Напоминание

Занемательная математика


Автор: Хамова Надежда Федоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№3
Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Занемательная математика
Раздел: начальное образование





Назад




Дополнительная образовательная программа

«Занимательная математика»

Срок реализации: 1 год

Возрастная категория обучающихся: 9-10 лет

Автор – составитель: Сединкина Лариса Александровна

учитель начальных классов

I. Пояснительная записка

Программа «Занимательная математика» направлена на формирование у

школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств

мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в

современном обществе. Особенностью курса является занимательность предлагаемого

материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов

соревнования на них. На занятиях кружка в процессе логических упражнений дети

практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза,

устанавливать связи между понятиями, предлагаемые логические упражнения

заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные

доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют

возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности.

Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое

воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

Задачи программы обучения:

расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

развитие краткости речи;

умелое использование символики;

правильное применение математической терминологии;

умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений,

сосредоточивая внимание только на количественных;

умение делать доступные выводы и обобщения;

обосновывать свои мысли.

Основные методы:

1.Словесный метод:

рассказ (специфика деятельности учёных математиков, физиков), беседа,

обсуждение (информационных источников, готовых сборников);

словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).

2.Метод наглядности:

наглядные пособия и иллюстрации.

3.Практический метод:

тренировочные упражнения;

практические работы.

4.Объяснительно-иллюстративный:

сообщение готовой информации.

5.Частично-поисковый метод:

выполнение частичных заданий для достижения главной цели.

Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.

2

Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические

занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются

нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору

числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на

математические темы, конкурсы газет, плакатов. Совместно с родителями

разрабатываются сборники числового материала.

Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на

занятиях кружка применение наглядности - обязательное условие. В зависимости от

особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи,

краткие условия задач, записи терминов-понятий.

Участие детей в работе кружка способствует воспитанию их общественной

активности, которая выражается в организации и проведении экскурсий, в организации

и оформлении математической газеты или уголка в газете, в создании математического

уголка в классе, участие в конкурсах, викторинах и олимпиадах. Работа кружка

оказывает серьёзное влияние на повышение интереса к математике не только

кружковцев, но и остальных учащихся класса.

При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные

детьми при изучении русского языка, изобразительного искусства, литературы,

окружающего мира, труда и т.д.

В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные

возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе

деятельности людей, увлечённых общим делом.

Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в

значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе

поисково–исследовательской работы.

Просмотр видеофильмов, содержащих информацию о великих учёных

математиках, физиках России и Европы формирует устойчивый интерес к математике.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность –

самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и педагога,

родителей. Принимая активное участие, школьник тем самым раскрывает свои

способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно

значимых формах деятельности.

Место в учебном курсе.

Курс кружка «Занимательная математика» разработан как дополнение к урокам

математики для учащихся 3 класса. Он вводит учащихся в мир математики.

Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 9 –

10 лет в течение 1 года и предназначена для учащихся начальной школы.

3

Программа рассчитана на 34часа,1час в неделю.

Ценностные ориентиры.

Ценностными ориентирами содержания данного являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

– освоение эвристических приемов рассуждений;

– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения,

анализом ситуации, сопоставлением данных;

– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить

простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять

простейшие гипотезы;

– формирование пространственных представлений и пространственного

воображения; – привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного

общения на занятиях.

Планируемые результаты реализации программы.

В результате реализации дополнительной образовательной программы дети

должны:

- приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной

реальности и повседневной жизни.

- формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего

общества и к социальной реальности в целом.

- открывает перед учащимися возможности для приобретения опыта

самостоятельного социального действия,

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

- разучить с детьми таблицу умножения на пальцах, занимательные задачи в

стихах, задачи – смекалки, задача – шутка. Загадки.

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса

«Занимательная математика».

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

развитие любознательности, сообразительности при выполнении

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения

преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической

деятельности любого человека;

воспитание чувства справедливости, ответственности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности

мышления.

Метапредметные

Универсальные учебные действия:

сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для

выполнения конкретного задания.

моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового

кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для

работы с числовыми головоломками.

анализировать правила игры.

действовать в соответствии с заданными правилами.

4

включаться в групповую работу.

участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное

мнение и аргументировать его.

выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в

пробном действии.

аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,

использовать критерии для обоснования своего суждения.

сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным

условием.

контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты

использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения

окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их

количественных и пространственных отношений.

овладение основами логического и алгоритмического мышления,

пространственного воображения и математической речи, основами счёта,

измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в

разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать,

распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами,

схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и

интерпретировать данные.

приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на

клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).

Содержание изучаемого курса

Числа. Арифметические действия. Величины

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и

вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и

соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе

получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров:

поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий:

отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов.

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Форма организации обучения -

математические игры:

«Веселый счёт» - игра-соревнование; «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай

задуманное число», и др.

Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах

10; 20; 100», «Умножение», «Деление».

Игры , конструкторы из электронного пособия «Математика и конструирование».

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. 3адачи с недостаточными,

некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов»

(алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте

задачи, выделение условия и вопроса, данных и чисел (величин). Выбор необходимой

5

информации, содержащейся в тексте на рисунке или в таблице, для ответа на заданные

вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для

моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по

проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений

задачи, выбор верных решений.

Геометрическая мозаика

Геометрические узоры. Закономерности в узорах.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники , уголки, спички).

Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор

деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных

вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих

геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на

орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента.

Тематическое планирование

№ Тема занятия

Кол-во

часов

В том числе:

Деятельность

теория

практика

1

Вводное занятие. Игра «Решай,

смекай, отгадывай!»

1

+

Познавательная

игра

2

Историческая страничка.

2

+

Познавательная

беседа

3

Развивающая геометрия

4

+

Познавательная

игра

4

Логическая игра «Так же, как».

Занимательные рамки.

1

+

Познавательная

игра

5

Лабиринт. Задачи-шутки.

Математическая викторина.

4

+

путешествие

6

Математический кроссворд. Составь

круговые примеры

2

+

Познавательная

игра

7

Арифметические ребусы.

Логическая игра «Меньше малого»

1

+

Познавательная

игра

9

Весёлый счет. Игра «Расшифруй

слово»

1

+

Познавательная

игра

10

Практическая работа. «Математика

и конструирование»

1

+

общественный

смотр знаний

11

Задачи в стихах. Логическая игра

«Первая – одинаковая»

1

+

Познавательная

игра

12

Игра «Математический телефон».

Весёлые цепочки

1

+

Познавательная

игра

13

Ребусы. Логическая игра «Старше –

моложе»

1

+

Познавательная

игра

14

Историческая страничка.

Логические вопросы.

1

+

Познавательная

беседа

15

Практическая работа. «Математика

и конструирование»

1

+

общественный

смотр знаний

6

16

Инсценировка математического

рассказа

2

+

Дидактический

театр

17

Весёлые цепочки примеров.

Продолжи узор

1

+

путешествие

18

Игра «Математический телефон».

Занимательные рамки

1

+

Познавательная

игра

19

Арифметические ребусы. Загадки.

1

+

Познавательная

игра

20

Круговые примеры. Игра

«Молчанка»

1

+

Познавательная

игра

21

Математический кроссворд. Сравни

рисунки

1

+

Познавательная

игра

22

Практическая работа. «Математика

и конструирование»

2

+

общественный

смотр знаний

23

Логические вопросы. Игра

«Путешествие по городам»

1

+

путешествие

24

Математические эстафеты

1

+

эстафета

25

Заключительное занятие.

1

+

викторина

ИТОГО

34

2

32

Календарно-тематическое планирование.

№ Тема занятия

Количе

ство

часов

Дата

проведения

1

Вводное занятие. Игра «Решай, смекай, отгадывай!»

1

2

Историческая страничка. Весёлый счет.

1

3

Развивающая геометрия

1

4

Логическая игра «Так же, как». Занимательные рамки.

1

5

Лабиринт. Задача в стихах.

1

6

Математический кроссворд. Составь круговые примеры

1

7

Развивающая геометрия

1

8

Арифметические ребусы. Логическая игра «Меньше

малого»

1

9

Весёлый счет. Игра «Расшифруй слово»

1

10

Практическая работа. «Математика и конструирование»

1

11

Лабиринт. Составь круговые примеры.

1

12

Развивающая геометрия

1

13

Задачи в стихах. Логическая игра «Первая – одинаковая»

1

14

Игра «Математический телефон». Весёлые цепочки

1

15

Ребусы. Логическая игра «Старше – моложе»

1

16

Лабиринт. Задача – шутка.

1

17

Историческая страничка. Логические вопросы.

1

18

Практическая работа. «Математика и конструирование»

1

19

Инсценировка математического рассказа

1

20

Весёлые цепочки примеров. Продолжи узор

1

21

Лабиринт. Математическая викторина.

1

22

Игра «Математический телефон». Занимательные рамки

1

7

23

Развивающая геометрия

1

24

Арифметические ребусы. Загадки.

1

25

Круговые примеры. Игра «Молчанка»

1

26

Задачи в стихах. Математический лабиринт

1

27

Математический кроссворд. Сравни рисунки

1

28

Практическая работа. «Математика и конструирование»

1

29

Логические вопросы. Игра «Путешествие по городам»

1

30

Математические эстафеты

1

31

Инсценировка математических рассказов.

1

32

Развивающая геометрия

1

33

Лабиринт. Логические вопросы.

1

34

Заключительное занятие. Математическая викторина.

1

ИТОГО

34

Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

Кол-во

примечание

Экранно-звуковые пособия

Мультимедийные образовательные ресурсы

(ЦОРы)

д

Математика и

конструирование.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование класса

Краски акварельные, гуашевые

к

Тушь

к

Бумага А

к

Бумага цветная

к

фломастеры

к

Восковые мелки, кисточки, ёмкость для

воды

к

клей

К

Карандаши простые,

к

Техническое оснащение:

Компьютер

Контрольно-измерительные материалы: тестовые задания, анкеты .

Литература

1.Керова Г.В. Нестандартные задачи: 1-4 кл.-М.: ВАКО, 2011.

2.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс /сост.Е.В.Языканова.-М.:

Издательство «Экзамен», 2012.

3. Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 2 класс/Т.П.Быкова.-4-е изд.,

перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.

4. Чернова Л.И. Методика формирования вычислительных умений и навыков у младших

школьников: учебно-методическое пособие для учителей/Л.И.Чернова.-Магнитогорск:

МаГУ, 2007.

8

5. Узорова О.В. 2500 задач по математике: 1-3 класс: Пособие для начальной

школы/О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. –М.: ЗАО «Премьера»: ООО «Издательство АСТ»,

2001.

Место реализации программы:

1.Выпуск математической газеты

2.Математический КВН.

3.Викторина. Турнир «Смекалистых».

4.Проект - «Коллективная работа по организации классной выставки» (лучшие загадки,

ребусы, задачи повышенной трудности, задачи составленные детьми взятые из жизни).

9



В раздел образования