Напоминание

Духовно - нравственное воспитание обучающихся на уроках биологии.


Автор: Петрова Людмила Григорьевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: пгт Рудногорск
Наименование материала: Методическое выступление
Тема: Духовно - нравственное воспитание обучающихся на уроках биологии.
Раздел: среднее образование





Назад




Рождественские педагогические чтения

по теме

«Нравственные ценности и будущее человечества»

Методическое выступление:

Духовно - нравственное воспитание обучающихся

на уроках биологии.

Учитель биологии

МОУ «Рудногорская сош»

Петрова Л.Г.

Январь 2020год

~ 1 ~

Методическое выступление:

Духовно - нравственное воспитание обучающихся

на уроках биологии.

Развитие и воспитание духовно-нравственной личности учащегося. Учитель -

предметник участвует в этом процессе и своим нравственным примером, и с

помощью личностно-ориентированного обучения, и средствами своего предмета.

Посредством предмета учитель биологии непосредственно участвует в духовно-

нравственном развитии учащихся.

Биология - наука о жизни. Ее изучение способствует осознанию школьниками

того, что сохранение биосферы - непременное условие не только существования,

но и развития человечества, что всё живое уникально и этим только уже ценно. В

связи с этим актуальное значение приобретает биологизация и гуманизация

образования в целом, основная задача которого - воспитание нравственности

учащихся, нравственности, определяющей поведение человека в обществе и

природе, его духовные и душевные качества, его отношение к природе. Эта

нравственность определяет мораль нового типа и, может быть, мораль человека

нового типа: «То, что нами не создано, не должно быть нами разрушено».

В.А. Сухомлинский писал: “Природа - сильнейшее средство воздействия,

прекрасный метод воспитания, которым мы почти не пользуемся и которым

необходимо овладеть”.

Научить ребенка умению видеть и чувствовать красоту, силу и нежность

природы - первое условие воспитания через природу. Научиться нужно самим и

научить ребенка видеть вокруг себя чудесное во всем. Рассматривая зимнюю почку

сирени на уроке, нельзя не обратить внимания детей на удивительную способность

кроющих чешуек сохранять в трескучие морозы крошечные нежные листочки,

которые распустятся весной. Когда дети осознают чудесность этого явления, их

лица начинают светиться.

Изучая строение цветка, как не восторгаться с детьми совершенством форм и

изяществом линий, приспособленностью цветка и насекомого-опылителя. Дети

начинают приводить примеры из личных наблюдений, рассказывая с восторгом о

жизни насекомых и растений. А таинство зарождения новой жизни от слияния двух

крошечных клеток!

Практическая направленность уроков биологии формирует умение

использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт,

экология, охрана здоровья, оказание первой помощи пострадавшему и др.)

Особого внимания заслуживает формирование экологического воспитания на

уроках биологии: обсуждение экологических проблем, возникших по вине

человека, экологические субботники, работа на пришкольном участке, участие в

экологических акциях и конкурсах.

Охрана природы - одна из важнейших обязанностей каждого человека. Вот

почему важным в воспитании учащихся является формирование бережного

отношения к природе, воспитание у каждого ученика правильного экологического

мышления.

Ребенок школьного возраста, наиболее восприимчив к духовно-

нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и

воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в

детстве отличается большой психологической устойчивостью, поэтому так важно

~ 2 ~

не упустить реализацию возможностей предмета «Биология» в развитии личности

ребенка.

Из опыта работы.

Какие духовные качества и способности мы должны воспитать? Это

способность воспринимать прекрасное, сострадание ко всему живому, высокие

гражданские и патриотические чувства.

Создание нового отношения человека к

природе – задача, вытекающая из необходимости воспитывать экологическую

культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной

связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится

экологическое воспитание.

На уроке биологии в VI классе по теме «Виды корней, типы корневых систем»,

говоря о значении корня, предлагаю вниманию класса несколько строк из

стихотворения В. Жака:

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко.

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без корней расти они не станут.

Эти строки можно использовать для выполнения сразу двух задач урока:

выяснить основное значение корня как органа, осуществляющего минеральное

питание растения, а также продолжить формирование у детей бережного

отношения к природе.

Обучению видения природы во многом помогает живопись. Замечательные

полотна отражают природу. На душу ребенка картина оказывает огромное

воздействие.

Урок по теме «Растение — целостный организм, взаимосвязь клеток, тканей и

органов растения» (VI класс)можно начать следующим образом. На доске

вывешены репродукции картин Левитана «Золотая осень» и «Березовая роща»,

Саврасова «Грачи прилетели», под общим названием «Береза в произведениях

великих

художников».

Звучат

слова

учителя:

«Сколько

изящества

и

привлекательности в молодой кудрявой березке! Сколько красоты в старой,

развесистой белоствольной березе! Она прекрасна в любом наряде. Кто не

восхищался

молодой,

светло-изумрудной

зеленью

распустившейся

березы

(обращаемся к картине «Березовая роща»)! Кто не любовался осенним нарядом

берез, когда под оскудевшим солнцем осенней позднею порой их каждый лист

блестит червонцем над серебристою корой (обращаемся к картине «Золотая

осень»)! А зимой, когда после морозного тумана иней обсыплет тысячами

блестящих кристаллов свесившиеся книзу ветки, которые засверкают на солнце,

подобно алмазному дождю! Какое зрелище по великолепию может сравниться со

зрелищем, которое представляет роскошная плакучая береза в таком морозном

убранстве? (Обращается к картине «Берлинская лазурь».) Словно видишь перед

собой громадный фонтан, брызги которого внезапно обледенели, повиснув в

воздухе. И стоит вся в слезах алмазных плакучая береза.

~ 3 ~

И как контраст — другие «слезы» березы.

Вы слышали, когда березы плачут?

Вы видели, когда березы плачут?

Вы знаете, когда березы плачут—

То вместе с ними стонет мать-земля».

И далее говорю о том, что повреждение одного из органов растения влечет за

собой нарушение жизнедеятельности организма в целом, которое ведет его

к старению и преждевременной гибели; напоминаю о правилах поведения в лесу

во время сбора березового сока.

Не менее важной нормой нравственности человека является чувство

патриотизма. Это чувство – могучая движущая сила общества, проявляющаяся в

гордости за свою Родину, за ее мощный прогресс, в настойчивом желании

участвовать в созидательном труде, внести свой вклад в развитие и процветание

своего родного края, своей республики. Чувство гордости за страну воспитывается

на тех уроках, на которых сообщаются данные о наших растительных и животных

богатствах и о мероприятиях государства по охране и воспроизведению этих

богатств (о деятельности заповедников, заказников, национальных парков и т. д.).

Патриотизм воспитывается у учащихся и посредством чтения научно-популярных

книг и статей в учебниках нового поколения курса биологии о достижениях

отечественной биологической науки, о жизни и деятельности выдающихся ученых-

биологов, селекционеров.

При изучении в 7 классе темы «Болезнетворные бактерии» знакомлю

учащихся с учёными, которые ни сил, ни труда не жалели для установления

причин заболевания чумой и путей распространения инфекции. Среди них

Д.С.Самойлович, Н.Ф.Гамалея, Д.К.Заболотный, И.В.Мамонтов, знакомимся с

работами З.В.Ермольевой. Обращаю внимание обучающихся на то, что Зинаида

Виссарионовна успешно провела большую серию лабораторных опытов, подвергая

свою жизнь опасности. Один из таких опытов – это опасный для жизни опыт с

самозаражением, который она проводила на себе, изучая холерные вибрионы. Врач

Н.К.Завьялова сама заразилась лёгочной формой чумы. Решив проверить на себе,

насколько продолжительна невосприимчивость после выздоровления, она ставит

героический эксперимент – вновь подвергает себя контакту с больными лёгочной

чумой. Заразившись чумой при работе в экспедиции в Манчжурии, самый молодой

врач И.В.Мамонтов написал матери: «Нет ничего лучше жизни, но из желания

сохранить её я не мог бежать от опасности, которой подвержены все, и, стало

быть, смерть моя будет лишь исполнением служебного долга. Надо верить, что

люди добьются, хотя бы и путём многих страданий, настоящего человеческого

счастья, на земле, такого прекрасного, что за представление о нём можно

отдать всё, что есть личного, и самую жизнь». А вот последняя, предсмертная

телеграмма

И.А.Деминского: «Я

заразился

от

сусликов

лёгочной

чумой.

Приезжайте, возьмите полученные культуры. Записи все в порядке. Остальное

расскажет лаборатория. Труп мой вскройте как случай экспериментального

заражения человека от суслика. Прощайте. Деминский.»

Вместе с ребятами выясняем, какую цель преследовали учёные, отправляясь в

районы, где вспыхивали опасные инфекции, проводили эксперименты, опасные

для собственной жизни. О чём свидетельствуют их письма? Такие моменты на

~ 4 ~

уроке

воспитывают

у

детей

чувства

протеста

против

использования

бактериологического

оружия,

предназначенного

для

заражения

людей

возбудителями особо опасных инфекций, таких как чума, оспа, холера, сибирская

язва. Многие болезни ушли в прошлое и представляют лишь исторический

интерес, благодаря таким подвигам учёных.

При изучении темы в 6 классе «Вегетативное размножение растений» мы

знакомимся с выдающимся украинским поэтом и художником Т.Г.Шевченко,

который находясь в ссылке (крепость Новопетровское) был лишён права писать и

рисовать, тогда он, используя прутики вербы, трудился над тем, чтобы в безводной

степи возник чарующий оазис. Это своего рода подвиг великого поэта. Обсуждаем

с учениками, какой способ размножения использовал в своей работе Шевченко.

При изучении темы «Распространение плодов и семян» знакомлю учеников с

известным учёным-астрономом Н.А.Морозовым. Он был многие годы заточён

царским правительством в Шлиссельбургскую крепость. За короткие минуты

прогулок он собрал около 300 видов маленьких, хилых растений, которые росли в

тюремном дворике для гербария. Среди них были рябина и смородина. Обсуждаем

с ребятами, как попали в тюремный дворик эти растения.

При изучении в 9 классе темы «Основы селекции» рассказываю детям о

подвиге учёных которые в дни блокады Ленинграда. 14 ослабевших от голода

человек не уходили со своего поста, охраняя от мороза, сырости, крыс тысячи

семян зерновых культур. Люди еле передвигали ноги, умирали, но коллекционное

зерно сохранили. Печальный список, умерших от голода ведёт летопись:

Д.С.Иванов – хранитель риса, А.Г.Щукин – хранитель масличных культур,

Л.М.Розина – хранитель овса…

В 8 классе при изучении темы «Жизненная ёмкость лёгких» объясняю, что

особенно велика она у людей, занимающихся спортом, знакомлю ребят с подвигом

спортсмена Шаварша Карапетяна, спасшего из ледяной воды более 20 пассажиров,

рухнувшего с моста троллейбуса на дно Ереванского водохранилища.

Духовно-нравственное воспитание в школе должно лишь продолжаться, а

начинаться оно должно в семье и поддерживаться обществом.

6 класс Тема: Торфяной мох. Образование торфа Шел 1919-й г. На севере нашей

Советской республики наступали белогвардейцы. Раненых красноармейцев было

много, но не было ни ваты, ни бинтов, ни йода. Однажды врач Новотельнов вышел

за околицу села, здесь начина¬лось болото. Вдруг он заметил под снегом чистый

мох сфагнум. Новотельнов вспомнил, что в студенческие годы видел под

микроскопом препарат листа сфагнума с большими пустыми клетками. Сейчас в

этих клетках замерзла вода. Сухой мох кладут на скотных дворах, и он прекрасно

впитывает навоз¬ную жижу. С таким же успехом он может впитывать кровь и

гной. На следующее утро, несмотря на мороз, партия санитаров отправилась за

сфагнумом. Разрывая снег, они выдергивали мерзлые пласты мха и за три часа

собрали 300 кг. Когда мох оттаял, его отжали и разложили на простынях на полу в

хорошо протопленной перевязочной. Через сутки он высох и был использован

вместо ваты. Более того, мох заменил и йод: содержащееся в нем фенольное

соединение сфагнум, подобное карболовой кислоте, обладает дезинфицирующими

свойствами, и в ранах не развивается гнойная инфекция , предварительно

проглотив определенную дозу убитых микробов.

~ 5 ~

7 класс Тема: Влияние человека на животный мир

После рассмотрения

основных вопросов темы и выяснения причин исчезновения животных, предлагаю

детям выступить в роли одного из тех животных и рассказать о своей трагической

судьбе. (Дети готовятся заранее)

Странствующий голубь: В 1909 году зоологи обещали награду тому, кто укажет

место нашего гнездования. За сто лет до того, как была объявлена награда,

американский зоолог видел нашу стаю, состоящую по его подсчетам из 2 230 272

000 птиц. Когда мы пролетали над каким-нибудь местом, то казалось, наступала

ночь, когда останавливались на ночлег, на деревьях в лесу не хватало сучков, и мы

устраивались ярусами на спинах друг друга. Нередко даже толстые суки ломались

под нашей тяжестью, а ведь каждый весил всего 200-250 граммов. Казалось, нам не

страшны никакие превратности судьбы. Но прошло 30 лет, и была объявлена

награда за пару голубей. Всего 30 лет! Американские индейцы знали, что наше

мясо вкусно, но убивали столько, сколько им было нужно. А вот белые поселенцы

не знали, не хотели знать никаких законов. Они сбивали нас палками в полете.

Солдаты заряжали пушки картечью, чтобы одним выстрелом обеспечить ужин

целой казарме, фермеры глушили нас жердями, досками, ловили сетями.

Нескольких лет такой охоты было вполне достаточно, чтобы мы исчезли. В 1880

году уже кочевали лишь небольшие стаи, 1 сентября 1914 года в возрасте 29 лет в

зоопарке города Цинциннати умерла последняя из нас.

Тема: Домашние животные Дети очень любят рассказывать о своих домашних

питомцах. У них есть такая возможность, но вначале мы беседуем о том, какие

животные называются домашними, почему их так назвали? С какой целью человек

стал приручать диких животных? Чем домашние животные отличаются от

сельскохозяйственных? О чем нужно подумать каждому, желающему завести

домашнего питомца? Работаем с отрывком из сказки Антуана де Сент-Экзюпери

«Маленький принц»

Формировать у школьников чувство патриотизма можно, ознакомив учащихся

с жизнью и творчеством ученых; показав, что у многих российских ученых

были замечательные качества: преданность Отчизне, стремление развить науку

своей Родины, поднять ее престиж на более высокий уровень. Отражение

колоссальных успехов нашей страны в области различных отраслей биологии,

медицины, генетики, селекции в школьном курсе биологии позволяет формировать

у учащихся чувство гордости за свою Родину. Использование культурного

наследия русского народа (пословицы, поговорки, приметы, сказки и сказания,

былины,

песни

и

стихи)

позволяет

формировать

умение

воспринимать,

перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической

формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию. Анализ

ценностных аспектов современной биологии на базе современного и исторического

материала

(загрязнение

атмосферы

и

решение

экологических проблем,

этические

аспекты

биотехнологии,

клонирование

и

т.д.)

способствует

воспитанию гражданина и гуманиста. Практическая

направленность

уроков

биологии формирует умение использовать полученные знания, умения и навыки в

повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, оказание первой помощи

пострадавшему и др.

~ 6 ~

Во время весенней экскурсии в природу (лес, луг, роща, сад) в ответ на попытку

ребенка

поймать

красивую

бабочку

учитель

привлекает к

ней

внимание

ребят, вспоминая слова Аксакова о бабочке: «Из всех насекомых, населяющих

божий мир, из всех мелких тварей, ползающих, прыгающих и летающих, —

бабочка лучше, изящнее всех; это поистине порхающий цветок, расписанный

чудными, яркими красками, блестящий золотом и узорами, не менее прекрасными

и привлекательными; это милое, чистое создание, питающееся соком цветов. Как

радостно

первое появление

бабочек

весной!

Какое

оживление

они придают

природе, только что просыпающейся к жизни после жестокой и продолжительной

зимы». А далее следуют слова учителя о том, что это крохотное создание

перезимовало и вылетело погреться. Он предлагает детям рассмотреть бабочку

повнимательнее, но уже думая о словах, которые только что услышали, И бабочка,

как по заказу, «демонстрирует» перед ними свой божественный наряд. Таким

образом, учитель вначале дает возможность не только посмотреть, но и увидеть

биологический объект, а затем уже говорит о его назначении в природе

(обязательно) и значении в жизни человека.

У христиан бабочка иногда изображается сидящей на руке младенца Христа и

символизирует возрождение и воскресение души.

Таким образом, нравственное воспитание является основой всех основ. В

зависимости от того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет

зависеть, что он сам возведет в дальнейшем, как будет строить свои отношения с

окружающими. Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через

общение с природой.

“Спеши делать добро лучше настоящим утром, чем наступающим вечером, ибо

жизнь скоротечна и время летит”.

Литература

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина

России. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков, М. “Просвещение”, 2009 г.

2. Новое воспитание. Н.Е. Щуркова. М.: Педагогическое общество России”, 2000 г.

3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

“Вестник образования России”, 2004, № 12, 13.

~ 7 ~



В раздел образования