Автор: Хамова Надежда Федоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№3
Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Занемательная математика
Раздел: начальное образование
Дополнительная образовательная программа
«Занимательная математика»
Срок реализации: 1 год
Возрастная категория обучающихся: 9-10 лет
Автор – составитель: Сединкина Лариса Александровна
учитель начальных классов
I. Пояснительная записка
Программа «Занимательная математика» направлена на формирование у
школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств
мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в
современном обществе. Особенностью курса является занимательность предлагаемого
материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов
соревнования на них. На занятиях кружка в процессе логических упражнений дети
практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза,
устанавливать связи между понятиями, предлагаемые логические упражнения
заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные
доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют
возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое
воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы обучения:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
развитие краткости речи;
умелое использование символики;
правильное применение математической терминологии;
умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений,
сосредоточивая внимание только на количественных;
умение делать доступные выводы и обобщения;
обосновывать свои мысли.
Основные методы:
1.Словесный метод:
рассказ (специфика деятельности учёных математиков, физиков), беседа,
обсуждение (информационных источников, готовых сборников);
словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).
2.Метод наглядности:
наглядные пособия и иллюстрации.
3.Практический метод:
тренировочные упражнения;
практические работы.
4.Объяснительно-иллюстративный:
сообщение готовой информации.
5.Частично-поисковый метод:
выполнение частичных заданий для достижения главной цели.
Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.
2
Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические
занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются
нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору
числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на
математические темы, конкурсы газет, плакатов. Совместно с родителями
разрабатываются сборники числового материала.
Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на
занятиях кружка применение наглядности - обязательное условие. В зависимости от
особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи,
краткие условия задач, записи терминов-понятий.
Участие детей в работе кружка способствует воспитанию их общественной
активности, которая выражается в организации и проведении экскурсий, в организации
и оформлении математической газеты или уголка в газете, в создании математического
уголка в классе, участие в конкурсах, викторинах и олимпиадах. Работа кружка
оказывает серьёзное влияние на повышение интереса к математике не только
кружковцев, но и остальных учащихся класса.
При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные
детьми при изучении русского языка, изобразительного искусства, литературы,
окружающего мира, труда и т.д.
В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные
возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе
деятельности людей, увлечённых общим делом.
Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в
значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе
поисково–исследовательской работы.
Просмотр видеофильмов, содержащих информацию о великих учёных
математиках, физиках России и Европы формирует устойчивый интерес к математике.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность –
самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и педагога,
родителей. Принимая активное участие, школьник тем самым раскрывает свои
способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно
значимых формах деятельности.
Место в учебном курсе.
Курс кружка «Занимательная математика» разработан как дополнение к урокам
математики для учащихся 3 класса. Он вводит учащихся в мир математики.
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 9 –
10 лет в течение 1 года и предназначена для учащихся начальной школы.
3
Программа рассчитана на 34часа,1час в неделю.
Ценностные ориентиры.
Ценностными ориентирами содержания данного являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения,
анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять
простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного
воображения; – привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного
общения на занятиях.
Планируемые результаты реализации программы.
В результате реализации дополнительной образовательной программы дети
должны:
- приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной
реальности и повседневной жизни.
- формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего
общества и к социальной реальности в целом.
- открывает перед учащимися возможности для приобретения опыта
самостоятельного социального действия,
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
- разучить с детьми таблицу умножения на пальцах, занимательные задачи в
стихах, задачи – смекалки, задача – шутка. Загадки.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса
«Занимательная математика».
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической
деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Метапредметные
Универсальные учебные действия:
сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для
выполнения конкретного задания.
моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового
кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для
работы с числовыми головоломками.
анализировать правила игры.
действовать в соответствии с заданными правилами.
4
включаться в групповую работу.
участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное
мнение и аргументировать его.
выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в
пробном действии.
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения.
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием.
контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты
использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их
количественных и пространственных отношений.
овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта,
измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в
разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать,
распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами,
схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и
интерпретировать данные.
приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на
клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).
Содержание изучаемого курса
Числа. Арифметические действия. Величины
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и
вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и
соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе
получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров:
поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий:
отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Форма организации обучения -
математические игры:
«Веселый счёт» - игра-соревнование; «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай
задуманное число», и др.
Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах
10; 20; 100», «Умножение», «Деление».
Игры , конструкторы из электронного пособия «Математика и конструирование».
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. 3адачи с недостаточными,
некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов»
(алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте
задачи, выделение условия и вопроса, данных и чисел (величин). Выбор необходимой
5
информации, содержащейся в тексте на рисунке или в таблице, для ответа на заданные
вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для
моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по
проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений
задачи, выбор верных решений.
Геометрическая мозаика
Геометрические узоры. Закономерности в узорах.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники , уголки, спички).
Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор
деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных
вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих
геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на
орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента.
Тематическое планирование
№ Тема занятия
Кол-во
часов
В том числе:
Деятельность
теория
практика
1
Вводное занятие. Игра «Решай,
смекай, отгадывай!»
1
+
Познавательная
игра
2
Историческая страничка.
2
+
Познавательная
беседа
3
Развивающая геометрия
4
+
Познавательная
игра
4
Логическая игра «Так же, как».
Занимательные рамки.
1
+
Познавательная
игра
5
Лабиринт. Задачи-шутки.
Математическая викторина.
4
+
путешествие
6
Математический кроссворд. Составь
круговые примеры
2
+
Познавательная
игра
7
Арифметические ребусы.
Логическая игра «Меньше малого»
1
+
Познавательная
игра
9
Весёлый счет. Игра «Расшифруй
слово»
1
+
Познавательная
игра
10
Практическая работа. «Математика
и конструирование»
1
+
общественный
смотр знаний
11
Задачи в стихах. Логическая игра
«Первая – одинаковая»
1
+
Познавательная
игра
12
Игра «Математический телефон».
Весёлые цепочки
1
+
Познавательная
игра
13
Ребусы. Логическая игра «Старше –
моложе»
1
+
Познавательная
игра
14
Историческая страничка.
Логические вопросы.
1
+
Познавательная
беседа
15
Практическая работа. «Математика
и конструирование»
1
+
общественный
смотр знаний
6
16
Инсценировка математического
рассказа
2
+
Дидактический
театр
17
Весёлые цепочки примеров.
Продолжи узор
1
+
путешествие
18
Игра «Математический телефон».
Занимательные рамки
1
+
Познавательная
игра
19
Арифметические ребусы. Загадки.
1
+
Познавательная
игра
20
Круговые примеры. Игра
«Молчанка»
1
+
Познавательная
игра
21
Математический кроссворд. Сравни
рисунки
1
+
Познавательная
игра
22
Практическая работа. «Математика
и конструирование»
2
+
общественный
смотр знаний
23
Логические вопросы. Игра
«Путешествие по городам»
1
+
путешествие
24
Математические эстафеты
1
+
эстафета
25
Заключительное занятие.
1
+
викторина
ИТОГО
34
2
32
Календарно-тематическое планирование.
№ Тема занятия
Количе
ство
часов
Дата
проведения
1
Вводное занятие. Игра «Решай, смекай, отгадывай!»
1
2
Историческая страничка. Весёлый счет.
1
3
Развивающая геометрия
1
4
Логическая игра «Так же, как». Занимательные рамки.
1
5
Лабиринт. Задача в стихах.
1
6
Математический кроссворд. Составь круговые примеры
1
7
Развивающая геометрия
1
8
Арифметические ребусы. Логическая игра «Меньше
малого»
1
9
Весёлый счет. Игра «Расшифруй слово»
1
10
Практическая работа. «Математика и конструирование»
1
11
Лабиринт. Составь круговые примеры.
1
12
Развивающая геометрия
1
13
Задачи в стихах. Логическая игра «Первая – одинаковая»
1
14
Игра «Математический телефон». Весёлые цепочки
1
15
Ребусы. Логическая игра «Старше – моложе»
1
16
Лабиринт. Задача – шутка.
1
17
Историческая страничка. Логические вопросы.
1
18
Практическая работа. «Математика и конструирование»
1
19
Инсценировка математического рассказа
1
20
Весёлые цепочки примеров. Продолжи узор
1
21
Лабиринт. Математическая викторина.
1
22
Игра «Математический телефон». Занимательные рамки
1
7
23
Развивающая геометрия
1
24
Арифметические ребусы. Загадки.
1
25
Круговые примеры. Игра «Молчанка»
1
26
Задачи в стихах. Математический лабиринт
1
27
Математический кроссворд. Сравни рисунки
1
28
Практическая работа. «Математика и конструирование»
1
29
Логические вопросы. Игра «Путешествие по городам»
1
30
Математические эстафеты
1
31
Инсценировка математических рассказов.
1
32
Развивающая геометрия
1
33
Лабиринт. Логические вопросы.
1
34
Заключительное занятие. Математическая викторина.
1
ИТОГО
34
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение
Наименование объектов и средств
материально-технического обеспечения
Кол-во
примечание
Экранно-звуковые пособия
Мультимедийные образовательные ресурсы
(ЦОРы)
д
Математика и
конструирование.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование класса
Краски акварельные, гуашевые
к
Тушь
к
Бумага А
к
Бумага цветная
к
фломастеры
к
Восковые мелки, кисточки, ёмкость для
воды
к
клей
К
Карандаши простые,
к
Техническое оснащение:
Компьютер
Контрольно-измерительные материалы: тестовые задания, анкеты .
Литература
1.Керова Г.В. Нестандартные задачи: 1-4 кл.-М.: ВАКО, 2011.
2.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс /сост.Е.В.Языканова.-М.:
Издательство «Экзамен», 2012.
3. Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 2 класс/Т.П.Быкова.-4-е изд.,
перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.
4. Чернова Л.И. Методика формирования вычислительных умений и навыков у младших
школьников: учебно-методическое пособие для учителей/Л.И.Чернова.-Магнитогорск:
МаГУ, 2007.
8
5. Узорова О.В. 2500 задач по математике: 1-3 класс: Пособие для начальной
школы/О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. –М.: ЗАО «Премьера»: ООО «Издательство АСТ»,
2001.
Место реализации программы:
1.Выпуск математической газеты
2.Математический КВН.
3.Викторина. Турнир «Смекалистых».
4.Проект - «Коллективная работа по организации классной выставки» (лучшие загадки,
ребусы, задачи повышенной трудности, задачи составленные детьми взятые из жизни).
9