Автор: Баркалова Наталья Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ № 20" г. Усинска Населённый пункт: г. Усинск Наименование материала: статья Тема: "Использование образовательных технологий в ДОУ" Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «ДСОВ № 20» г. Усинска
В настоящее время педагогические коллективы детских садов интенсивно внедряют в свою
работу инновационные технологии. В связи с этим современному педагогу недостаточно только
знаний об уже существующих технологиях, возникает острая необходимость в грамотном и
активном применении их в практической образовательной деятельности.
Современные
педагогические
технологии
в
дошкольном
образовании
направлены
на
реализацию
государственных
стандартов
дошкольного
образования.
Принципиально
важной
стороной
в
педагогической
технологии
является
позиция
ребенка
в
воспитательно-
образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с
детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать
становлению ребенка как личности.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
здоровьесберегающие технологии;
технологии проектной деятельности
технология исследовательской деятельности
информационно-коммуникационные технологии;
личностно-ориентированные технологии;
технология портфолио дошкольника и воспитателя;
игровая технология;
технология «ТРИЗ» и другие.
В своей педагогической практике я активно применяю информационно-коммуникационные
технологии.
Применение
информационно
–
коммуникационных
технологий
в
дошкольном
образовании становится все более актуальным, так как позволяют средствами мультимедиа, в
доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает
логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально
способствуя повышению качества образования среди дошкольников. Мир, в котором развивается
современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители.
Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену
непрерывного
образования:
образования
с
использованием
современных
информационных
технологий (компьютер, интерактивная доска, и других устройств).
Информационно-коммуникационные
технологии
-
это
технологии
доступа
к
различным
информационным
источникам,
помогающим
в
решении
многих
задач:
в
воспитательно
-
образовательной, коррекционно-развивающей работе с детьми, работе с педагогами, родителями и,
наконец, в саморазвитии.
Применение
проектной
деятельности
считаю
не
менее
значимой
и
эффективной
для
разностороннего развития современного дошкольника.
Особая педагогическая значимость метода проектов заключается в следующем:
он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по
взаимодействию с окружающим миром;
является
педагогической
технологией,
актуализирующей
субъективную
позицию
ребенка
в
педагогическом
процессе,
является
методом,
идущим
от
детских
потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
это один из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен детского
учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.
Значимость и эффективность метода проектов определяется еще и тем, что метод проектов
связан с развивающимся личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться
в
детском
саду
любого
типа,
в
работе
с
детьми
дошкольного
возраста.
Проект
позволяет
интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их
на практике.
В наше время, когда происходит активное проникновение научно-технического прогресса, во
все сферы жизни человека возникает необходимость выбирать более эффективные средства при
развитии познавательной активности детей и формированию у них навыков исследовательской
деятельности.
Детская
потребность
в
исследовательском
поиске
обусловлена
биологически.
Всякий
здоровый ребёнок уже с рождения - исследователь. Он настроен на познании мира, он хочет его
познавать.
Исследовательская деятельность - это активная деятельность по приобретению и
использованию знаний. Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной
преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся:
в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи;
намечать план действий;
добиваться результата и анализировать его.
Познавательно-исследовательская деятельность, являясь одним из видов деятельности,
включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат. В основе познавательной деятельности
лежит проблема, поэтому ее цель обусловлена решением возникших затруднений.
Главной задачей познавательного развития ребенка является формирование потребности и
способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных
задач.