Напоминание

Роль спортивных тренажеров в развитии физических способностей детей дошкольного возраста


Автор: Мащенко Лариса Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Сузунского района "Сузунский детский сад №4"
Населённый пункт: р.п.Сузун
Наименование материала: статья
Тема: Роль спортивных тренажеров в развитии физических способностей детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Для организации самостоятельной двигательной активности ребенка, необходимо заинтересовать его. Для этого можно использовать, например: 1. Тренажёр "Поймай мяч ловушкой" Изготавливается из верхней части пластиковой бутылки. При помощи крышки к бутылке крепится леска (длина от 40 см до 1 м) с капсулой от "киндер-сюрприза" на конце. Цель - забросить капсулу в лукошко. Развивает ловкость, меткость. Сложность выполнения упражнения регулируется длиной лески. 2. Тренажёр "Попади в кольцо" Деревянное кольцо (диаметр - 40 см) крепится в дверном проёме на расстоянии около 1, 5 м от земли. К кольцу пришивается тесьма (около 2 м) с мягким шариком. Ребёнок должен попасть шариком в кольцо. Играющих может быть двое. Они располагаются по разные стороны от кольца. В этом случае задача усложняется:: играющие должны не только бросать, но и ловить. 3. "Лыжи" Изготавливаются из использованных пластиковых бутылок. Вдоль бутылки вырезается отверстие в форме стопы, край которого оклеивается тканью или бумагой. Ребёнок, надев "лыжи", выполняет скользящие движения, имитируя движения лыжника. 4. Напольные шашки Полотно размером 1на 1 м расшито квадратами двух цветов, расположенных в шахматном порядке. Роль шашек выполняют стаканчики из-под йогурта. Дети играют в шашки лёжа на полу, что позволяет разгрузить позвоночник.
В настоящее время в дошкольных учреждениях используются тренажеры, укрепляющие разные группы мышц (простые и сложные). Простые: • "Эспандер" (для мышц плечевого пояса); • "Диск "Здоровье" (для укрепления мышц туловища и ног); • Гантели, гири (для укрепления рук и плечевого пояса); • Массажеры "Колибри" (профилактика плоскостопия, проведение массажа ступней ног); • Мячи-массажеры (для массажа разных частей тела); • Резиновые кольца (для развития мышц кистей рук); • Массажные коврики (для массажа ступней ног, профилактики плоскостопия); • Гимнастические ролики (для развития координационного аппарата); • Гимнастические мячи (для развития гибкости позвоночника и координационных способностей). Сложные: • "Тяга верхняя"; • "Тяга нижняя"; • "Гребля"; • "Брусья опорные"; • "Скамья наклонная"; • "Велотренажер"; • "Жим ногами"; • "Бегущая дорожка". Данные тренажеры отвечают основным педагогическим требованиям:
• имеют привлекательный вид, а значит, вызывают у детей интерес, побуждают их к разнообразной ДА; • учитывают особенности образного восприятия дошкольников; • позволяют создавать игровые ситуации с использованием разных сюжетов; • доступны всем детям, независимо от их физической подготовленности (высокий, средний, низкий); • моделируют такие движения как бег, прыжки, подлезания и др.; • соответствуют ростовым характеристикам детей и их функциональным возможностям. Конструкции тренажеров соответствуют условиям эксплуатации в закрытых помещениях, а размещать их можно в соответствии с той методикой, которой придерживается педагог на физкультурных занятиях. Непременное условие – соблюдение мер, предупреждающих травматизм детей Одним из актуальных социальных вопросов в настоящее время является охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения. Как для отдельного человека, так и для общества в целом самое дорогое богатство – здоровье. В основе здоровья лежит способность организма приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды. Фундамент здоровья и формирования тела закладывается
уже в дошкольном возрасте. Целенаправленное развитие функциональных возможностей детского организма обеспечивает повышение его устойчивости к неблагоприятным воздействиям. Общеизвестно, что основы здоровья человека закладываются в детстве, поэтому сущность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ состоит в том, чтобы для каждого ребенка дошкольного возраста выбрать подходящую форму двигательной активности. Ведь именно она является основным фактором, определяющим уровень обменных процессов в организме и, соответственно, состояние мышечной и сердечно-сосудистой систем. Главной целью физического воспитания в дошкольном учреждении является удовлетворение естественной биологической потребности детей в движении, достижение оптимального уровня здоровья и всестороннего двигательного развития. А достижение этой цели невозможно без постоянного поиска новых эффективных и разнообразных форм физкультурно-оздоровительной работы. В процессе активной двигательной деятельности дети познают себя, свое тело, знакомятся с его строением, свойствами, возможностями, изучают способы перемещения в пространственно- временной среде. У малышей значительно выше показатели ловкости: они овладевают более сложными координационными движениями (прыжки на батуте, ходьба и бег по наклонным бумам и т.д.), быстро приспосабливаются к изменяющимся ситуациям, сохраняют устойчивое положение тела в различных вариантах игр и упражнений. На основе совершенствования всех видов движений и развития физических свойств происходит качественное преобразование моторной сферы детей. Они стремятся достичь положительного результата, осознанно выбрать наиболее подходящий способ решения двигательной задачи. При этом дети получают "мышечную радость". Ограничение самостоятельной двигательной активности детей как в семье, так и в детском саду вызвано возрастающими познавательными интересами (компьютерные игры, конструирование, просмотр телепередач, видео и т.д.) Исходя из принципа «здоровый ребенок – успешный ребенок», мы считаем невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому, в настоящее время, в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется создание здоровьесохраняющей среды в условиях детского сада. Для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении в ДОУ созданы следующие условия: Спортивный зал ; оснащенный спортивными комплексами и спортивным инвентарем; спортивная площадка для подвижных и спортивных игр; имеется музыкальный зал; Эффективность физкультурно- оздоровительной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от взаимодействия воспитателей с медицинской сестрой, музыкальным руководителем, психологом и конечно с семьей. Предварительно составляется план работы совместной деятельности на учебный год. Консультации для воспитателей и родителей : «Особенности проведения бодрящей гимнастики после дневного сна», «Физическая готовность детей к школе», здоровый ребенок – счастливый ребенок», « Охрана жизни и здоровья детей», «Итоги оздоровительной работы» и др... В своей работе воспитатели
детского сада используют различные виды занятий, среди которых преобладают: сюжетно-игровые занятия, состоящие из подвижных игр разной степени интенсивности; занятия-соревнования: дети разбиваются на команды и в ходе различных эстафет выявляют победителей; занятия-тренировки основных видов движений; занятия по традиционной схеме: вводно-подготовительная часть, общеразвивающие упражнения, подвижные игры; «Как Вы оцениваете двигательную активность своих детей?» «Какое физкультурное оборудование имеется в Вашей семье?» «Как используется физкультурное оборудование для детей в Вашей семье?» «Принимаете ли Вы участие в двигательной активности Вашего ребенка?» «Какие виды двигательной активности сына (дочери) осуществляются в Вашей семье?» «Как часто, в какие дни и в какое время в Вашей семье осуществляется двигательная активность детей?» и др. Более отчетливо двигательные качества начинают проявляться в 4-х летнем возрасте. Именно тогда отмечается наибольший прирост частоты движений, силы отдельных мышц, прыжка в длину. Появляются первые попытки сочетания движений с ходьбой. Бег ребенка еще похож на семенящий шаг, ему трудно ловить мяч и посылать его в цель, но легко прыгать с мячом, несмотря на то, что движения еще не согласованны. Внимание детей неустойчиво, они легко отвлекаются, быстро утомляются от однообразных движений. Физическое воспитание направлено на улучшение состояния здоровья, физического развития, расширение функциональных возможностей растущего организма, формирование двигательных
навыков и двигательных качеств. Организованные формы двигательной деятельности включают: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и т.д. Дети различаются по уровню двигательной активности: одни - очень подвижные, другие - спокойные. В целом, дети с высокой двигательной активностью значительно лучше развиты. В процессе активной двигательной деятельности дети познают себя, свое тело, знакомятся с его строением, свойствами, возможностями, изучают способы перемещения в пространственно-временной среде. У малышей значительно выше показатели ловкости: они овладевают более сложными координационными движениями (прыжки на батуте, ходьба и бег по наклонным бумам и т.д.), быстро приспосабливаются к изменяющимся ситуациям, сохраняют устойчивое положение тела в различных вариантах игр и упражнений. На основе совершенствования всех видов движений и развития физических свойств происходит качественное преобразование моторной сферы детей. Они стремятся достичь положительного результата, осознанно выбрать наиболее подходящий способ решения двигательной задачи. При этом дети получают "мышечную радость". Ограничение самостоятельной двигательной активности детей как в семье, так и в детском саду вызвано возрастающими познавательными интересами (компьютерные игры, конструирование, просмотр телепередач, видео и т.д.) Основным компонентом предметно-развивающей среды, обеспечивающей физическое воспитание детей дома, являются физкультурно-оздоровительные комплексы «Домашний стадион», мячи, санки, велосипеды, лыжи, бадминтон. Если в семье имеются в наличии эти основные (ключевые) предметы, необходимые для нормального физического воспитания детей в семье, то это частично поможет реализовать физическое развитие детей. Однако, как показывает анализ полученных данных анкетирования, зачастую возможности этой предметной среды используются ограниченно.
Родителям необходимо успешнее организовать двигательную деятельность своих детей в соответствии с учетом их возраста и индивидуальных особенностей. Родители должны занимать позицию активного участника, своим примером показывать детям, что занятия физическими упражнениями необходимы для здоровья. В домашних условиях родители выделяют круг основных предметов для самостоятельной двигательной активности ребенка дошкольника. Развивающая среда дома: Предоставить в свободный доступ велосипед, санки, качели, подвесную сетку — мешок для метания мячей, простейшие тренажеры (мини-велотренажер, мини-степпер - «ступеньки»), мяч — прыгунок (хоп, гимник) и лыжи. Необходимо оборудовать место для самостоятельной двигательной активности детей, освободив участок комнаты и застелив его ковровым покрытием. Воспитатель может порекомендовать родителям во время совместных или самостоятельных игр использовать музыкальное сопровождение: включать песенки их любимых мультфильмов. По окончании следует сменить характер музыкального сопровождения на спокойный и расслабляющий, чтобы ребенка было легче переключить на другой вид деятельности. Также можно приобрести тренажеры, которые не занимают много места и удобны в пользовании (их можно хранить в ящике, расположив его в углу комнаты): детский эспандер - для развития мышц плечевого пояса; диск «Здоровье» - для укрепления мышц туловища и ног. Гантели и гири - для укрепления рук и плечевого пояса; массажеры «Колибри» - для профилактики плоскостопия и массажа ступней ног; мяч-массажер - для массажа разных частей тела; резиновые кольца - для раз- вития и укрепления кистей рук; гимнастические ролики - для развития координации; большие гимнастические мячи - для развития гибкости позвоночника и координации движений. С ними
хорошо выполнять разные комплексы общеразвивающих упражнений на утренней гимнастике и после дневного сна. Для укрепления разных групп мышц и развития выносливости можно приобрести детские тренажеры: велотренажер - для укрепления мышц ног и развития выносливости; брусья - для укрепления мышц рук и брюшного пресса; скамью наклонную - для тренировки мышц брюшного пресса; тягу - для укрепления мышц рук и плечевого пояса, туловища. Оздоровительное направление Название инвентаря Наглядное изображение развитие правильного свода стопы мяч силиконовый шероховатый 20 см гантели пластмассовые мячи пластмассовые 13 см
мячи сил иконовые гладкие 20 см степ – опора двухуровневая тренажёр 10 велотренажёр тренажёр степпер кинетический тренажёр массажёр - дуга шарнирный тренажёр обручи канат объёмный мячи теннисные мячи ежи 8 см массажная
дорожка “пен ёчки” массажная дорожка “кочки” коврик - колючка массажная дорожка “цветная поляна” корректирующие дорожки “следы” сухой бассейн фасолевый чётки (пуговицы) 11 сухой бассейн каштановый грецкие орехи массажные диски степп
ер статический тренажёр беговая дорожка ленточная тренажёр велотренажёр малый тренажёр шишки (еловые, сосновые) мини - палочки беговая дорожка шарнирная велотренажёр большой Футбольный комплекс формирование правильной осанки хоп - мячи
12 модуль - парашют ролики для рук Мишень для метания Тренажёр «бегущий по волнам» Тренажёр «Твист ер» диски здоровья мягкие модули: «арка» мягкие модули: «горка» мягкие модули: «ступеньки» 13 мягкие модули: «ручей


В раздел образования