Автор: Ишкулова Эльмира Галимжановна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ ОШ №1
Населённый пункт: с.Аскарово, Абзелиловский район
Наименование материала: Научно-методическая работа
Тема: "Компетентный учитель - компетентный ученик"
Раздел: среднее образование
"Компетентный учитель - компетентный ученик"
Когда я училась в 11 классе, то знала что хочу работать с людьми и чтобы это
обязательно было связано с физикой – моим любимым предметом. И как то я
маме сказала, что пойду работать в школу. Я целенаправленно сдала
документы в лучший педагогический университет республики – БГПУ им.
М.Акмуллы. После второго курса нас поделили по направлениям. И я
выбрала спецкурс «Методика преподавания физики», так как знала, что свою
жизнь свяжу со школой. И вот с 2012 года я учитель физики.
Изменения, происходящие в стране, коренным образом затронули школьную
жизнь: изменились не только программы, учебники, формы и методы работы,
но и мы сами, родители, и, конечно же, наши ученики. Если раньше задача
учителя заключалась, в основном, в том, чтобы передать ученикам знания,
проверить степень их усвоения, оценить качество знаний, то сейчас
необходимо, чтобы учащиеся научились самостоятельно формулировать
вопросы в процессе изучения материала, были более активными в жизни
школы и общества, проявляли свои творческие способности.
Поэтому современный педагог должен быть компетентным учителем, а от
этого зависит компетентность ученика.
Я думаю, что компетентный учитель – это педагог, который сочетает в
себе высокий уровень профессиональных, педагогических,
психологических, социальных качеств.
Способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также
использовать их в практической деятельности.
Например, сейчас очень много в интернете сайтов или каналов
посвященные физике, необычным, нестандартным опытам. И дети
увлеченные этим часто хотят на перемене поговорить об этом,
обсудить. И конечно это подстегивает тоже искать, смотреть, добывать
информацию чтобы поддержать разговор.
Так же я смотрю на сайтах интернет уроки, мне интересно как опытные
учителя, например, с Москвы, преподносят ту или иную тему. Что то я
беру для себя, применяю на уроке.
Подготовка учеников к ЕГЭ и ОГЭ так же дает огромный стимул
развиваться, преподнести ученикам так, чтобы они запомнили и смогли
решить подобное в других вариантах.
Подготовка к олимпиадам не может основываться только на школьной
программе. Учителю в первую очередь нужно заниматься
саморазвитием. Я покупаю дополнительные задачники - тренажеры для
подготовки к олимпиадам. Просматриваю видеоподготовку в
интернете.
Конечно же хотелось бы применять ИКТ технологии, но не всегда это
получается.
Современный учитель находится в постоянном творческом поиске. Он
соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить
детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Бывает непросто
посмотреть на какую-либо проблему или явление глазами ученика, но
это необходимое качество для достижения успешного обучения и
воспитания.
Например, когда мне дали классное руководство 5г класса. Я первым
делом объездила все дома своих учеников. Посмотрела, в каких
условиях они живут, где спят, где делают уроки. И в последующем это
помогает понять характер ученика, его особенности или даже почему
он вовремя не может сдать деньги на питание. Стараешься войти в
положение, чем то помочь.
Компетентный педагог должен выявлять самые лучшие качества,
заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей.
Например, после крупного мероприятия в нашей школе, а недавно это
был «Осенний переполох», в котором мой 6г, занял 1 место, я им
купила всем большие шоколадные конфеты.
А так же в конце каждого месяца они считают свои оценки в дневнике
и пятерым лучшим я дарю шоколадки.
А еще мы любим обниматься. Враз человек 10-15 налетают на меня и
так мы стоим в обнимку минуту, это придает сил, снимает стресс и
негатив.
- Верно и то, что компетентный учитель должен иметь стремление к новому
творческому осмыслению своей работы, способность к развитию творческого
потенциала.
Для меня это прохождение аттестации
Участие в этом году в профессиональном конкурсе молодых педагогов.
Но не надо забывать и о другой стороне педагогического процесса. Его
результативность также зависит от мотивации учащихся на обучение и
осмысленного получения новых знаний, навыков, умений с последующим
переводом их в практическую деятельность. Для этого ценна система
отслеживания постоянного измерения качества, самоанализ деятельности на
всех уровнях - ученик; учитель; класс; школа.
Такая система у нас есть, например школьные методические объединения,
взаимопосещение уроков, семинары, круглые столы, педсоветы.
Хочется отметить, что профессиональная компетентность педагога – это
многофакторное явление.
В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности Что же
даёт компетентностный подход?
– Учителю: согласованность поставленных им целей обучения и
собственных целей ученика; облегчение труда за счёт постепенного
повышения степени самостоятельности и ответственности ученика; не в
теории, а на практике обеспечение единства УВП.
– Ученику: повышение степени мотивации учения; подготовку к
сознательному и ответственному обучению в вузе, колледже; повышение
доли индивидуального самообразования и инициативности, творческий
подход к делу.
Таким образом, компетентность учителя - это синтез профессионализма,
творчества и искусства. И на сегодняшний день становится очевидным, что
из простой суммы знаний «сложить» компетентного профессионала
невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог,
обучая нынешнее поколение.
Всё это важно особенно сегодня, когда правительство говорит о снижении
качества подготовки специалистов. А мы для себя должны поставить задачу
преемственности: "Компетентный учитель - компетентный ученик" и
решить её совместно с нашими учащимися, поскольку главным результатом
педагогической деятельности является сам учащийся, развитие его
личности, способностей, умений.