Напоминание

"Индивидуальный педагогический подход в развитии исполнительских способностей детей в классе ударных инструментов ДШИ"


Автор: Лушникова Анна Александровна
Должность: преподаватель по классу ударных инструментов
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: Белгород
Наименование материала: статья
Тема: "Индивидуальный педагогический подход в развитии исполнительских способностей детей в классе ударных инструментов ДШИ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Лушникова Анна Александровна

Преподаватель по классу ударных инструментов

МБУ ДО «Детская школа искусств № 1 г. Белгорода»

г. Белгород, Белгородская область

Индивидуальный педагогический подход в развитии исполнительских

способностей детей в классе ударных инструментов ДШИ

Аннотация:

Сегодня в педагогике профессионального музыкального

образования, в инструментальных специализациях вообще и, в частности, в

классе ударных инструментов, проблема индивидуального подхода к каждому

ученику на практике не теряет своей актуальности. Высшей формой

проявления принципа индивидуального подхода к обучающемуся в развитии

его

музыкально-исполнительских

способностей

является

воспитание

творческой

индивидуальности

ребенка

в

условиях

четко

выстроенного

алгоритма обучения, связанного с организацией учебного процесса, то есть

методикой проведения урока.

Ключевые

слова:

обучающийся,

педагог,

образовательный

процесс,

индивидуальный педагогический подход, ударные инструменты, музыкально-

исполнительские способности, методика проведения урока.

В музыкальной педагогике сегодня регулярно публикуются теоретические

труды,

рассматривающие вопросы теории исполнительства и методики

обучения игре на музыкальных инструментах, в том числе и на ударных.

Крепнущие связи между теорией и практикой оказывают неоценимую помощь

в системе музыкального образования на всех уровнях обучения искусству игры

на ударных инструментах.

В

системе

подготовки

современных

музыкантов-исполнителей

разработаны определенные принципы организации учебно-воспитательной

работы. Организуя учебно-воспитательную работу своего класса, педагог

должен хорошо представлять себе весь «механизм» жизни учебного заведения.

Хотя его педагогические функции, в первую очередь, связаны с обучением игре

на ударном инструменте, они не замыкаются границами класса. Живя и работая

в коллективе, педагог разделяет общие его заботы, принимает активное участие

в решении проблем, затрагивающих общие интересы. Заинтересованность в

результатах совместного труда расширяет профессиональный и социальный

кругозор педагога, учит его видеть и понимать производственный процесс

учебного заведения в целом.

Важнейшим учебным предметом учащихся-ударников является игра на

инструменте, или специальность. На уроках по специальности они овладевают

игрой на избранном инструменте, получают разнообразные музыкальные

знания, обогащают свой слуховой опыт.

Опираясь на теоретические материалы и практический опыт работы в

ДШИ,

попытаемся

в

рамках

данной

статьи

проанализировать

роль

современного педагога и индивидуальный подход в развитии музыкальных

способностей детей в классе ударных инструментов.

Сегодня, исполнительство на ударных инструментах развивается очень

быстро. Но еще быстрее растут требования, предъявляемые к исполнительской

технике

ударников.

Естественно,

в

обстановке

активно

возрастающих

требований современные педагоги вдумчиво и ответственно задумываются о

новой эффективной методике преподавания своего инструмента.

Следовательно,

в

деятельности

преподавателя

в

классе

ударных

инструментов,

высшей

формой

проявления

принципа

индивидуального

подхода к ученику в развитии его музыкально-исполнительских способностей

является воспитание творческой индивидуальности обучающегося на уроке

специальности. Ученики, выходящие из класса педагога, не должны походить

друг

на

друга,

как

«безликие

близнецы».

Усвоив

общие

принципы

исполнительской школы, каждый из них должен нести в своем творчестве что-

то личное, неповторимое. Надо прямо сказать, что в этом смысле, в

исполнительстве на ударных инструментах, не все обстоит благополучно.

Многие

конкурсы

показывают,

что

на

общем

фоне

возросшего

исполнительского мастерства начинающих ударников все еще очень редко

можно встретить яркую художественную индивидуальность. Для решения этой

важной проблемы необходимо научиться своевременно распознавать «ростки»

индивидуальности молодых музыкантов. Изучив психические особенности

учеников, их вкусы, склонности, особенности характера и темперамента,

педагог должен «угадать» их творческую самобытность и на этой основе

совместно с ними строить интерпретацию того или иного изучаемого

художественного произведения. Решающее значение в этом случае приобретает

способность педагога стимулировать творческую инициативу своих учеников.

Конечно,

педагог

должен

выработать

собственное

понимание

фундаментальных законов игры на инструменте, придти к определенным

педагогическим принципам. Однако при всем том необходимо ясно сознавать,

что исполнительская педагогика – бесконечная область познания. Здесь мало

законов, а исключений миллион. «До сих пор не могу взять в толк, - писал Н.

Перельман, - чего больше в нашем деле правил или исключений; чуть только

выведу правило, как тотчас натыкаюсь на исключение» [3, с. 43]. По мнению

Н.А.

Римского-Корсакова:

«педагог

не

должен

претендовать

на

непогрешимость, на то, что он все знает и никогда не ошибается; наоборот, он

всю свою жизнь неутомимо ищет, и только иногда ему удается найти что-то»

[5, с. 50 – 51].

Итак, существует множество форм проведения урока по специальному

инструменту, но все же универсальным в практике музыкального образования

является комбинированный урок, состоящий из трех основных элементов:

проверки домашнего задания, исправления ошибок и получения новых знаний

умений и навыков, определения очередного задания.

Некоторые педагоги склонны недооценивать первую часть урока. Такое

отношение к ней трудно чем-нибудь оправдать. Ведь контрольная часть урока

является тем основным связующим звеном, которое объединяет в единый

процесс классную и домашнюю работу ученика. Проверка является важнейшим

средством управления самостоятельной деятельностью учащегося, средством

интенсификации

роста

его

исполнительского

мастерства.

Постоянный

контроль, положительная или отрицательная оценка педагога побуждают

ребенка к систематической работе, способствует формированию в его

характере необходимых профессиональных качеств. В основе проверки лежит

идея дисциплинирующего контроля. «Без контроля нет исполнения», - гласит

старинное педагогическое правило [1, с. 398]. Вместе с тем функции проверки

не исчерпываются одним контролем. Умело проведенная проверка является

весьма действенным средством более прочного

усвоения учащимся знаний,

исполнительских

навыков

и

умений.

Проверка

позволяет

выявить,

а,

следовательно, и устранить, недостатки в исполнении ученика. В соответствии

с данными, полученными в ходе проверки, педагог намечает новые пути

последующей работы с учеником.

Недопустимо проявлять какую-нибудь небрежность или невнимательность

к

этой

части

урока.

Проверка

должна

проводиться

в

обстановке

сосредоточенного внимания и даже определенной торжественности. Некоторые

педагоги перебивают ученика через несколько тактов игры и начинают с ним

усиленно «работать». Такой метод малоэффективен. Во время проверки не

следует

останавливать

игру

ученика.

Подобная

обстановка

не

только

предоставит учащемуся возможность самостоятельно «высказаться до конца»,

но и повысит его чувство ответственности. Контроль, организованный

подобным образом, будет им восприниматься, как малый экзамен, как

ответственный отчет перед педагогом о самостоятельно проделанной работе.

Проверка

должна

включать

все

элементы

самостоятельной

работы

обучающегося. Как показывает практика, ослабление контроля приводит к

ослаблению внимания ребенка к обучающему музыкальному материалу

(например, гамма или этюд), ученик начинает уделять ему меньше внимания.

Средняя часть урока является центральной, и по своему значению и по

продолжительности. Ученик вновь исполняет свою программу, педагог его

останавливает, делает замечания, просит повторить, подвергает игру учащегося

подробному анализу, в ходе которого вскрываются недостатки, выясняются

причины их возникновения, намечаются пути к их устранению. Не следует

сразу обрушивать на ученика слишком много замечаний. Сначала его внимание

должно фокусироваться на самом главном и важном. В ходе последующих

уроков он сможет уделить внимание рассмотрению второстепенных вопросов, а

также уточнению главных.

Ни в коем случае не следует прибегать к огульному отрицанию каких-либо

достижений ученика. Постоянное подчеркивание одних недостатков может

внушить ему мысль о собственной бесперспективности. Неверие же в свои

силы способно подкосить любого. «В данном случае, - пишет Е. Тимакин, -

внушение – опасный метод, которым лучше пользоваться для воспитания

положительных сторон. Педагог обязан найти в учениках эти стороны (пусть

самые незначительные) и в своей работе опираться на них, поощрять их и

развивать. Это не значит, что на недостатки можно закрывать глаза. Наоборот,

с ними нужно активно бороться. Однако они, как все плохое, виднее, понятнее

и острее ощутимы на фоне хорошего <…> Но исправлять плохое, не найдя в

ученике ничего хорошего, значительно труднее» [4, с. 8]. Во всех случаях

замечания педагога должны нести в себе зерно созидательности, а не

разрушения.

Наряду с анализом самостоятельной работы педагог в этой же фазе урока

сообщает ученику новые знания, формирует новые игровые навыки и умения

совершенствует и закрепляет старые. При этом очень важно почувствовать

оптимальную степень педагогической активности с тем, чтобы она не привела к

иждивенческой пассивности ученика. Урок должен не только сообщать

учащемуся определенную информацию, но и давать ему определенные задачи.

Воспринимаемый учащимся материал должен быть им осмыслен, соотнесен с

имеющимися знаниями и исполнительским опытом, определенным образом

систематизирован.

С

этой

целью

педагог

может

сталкивать

его

с

необходимостью

сравнивать,

анализировать,

обобщать

воспринятое.

Вследствие

обобщения

и

осмысления

знаний

формируются

понятия.

Образование понятий – сложный мыслительный процесс; успешно протекать

он может лишь в том случае, если педагог будет постоянно заботиться о

развитии профессионального мышления ученика.

Хорошо проведенный урок должен иметь достойное завершение. Третья,

завершающая, часть урока посвящается подведению итогов и определению

нового задания. Преподаватель констатирует достижение цели и задач урока.

Отмечает успехи, высказывает свои замечания, ставит новые задачи. В основе

характера

предлагаемого

учащемуся

задания

должен

лежать

принцип

посильности, а так же принцип последовательного нарастания трудностей. В

зависимости от сложности, можно сделать разбор нового задания, дать ему

характеристику, определить его цель и смысл, произвести анализ сложных

мест, наметить пути к их преодолению. В некоторых случаях целесообразно

прорепетировать работу учащегося над той или иной частью домашнего

задания с целью определения прообраза его правильной самостоятельной

работы.

Такова краткая схема построения комбинированного урока специальности

в классе ударных инструментов. Разумеется, эта схема весьма приблизительно

отражает живое содержание урока. Сказать, что педагог в классе только

прослушивает, делает замечания и дает новое задание – значит, ничего не

сказать о его работе. Объем задач, стоящих перед педагогом специального

класса, практически безграничен. Таким же безграничным многообразием

отличаются структура, содержание и методы проведения урока. Музыкальная

педагогика не допускает стереотипных решений и беспрерывной эксплуатации

даже удачно найденного шаблона.

Резюмируя, отмечаем, что у каждого педагога методика проведения урока

индивидуальна. Уроки педагога, творчески относящегося к своему делу, как

правило, бывают неповторимо разнообразными (в чем и заключается одна из

привлекательных сторон нашей профессии).

Список литературы

1. Апатский В.М. Основы теории и методики духового музыкально-

исполнительского искусства /В.Н. Апатский. – Учебное пособие. – Киев,

НМАУ им. П.И. Чайковского, 2006. – 432с.

2. Бушуев В. П. Методика обучения игре на ударных инструментах: учеб.

пособие / В.П. Бушуев. - Кемерово: КемГУКИ, 2006. – 142 с.

3. Перельман Н.Е.

В классе рояля: короткие рассуждения / Натан

Перельман. – М. : Классика-XXI, 2011. – 158 с.

4. Тимакин Е. М. Воспитание пианиста: Метод. пособие / Е. М. Тимакин. –

2-е изд. – М. : Сов. композитор, 1989. – 143 с.

5. Хесин А.Б. Из моих воспоминаний / Предисл. С. Орешникова. – М. :

Всероссийское театральное общество, 1959. – 247 с.



В раздел образования