Напоминание

Фонетическая зарядка, как средство формирования произносительных навыков в рамках реализации ФГОС


Автор: Князева Татьяна Анатольевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ « СШ №2 – многопрофильная им. Е.И.Куропаткина»
Населённый пункт: Нижневартовск, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: Фонетическая зарядка, как средство формирования произносительных навыков в рамках реализации ФГОС
Раздел: полное образование





Назад




МБОУ « СШ №2 – многопрофильная им. Е, И. Куропаткина»

город Нижневартовск

2021г.

«Фонетическая

зарядка,

как

средство

формирования

произносительных навыков в рамках реализации ФГОС».

Учитель: Князева Т. А.

Преподавание английского языка в начальной школе – это настоящий праздник.

Этот праздник я пытаюсь устроить для детей уже в начале урока при организации

фонетической зарядки. А праздник – потому что выучили буквы, праздник – потому что

наступила зима (весна, скоро будет лето), праздник – потому что учимся произносить

английские звуки.

Фонетическая зарядка может стать праздником на уроке английского языка, если

правильно подойти к организации этого этапа урока.

В 2015 году сделала первый выпуск учащихся начальной школы по программе

М.В. Вербицкой «Forward». «Английский язык» 2-4 классы. Положительной стороной

данной

программы

является

помощь

учителю

повторить

основные

положения

практической фонетики, необходимые для постоянной работы над собственным

произношением и формированием фонетических навыков у детей.

Обучение произношению на начальном этапе строится главным образом на основе

подражания, для этого необходимо использовать аудиозаписи. При этом учитель должен

показывать принципы работы речевого аппарата, показывать различия в артикуляции

звуков и в интонации русского и английского языков.

Особое внимание во время фонетической зарядки уделяю работе речевого

аппарата.

Прежде всего, объясняю детям, что система английских звуков отличается от

русской, так как в английском языке нет ни одного звука, полностью совпадающего с

русским. Есть звуки, которые могут быть похожи на русские. Даже такие согласные, как

[p], [t], [k], отличаются от русских звуков. Это объясняется иной артикуляцией звуков.

Особенности английской артикуляции:

положение языка;

положение губ;

напряжение мышц голосового аппарата.

Положение языка:

- в русском языке – язык продвинут к передним зубам, касается их, передняя и

задняя часть языка приподнята вверх, выгнута к небу;

- в английском языке – язык лежит плоско, слегка поднят от нижних передних

зубов, не касается их. Средняя часть языка не поднимается, поэтому английские

переднеязычные согласные образуются при соприкосновении кончиком языка с

альвеолами. В русском языке переднеязычные согласные образуются при участии стенки

языка, которая соприкасается с небом.

Положение губ: губы нейтральны, слегка растянуты, как в улыбке. Более сильная

работа губ характерна для русских гласных. Губы никогда не вытягиваются вперед.

Напряжение мышц голосового аппарата:

- в русском языке [ы], [и] представлены одинаковыми редуцированными гласными

звуками в случае с [о], [ɑ], [ə].

- в английском языке есть один нейтральный звук [ə], который употребляется

только в безударных слогах. Все остальные гласные сохраняют свои качества как в

ударных, так и в безударных слогах. Поэтому мы слышим второе ударение в словах

['rəubɔt], ['ʤɪmnæst]. Второго ударения здесь нет, но есть нередуцированные гласные в

безударных слогах, необходимо произносить их четко, с полным напряжением мышц

голосового аппарата. Противопоставление напряжения / расслабления определяет

различие между согласными, как:

[p] / [b]

[t] / [d]

[k] / [g]

[f] / [v]

[s] / [z]

[θ] / [ð]

То есть представление глухости / звонкости является неточным.

Если в русском языке

следует рассматривать группы согласных по признаку

глухости / звонкости, то в английском языке – по признаку силы / слабости. В русском

языке при произнесении глухих согласных голосовые связки расслаблены, производят

шум, а в английском языке «глухие» согласные произносятся с большей артикуляцией,

являются сильными. «Звонкие» английские, в которых есть шум, являются слабыми.

Младшим школьникам трудно добиться правильного произношения английских

звуков, поэтому я помогаю им:

- посредством собственного примера работы своего речевого аппарата (положение

губ, языка);

- с помощью пальцев рук (отследить движение гортани и раскрытие челюсти)

[ŋ] [æ];

- с помощью вспомогательных средств (листок бумаги, ладонь руки) произносим

согласные с придыханием

[k] [p] [t];

- прослушивание аудиозаписи.

Учебник английского языка для 2-4 классов М.В. Вербицкой содержит не так

много упражнений для фонетической отработки английских звуков. Поэтому я

использую массу дополнительного материала.

I. Фонетические упражнения.

[e] – [neɪm]

[aɪ] – [maɪ]

[maɪ 'neɪm]

[ð] [ð…ð…ð]

[s] [s…s…s]

[ðɪs]

[ðɪs ɪz]

[ʌ] – [mʌðə]

[brʌðə]

[grændmʌðə]

[grændfɑ:ðə]

II. Упражнения на произношение и чтение.

[ɔ:] – door, floor, four, doll, ball, wall, Paul, tall

[æ] – lamp, piano, cat, hand, hat, cap, stand

[e] – pen, hen, ten, set, TV set, bed, pencil

[u:] – two

[ɪ] – mirror, finger, picture, sister, kitchen,

live, sit, sing, give, fish, milk, bit, this

[ɔ] – box, dog, lot, not, clock, knock, got, watch

[ŋ] – opening, sitting, reading

[ɑ:] – bath, bathroom

[ju:] – cube, mute, tube, few, new

kn [n] – knock, knee, know, knife

[i:] – meat, read, tree, eat, clean

ch [ʧ] – kitchen, watch, chicken, children

[ʌ] – mother, brother, but, under, duck, car, jump

[i:] – sleep, clean, teeth, read, street

[au] – now, how, cow, brown, town

[ð] – this, that, then, there is, there are

[θ] – fourth, fifth, sixth

[t] – asked, jumped

[eɪ] – name, Kate, late, eight

В форме игровой фонетической эстафеты мы изучаем английский алфавит. С

каждой английской буквой знакомимся в стихотворении:

А is for Apples,

Big, round and red.

They are in the basket

From my cousin Fred.

B is for Birdie,

High up in the tree.

She sings for you,

She sings for me.

C is for Clown.

He dances with big feet.

He looks very funny

And likes lollipops to eat.

D is for Drum.

It is big and round.

Little boys start to march

When they hear trump sound.

E is for Elephant,

As big as a house.

He is very strong

But afraid of a mouse.

F is for Flowers,

Red, blue and white.

They bloom in the garden

When the sun is bright.

G is for Goldfish,

One, two, three, four, five, six.

Dive, little goldfish.

I like your funny tricks.

H is for Hole,

H is for House.

A hole in the wall

Is a house for mouse.

I is for Ice cream,

Cold and sweet.

We’ll have some ice cream

As soon as we meet.

J is for Jam,

Sweet strawberry jam.

Mother made some scones

For me and brother Sam.

K is for Kitten,

White and fluffy thing.

It mews with me

When I start to sing.

L is for Lights,

Coloured lights on Christmas Tree.

They shine brightly

When Santa comes to me.

M is for Mittens,

Warm mittens for snow.

I put on my mittens

When out I go.

N is for Nancy,

She is my friend.

We go out together

At the weekend.

O is for Owl,

That sat on an oak.

The more he heard,

The less he spoke.

P is for Puddles

Made by the rain.

There are many puddles

Down in the lane.

Q is for Queen,

She lives in the Palace.

She is very nice,

Her name is Alice.

R is for Raindrops,

They tap with tiny feet.

The seeds will awaken

When they hear raindrops beat.

S is for Sun,

So warm and bright.

It travels the world

By day and night.

T is for Toys

For little girls and boys.

Every child enjoys the toys,

That make a lot of noise.

U is for Umbrella,

My umbrella is red.

I carry it in autumn

To keep rain off my head.

V is for Vase,

Big vase made of glass,

It looks very nice,

It’s green as grass.

W is for Winter,

When we skate and ski.

It’s winter, it’s winter.

It’s great fun for me.

X is in Fox,

In box and in six.

When we don’t know a man

We call him Mr. X.

Y is for Yo-yo,

Red or green, or blue.

If you toss a yo-yo,

It’ll come back to you.

Z is for Zoo.

Let’s go to the Zoo.

We’ll see many animals

And bright birds, too.

Стишки

помогают

нам

адаптироваться

к

произношению

незнакомых

звуков.

Маленькие, несложные стихи для детей 2-4 классов на уроках английского языка

помогают нам преодолеть трудности английского произношения, помогают всем детям

стать успешными на уроке. Для этого мы читаем и в паре. Любой ученик может выбрать

себе пару для чтения английского стихотворения. Такое чтение особенно старательное и

эмоциональное. Положительные эмоции позволяют нам прийти к следующему этапу

урока.

Jack be nimble,

Jack be quick,

Jack jump over

The candlestick.

Dickery, dickery, dare,

The pig flew up the air;

The man in brown

Soon brought him down,

Dickery, dickery, dare.

Where are you going to,

My little cat?

I’m going to town

To get a new hat!

What! A hat for a cat!

A cat in a hat!

Who ever saw a cat with a hat?

Little girl, little girl,

Where have you been?

Gathering roses

To give to the Queen.

Little girl, little girl,

What did she give you?

She gave me a diamond

As big as my shoe!

Baa, baa, black sheep,

Have you any wool?

Yes, sir, yes, sir,

Three bags full;

One for my master,

One for my dame,

And one for the little boy

That lives down the lane.

Benjamin has a pencil.

Benjamin has a pen.

Benjamin is drawing

Funny little men.

Benjamin has a paper.

Benjamin has a book.

Benjamin shouts as he runs:

“Come and have a look!”

One, one,

A farm is lots of fun.

Two, two,

Hear the kittens mew.

Three, three,

Birds sing in a tree.

Four, four,

Hear the puppies snore.

Five, five,

Bees buzz in a hive.

One dog,

Two cats,

Three goats

And four white rats.

Five hens,

Six cows,

Seven geese

And eight sows.

Nine sheep.

Ten lambs.

One – two,

What can I do?

Three – four,

Open the door.

Five – six,

Pick up sticks.

Seven – eight,

Close the gate.

Nine – ten,

Count again.

My puppy

Here is a roof

On top of a house.

Who lives here?

Is it a mouse?

Here is a collar.

Is it for a cat?

No, it’s all for my puppy

So cuddly and fat.

Goldfish pet

A little goldfish lives in a bowl.

A little goldfish eats its food whole.

A little goldfish swims all around.

Although it moves, it makes no sound.

Чтобы

красиво

говорить

и

читать

по-английски,

необходимо

правильно

произносить звуки и слова. Поэтому мы начинаем путешествие в страну «Английской

фонетики». Эта страна откроет для нас все секреты английских звуков.

Стараюсь обеспечить наглядность предъявления звука, фонетических явлений. Во

время фонетической зарядки показываю артикуляцию звука, использую жест для

обозначения ударения в слове, мелодии и т.д. Слуховая наглядность обеспечивается

многократностью образца для предъявления. Языковая наглядность может быть

достигнута с помощью противопоставления звуков в русском и английском языках.

Таким образом, фонетические операции развивают фонетический слух учащихся.

1. [eɪ] Представьте, что на другом берегу реки вы увидели своего давнишнего друга

и крикнули ему: «Эй! Привет!» Улыбнитесь, приоткройте рот и скажите: «Эй!» Теперь

повторите это перед зеркалом. Проверьте, хорошо ли вы улыбнулись.

2. [i:] Ваш друг вас заметил и, широко улыбнувшись в ответ, сказал: «Давай

играть!» Только так, с улыбкой, получается широкий долгий звук «и-и-и-и».

3. [i] Не меняя положения губ, произнесите кратко: «и».

4. [e] – [æ] Теперь откройте рот чуть шире и быстро скажите: «Эх!» Получился

звук [e]. Опустите язык так, чтобы он касался всех нижних зубов, но не накрывал их,

раскройте широко рот и медленно произнесите: «Э-эх». Слышите широкий, красивый

звук [æ]? Молодцы!

5. [ʌ] – [ɑ:] А сейчас уберите язык немного назад, прикройте рот и кратко скажите:

«а». Получился английский звук [ʌ]. Прижмите язык к основанию нижних зубов и

пропойте: «а-а-а». Старайтесь произносить этот звук горлом. Должен получиться

глубокий, долгий звук [ɑ:].

6. [ɒ] – [ɔ:] Откройте рот и приготовьтесь сказать: «Ан-на». Но не говорите.

Замрите. Не меняя положения губ, произнесите: «о». Получилось? Давайте еще раз перед

зеркалом. Это краткий звук [ɒ]. А теперь пропойте горлышком: «о-о-о». Сделайте этот

звук долгим и глубоким. Так получается звук [ɔ:].

7. [u] – [u:] Вы заметили, что английские звуки отличаются от русских, хотя

некоторые из них кажутся похожими? [u] – узкий, краткий звук, похожий на русский «у».

Поставьте губы как на рисунке и произнесите [u]. А теперь сомкните губы, но не до

конца и пропойте: «у-у-у». Получится долгий звук [u:].

8. [ɜ:] – [ə] Да вы способные ученики! А теперь представьте себе, будто вы хотите

произнести звук [ɔ:]. Представили? Улыбнитесь немного. Немного! Широко не надо.

Попробуйте произнести слитно «э» и «е». Получится долгий звук [ɜ:].

Теперь произнесите этот звук быстро и у вас получится краткий звук [ə].

Ребята! Вы еще не устали? Хотите поиграть? Вижу, что хотите. Сейчас мы

попробуем соединить звуки посмотрим, что получится. Игра называется «Звуковая

арифметика.

9. [ɑ:] + [i] Возьмите звук [ɑ:] и соедините его со звуком [i]. Похоже на русское

«ай», но совсем немного, потому что первый звук должен быть долгим и глубоким.

Поняли?

Теперь попробуйте соединить другие гласные.

10. [ɔ:] + [i] Молодцы! Получилось!

11. [æ] + [u] Похоже на русское «ау», но звучит чуть иначе, так как первый звук [æ]

широкий.

12. [ə] + [u] Чтобы правильно получился этот звук, надо немного потянуть звук [ə],

а потом сразу произнести [u].

13. [i] + [ə] Попробуйте самостоятельно.

14. [e] + [ə] Этот звук не простой. Потренируйтесь перед зеркалом. Произнесите

звук [e], немного задержите его, затем добавьте [ə].

Вот такая звуковая арифметика.

Систематическое проведение фонетической зарядки на уроках английского языка в

начальной школе помогает преодолеть трудности первых месяцев обучения английскому

языку.

Простота, доступность дополнительного материала к фонетической зарядке

направлена на развитие образно-ассоциативного мышления и зрительной памяти,

облегчает процесс запоминания для младших школьников.

Ожидаемым результатом в формировании слухо-произносительных навыков, то

есть правильного произношения всех изученных звуков в потоке речи, понимания всех

звуков при восрпиятии речи других людей в рамках ФГОС – это:

1 – способность учащихся правильно произносить звуки изолированно в составе

слова, словосочетания, в потоке речи;

2 – сознательное управление воспроизведением звуков, не имеющих аналогов в

родном языке;

3 – изолировано в слове, словосочетании, в потоке речи различать звуки на слух;

4 – Формирование ритмико-интонационных навыков (правильное оформление

интонации и ритмики);

5 – способность правильно воспроизводить интонацию английского языка,

выражая различные эмоциональные оттенки;

6 – способность различать интонационную структуру фраз иноязычной речи;

7 – распознавать случаи использования связующего «r» и соблюдать их в речи;

8 – соблюдать интонацию перечисления;

9 – соблюдать правило отсутствия ударения в артиклях, союзах, предлогах;

10 – писать транскрипцию отдельных звуков, сочетаний звуков по образцу.

В моем методическом арсенале подачи фонетической зарядки главное место

отводится самому ученику, который активно воспроизводит учебный материал и

вовлечен в процесс творчества, пробуждая интерес, любопытство, учиться ему легко и

радостно.

Транскрипционные знаки звуков английского языка

Гласные звуки

Краткие гласные

звуки (Short vowels)

i

sit

u

put

ʌ

up

ɔ

box

ə

under

e

pen

æ

bag

Долгие гласные

звуки (Long vowels)

i:

tee

u:

moon

ɑ:

class

ɔ:

door

ə:

her

Сложные звуки

Дифтонги

(Diphthongs)

near

poor

ɑi

my

ɔi

boy

əu

go

ɛə

chair

au

now

ei

take

Согласные звуки

Звонкие(Voiced

consonants)

b

book

d

door

ʒ

television

ʤ

Jim

g

go

v

five

ð

this

z

Zoo

Глухие(Voiceless

consonants)

p

pen

t

ten

ʃ

show

ʧ

chair

k

key

f

five

θ

Thanks

s

sister

Остальныесогласные

m

moon

n

nine

ŋ

song

h

hand

l

look

r

red

w

well

j

your



В раздел образования