Автор: Смоляр Роза Севановна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №94
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: "Учебно – дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся."
Раздел: начальное образование
Учебно – дидактические игры как средство
развития познавательной активности учащихся.
Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения
поставили перед школой задачу в сравнительно короткий срок воспитать и
вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место
в обществе и приносить ему максимальную пользу. Одним из важнейших
направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного
процесса, т. е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения,
которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных
способностей учащихся, развитие у них интереса к учебной работе,
самостоятельности и творчества.
Вследствие этого возникает необходимость постоянно
совершенствовать
структуру
учебного
процесса,
его
методы
и
организационные формы, вносить элемент
новизны в способы и ход
выполнения учебных задач. Не получая всех знаний в готовом виде,
учащиеся должны на основе принципиальных установок преподавателя
приобретать значительную их часть
самостоятельно в ходе поисковых
заданий,
решения
проблемных
ситуаций
и
другими
средствами,
активизирующими познавательную деятельность.
Игра в равной степени способствует как приобретению знаний,
активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности. Из всего
существующего многообразия различных видов игр именно дидактические
игры самым тесным образом связаны с учебно – воспитательным процессом.
Они используются в качестве одного из способов обучения различным
учебным
предметам
в
начальной
школе.
Дидактическая
игра
(игра
обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Это
является утверждённым в педагогической практике и теории средством для
расширения, углубления и закрепления знаний. Кроме того, дидактическая
игра представляет собой самостоятельную деятельность, которой занимаются
дети: она может быть индивидуальной или коллективной.
Дидактические игры относятся к виду «игр по правилам», в число
которых входят игры подвижные и связанные с музыкой. Именно они
являются ярким примером синтеза различных видов педагогического
воздействия
на
учеников:
интеллектуального,
нравственно-волевого
и
эмоционального. Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в
игре, способствуют высвобождению творческих резервов человеческой
психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущение спокойствия,
облегчают межличностное общение.
Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную
деятельность интеллектуально пассивных детей. В процессе игры такой
ребёнок
способен
выполнить
объём
учебной
работы,
который
ему
совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.
Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и
воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует её рассматривать как
деятельность,
доставляющую
удовольствие
ради
удовольствия.
На
дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой
деятельности в тесной связи с другими видами учебной работе.
В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх
различные знания и сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то,
что на уроке оказалось трудным, даже недостижимым для учащегося, во
время
игры
легко
усваивается.
Интерес
и
удовольствие
–
важные
психологические эффекты игры.
Известный французский учёный Луи де Бройль утверждал, что все
игры, даже самые простые, имеют много общих элементов с работой
учёного. В том и другом случае сначала привлекает поставленная задача,
трудность, которую надо преодолеть, затем радость открытия, ощущение
преодолённого препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от
возраста привлекает игра.
Назначение дидактических игр:
·
развитие познавательных процессов у школьников (восприятие,
внимание, памяти, наблюдательности, сообразительности)
· закрепление знаний, приобретённых на уроках.
Характерным для каждой учебно- дидактической игры является
решение различных дидактических задач:
· уточнение представлений о предмете или явлений в целом и о его
существенных особенностях
· развитие замечать сходство и различие между ними и т. д.
В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны,
неотъемлемым элементом дидактических игр является игровое действие.
Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он
незаметно для себя выполняет общую задачу. Поэтому дидактические игры
представляются учащимся не просто забавой, а интересным, необычным
занятием.
Процесс игры подчинён решению дидактической задачи, которая всегда
связана с определённой темой учебной программы. Она предусматривает
необходимость овладения знаниями, необходимыми для реализации замысла
игры.
Работа над дидактической задачей требует активизации всей
психической деятельности ребёнка. Развиваются познавательные процессы,
мышление,
память,
воображение.
Усовершенствуется
умственная
деятельность, включающая в себя проведение различных операций в их
единстве. Внимание становится более целенаправленным, устойчивым, и у
учащегося появляется умение правильно его распределять. Стимулируется
развитие
познавательных
способностей,
наблюдательности,
сообразительности и любознательности. У детей начинает проявляться
волевое
сдерживающее
начало.
Соблюдение
правил,
являющиеся
результатом возникшего у детей интереса к игре, помогает воспитанию
важных нравственно – волевых качеств, таких, как организованность,
сдержанность, доброжелательность, честность и т. д. в процессе занятий
дидактической
игрой
формируются
умения
работать
самостоятельно,
осуществлять контроль и самоконтроль, согласовывать свои действия и
соподчинять их.
Виды дидактических игр:
· игры – путешествия;
· игры – поручения;
· игры – предположения;
· игры – загадки;
· игры – беседы.
Руководство дидактической игрой всегда осуществляет педагог. Он сам
– участник игры. Его позиция перед детьми открыта. Педагог ставит задачу,
организует действия, анализирует и оценивает их результаты.
Перед игрой учитель должен доступно изложить её сюжет,
распределить
роли,
поставить
перед
детьми
познавательную
задачу,
подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске.
Если дидактическая игра открыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в
ходе беседы с детьми учитель должен обратить на это внимание.
В игре в той или иной роли должен участвовать каждый ученик класса.
Если у доски работает небольшое число учащихся, то все остальные должны
выполнять роли контролёров, судей, учителя.
К организации игр для детей предъявляются определённые требования:
1. Игра должна основываться на свободном творчестве си самостоятельности
ребёнка.
2. Игра должна быть доступной, цель игры – достижимой, а оформление
красочным, разнообразным.
3. Обязательный элемент каждой игры - её эмоциональность. Игра должна
вызывать удовольствие, весёлое настроение, удовлетворение от удачного
ответа.
4. В играх обязателен момент соревнования между командами или
отдельными участниками игры. Это всегда приводит к усилению
самоконтроля учащихся, чёткому соблюдению установленных правил и,
главное, к активизации учащихся.
В таких играх завоевание победы, выигрыш – очень сильный мотив,
побуждающий ученика к деятельности.
В игре дети учатся концентрировать своё внимание на игровых
правилах и следить за их выполнением. Игра позволяет ребёнку заново
пережить яркие впечатления и события. Играя, дети накапливают знания об
окружающем мире, учатся самостоятельно принимать решения, проявляют
оригинальность
мысли.
Таким
образом,
в
процессе
игры
создаются
благоприятные условия для развития.
С помощью игры у детей младшего школьного возраста развиваются
навыки устной речи, аудирования, творческие, мыслительные способности
обучающихся, она заставляет их волноваться и переживать. В ней
предполагается принятие решения: как поступить, что сказать, выиграть.
В последние годы всё большее распространение получают
игровые технологии обучения, которые способствуют совершенствованию
учебно – воспитательного процесса. Необходимость их использования в
начальной школе очевидна, поскольку обучение детей начинается с
шестилетнего возраста.
При поступлении в школу шестилетки , как говорят психологи,
оказываются в новой «социальной ситуации развития». Происходит резкая
смена
ведущих видов деятельности: игровая деятельность сменяется
учебной, что отрицательно сказывается на развитии ребёнка. Переходной
формой от игры
к учёбе является дидактическая игра, ограничено
соединяющая обучение с игровой формой его организации. Именно она
позволяет «размыть» грань между игрой и учёбой, сделать смену ведущих
видов деятельности менее ощутимой для ребёнка.
Рассмотрим один из видов игры – работа в парах.
Одним из важнейших средств обогащения опыта коллективной жизни
являются различные формы коллективной познавательной деятельности. Как
наиболее простую из них и доступную для шестилеток необходимо отметить
работу в парах. Игры в парах несут на себе все признаки коллективной
деятельности: решение коллективной познавательной задачи; распределение
обязанностей (ролей); обмен способами деятельности и взаимопомощь;
контроль за результатами деятельности, который осуществляется, прежде
всего, самими участниками игры. В парной игре учащимся обеспечивается
состояние комфортности, так как они имеют необходимую свободу выбора:
сами решают, кто сначала будет говорить, кто потом; высказываются не
тогда, когда вызовет и позовёт учитель, а тогда, когда сами этого захотят. И,
как показывает опыт, с формированием привычки к коллективной работе
шума на уроках становится меньше.
Хочется надеяться, что дидактические игры будут полезными при
обучении детей и помогут учителям реализовать на практике призыв
известного педагога В. А. Сухомлинского: «Дети должны жить в мире
красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим его научить
читать и писать. Так, от того, как будет чувствовать себя ребёнок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет
переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».
Примеры дидактических игр на уроках математики
в начальной школе
Игра «Да. Нет»
На доске даны примеры: 4х6, 8х3, 4х5, 7х3, 9х4, 5х6. Показываю карточки с
числами. Если число является ответом, учащиеся хором говорят "Да", затем
произносят пример 4х6=24. если число не является ответом, говорят "Нет".
«Живая математика»
У всех учащихся есть карточка с цифрами от 0 до 9. Читаю пример (3х2).
Встает или поднимает руку тот ученик, у кого карточка с цифрой 6. Лучше
всего давать примеры на деление, так как в ответах получаются однозначные
числа.
Игра требует двигательной активности, поэтому проводить ее можно вместо
физминутки в середине урока.
«Не скажу»
Игра строится так: дети считают, например, от 20 до 50 по одному. Вместо
чисел, которые делятся, например, на 6, они говорят: «Не скажу!» !". Эти
числа я записываю на доске. Появляется запись: 24, 30, 36, 42, 48. Затем с
каждым из записанных чисел учащиеся называют примеры: 24:6=4, 30:6=5 и
т.д.
Эта игра способствует целенаправленному формированию механизмов
переключения внимания.
«Проверь себя»
Заготавливаю карточки, на которых записаны результаты умножения каких-
либо чисел, например 18. Я показываю карточку, а ученики записывают
пример на умножение с таким ответом.
«Кто скорее, кто вернее?!»
Раздаю на каждый ряд парт по одному комплекту цифр от0 до 9, так, что
одному ученику в ряду достается цифра 0, другому 1 и т.д. Я читаю примеры
(4х4; 9х2 или 40:4 и пр.), а дети должны быстро сообразить сколько
получится, и те, у кого окажутся цифры 1 и 6, выйти к доске и составить
число 16. За каждый пример засчитывается очко тому ряду, в котором
быстрее и правильно составили ответ. Ряд, набравший большее число очков,
выигрывает.
Игра не только способствует закреплению определенного вычислительного
навыка, в частности табличного умножения и деления, но в ходе ее
уточняется понимание поместного значения цифр – учащимся нужно встать
так, чтобы одна цифра обозначала единицы, другая – десятки. Смешение
мест рассматривается как проигрыш.
«Не подведи друга!»
К доске выходят одновременно двое (четверо) учеников. Читаю пример,
например: 6х7. Предлагаю составить четыре примера на умножение и
деление с этими же числами. Первый ученик составляет примеры на
умножение, а другой – на деление. Если примеры составлены и решены
верно, одобряю ребят за слаженность в работе. Запись на доске выглядит так:
6 х7=42 7х6=42
42:7=6 42:6=7
Здесь очень важно, чтобы дети усвоили способ нахождения частного по
известному произведению, понимали, что из примера 7х6 =42 вытекает
42:7=6, 42:6=7.
«Делится – не делится»
Называю различные числа, а ученики хлопают в ладоши, если число
делится, например, на ( 4, 5) без остатка.
«Собери слово»
На доске записаны примеры справа и слева одинаковое количество. К доске
выходят две команды. По сигналу каждый из вызванных решает один из
примеров и выбирает среди подготовленных карточек карточку с числом,
соответствующую ответу примера (на обороте карточки написана буква).
Команда, первая составившая слова, побеждает.
В данной игре осуществляется и межпредметная связь, так как могут быть
составлены словарные слова или слова на какое-либо правило.
«Молчанка»
Примеры на умножение и деление записаны на доске. Показываю пример,
дети на карточках - ответы. (У каждого ученика есть числовой набор).
«Лучший счетчик»
На доске прикреплён круг с цифрами. Даю задание: увеличить (или
уменьшить) эти числа в несколько раз. Дети записывают ответы в тетради.
Далее следует проверка (ученик, справившийся с заданием первым, читает
ответы и все проверяют свои записи.).
«По порядку»
Даны примеры:
8х3
3х2
3х6
7х3
5х3
3х9
Назвать значения выражений в порядке возрастания (или убывания).
«Круговые примеры»
Заранее готовлю карточки с примерами, подбирая их так, чтобы ответ
предыдущего примера являлся началом следующего. Каждый учащийся
одного ряда получает такую карточку. Здесь очень важно не ошибиться! На
следующем уроке эти круговые примеры получают ребята другого ряда.
«Чей ряд лучше?»
Учащиеся первого ряда задают вопросы ученикам второго ряда по таблице
умножения (включая и случаи деления). Затем ученики второго ряда готовят
примеры для ребят третьего ряда. На доске я подсчитываю количество
правильных ответов каждого ряда.
«Какой ряд быстрее полетит на Луну?»
У меня есть 3 ракеты, вырезанные из сложенной вдвое плотной бумаги.
Каждая ракета имеет окошки по количеству учеников в ряду. В середину
ракеты я вставляю лист, вырезанный по контуру ракеты, и в окошках пишу
примеры на умножение и деление. Учащиеся каждого ряда быстро решают
по одному примеру, передавая ракету друг другу. Проверяем примеры
коллективно. Ракета, в которой все задания выполнены верно, "летит в
космос" первой! Использованные листочки с примерами я выбрасываю и
вставляю новые. Завтра ракета опять готова к полёту!
Аналогично проводятся игры "Кто быстрее окажется на таинственном
острове?", "Какой ряд сегодня умники и умницы?"
«Цепочка»
На доске или плакате запись:
Даю задание:
найдите последнее число, если первое число 18, 24;
найдите первое число, если последнее 16, 72.
«Математическое домино»
Каждый учащийся получает карточку. Она разделена на 2 части: в первой
части написан пример на умножение или деление, во второй части - ответ на
другое задание. Первый ученик читает свой пример. Тот, у кого карточка с
ответом на прозвучавшее задание, называет этот ответ и произносит новый
пример. Отвечает следующий ученик и называет своё задание и т.д.
«Математическое лото»
Все ученики берут по одной карточке. Их у меня 24. На них написаны
результаты таблицы умножения (по 4 ответа). Я показываю классу карточку
с выражением, например 5х3, а ребята на своих карточках закрывают
кружками ответы. Выигрывает тот, кто раньше закроет все числа на своей
карточке. Фишки учащиеся изготавливают на уроке трудового обучения.
«Найди пару»
К доске по очереди выходят по 3 ученика от каждого ряда. Задание: записать в окошках
числа, чтобы получились верные равенства.
9 х 4 = ? + ?
42 : 6 = ? - ?
76 - 44 = ? х ?
27 + 27 = ? х ?
Это лишь некоторые виды работ на уроках математики, которые
активизируют деятельность учащихся. При выполнении описанных выше
заданий ребята думают, сравнивают, анализируют. И это способствует более
прочному и осознанному усвоению знаний.
Очень нравится детям игра «Я-фотограф», в которой я показываю
детям полоску с цифрами, знаками, а ученики должны их запомнить за 5
секунд и «сфотографировать» в тетрадь?
Дидактические игры на уроках литературного
чтения.
«Подбери пару»
Ученик должен закончить логическую цепочку, ориентируясь на
предложенный образец. Варианты заданий можно придумать
самостоятельно. Для пояснения приведу несколько примеров:
Ребенок – дети, человек – …
Мать – отец, дочь – …, бабушка – …
Пустыня – верблюд, тундра – …
Стол – деревянный, стены – …
Самолет – самолетик, пароход – …, лодка – …
Шофер – автомобиль, летчик – …, космонавт – …
Соль – солонка, сахар – …, хлеб – …, масло – …
Чашка – чашки, чайник – …, тарелка – …, кастрюля – …
Корова – бык, курица – …, лошадь – …
«Придумай предложение»
Педагог произносит какую-либо фразу, а ребенок повторяет ее и продолжает.
Хорошо, если в игре принимает участие несколько учеников. Тематика
может быть самой разнообразной. Например: 2 класс тема «Путешествие по
России». Педагог может предложить детям собрать чемоданы в дорогу:
Педагог: «Я собираюсь в дорогу, беру чемодан…»
1 ученик: «Я собираюсь в дорогу, беру чемодан, кладу в него рубашку…»
2 ученик: «Я собираюсь в дорогу, беру чемодан, кладу в него рубашку,
брюки…»
3 ученик: «Я собираюсь в дорогу, беру чемодан, кладу в него рубашку,
брюки, свитер…»
4 ученик: «Я собираюсь в дорогу, беру чемодан, кладу в него рубашку,
брюки, свитер, расческу…»
Далее каждый участник игры добавляет к фразе свое слово, и т.д
«Сочини рассказ»
Ученикам предлагается придумать рассказ. Один из участников игры должен
произнести первую фразу, другой – повторить её и добавить следующую, и
т.д
Например:
1 ученик: «Жил-был в Антарктиде пингвин.»
2 ученик: «Жил был в Антарктиде пингвин. Однажды он пошел на прогулку»
и т.д
«Подбери синоним»
Сначала педагог объясняет ученикам, что одно и тоже явление или предмет
можно назвать разными словами. Такие слова, сходные по значению, и есть
синонимы.
Педагог: «Заяц трусливый. А как еще можно его назвать?»
Ученик: « Пугливый, боязливый, робкий, несмелый»
Педагог: « Волк злой. А как еще его можно назвать?»
Ученик: «Сердитый, свирепый, жестокий»
Педагог: «Винни Пух смешной. А какими еще словами его можно назвать?»
Ученик: «Веселый, забавный, потешный»
«Подбери омоним»
Сначала педагог объясняет ученикам, что одно и тоже слово обозначает
разные понятия. Например коса – это и сплетенные пряди волос, и
сельскохозяйственное орудие, и узкая полоска земли, отходящая от берега.
После этого можно предложить ученику самостоятельно подобрать омонимы
к различным словам. Например:
Педагог: «Какие значения есть у слова «лук»?»
Ученик: «Съедобное растение, оружие для метания стрел»
Педагог: «Что означает слово «ключ»?»
Ученик: «инструмент для открывания замка, родник, музыкальный знак»
Можно обсудить с детьми значения таких слов как игла, ручка, нога, нос,
язык и т.д.
«Подбери антоним»
Сначала нужно рассказать ребенку о том, что ко многим словам можно
подобрать противоположные по смыслу, то есть антонимы.
Затем следует ввести в игру сказочного персонажа, например колобка,
который очень любит искать антонимы. Дети передают колобка друг другу
заканчивая при этом начатую фразу, например:
Ночью темно, а днем…
Компот жидкий, а кисель…
Мороженое холодное, а чай…
Слон большой, а муравей…
Башня высокая, а избушка…
Камень твердый, а глина…
Шоколад сладкий, а перец…
Сказки бывают смешные и …
Полезно прочитать детям стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра».
«Потерянные слова»
Педагог читает ученикам стихотворение, но при этом намеренно не
договаривает последнее слово в строчке, таким образом, предлагает им
самостоятельно подобрать рифму. Возможно с первого раза кому-то не
удастся правильно подобрать слово. В этом случае этим детям требуется
помочь. Для этой игры прекрасно подходит стихотворение Даниила Хармса
«Очень страшная история»:
Доедая с маслом булку,
Братья шли по переулку.
Вдруг на них из закоулка
Пес большой залаял гулко.
Сказал младший: «Вот напасть,
Хочет он на нас напасть.
Чтоб в беду нам не попасть,
Псу мы бросим булку в пасть».
Все закончилось прекрасно.
Братьям сразу стало ясно,
Что на каждую прогулку
Надо брать с собою булку.
«Сочини стихотворение»
Дети младшего школьного возраста вполне способны сочинять простые
стихи. Подобные упражнения прекрасно помогают развивать речь и образное
мышление. Педагог должен придумать две первые строчки стихотворения, а
ученик – продолжение.