Автор: Усова Милена Юрьевна
Должность: преподаватель вокально-хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №12 г.Пензы
Населённый пункт: г.Пенза
Наименование материала: конспект открытого урока
Тема: Работа над вокальной техникой на примере вокализа, а также в произведениях русской и зарубежной классики
Раздел: дополнительное образование
Конспект урока
Аттестуемый педагог
: Усова Милена Юрьевна
Предмет
: «Сольное пение»
Возраст учащегося
: 14 лет (7 класс) Хлыстова Ирина
Тема урока:
Работа над вокальной техникой на примере вокализа, а также
в произведениях русской и зарубежной классики –
1) Г. Зейдлер. Вокализ (Es - dur);
2) П. Булахов, на ст. А.К. Толстого «Колокольчики мои»;
3) В. Моцарт. Ария Барбарины из оперы «Свадьба Фигаро.
Цель урока
: овладение комплексом вокально – технических навыков
1.Организационный момент:
Певческая установка.
Цель: приведение в активное состояние мышц всего тела для повышения
тонуса голосообразующего комплекса.
Метод обучения:
Использование
сознательных
установок
технического
характера,
при
которых ученик сознательно может регулировать работу голосового аппарата
(тип дыхания, степень раскрытия рта, положение гортани).
- встать прямо, позвоночник держать ровно;
- привести тело в состояние общей подтянутости, особенно мышцы ног и
ягодиц;
- голову держать прямо, не запрокидывая её назад и не опуская вниз;
- поднять мягкое нёбо (создать в гортани ощущения зевка);
- открыть носовые ходы, выходящие в глотку (вдыхаем аромат розы);
- сделать вдох при помощи диафрагмы и зафиксировать положение вдоха во
время фонационного выдоха.
2.Распевание.
Цель:
разогрев
голосового
аппарата
для
последующей
работы
над
произведениями программы.
Методы обучения:
- акустические, основанные на слуховом восприятии. Это личный показ
педагога; сравнительный анализ ученика полученного звучания;
-
метод
подражания.
Механизм
данного
метода
развёртывается
подсознательно. Подражание целостно организует голосовую функцию и
даёт возможность сознательно закреплять то, что непроизвольно возникает;
- упражнение,
планомерное повторное действие, с целью овладения
определёнными
умениями
и
навыками.
Систематические
упражнения
являются
проверенными
и
надёжными
методами
успешного
и
продуктивного труда.
Критерием достижения поставленной цели вышеописанным методом
является правильное воспроизведение (репродукция) умений и навыков.
Упражнение №1. Поём от «фа»
1
с закрытым ртом на «ммм…», представляя,
что поём гласную «у». Следим, чтобы нижняя челюсть была опущена, зубы
разжаты, а губы как бы слегка склеены. При правильном выполнении на
губах возникнет ощущение щекотания. Данное упражнение позволяет
добиться правильного «близкого» звукоизвлечения – на губах.
Упражнение №2. Поём на слоги «ми-мэ-ма-мо-му». Это упражнение
направлено
на
сглаживание
так
называемой
«пестроты
гласных»
и
воспитания спокойного ровного дыхания. Поём плавно, без нажима на связки
(не форсируя), а как бы «намазывая» звуки один на другой, следя затем,
чтобы в момент смены гласной не изменялось положение гортани.
Упражнение №3. Поём на слог «ля» (фа-соль-фа-соль-фа) с остановкой на
последнем слоге по секвенциям с плавным переходом по полутонам в
восходящем
и
нисходящем
движении:
от
звука
«фа»
1
до
«ля»
2
и
возвращаемся назад. Главная задача – сохранить точную настройку первого
звука при переходе ко второму. При этом представляем 2-ой звук как
продолжение 1-ого, лежащим в одной с ним горизонтальной плоскости.
Упражнение №4. Является логическим продолжением упр.3, но в более
усложнённом и расширенном варианте. Исполняется также - по секвенциям
с плавным переходом по полутонам в восходящем и нисходящем движении
на слог «ля»: от звука «фа»
1
до «ля»
2
с последующим возвратом к исходному
звуку:
(ми-фа#-ми-фа#-соль#-ля-соль#-ля-си-до#-си-до#-си
–ля-соль#-фа#-
ми). Задачи те же, что и в упр.3, но в более широкой тесситуре. Темп
умеренный.
Упражнение №5.
Упражнение для развития технической подвижности
голосового аппарата. Петь на слог «ля» или усложнить – «ми-а». Петь по
примеру упр.3: (ми, ми-фа#-соль#, соль#-ля-си, си-до#-си-ля-соль#-фа#-ми).
1-ый, 4-ый и 7-ой звуки снимаем на стаккато., как бы слегка отталкиваясь от
них,
следуя
при
этом
общему
движению
и
сохраняя
целостность
фразировки. Достигнув вершины, легко сбежать вниз, сохраняя высоту
звучания. Темп Allegretto.
Упражнение №6.
Исполняется по звукам мажорного трезвучия на стаккато: (до
1
-ми-соль-до
2
-
ми
2
-до
2
-соль-ми-до
1
-ми-соль-до
2
-ми
2
-до
2
-соль-ми-до
1
). В упражнении следует
стремиться к верхнему тону,
сделать на нём легкий акцент (как бы
оттолкнуться) и спуститься вниз, повторив ещё раз. Необходимо следить за
интонационной точностью каждого звука. Поётся на одном дыхании при
ощущении лёгких толчков диафрагмы. Темп умеренный.
3. Овладение вокально-техническими приёмами в вокализе
(Es
- dur) Г. Зейдлера
Вокализ
Г. Зейдлер
(Es
-
dur), разме3/4,
темп Andantino. Имеет ряд
технических
сложностей:
достижение
ровности
звучания
в
широких
интервалах (б.6, ч.4) при движении мелодии вверх и вниз; овладение
приёмами звуковедения легато и нон легато; широкое плавное дыхание при
усилении звучности к кульминационной точке; использование разных видов
атаки; освоение пунктирного ритма. Работу осуществляем по фразам. В
заключении – целостное исполнение произведения в качестве подведения
итога, с последующим определением комплекса вокально-технических задач.
4.Работа над техникой в произведении муз. П. Булахова, ст.
А.К. Толстого «Колокольчики мои»
Цель, поставленная перед учащимся: овладеть навыком преодоления
широких скачков, сохраняя при этом чистоту интонации и
ровность
звучания голоса.
Цель, поставленная перед педагогом: в ходе проведения анализа выявить
исполнительские трудности, выбрать методические приёмы их преодоления
и помочь ученику в преодолении этих трудностей.
Методы обучения:
- акустические, основанные на слуховом восприятии. Это личный показ
педагога; сравнительный анализ ученика полученного звучания;
- объяснение;
- беседа, в которой ученик, следуя мысли учителя, продвигается в освоении
новых знаний; ведущая функция – побуждающая.
Тональность (e-moll) с отклонениями в (h-moll) и (a-moll), размер 2/4, темп
Andantino, форма куплетная. Музыка романса соответствует содержанию
стихотворения А. К. Толстого. Образ нежных полевых цветов, к которым
постоянно обращается главный герой в своём монологе «колокольчики мои,
цветики степные», позволяет судить о нём как о человеке тонком, ранимом и
одновременно страстном, способном к эмоциональным порывам. Описание
душевного состояния героя отражает взволнованность, смятение чувств,
которое усиливается с появлением образа коня «конь несёт меня лихой, а
куда не знаю». Причина, вызвавшая подобный эмоциональный всплеск, не
ясна и остаётся не раскрытой тайной до конца произведения.
Произведение содержит ряд интонационных трудностей, таких как широкие
скачки и тональные отклонения, для преодоления которых требуется
владение определёнными вокально – техническими навыками: гибкость и
подвижность гортани, беглость. Романс необходимо петь светлым звуком,
сохраняя ритмическую чёткость, не форсировать, но усиливать звучность к
верхнему тону и уменьшать при возвращении. Темп по возможности
сдвигать.
Так, в первой фразе важно не потерять точную интонацию первого
тона в широких (ч.4; ч.5) интервальных ходах и, применяя точную атаку,
спеть мелодию вниз.
Все последующие фразы требуют выработки ровности звучания на
широких интервалах. Начинать работу нужно в медленном темпе, тщательно
выпевая и подстраивая все интервалы. При переходе к нижним тонам (ре
1
,
ми
1
) включать грудной резонатор, сохраняя головное звучание, т.е. петь
округлым высоко сформированным звуком.
Вся работа над произведением должна строиться по фразам с
тщательным прорабатыванием каждой при использовании вышеописанных
методов обучения.
Если работа над освоением вокально-технических навыков будет
протекать не столь успешно, так как этот процесс довольно длительный и
трудоёмкий, то не нужно стараться охватить вниманием весь объём работы.
Лучше сконцентрировать внимание на нескольких фразах и качественно
проработать небольшой по объёму материал, осваивая материал постепенно.
Переходим к следующему этапу работы.
4. В. А. Моцарт. Ария Барбарины из оперы «Свадьба Фигаро»
Цель, поставленная перед учащимся: выразительно исполнить произведения
наизусть, показав при этом твёрдое знание текста на итальянском языке
для последующего овладения комплексом вокально – технических навыков.
Цель, поставленная перед педагогом: выявить степень освоения материала
предыдущего урока, для перехода к следующему этапу овладения вокально –
техническими навыками.
Ария Барбарины «Уронила, потеряла». Тональность (f-moll), размер 6/8, темп
Andantе. Ученица исполняет на языке оригинала – итальянском. Ария имеет
ряд технических сложностей, первая из которых заключается в работе над
преодолением широких интонационных скачков (ч.4,ч.5) в мелодии вверх и
вниз, одновременно необходимо добиваться гибкого владения аппаратом,
используя приём филирования на более крупной длительности.
Ария начинается с небольших фраз, с прерывающими их паузами, что
напоминает разговор с самим собой вслух. Следует напомнить ученице
действие оперы:
Барбарина (девушка-служанка) от лица которой
исполняется ария, потеряла булавку хозяйки и, тщетно пытаясь её отыскать,
очень переживает. Наличие пауз между фразами даёт возможность как
кратковременного отдыха, так и возможность подготовить аппарат к началу
следующей
более
протяженной
фразы.
Такое
строение
является
несомненным плюсом данной арии и облегчает выполнение данных задач
для начинающих.
В начале требуется активный вдох с применением мягкой атаки, и плавный
ровный выдох, обеспечивающий легато. При исполнения арии необходимо
добиваться кантиленного пения с одновременной легкостью, изяществом,
сохраняя при этом чёткость и ясность артикуляции. Начало 2-ой фразы как и
окончание 1-ой нужно петь с сохранением высокой позиции звука. Плавно
подходим к кульминационной точке в 4-ой фразе с дальнейшим спадом
напряжения.
Работа над каждым произведением ведется поочерёдно. Сначала
каждое произведение исполняется учеником в качестве повторения. Перед
повторным исполнением (на оценку) педагог, не перегружая ученика
излишней деталировкой, максимально конкретизирует поставленную перед
ним задачу. После повторного исполнения педагог вместе с учеником
анализирует выступление, выявляя его сильные и слабые стороны, и только
после того, как будут собраны все аргументы, озвучивается оценка. Для
большей наглядности можно вести видеозапись исполнения произведений
учащимся. Это поможет ученику увидеть свои недочёты со стороны. Не
получившиеся фрагменты детально прорабатываем ещё раз, добиваясь
положительного
результата.
Полученный
положительный
результат
закрепляется повторным исполнением.
Если положительного результата так и не удалось достичь в рамках
отведённого для этого времени, следует продолжить работу в заданном
направлении на последующих занятиях. Важно, чтобы ученик уяснил суть
поставленной перед ним задачи.
5. Домашнее задание:
Заниматься ежедневно, но не более 20 минут подряд. При первых признаках
усталости голоса занятия необходимо прекратить.
1. Повторять упражнения, добиваться правильного воспроизведения;
2.Вокализ – отработать по фразам (как в классе);
3. В романсе стремиться к ровности звучания в широких интонационных
ходах;
4. Ария - использовав интернет-ресурсы, слушать итальянское
произношение, добиваться точного произношения. Работать над
филированием.