"Шаг навстречу" ( Семья и школа: пути эффективного взаимодействия)
Автор: Дударева Галина Юрьевна Должность: учитель русского языка Учебное заведение: мбоу "Гимназия" Населённый пункт: Хакасия,г.Абакан Наименование материала: статья Тема: "Шаг навстречу" ( Семья и школа: пути эффективного взаимодействия) Раздел: полное образование
«Шаг навстречу»
( Семья и школа: пути эффективного взаимодействия)
Г.Ю.Дударева, учитель русского языка и литературы
« Если школа сделает родителей своими союзниками, то
она станет сильнее во всех отношениях. Взаимодействие
с родителями должно носить характер встречного дви-
жения, совпадающего как по своей направленности и целевым установкам, так и по
формам и методам реализации. ..»
В.Собкин, директор Института социологии образования РАО
Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его воспитание и
развитие. Основными задачами воспитания на современном этапе развития общества
являются: формирование у учащихся гражданской ответственности и правового
самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, способности
к успешной социализации в обществе. Большую часть времени ученик проводит в школе и
дома, поэтому важно, чтобы требования педагогов и родителей не противоречили друг
другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если
педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, будут решать проблемы
воспитания согласованно.
Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной
на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как
равноправных партнеров. Это отвечает современным требованиям ФГОС нового
поколения.
Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как
создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на
родительском собрании присутствовали почти все родители? Семьи очень разные, у
каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый, единственно
правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от
интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных
обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств
Мы постарались выстраивать отношения с родителями 5б класса с учётом их запросов,
степени активности и уровня психолого-педагогической готовности.
Для решения ряда вопросов , поставленных в воспитательной работе с классом,
возникла необходимость создания семейного клуба « Берегиня».
Перед родительским активом и классным руководителем была поставлена цель:
-Эффективное взаимодействие школы и семьи для успешной социализации учащихся.
А также ряд задач:
1.Учитывать дифференцированный и личностно - ориентированный подходы по
отношению к семье, родителям.
2.Пропагандировать семейные ценности, формировать основы педагогической культуры у
родителей.
3.Привлечь родителей к сотрудничеству со школой, к проведению классных мероприятий
совместно с учащимися; повысить их социальную активность.
. Ожидаемые результаты работы клуба:
• учет социального запроса родителей по различным проблемам;
• взаимодействие с родителями, осуществляемое на позициях сотрудничества и диалога;
• использование форм работы с семьей, повышающих активность родителей;
• выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта
взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания.
Были выработаны законы клуба:
-Здесь принимают активное участие искренние и надёжные люди – заботливые родители. -
Ради любви ребёнка к родителям учимся любить его и постоянно работать над собой. -
Каждый участник имеет свою точку зрения. -
Главная оценка в жизни человека – это самооценка.
-Учимся слушать и слышать друг друга в Клубе, дома, на улице, в школе.
- Преумножаем любовь в мире: учим любить себя, детей, ценить семью.
В течение учебного года актив клуба занимался
- организацией и проведением совместных праздников, экскурсионных поездок,
посещением театров, музеев;
-участием родителей в конкурсах, акциях, проводимых в школе;
-индивидуальных консультаций;
-изучением мотивов и потребностей родителей.
На сегодняшний день можно совершенно определённо и уверенно сказать, что
взаимодействие семьи и школы влияет:
- на воспитательную среду семьи, вносит осознанность в действия родителей;
- повышает ответственное отношение родителей к своим родительским обязанностям;
- формирует активную педагогическую позицию родителей, вооружает их
педагогическими знаниями;
- повышает уровень положительного отношения к школе;
- привлекает родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе класса, к
управлению школой.
Сами родители отмечают, что за 1 год работы семейного клуба лучше узнали друг
друга, между семьями завязались неформальные дружеские отношения. На семейные
праздники теперь приходят целыми семьями. Заинтересовались нашей работой бабушки и
дедушки. С ними мы связываем особые надежды в следующем году, который посвятим
семейным традициям.
Наши коллективные творческие дела позволяют детям и родителям проявлять своё
творчество в самых разных формах. Атмосфера семейной заботы о каждом члене
коллектива формирует в ребёнке потребность в постоянной интеллектуальной творческой
деятельности. Участие в реальном труде, взаимодействие в разных по составу группах
помогает ребёнку приобрести собственный опыт и усвоить социальные нормы отношений.
Вот отзывы родителей: «…За повседневной жизнью мы порой не замечаем многих
удивительных явлений, которые происходят в природе, вокруг нас. В клубе вместе с
детьми мы узнаем много нового, а самое главное мы, приобщаемся к миру увлечений
наших детей. Такие встречи в семейном клубе не могут не оставаться в памяти ребенка….
Оксана В.».
«….Наши дети не будут злыми, грубыми, угрюмыми, невеселыми, потому что семейный
клуб дарит добрые чувства, любовь, новые знания, хорошее настроение, воспитание.
Рядом с ребёнком самые добрые люди – мама, папа, учитель и одноклассник…Галина Т.»
Хотелось бы подчеркнуть, что семья и школа – два важных социальных института
социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или,
по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показывает, что в результате
применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой.
Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своих детей. Такие
изменения позволяют говорить об эффективности использования традиционных и
современных форм работы между семьёй и школой.
В заключение хочется привести слова В.А.Сухомлинского: «Задача школы и родителей –
дать каждому ребенку счастье. Счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл
свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом, и в том, чтобы наслаждаться
красотой окружающего мира и создавать красоту для других,
и в том, чтобы любить
другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми. Только вместе с
родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье».