Напоминание

"Шаг навстречу" ( Семья и школа: пути эффективного взаимодействия)


Автор: Дударева Галина Юрьевна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: мбоу "Гимназия"
Населённый пункт: Хакасия,г.Абакан
Наименование материала: статья
Тема: "Шаг навстречу" ( Семья и школа: пути эффективного взаимодействия)
Раздел: полное образование





Назад





«Шаг навстречу»
( Семья и школа: пути эффективного взаимодействия) Г.Ю.Дударева, учитель русского языка и литературы « Если школа сделает родителей своими союзниками, то она станет сильнее во всех отношениях. Взаимодействие с родителями должно носить характер встречного дви- жения, совпадающего как по своей направленности и целевым установкам, так и по формам и методам реализации. ..» В.Собкин, директор Института социологии образования РАО Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его воспитание и развитие. Основными задачами воспитания на современном этапе развития общества являются: формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Большую часть времени ученик проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы требования педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, будут решать проблемы воспитания согласованно. Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Это отвечает современным требованиям ФГОС нового поколения. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители? Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый, единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств
Мы постарались выстраивать отношения с родителями 5б класса с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической готовности. Для решения ряда вопросов , поставленных в воспитательной работе с классом, возникла необходимость создания семейного клуба « Берегиня». Перед родительским активом и классным руководителем была поставлена цель: -Эффективное взаимодействие школы и семьи для успешной социализации учащихся. А также ряд задач: 1.Учитывать дифференцированный и личностно - ориентированный подходы по отношению к семье, родителям. 2.Пропагандировать семейные ценности, формировать основы педагогической культуры у родителей. 3.Привлечь родителей к сотрудничеству со школой, к проведению классных мероприятий совместно с учащимися; повысить их социальную активность. . Ожидаемые результаты работы клуба: • учет социального запроса родителей по различным проблемам; • взаимодействие с родителями, осуществляемое на позициях сотрудничества и диалога; • использование форм работы с семьей, повышающих активность родителей; • выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания. Были выработаны законы клуба: -Здесь принимают активное участие искренние и надёжные люди – заботливые родители. - Ради любви ребёнка к родителям учимся любить его и постоянно работать над собой. - Каждый участник имеет свою точку зрения. - Главная оценка в жизни человека – это самооценка. -Учимся слушать и слышать друг друга в Клубе, дома, на улице, в школе. - Преумножаем любовь в мире: учим любить себя, детей, ценить семью. В течение учебного года актив клуба занимался - организацией и проведением совместных праздников, экскурсионных поездок, посещением театров, музеев; -участием родителей в конкурсах, акциях, проводимых в школе;
-индивидуальных консультаций; -изучением мотивов и потребностей родителей. На сегодняшний день можно совершенно определённо и уверенно сказать, что взаимодействие семьи и школы влияет: - на воспитательную среду семьи, вносит осознанность в действия родителей; - повышает ответственное отношение родителей к своим родительским обязанностям; - формирует активную педагогическую позицию родителей, вооружает их педагогическими знаниями; - повышает уровень положительного отношения к школе; - привлекает родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе класса, к управлению школой. Сами родители отмечают, что за 1 год работы семейного клуба лучше узнали друг друга, между семьями завязались неформальные дружеские отношения. На семейные праздники теперь приходят целыми семьями. Заинтересовались нашей работой бабушки и дедушки. С ними мы связываем особые надежды в следующем году, который посвятим семейным традициям. Наши коллективные творческие дела позволяют детям и родителям проявлять своё творчество в самых разных формах. Атмосфера семейной заботы о каждом члене коллектива формирует в ребёнке потребность в постоянной интеллектуальной творческой деятельности. Участие в реальном труде, взаимодействие в разных по составу группах помогает ребёнку приобрести собственный опыт и усвоить социальные нормы отношений. Вот отзывы родителей: «…За повседневной жизнью мы порой не замечаем многих удивительных явлений, которые происходят в природе, вокруг нас. В клубе вместе с детьми мы узнаем много нового, а самое главное мы, приобщаемся к миру увлечений наших детей. Такие встречи в семейном клубе не могут не оставаться в памяти ребенка…. Оксана В.». «….Наши дети не будут злыми, грубыми, угрюмыми, невеселыми, потому что семейный клуб дарит добрые чувства, любовь, новые знания, хорошее настроение, воспитание. Рядом с ребёнком самые добрые люди – мама, папа, учитель и одноклассник…Галина Т.» Хотелось бы подчеркнуть, что семья и школа – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показывает, что в результате
применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своих детей. Такие изменения позволяют говорить об эффективности использования традиционных и современных форм работы между семьёй и школой. В заключение хочется привести слова В.А.Сухомлинского: «Задача школы и родителей – дать каждому ребенку счастье. Счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми. Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье».


В раздел образования