Автор: Иптышева Евдокия Григорьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОШИ "Аскизский лицей-интернат" им. М.И.Чебодаева
Населённый пункт: село Аскиз, Республика Хакасия
Наименование материала: Статья
Тема: Учебно-исследовательская деятельность как форма патриотического воспитания школьников
Раздел: полное образование
Иптышева Евдокия Григорьевна,
учитель иностранного языка,
Аскизский лицей-интернат, с. Аскиз, Республика Хакасия
Учебно-исследовательская деятельность
как форма патриотического
воспитания школьников
Целью патриотического воспитания является формирование у детей гордости за
свою страну, уважительного отношения к ее истории, культуре, формирование активной
позиции в защите интересов своего государства, социальной ответственности, стремление
внести собственный вклад в развитие своей малой родины.
Важность патриотического воспитания современной молодежи как залога будущего
нашей страны неоспорима, поэтому одной из форм педагогической практики в школе
является
вовлечение
детей
в
исследовательскую
деятельность.
Почему
именно
исследование? В научном определении исследование — это решение проблемы,
включающее в себя теоретический анализ, оформление гипотез, практическую проверку
полученных гипотез и оформление результатов. С одной стороны, данный вид
деятельности открывает безграничные просторы познания для обучающихся, с другой —
нацеливает их на самостоятельность. Учитель в данном случае выступает лишь как
наставник, чья задача — регулировать и направлять. Основная же роль отводится именно
ученику, который в ходе осуществления исследовательской деятельности — сам
выбирает, сам ищет, сам реализует, сам представляет, пропуская как бы «через себя»
заданную проблему.
С целью приобщения талантливых и способных учащихся к исследовательской
деятельности, создания условий для их самообразования и профессиональной ориентации
в нашем лицее действует научное общество учащихся.
Учебно-исследовательская
деятельность
ведется
по
различным
направлениям:
физико-математическое,
филологическое,
историческое,
краеведческое,
экологическое,
спортивное.
С
исследовательскими работами учащиеся участвуют в конкурсах муниципального,
регионального и всероссийского уровня и становятся победителями и призёрами.
Они
рассматривают в своих работах такие проблемы, как
проблема сохранения языка и
культуры народов, проводят исследование проблем развития этносов в поликультурном
пространстве, например, проблемы сохранения языка этнических меньшинств таких, как
хакасы и сорбы (славянское меньшинство, проживающее на территории Германии).
Ученики проводят сравнительный анализ русского, английского, немецкого и хакасского
языков, изучают проблемы экологического характера, а также военное прошлое своей
страны. Наиболее эффективным в патриотическом воспитании учащихся является
вовлечение их в поисково-исследовательскую деятельность по изучению истории
большой и малой Родины. В ходе этой работы ребята реально переживают чувства
привязанности к своей земле, совершают походы по памятным местам родного края,
встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. Участие в этой работе
способствует формированию у ребят гражданских и патриотических качеств.
Россия – многонациональное государство, в котором проживают многие народы и
национальности. Мы живем в Республике Хакасия, рядом с нами живут люди разных
национальностей, в частности,
люди немецкой национальности. Откуда эти люди
появились на хакасской земле? Соблюдают ли они свои традиции и обычаи, умеют ли
говорить
на
родном
языке,
чем
занимались
их
предки?
Как
сложились
их
взаимоотношения с местными жителями? Эта тема стала одним из самых значимых
групповых проектов,
который был разработан учащимися 10 класса. Предметом
исследования была немецкая семья Юнгблюд. Учениками была составлена родословная
данной семьи до четвертого колена. Предки семьи Юнгблюд как со стороны отца, так и со
стороны матери были по национальности немцами, приехали из Поволжья. Средний
возраст мужчин 75 лет, женщин 82 года. Все предки общались на немецком языке.
Известно, что в самом начале Великой Отечественной войны в сентябре 1941 года
был издан Указ «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья». Немецкое
население, поселившееся на Волге еще в 18 веке по приглашению Екатерины II,
бездоказательно обвинялось в сговоре с фашистским агрессором. На сборы дали три дня,
с собой разрешалось взять не более двадцати килограммов вещей. Затем «телячьи» вагоны
с наскоро сколоченными нарами из нестроганных досок несколько месяцев тянулись в
Сибирь и Северный Казахстан. От голода и болезней многие умирали прямо в дороге. До
Абакана везли людей на поезде, с Абакана до с. Аскиз на телеге, некоторые шли пешком.
Это были в основном женщины и дети, мужчин отправили в трудовую армию. В
Аскизском районе немцев расселили по таким населенным пунктам, как Есино, Усть –
Есь, Верх - Аскиз, Кызлас, Усть - Хойза, Бондарево. Конечно, всем домов не хватало,
поэтому пришлось поселить людей в колхозной конторе, в сельском клубе, в семьи.
В ходе исследования школьники услышали рассказ Фукс (Карп) Апполонии
Ивановны (жительницы села Аскиз) своим детям: «По дороге кончилась еда, пришлось
много поголодать. Привезли нас в с. Верх - Аскиз, колхоз выделил нам муку, хлеба. Мы
очень радовались, когда наедались досыта. Некоторые хорошие хакасы давали по 2 - 3
ведра картошки. Хакасские ребятишки приносили за пазухой по несколько картофелин и
давали нам, немецким ребятишкам. Кто работал в колхозе, их кормили хорошо. Давали
хакасский суп, хлеб. Дома строили сообща, за работу хакасы ничего не просили. Одна
хакасская женщина – соседка научила нас с мамой делать хакасский талкан, хакасскую
крупу. Потом и другие немецкие женщины познали эту трудоёмкую работу. Работали мы
ночами, потому что тогда запрещалось заниматься этим. Кто-нибудь караулил на улице,
чтобы никто из посторонних не увидел. Вскоре
все немецкие женщины готовили
хакасские блюда. Когда обзавелись коровами, начали делать айран (напиток из кислого
молока), пызылах (сыр), даже слабый хакасский алкогольный напиток – араку. Хакасские
семьи дали приезжим кур, гусей, свиней и коров, чтобы те встали на ноги.
В то время в хакасских селах жили одни хакасы, они умели говорить только на
хакасском языке. Немцы говорили на своем языке. Немецкие дети стали ходить в школу.
Учителя были тоже хакасами. Им приходилось очень трудно, потому что немецкие
ребятишки не знали ни русского, ни хакасского языка. Корреспондент Н. Боргояков в
статье «Хакасы и немцы» пишет, что «ему пришлось за школьной партой сидеть с
немецкими ребятишками, играть вместе с ними. Интересно было видеть рядом с собой
светловолосых, голубоглазых детей. В школу они приносили белый хлеб, а у нас почему -
то был черный хлеб. Иногда они давали нам попробовать белый хлеб, а мы им черный.
Запомнил, что черный хлеб был вкуснее и сытнее. Мы с немецкими ребятишками только
боролись, никто с ними не дрался, у меня даже был друг по имени Андрей. Он хорошо
научился разговаривать на хакасском языке, а я запомнил некоторые немецкие слова».
Вот так немецкие ребятишки быстро научились разговаривать на чужом для них языке.
Потом и взрослые немцы стали разговаривать на хакасском языке. Удивительно было то,
что шла война, хакасские семьи одна за другой получали похоронки, люди были
подавлены горем, но ни один из них не позволял себе сказать немцам, что вот твои немцы
убили моего брата или мужа.
Хакасские и немецкие ребятишки ходили вместе в тайгу собирать черемуху,
клубнику, кислицу, смородину, чернику, малину. Собирали кедровые орехи, различные
лекарственные травы, черемшу. В с. Верх - Аскиз ребятишки охотились за сусликами, в то
время мясо сусликов считалось самым вкусным. Так, благодаря хакасской природе и
хакасской пище, которая давала много витаминов и калорий, и выжили немцы.
Но происходили такие случаи, которые никогда не забываются. Ирина Издоровна
Юнгблюд (жительница с. Аскиз) рассказывает о жизни своей мамы и бабушки: «Когда
мою бабушку Вильд Павлину Михайловну отправили на 5 лет в трудовую армию валить
лес, моей матери было 5 лет. Её устроили в Бондаревский детский дом. Там много было
крыс, они нападали на детей, так как крысы тоже были голодными. Через пять лет
приехала бабушка. Но, чтобы её отпустили, ей пришлось родить ребеночка. Жить было
совсем негде. С маленьким ребеночком они остались без крыши над головой, не было
одежды, обуви. Самое страшное – нечего было есть. Жить пустили в стаечку, была зима, и
было сильно холодно. Пожалела их одна женщина – хакаска. У неё была банька, туда она
пустила жить бабушку с маленьким ребеночком, старшую девочку забрала к себе в дом.
Она спала на крестовинке промеж стола. Сильно мерзла, кроме мешковины одежды не
было, на ногах были намотаны тряпки. Её сыновья спали на печке. Утром, когда они
вставали, женщина пихала девочку на печку и укрывала её шубой. До обеда она там спала.
Чтобы себя как-то прокормить, они копали в лесу саранку, а зимой на полях, где осенью
была выкопана картошка, искали в земле оставшуюся мелкую картошечку, мерзлую, как
камень. Мы вечно будем благодарны хакасам за то, что не дали нам умереть».
С нашей точки зрения, хакасский народ сыграл очень важную роль в судьбе
этнических немцев. Это является наиболее мощным фактором воспитания толерантной,
нравственной
личности.
Думается,
что
чувства
взаимопонимания,
сострадания,
взаимопомощи, гуманизма были присущи людям того поколения, чего в нашем
современном мире явно не хватает.
В ходе исследования также выяснили, что в настоящее время немецкий этнос
старается сохранить свою культуру, быт, религию и язык, хотя жизнь на чужбине не
осталась без следов: Хакасия стала для них родным домом, они выучили чужой для них
язык, получили образование, приняли другую культуру, образовались смешанные браки,
здесь похоронены их предки, построены крепкие дома. Во благо Хакасии и России они
трудились и трудятся, ведь немцы всегда отличались своей дисциплинированностью и
трудолюбием, имеют много грамот и медалей.
Всё, что имеют немцы, заработано
честным трудом. Думается, что молодое поколение немцев никогда не забудет горькую
судьбу своих предков, будет гордиться своими корнями, всегда протянет руку дружбы
другим людям.
Таким образом, исследовательская работа,
которая была
организована с
учащимися, убеждает в том, что разнообразные формы, методы, приемы патриотического
воспитания
в
условиях
школы
позволяют
приобщить
ребенка
к
поисковой,
исследовательской, аналитической деятельности, воспитать личность учащегося в духе
активного созидательного труда, развивать духовность человека, формировать его
гражданственность
и
толерантность.
Следует
отметить,
что
подобные
учебно-
исследовательские
проекты
способствуют
приобщению
учащихся
к
культуре
и
пониманию истории не только своего народа, но и народов, проживающих рядом.
Литература
1.
Аскизский район. История и современность. Новосибирск: Наука, 2004
2.
Боргояков Н.Т./Хакасы и немцы. - Хакас чирí, 1999 - № 180 – 184
3.
Королькова Н.В. Путешествие во времени - Хакасия, 2003 - № 160