Автор: Кулябина Надежда Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: Магнитогорск Челябинской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Буквы-нарушители"
Раздел: начальное образование
Диагностическая тестовая работа №1 (на входе)
по теме «В каких падежных окончаниях
буквы нарушают закон письма?»
Цель: Оценить начальные операции учащихся при проверке
орфограмм в падежных окончаниях слов, называющих
признаки, и слов, называющих предметы (на -ий, -ия, -ие).
Класс 3 - « ______ » Дата_____________________________
Фамилия, имя __________________________________________________
1.
Проверь орфограммы слабых позиций в окончаниях,
пользуясь проверочными словами стена, слон, окно, рожь, пустой.
Выдели окончания в проверочных и в проверяемых словах.
по верхушке ( _________________ ) ели ( ________________ )
на дальнем ( __________________ ) поле ( ________________ )
с хорошим ( ___________________ ) товарищем ( _____________ )
в большой ( ____________________ ) России ( _________________
)
Найди слово, окончание в котором нарушает закон письма, и
подчеркни его.
2. Проверь пропущенную орфограмму.
Если сумеешь, то покажи стрелочкой, какая буква в записанных
словах помогла тебе это сделать.
Если проверить орфограмму не сумеешь, оставь её в записи
пропущенной.
Выдели во всех словах окончания и основы.
свеча - нет свечей,
станция – нет станц_й
поле - нет полей,
здание - нет здан_й
Самостоятельная работа
по теме: «В каких падежных окончаниях буквы нарушают закон
письма?»
Цель: Определить уровень усвоения алгоритма действия учащихся
при проверке орфограмм в падежных окончаниях с учётом
наличия нефонемных написаний.
Класс 3 - « _______ » Дата ___________________________
Фамилия, имя ____________________________________________________
1.
Проверь выделенные орфограммы и вставь окончания.
Укажи орфограммы, которые нарушают закон письма (→ЗП)
спустился в ущель____ ______;
письмо для Анастаси__ ______ Андреевн__ ______;
по алле__ ______ в оранжере__ _______;
о музыкальн__м _______ звучани__ _______;
2.
Выбери букву для написания окончания.
деревья в ине_ (е, и ) ; в музе_ (е, и ) истори_ ( е, и );
о пени_ (е, и ) синиц_ (и, ы ) ; у Лиди_ ( е, и ) из Англи_ (е, и );
3.
Вставь пропущенные орфограммы и выдели окончания.
за границ__й с туч__й под душ__м
перед лиц__м с мяч__м к больш__му (дому)
за товарищ__м о чуж__й (книге)
над борщ__м к рыж__му (коту)
Контрольная работа
по теме: «В каких падежных окончаниях буквы нарушают закон
письма?»
Класс 3 - « _______ » Дата _________________________________
Фамилия, имя ________________________________________________________
1. Проверь и вставь пропущенные орфограммы.
Выдели окончания.
На лекци__ в планетари__ мы узнали много интересн_ _ _ о
движени_ планет на неб_, о лунн_м затмени_.
От ближайш_й станци_ до наш_й деревн_ надо пройти
берёзов_й рощ_й.
До поздн_ _ _ вечера в редакци_ ребята слушали рассказ об
удивительн_м путешестви_ на мотоцикл_ из Магадана в Москву.
2.
Выдели ту значимую часть слова, в которой подчёркнута
орфограмма.
В первый столбик запиши слова, в которых подчёркнутые
орфограммы написаны по закону письма.
Во второй столбик запиши слова, в которых подчёркнутые
орфограммы нарушают закон письма.
под горой, в платье, горевать, на станции, сгорел, на пуле, заря, над улицей
‾ ‾ ‾ ‾ ‾ ‾ ‾ ‾
________________________ _____________________________
________________________ _____________________________
________________________ _____________________________
________________________ _____________________________
________________________ _____________________________
________________________ _____________________________
Рядом с каждым словом, в котором можешь объяснить подчёркнутую
орфограмму, поставь «плюс».
Рядом со словом, в котором подчёркнутую орфограмму
объяснить НЕ можешь, поставь знак вопроса.
Диагностическая тестовая работа №2 (на выходе)
по теме: «В каких падежных окончаниях буквы нарушают закон
письма?»
Цель: Проверить операции учащихся при проверке орфограмм в падежных
окончаниях с учётом наличия нефонемных написаний.
Класс 3 - «______» Дата _____________________________
Фамилия, имя ________________________________________________________
1.
Проверь орфограммы. В первый столбик запиши слова с
окончанием -е, во второй - с окончанием -и.
о Евгени_, на ручь_, во внимани_, в ине_, о создань_, при услови_, к
Дарь_, на заседани_, о здоровь_, о зрени_
_____________________ ______________________
_____________________ ______________________
_____________________ ______________________
_____________________ ______________________
_____________________ ______________________
_____________________ ______________________
2.
Спиши высказывания, заменяя звуковые записи буквенными.
У наш [ ыва ] знаком [ ава ] дяди Вани Чиж [ ова ] есть дача у
Чёрн [ ава ] моря. В этом году мы сн [ ова ] поедем к прекрасному берегу
син [ ива ] моря.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
3.
«Сказочные» слова изменяются как слова русского языка.
Выдели окончания.
Отметь, какое окончание пишется по закону письма (→ЗП).
кучерий______________ хлявкая_________
рацкей_______________ хлявкий_________
лэзие_________________ хлявкое_________
друкье________________
ювенья________________
мямлукзия_____________