнего вида собеседника. Также, это говорит

нам о том, что

жанр является конструктивным. Чацкий делает

комплимент своей возлюб-

ленной, характеризуя ее внешний вид. Поэтому по структуре данный рече-

вой жанр является описательным

текстом.

Я считаю, что цель комплимен-

та достигнута, потому что

Чацкий смог выразить свое восхищение к Со-

фии, с помощью таких

фраз-клише как «прелестно…», «неподражаемо…».

В ходе анализа ученики правильно определили адресанта и адреса-

та речи, точно указали и перечислили признаки тех речевых жанров,

которые

были представлены.

Результат проведенного исследования свидетельствует о

том,

что школьники не только научились разграничивать и анализировать

ре-

чевые жанры в драматическом произведении, но и углубили свои

представле-

ния об идее комедии, осмыслили свои читательские впечатления. Это, на наш

взгляд, позволило им иначе посмотреть на героев

пьесы, их взаимоотноше-

ния. Сведения о конструктивных и деструктивных жанрах речи помогут стар-

шеклассникам не только более внимательно относиться к тексту произведе-

ния художественной литературы,

но и задуматься над собственным речевым

поведением, сделать его

более гибким и успешным.

Библиографический список:

1. Аршинова О.С. Обучение речевому акту «комплимент» как

стратегия гар-

монизации общения в курсе русского языка как иностранного. – МТИ, Ка-

федра межкультурной коммуникации, 2006, 15 с.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов

и

фразеологических

выражений.

М.:

АЗЪ,

1995.

3. «Школьная риторика: 6 класс: Учебное пособие для общеобразовательной

школы. В 2 ч. Ч.2 / Под ред. Т.А. Ладыженской». – М.:Издательский дом «С-

инфо»; Издательство «Баласс», 2003, 77 с.

4. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра: Жанры речи. – Саратов: Изд-во Го-

сУНЦ «Колледж», 1997. – 89 с.



В раздел образования