Автор: Вяткина Галина Александровна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МКОУ Якшангская СОШ
Населённый пункт: п. Якшанга
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Сообщающиеся сосуды"
Раздел: среднее образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИКЕ
Учитель: Вяткина Галина Александровна
Образовательная организация: МКОУ Якшангская СОШ
Тема урока: «Сообщающиеся сосуды»
Место и роль урока в изучаемой теме: 7 - урок в разделе «Давление твердых
тел, жидкостей и газов»
Тип урока: усвоение новых знаний
Цель урока: создать условия для изучения учебного материала, используя
приемы формирующие ключевые компетенции в сфере здоровьесбережения
через четкую смену видов деятельности, опору на эмоциональный подъём и
интерес, создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления
блока новой учебной информации
о сообщающихся сосудах.
Задачи урока:
Образовательные: закрепление знаний учащихся о давлении жидкостей,
изучение особенности сообщающихся сосудов и их использовании в быту и
технике;
Развивающие: развитие мышления школьников, познавательного интереса,
развитие таких информационных умений, как работа с текстом, рисунком;
развивать умения: наблюдать, сопоставлять, анализировать, обобщать знания
по изученному материалу.
Воспитательные: создание ситуаций для самостоятельного поиска решений
проблемных ситуаций и проявления инициативы; воспитание толерантных
качеств; создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности,
уважения и сотрудничества.
Планируемые результаты:
Личностные: ученики получат возможность объяснять наблюдаемые опыты,
убедиться в практической значимости свойств сообщающихся сосудов.
Предметные: учащиеся должны знать: определение сообщающихся сосудов,
установить свойства жидкости в них. Формировать способность объяснять
явления и факты, работать с текстом учебника, выполнять физические опыты.
Метапредметные: учащиеся научатся формулировать мысль в понятной
собеседнику форме, выслушивать собеседника, понимать его точку зрения.
Методы: словесная передача и слуховое восприятие информации; проблемное
изложение, наблюдение и эксперимент; стимулирование и мотивация, методы
контроля и самоконтроля.
Приемы: беседа, проведение эксперимента, работа с учебником, создание
ситуации успеха, создание ситуации взаимопомощи, самоконтроль, работа в
парах.
Наглядные пособия: портреты Б. Паскаля, Э. Торричелли;
схема «Таблица физических величин», план рассказа о
сообщающихся сосудах, структурная схема «Давление жидкости»,
высказывание Б.Паскаля.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, различные виды сообщающихся
сосудов: два стеклянных сосуда, соединенных резиновой трубкой; прибор
для наблюдения давления сосудов разной формы наполненных
жидкостью, модель фонтана.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная,
индивидуальная.
План урока.
1. Организационный момент: приветствие, готовность к уроку.
2. Проверка домашнего задания
2.1. Давление – физическая величина.
2.2. Рассказ о давлении по структурной схеме.
2.3. Проверка усвоения изученного материала.
3. Актуализация, мотивация, целеполагание.
4. Изучение нового материала.
4.1 Работа над понятием – сообщающиеся сосуды.
4.2 Фронтальный эксперимент «Наблюдение уровней жидкости в
сообщающихся сосудах».
4.2. Работа с текстом учебника по объяснению эксперимента.
4.3. Проверка усвоения нового учебного материала.
3. Рефлексия.
Ход урока.
Организационный момент.
«Я говорю, ты – молчишь» (монолог)
«Раз словечко, два словечко – будет песенка» (диалог)
Проверка домашнего задания.
« Человек не более, чем тростник: самое слабое из того, что есть в природе,
но тростник этот мыслит... Все наше достоинство в том, что мы способны
мыслить» (Паскаль).
Какие вопросы мы сформулируем для проверки домашнего задания?
(учащиеся ставят вопросы)
Повторим определение гидростатического давления.
Заполним таблицу на доске по физическим величинам о давлении.
Физическая величина
Давление
Обозначение
р
Единица измерения
Па
Формула
р = ρ g h
Рассказ по таблице.
Рассказ по ключевым словам.
Сравните, что одинаково у жидкостей и газов? (Передача давления происходит,
согласно закону Паскаля, по всем направлениям одинаково).
Как можно на опыте доказать, что давление жидкости зависит от высоты?
(Ученик показывает опыт с прибором по измерению давления).
А зависит ли давление от формы сосуда? Убедимся, верна ли наша гипотеза.
Давление
газа
создается
зависит
передается
Давление
жидкости
используется
На первый взгляд тут все не в норме.
Но нам доказано давно,
Что независимо от формы
Давление жидкости на дно.
Факт достойный удивления –
Не зависит от формы сосуда давление!
Тест.
1. В каких единицах измеряют давление?
А) Н Б) Па В) м
2
2.По какой формуле рассчитывается давление жидкости на дно и стенки
сосуда?
А) р =þgh
Б) р =þgV
B) Р = т g
3. Как изменится давление на тело с увеличением глубины погружения в
жидкость?
А) увеличится;
Б) уменьшится;
В) не изменится
4. В каком сосуде давление воды
на дно больше?
А) в первом
Б) во втором
В) одинаково
5.Пластинки расположены в сосуде с водой. На какую пластинку давление
жидкости больше?
А) на 1
Б) на 2
В) на 3
Изменится ли давление воды на дно сосуда, если в него опустить кусок дерева
так, что вода из сосуда не выливается?
А) Увеличится
Б) Уменьшится
В) Не изменится
Самопроверка.
1
2
3
4
5
6
7
б
а
а
в
в
а
а
Количество правильных ответов
ОЦЕНКА
7 (нет ошибок)
«5»
5-6 (1, 2 ошибки)
«4»
4 (3 ошибки)
«3»
Опыт №1 (выполняет по инструкции обучающийся)
1.
Опустите трубку в воду.
2.
Нагревайте колбу руками.
3.
Что вы наблюдаете?
4.
Объясните наблюдаемое явление.
Опыт №2 (выполняет по инструкции обучающийся)
1.
Опустите трубку в стакан с водой.
2.
В другой стакан осторожно опустите воронку.
3.
Что вы наблюдаете?
4.
Объясните наблюдаемое явление.
Сравните эти опыты.
От чего же зависит давление жидкости?
Запомните это, т.к. оно нам пригодится для изучения нового материала.
Как вы считаете, можно ли с помощью всего лишь одной кружки воды
разорвать большую, крепко сбитую деревянную бочку?
В 1648 году Паскаль удивил своих соотечественников, сделав это. Бочка
имела площадь поверхности 2 м
2
. В нее была вставлена узкая стеклянная
трубка площадью сечения 1 см
2
и высотой 5 м. Бочка предварительно была
наполнена доверху водой. Паскаль с высоты второго этажа налил в узкую
трубку кружку воды, и бочка разорвалась.
Рассчитайте давление, которое оказала вода в трубке на воду в бочке.
(Один ученик решает задачу за доской).
Задача.
Дано: Решение:
ρ = 1000 кг/м
3
g = 10 Н/кг
h
= 5 м__________
р = 1000 кг/м
3
·
10 Н/кг · 5 м = 50 000 Па
р = ? Ответ: 50 000 Па.
(Проверяется правильность решения).
3. Актуализация, мотивация, целеполагание.
Какой глагол вы не использовали в своем рассказе о давлении жидкости?
Почему? Каким будет наш главный вопрос урока?
Где используется (учитывается, применяется) давление жидкости?
А чтобы цель урока сформулировать более конкретно, давайте отгадаем
следующие загадки:
1. Из горячего колодца
Через нос водица льется. (Чайник).
2. Хоть и задрал он кверху нос,
Но это вовсе не всерьез.
Ни перед кем он не гордиться,
Кто пить захочет – убедиться. (Чайник).
3. Если речка по трубе
Прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нем –
Как мы это назовем? (Водопровод).
4
.
Огородник тот
С длинным носом живет.
Где носом качнет,
Там вода потечет. ( Лейка).
5. Сверху дыры,
Снизу дыра,
А посередине –
Огонь да вода. (Самовар).
Чайник, водопровод, лейка, самовар – сообщающиеся сосуды.
Что мы должны узнать о сообщающихся сосудах?
- определение
- примеры
- свойства
р = ρ g h
- применение
Изучение нового материала.
Сообщающиеся сосуды – это сосуды, имеющие общую (соединяющую их)
часть, заполненную покоящейся жидкостью. (Учебник с.120).
Каковы особенности этих сосудов?
Имеют общую часть,
Заполнены жидкостью.
Два сосуда подружились
На века соединились.
Вместе их теперь зовут
Сообщающий сосуд.
Экспериментальное задание.
Наблюдение уровней жидкости в сообщающихся сосудах.
Оборудование: две стеклянные трубки, соединенные резиновой трубкой и
заполненные водой, штатив.
Задание.
Одну трубку с водой укрепите в лапке штатива, другую трубку перемещайте в
разных направлениях.
Делайте это осторожно, не допуская, чтобы вода выливалась из трубок.
Обратите внимание на то, как располагаются уровни жидкости в трубках.
Сделайте рисунок в тетради.
Вывод: вода устанавливается на одном уровне.
Опыт №3 (выполняет по инструкции обучающийся).
1.
С помощью воронки налейте воду в широкую трубку.
2.
Наблюдайте за уровнем воды в других трубках.
3.
Сделайте вывод:
- форма трубок _________
- высота воды в трубах _______
Почему?
Находим ответ в учебнике на с.120 (последний абзац). Читаем текст.
Жидкости в сообщающихся сосудах
однородные
неоднородные
(разнородная)
р
1
= р
2
давление
р
1
= р
2
ρ
1
= ρ
2
плотности
ρ
1
= ρ
2
h
1
= h
2
высота
h
1
= h
2
Как расположатся уровни неоднородных жидкостей? Ваши гипотезы?
Чем меньше плотность жидкости, тем высота столба будет больше.
Опыт с фонтаном. Объясните наблюдаемый опыт.
Фонтан серебряной струёй
Переливается на солнце,
Журчит летя, и вновь домой
Спадает в собственном довольстве.
Возможно, даже разглядеть
Сиянье радуги цветастой,
С алмазным блеском капель сеть,
Так упоительно прекрасной.
1.На рисунке изображен кофейник.
Какую ошибку допустил конструктор?
2.Перед вами два кофейника одинаковой ширины, но один высокий, другой -
низкий. Какой из них вместительнее?
3.Для чего отводящим трубкам кухонной раковины придают коленчатую
форму?
Практическая направленность сообщающихся сосудов: водомерное стекло,
шлюз, артезианский колодец (их работа - домашнее задание).
Рефлексия.
Что делали на уроке?
О чем вели речь?
Что мы узнали о сообщающихся сосудах?
Самооценка.
Предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Для этого нужно подойти к
доске и свой порядковый номер поставить рядом с той оценкой, которой вы
себя оценили.
Домашнее задание. 1. П. 41 с.120 – 121 изучить, проверить усвоение с
помощью вопросов.
2. Упр.18 (1, 2) рис.120 и 121,задание (2) рис.122 с.122 по
рядам.
3. Творческие задания: загадки о сообщающихся сосудах,
стихи, сказки, кроссворды.
Раздаточный материал.
Экспериментальное задание.
Наблюдение уровней жидкости в сообщающихся сосудах.
Оборудование: две стеклянные трубки, соединенные резиновой трубкой и
заполненные водой, штатив.
Задание.
Одну трубку с водой укрепите в лапке штатива, другую трубку перемещайте в
разных направлениях.
Делайте это осторожно, не допуская, чтобы вода выливалась из трубок.
Обратите внимание на то, как располагаются уровни жидкости в трубках.
Сделайте рисунок в тетради.
Вывод: вода устанавливается на одном уровне. Почему?
Задача.
В 1648 году Паскаль удивил своих соотечественников, сделав это. Бочка имела
площадь поверхности 2 м
2
. В нее была вставлена узкая стеклянная трубка
площадью сечения 1 см
2
и высотой 5 м. Бочка предварительно была наполнена
доверху водой. Паскаль с высоты второго этажа налил в узкую трубку кружку
воды, и бочка разорвалась.
Рассчитайте давление, которое оказала вода в трубке на воду в бочке.
Числа на магнитной основе с порядковым номером ученика по списку в
классном журнале.
Самооценка моей работы на уроке.
Фамилия, имя_____________________________________
Определения
Задача
Эксперимент
Рассказ по ключевым словам
Загадки
Ответы на вопросы
Опыт №1.
1.Опустите трубку в воду.
2.Нагревайте колбу руками.
3.Что вы наблюдаете?
4.Объясните наблюдаемое явление.
Опыт №2.
1.
Опустите трубку в стакан с водой.
2.
В другой стакан осторожно опустите воронку.
3.
Что вы наблюдаете?
4.
Объясните наблюдаемое явление.
Опыт №3.
4.
С помощью воронки налейте воду в широкую трубку.
5.
Наблюдайте за уровнем воды в других трубках.
6.
Сделайте вывод:
- форма трубок _________
- высота воды в трубах _______
Использованные ресурсы
1.
Гуревич Е.А., Исаев Д.А. и др. «Физика. Химия. 5-6 классы», М., Дрофа, 2-е
издание, 1999 г.
2.
Громов С.В., Родина Н.А. «Физика. 7 класс», М., Просвещение, 2008 г.
3.
Перышкин А.В. «Физика. 7 класс», М., Дрофа, 2018 г.