Напоминание

"Буквы-нарушители"


Автор: Кулябина Надежда Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: Магнитогорск Челябинской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Буквы-нарушители"
Раздел: начальное образование





Назад




Диагностическая тестовая работа №1 (на входе)

по теме «В каких падежных окончаниях

буквы нарушают закон письма?»

Цель: Оценить начальные операции учащихся при проверке

орфограмм в падежных окончаниях слов, называющих

признаки, и слов, называющих предметы (на -ий, -ия, -ие).

Класс 3 - « ______ » Дата_____________________________

Фамилия, имя __________________________________________________

1.

Проверь орфограммы слабых позиций в окончаниях,

пользуясь проверочными словами стена, слон, окно, рожь, пустой.

Выдели окончания в проверочных и в проверяемых словах.

по верхушке ( _________________ ) ели ( ________________ )

на дальнем ( __________________ ) поле ( ________________ )

с хорошим ( ___________________ ) товарищем ( _____________ )

в большой ( ____________________ ) России ( _________________

)

Найди слово, окончание в котором нарушает закон письма, и

подчеркни его.

2. Проверь пропущенную орфограмму.

Если сумеешь, то покажи стрелочкой, какая буква в записанных

словах помогла тебе это сделать.

Если проверить орфограмму не сумеешь, оставь её в записи

пропущенной.

Выдели во всех словах окончания и основы.

свеча - нет свечей,

станция – нет станц_й

поле - нет полей,

здание - нет здан_й

Самостоятельная работа

по теме: «В каких падежных окончаниях буквы нарушают закон

письма?»

Цель: Определить уровень усвоения алгоритма действия учащихся

при проверке орфограмм в падежных окончаниях с учётом

наличия нефонемных написаний.

Класс 3 - « _______ » Дата ___________________________

Фамилия, имя ____________________________________________________

1.

Проверь выделенные орфограммы и вставь окончания.

Укажи орфограммы, которые нарушают закон письма (→ЗП)

спустился в ущель____ ______;

письмо для Анастаси__ ______ Андреевн__ ______;

по алле__ ______ в оранжере__ _______;

о музыкальн__м _______ звучани__ _______;

2.

Выбери букву для написания окончания.

деревья в ине_ (е, и ) ; в музе_ (е, и ) истори_ ( е, и );

о пени_ (е, и ) синиц_ (и, ы ) ; у Лиди_ ( е, и ) из Англи_ (е, и );

3.

Вставь пропущенные орфограммы и выдели окончания.

за границ__й с туч__й под душ__м

перед лиц__м с мяч__м к больш__му (дому)

за товарищ__м о чуж__й (книге)

над борщ__м к рыж__му (коту)

Контрольная работа

по теме: «В каких падежных окончаниях буквы нарушают закон

письма?»

Класс 3 - « _______ » Дата _________________________________

Фамилия, имя ________________________________________________________

1. Проверь и вставь пропущенные орфограммы.

Выдели окончания.

На лекци__ в планетари__ мы узнали много интересн_ _ _ о

движени_ планет на неб_, о лунн_м затмени_.

От ближайш_й станци_ до наш_й деревн_ надо пройти

берёзов_й рощ_й.

До поздн_ _ _ вечера в редакци_ ребята слушали рассказ об

удивительн_м путешестви_ на мотоцикл_ из Магадана в Москву.

2.

Выдели ту значимую часть слова, в которой подчёркнута

орфограмма.

В первый столбик запиши слова, в которых подчёркнутые

орфограммы написаны по закону письма.

Во второй столбик запиши слова, в которых подчёркнутые

орфограммы нарушают закон письма.

под горой, в платье, горевать, на станции, сгорел, на пуле, заря, над улицей

‾ ‾ ‾ ‾ ‾ ‾ ‾ ‾

________________________ _____________________________

________________________ _____________________________

________________________ _____________________________

________________________ _____________________________

________________________ _____________________________

________________________ _____________________________

Рядом с каждым словом, в котором можешь объяснить подчёркнутую

орфограмму, поставь «плюс».

Рядом со словом, в котором подчёркнутую орфограмму

объяснить НЕ можешь, поставь знак вопроса.

Диагностическая тестовая работа №2 (на выходе)

по теме: «В каких падежных окончаниях буквы нарушают закон

письма?»

Цель: Проверить операции учащихся при проверке орфограмм в падежных

окончаниях с учётом наличия нефонемных написаний.

Класс 3 - «______» Дата _____________________________

Фамилия, имя ________________________________________________________

1.

Проверь орфограммы. В первый столбик запиши слова с

окончанием -е, во второй - с окончанием -и.

о Евгени_, на ручь_, во внимани_, в ине_, о создань_, при услови_, к

Дарь_, на заседани_, о здоровь_, о зрени_

_____________________ ______________________

_____________________ ______________________

_____________________ ______________________

_____________________ ______________________

_____________________ ______________________

_____________________ ______________________

2.

Спиши высказывания, заменяя звуковые записи буквенными.

У наш [ ыва ] знаком [ ава ] дяди Вани Чиж [ ова ] есть дача у

Чёрн [ ава ] моря. В этом году мы сн [ ова ] поедем к прекрасному берегу

син [ ива ] моря.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

3.

«Сказочные» слова изменяются как слова русского языка.

Выдели окончания.

Отметь, какое окончание пишется по закону письма (→ЗП).

кучерий______________ хлявкая_________

рацкей_______________ хлявкий_________

лэзие_________________ хлявкое_________

друкье________________

ювенья________________

мямлукзия_____________



В раздел образования